Контрольная работа
«Семья в системе родственных связей. Изучение семейного древа методом генограммы»
- 21 страниц
Введение 3
Глава 1. Семья в системе родственных связей 4
Глава 2. Генеалогическое древо — знакомство с историей семьи 6
Глава 3. Генограмма как метод изучения семейного древа 12
Заключение 17
Библиографический список 18
Приложения 19
В последние годы на постсоветском пространстве заметно возрос интерес к генеалогии и семейной истории.
Причина проста: раньше зачастую было опасно заниматься своей родословной, да и возможности такой не было. Архивы на запросы частных лиц не отвечали, да и в семьях старшее поколение старалось не говорить на эту тему.
А между тем, в России традиция составлять родословные существует испокон веков. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей являются родители, бабушки дедушки.
Процесс составления родословной осложняется тем что, после сбора сведений о происхождении, преемстве и родстве рода и фамилии часто встаёт вопрос о том, как же донести до потомков эту уникальную информацию. И здесь целесообразно использовать метод генограммы.
Генограмма — своего рода родословное древо, но с несколько иной системой записей и иными целями. Польза сбора таких сведений очевидна. Сведение воедино разрозненных данных — первый шаг анализа. А анализ сам собой поможет выявить критические узлы и наметить пути к улучшению проблемных ситуаций, если они имеются.
Одним из самых простых, но содержательных и довольно распространенных инструментов сбора информации о семье является генограмма.
Генограмма представляет собой форму графической семейной родословной, на которой особым образом — с помощью специальных знаков (см. Приложение №2) — записывается информация о членах семьи по крайней мере в трех поколениях.
Генограмма, в отличие от других форм консультативно-терапевтических записей, которые ведет психолог, позволяет постоянно вносить добавления и корректировку при каждой встрече с семьей. Это может делать как психолог, так и клиент. Она дает возможность терапевту и клиенту держать в голове большое количество информации о членах семьи, их взаимоотношениях и ключевые события семейной истории.
Генограмма не является тестом и не содержит клинических шкал. Но она является инструментом сбора информации о проблемной семье, т.е. выполняет туже функцию, что и тесты. Генограмма была введена Мюррэем Боуэном и служит для анализа семейной истории с позиции системной теории.
На генограмме рядом с теми лицами, к которым она относится, может коротко помечаться и другая важная информация: имена, образование, род занятий, серьезные заболевания, место жительства на настоящий момент и т.д.
Для клиента нарисовать с первого раза генограмму своей семьи на листе бумаги — даже если перед ним лежат условные знаки — является практически нерешаемой задачей. Поэтому, как правило, генограмму составляет психолог или психолог с активным участием членов (члена) семьи.
В любом случае на материале генограммы проводится подробное интервью.
По мнению А. В. Черникова, интервью по генограмме обычно включает в себя следующие вопросы:
1. Состав семьи. Кто живет вместе с вами? В каких они родственных отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Где живут остальные члены семьи?
2. Демографическая информация о семье: имена, пол, возраст, стаж брака, род занятий и образование членов семьи и т.д.
3. Настоящее состояние проблемы. Кто из членов семьи знает о проблеме? Как каждый из них видит ее и как реагирует на нее? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?
4. История развития проблемы. Когда проблема возникла? Кто ее заметил первым? Кто думает о ней как о серьезной проблеме, а кто склонен не придавать ей особого значения? Какие попытки решений были предприняты, кем и в этих ситуациях? Обращалась ли семья раньше к специалистам и были ли госпитализации? В чем изменились взаимоотношения в семье по сравнению с тем, какими они были до кризиса? Видят ли члены семьи проблему как изменяющуюся? В каком направлении: к лучшему или к худшему? Что случится в семье, если кризис будет продолжаться? Какими видятся взаимоотношения в будущем?
5. Недавние события и переходы в жизненном цикле семьи: рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т.д.
6. Реакции семьи на важные события семейной истории. Какова была реакция семьи, когда родился определенный ребенок? В честь кого он был назван? Когда и почему семья переехала в этот город? Кто пережил тяжелее всего смерть члена семьи? Кто перенес легче? Кто организовывал похороны?
Оценка прошлых способов адаптации, особенно реорганизаций семьи после потерь и других критических переходов, обеспечивает важные гипотезы о семейных правилах, ожиданиях и паттернах организации.
7. Родительские семьи каждого из супругов. Живы ли родители клиента? Если умерли, то когда и от чего? Если живы, то чем занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были ли у них другие браки? Когда они встретились? Когда поженились? Есть ли у клиента братья или сестры? Старшие или младшие и на сколько? Чем занимаются, находятся ли в браке и есть ли у них дети?
Терапевт может далее задавать такие же вопросы про родителей отца и матери. Целью является сбор информации по крайней мере о трех-четырех поколениях, включая поколение идентифицированного пациента. Важной информацией являются сведения о приемных детях, выкидышах, абортах, рано умерших детях.
Потеря такой интересной традиции как знание системы родственных отношений (генеалогическое древо) делает нас Иванами, не помнящими родства, а значит и потери в общем понимании — духовности. В советские годы многие, опасаясь репрессий, старались не вспоминать о своем прошлом и даже меняли фамилии. Связь поколений ослабевала, но в наши дни все возвращается на круги своя, и история родов постепенно восстанавливается. Знать собственные корни не менее важно, чем передавать детям фамилию. А между тем, многие не имеют понятия не только об уже ушедших предках, но и забыли, когда родились их ближайшие родственники.
Память о своих предках люди хранят с доисторических времен. Когда-то имена и сведения о родственниках передавались из уст в уста. Потом родственные связи стали изображать в виде дерева, отсюда и пошло название «Родословное или генеалогическое древо», которое, по сути, было прообразом родословных таблиц. Затем все данные о родственниках начали заносить в родословные росписи.
На сегодняшний день при составлении и изучении семейного древа зачастую используют метод генограммы. Метод генограммы позволяет рассмотреть различные взаимоотношения в конкретной семье, с возможностью понять основные причины.
1. Праздникова Г.З. «Хорошее воспитание – лучшее наследство». //Воспитание школьников. – 2011. – № 9. – С. 52–56.
2. Семья: Книга для чтения. Кн. 2 / Сост.: И. С. Андреева, А. В. Гулыга. — М.: Политиздат, 1991.— 527 с.
3. Флорес Каслоу «Генограмма как проективная техника в диагностике и психотерапии», М, 2006г. — 247 с.
4. Шемшурина А.И. Ценностно-смысловая основа воспитания: мыслители прошлого и современность. //Воспитание школьников. – 2011. – № 5. – С. 13–17.
5. h**t://pro-psixology.r*
6. h**t://w*w.psynavigator.r*
7. w*w.kultu-rolog.r*
21% антиплагиата
Тема: | «Семья в системе родственных связей. Изучение семейного древа методом генограммы» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 21 | |
Цена: | 100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Совершенствование работы органов опеки и попечительства с неблагополучными семьями в городе (на примере Управления опеки и попечительства по Раменскому муниципальному району)
Творческая работа:
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-23 декабря 2014 года
Дипломная работа:
Консультирование в системе социально - педагогической деятельности
Дипломная работа:
Формирование вокальной культуры подростков в системе дополнительного образования
Дипломная работа:
Реализация прав детей в системе общего образования