Курсовая работа
«Анализ деятельности коммерческого банка»
- 35 страниц
Введение ….3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа деятельности коммерческого банка….5
1.1 Открытие и ведение счетов юридических и физических лиц ….5
1.2 Депозитные операции коммерческого банка….9
Глава 2. Анализ расчетно-кассового обслуживания как направления деятельности коммерческого банка….12
2. 1 Краткая характеристика коммерческого банка ОАО «Уссури»…12
2.2 Основные технико-экономические показатели ОАО «Уссури» в 2011-2013 гг. ….13
2.3 Анализ эффективности вкладных (депозитарных) операций физических лиц….14
2.4 Анализ эффективности расчетно-кассового обслуживания по приему наличных платежей физических лиц….22
2.5 Анализ эффективности расчетно-кассового обслуживания населения с использованием банковских пластиковых карт….25
2.6 Анализ расчетно-кассовых операций с юридическими лицами…26
2.7 Мероприятия по повышению эффективности расчетно-кассового обслуживания с юридическими лицами….28
Заключение….31
Список использованных источников….34
Тема курсовой работы «Анализ деятельности коммерческого банка» является актуальной. Одной из базовых структур рыночной экономики является платежная система, обеспечивающая движение денежных средств между экономическими субъектами путем проведения расчетов между ними. Выполнение денежных требований и обязательств субъектов экономических отношений обеспечивается в основном посредством расчетов по банковским счетам.
Посредничество в платежах является важнейшей функцией банков. На проведение расчетных операций затрачивается большая часть операционного времени работников банка (до 60 % и более).
Осуществление расчетных операций позволяет концентрировать в банках значительные и относительно дешевые ресурсы, которые используются при проведении активных операций. За свои услуги по расчетам банки, как правило, взимают комиссию, которая является одним из источников их доходов. От того, насколько эффективно организованы безналичные расчеты в банковской системе, зависит в значительной мере и общая эффективность функционирования хозяйствующих субъектов и экономики в целом.
Регулирование оборота наличных денег через кассы предприятий, организаций и учреждений осуществляется банками в процессе выполнения ими операций по организации денежного обращения в стране и кассовому обслуживанию.
Банковской практикой выработались такие методы регулирования денежного оборота, как ограничение кассовых остатков предприятий, организаций и учреждений; определение норм расходования из выручки наличными деньгами; установление способов сдачи выручки в банк; контроль за расходованием наличных по целевому назначению и др.
Своевременное и полное поступление денежной выручки предприятий, организаций и ее зачисление на открытые в банках счета ускоряют налично-денежный оборот, увеличивают кассовые ресурсы банков и позволяют обслужить хозяйственный оборот относительно меньшим количеством выпущенных в обращение наличных денег.
Зачисленные суммы денег на счета предприятий могут использоваться для платежей по возврату банковских ссуд, за товарно-материальные ценности и услуги, в бюджет и др. Следует так же добавить, что сосредоточение денежной наличности в учреждениях банков позволяет обеспечивать ее лучшую сохранность.
Цель исследования – анализ основных аспектов деятельности в коммерческом банке.
Объект исследования – деятельность коммерческого банка.
Предмет исследования – расчетно-кассовые операции ОАО «Уссури».
Задачи исследования:
- рассмотреть основные теоретические аспекты деятельности коммерческого банка;
- произвести анализ расчетно-кассового обслуживания в ОАО «Уссури»;
- наметить пути совершенствования расчетно-кассового обслуживания в ОАО «Уссури».
В настоящее время Банки осуществляют весь спектр банковских услуг для юридических лиц, и стремится создать максимально благоприятные условия для обслуживания клиентов на основе повышения качества предоставляемых услуг и обеспечения защиты интересов клиентов [10].
Так как все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг завершаются денежными расчетами между покупателем и поставщиком, то такой денежный оборот должен обязательно регулироваться законодательством и быть построенным на следующих принципах:
1. Все предприятия независимо от их организационно-правовой формы обязаны хранить денежные средства в банке. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимита и на определенный срок, установленный банком по согласованию с предприятием.
2. Денежные расчеты между предприятиями проводятся в основном безналичным путем.
3. Платежи осуществляются банком в соответствии с полученными платёжными документами.
4. Клиенты имеют право самостоятельно выбирать банк для расчётно-кассового обслуживания, а также пользоваться услугами нескольких банков.
Для расчетно-кассового обслуживания клиент открывает счёт в банке.
Учреждения Сберегательного Банка открывают и ведут счета юридических лиц всех организационно-правовых форм собственности (государственных, муниципальных, индивидуальных, товариществ с ограниченной ответственностью – акционерных обществ закрытого типа, акционерных обществ открытого типа, обществ с ограниченной ответственностью, предприятий, созданных на основе аренды), а также предпринимателей, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В зависимости от форм собственности и хозяйствования клиент может открыть расчётный, текущий или бюджетный счёт.
Расчетные счета открываются юридическим лицам, их обособленным подразделениям, а также индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, занимающимся частной практикой.
Цель открытия расчетных счетов для указанных лиц – совершение расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой [17].
Расходование средств с накопительных счетов не допускается. Средства с накопительных счетов по истечении срока перечисляются на оформленные в установленном порядке расчетные (текущие) счета клиентов.
Порядок открытия счета. Основанием открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) является заключение соответствующего договора и представление всех установленных документов.
Клиенту может быть отказано в открытии счета, если не представлены документы, подтверждающие сведения, необходимые для идентификации клиента, либо представлены недостоверные сведения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
При открытии счета должностные лица банка проводят идентификацию клиента, а также проверяют наличие у клиента правоспособности (дееспособности). Требования к идентификации кредитными организациями лиц, находящихся у них на обслуживании (клиентов), и выгодоприобретателей установлены Положением ЦБ РФ от 19.08.2004 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [11].
Банк обязан идентифицировать не только своего клиента, то есть лицо, находящееся на обслуживании и совершающее банковские операции и иные сделки, но и установить и идентифицировать выгодоприобретателя, то есть лицо, к выгоде которого действует клиент, в частности, на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении банковских операций и иных сделок.
В банке должна быть разработана и утверждена руководителем программа идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей. Требование по осуществлению идентификации считается выполненным, если банк может на основании соответствующих документов и сведений подтвердить, что предприняты обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей.
При открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) должностное лицо банка должно не только идентифицировать клиента (выгодоприобретателя), проверить наличие у клиента правоспособности (дееспособности), но и установить, действует ли лицо, обратившееся для открытия счета, от своего имени или по поручению и от имени другого лица
По итогам исследования были сделаны ниже приведенные выводы, предложены мероприятия по повышению эффективности рассчетно-кассового обслуживания клиентов ОАО «Уссури» и рассчитана их экономическая эффективность.
Исключительное право выпуска и изъятия наличных денег из обращения, организация их обращения принадлежат ЦБ РФ как эмиссионному центру страны. Непосредственное кассовое обслуживание предприятий и организаций возложено на коммерческие банки.
В настоящее время Банки осуществляют весь спектр банковских услуг для юридических лиц, и стремится создать максимально благоприятные условия для обслуживания клиентов на основе повышения качества предоставляемых услуг и обеспечения защиты интересов клиентов.
Аналитические данные показывают, что за анализируемый период все показатели рентабельности находятся на оптимальном уровне.
Коэффициент финансовой устойчивости на протяжении рассматриваемого периода был на оптимальном уровне в 8-15 %, что говорит о достаточности собственного капитала банка и отсутствии на данном этапе угрозы банкротства для ОАО «Уссури».
По мере увеличения привлекаемых средств, растет и доля вкладов физических лиц в среднем на 5,1 % ежегодно, причем их доля в общем объеме ресурсов значительно превышает размер вкладов юридических лиц. В то же время, несмотря на увеличивающийся размер вкладов субъектов хозяйствования их удельный вес в объеме привлеченных ресурсов незначителен и, кроме того, по мере наращивания банком привлеченных средств эта доля уменьшается в среднем на 0,49 % ежегодно. Данные показатели говорят о том, что ОАО «Уссури» строит свою депозитную политику, опираясь в основном на такую категорию клиентов как физические лица.
Это накладывает на банк определенные обязательства, требует достаточно большого количества операционных расходов связанных с содержанием персонала и обширной филиальной сети, без которой было бы невозможно наращивание ресурсной базы.
Несмотря на то, что выполнение плана по привлечению средств в разбивке по месяцам не однородно, однако на 1 января 2013 года в целом по банку фактическое выполнение плана по привлечению средств в рублях с учетом размещенных облигаций было выполнено на 97 %, в том числе по срочным депозитам на 99,7%, облигаций на 103,9 %, по вкладам до востребования на 94 %.
По результатам анализа можно говорить о наращивании ресурсной базы ОАО «Уссури» как в российских рублях, так и в иностранной валюте.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что ОАО «Уссури» стремится расширять перечень оказываемых услуг населению с целью более полного привлечения временно свободных денежных средств, несмотря на мировой экономический кризис, начавшийся в 2012 году.
При проведении анализа поступления сумм принятых платежей за 2012 и 2013 годы мы видим, что значительное увеличение происходит в феврале и июле. Объяснить это можно тем, что в эти периоды проходят основные налоговые платежи в бюджет. Так в феврале 2012 года сумма поступивших платежей составляет 859054,5 тыс. рублей, а в соответствующем периоде 2013 года эта сумма составила 966 906,2 тыс. рублей. В мае, июне, июле 2012 года сумма платежей значительно меньше, чем, скажем в январе, феврале того же года. Та же тенденция прослеживается и в 2013 году.
Таким образом, ОАО «Уссури» успешно функционирует в сфере банковских карт. Структура безналичных платежей в разрезе применяемых форм расчетов характеризуется преобладанием платежных поручений по отношению к другим платежным инструментам. Их доля в 2012 г. составила 77,64 %, а в 2013 г. – 79,0 %. Популярность данной формы расчетов объясняется возможностью их использования в расчетах по хозяйственным операциям и по операциям неторгового характера.
Платежи с применением аккредитивов используются незначительно. Аккредитивная форма безналичных расчетов между хозяйствующими субъектами предполагает гарантирование банком плательщика оплаты поставляемых товаров или оказываемых услуг. Эта форма расчетов применяется тогда, когда поставщик не полностью уверен в оплате покупателем отгруженного товара и хочет заручиться гарантией банка. Так, например, доля аккредитива в 2012 г. составила 0,3 %, а в 2013 г. – 0,24 %, то есть произошло снижение на 0,25 %.
Предложены мероприятия по повышению доходности валютных операций ОАО «Уссури» с юридическими лицами:
Оптимизация процентных ставок по валютным депозитам и кредитам. С целью заинтересовать вкладчиков в помещении своих средств в ОАО «Уссури» используются различные способы исчисления и уплаты процентов.
Как показывает зарубежный и отечественный опыт, для вкладчика важнейшим стимулом служит уровень процента, выплачиваемого банками по депозитным счетам. Поэтому, очевидным мероприятием по привлечению дополнительных банковских ресурсов, является увеличение процентной ставки по депозитам. Увеличение депозитной процентной ставки по вкладам юридических лиц на 1 % приведет к возрастанию объема привлеченных средств на 3,6 %.
Предлагается мероприятие по внедрению новых двух различных пакетов услуг для юридических лиц.
Предлагается ввести новую услугу – прием коммунальных платежей – за газ, за свет, за телефон, услуги кабельного телевидения в банкоматах ОАО «Уссури», а так же принимать платежи за обучение через кассовые узлы.
1. Анализ надежности банков / под ред. В.В. Иванова. М.: Русская деловая литература, 2006.
2. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. Москва: Финстатинформ, 2005.
3. Ахмедов Н., Рубцов С. Оценка стратегических решений в банке // Маркетинг. - 2013. - №1. – С. 46-54.
4. Банковское дело (справочное пособие). / Под ред. М. Ю. Бабичевой. Москва: Просвещение, 2012.
5. Боровская М. А. Банковские услуги предприятиям. Учебно-методическое пособие. – М., 2012. – С. 217.
6. Глухов В. В., Бахрамов Ю. М. Финансовый менеджмент. - Санкт-Петербург: Специальная литература, 2006. – 430 с.
7. Дмитриев-Мамонов В.А., Евалин З.П. Теория и практика коммерческого банка. – Москва. 2011.- 274 с.
8. Евсейко С. Электронные деньги: перспективы использования // Банковский вестник. - 2012. - № 6. - С. 11-12.
9. Жуков Е.Д. Банки и банковские операции. Москва: Экономика, 2013.
10. Луценко Е. В., Лебедев Е.А. Определение кредитоспособности физических лиц и риска их кредитования // Финансы и кредит. 2006. № 32 (236). - С. 75 - 83.
11. Макаренко Н.В. Кассовые операции в кредитных организациях // Бухгалтерия и банки. - 2012. - № 1.- С 30-34.
12. Мотовилов О.В. Банковское и коммерческое кредитование и финансирование инноваций. – Москва. СПб, 2011.- 315 с.
13. Паит И.Я. К вопросу формирования конкурентной стратегии коммерческого банка / И.Я. Паит // Деньги и кредит. – 2013. - № 11 – С. 44-47.
14. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. – Москва. 2011. -125 с.
15. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. Москва: Дело, 2011.
16. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков и зарубежный опыт. Москва: Экономика, 2012.
49. Яшина Н. М. Основные принципы управления риском//Финансы и кредит. 2013. № 36 (240). -С. 79 - 80.
Тема: | «Анализ деятельности коммерческого банка» | |
Раздел: | Бухгалтерский учет и аудит | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 35 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности формирования налоговой базы и уплаты налогов в филиале коммерческого банка
Дипломная работа:
Деятельность коммерческого банка на примере оао сбербанк
Курсовая работа:
Управление прибыльностью банка
Курсовая работа:
Анализ внешнеэкономической деятельности коммерческого банка