Курсовая работа
«Неклассическая философия 19-21 века.»
- 18 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
1. Философия позитивизма….4
2. Экзистенциализм С. Кьеркегора.9
3. Философские идеи А. Шопенгауэра…. 12
4. Философия прагматизма… 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 17
Список использованной литературы… 18
Неклассическая философия представляет собой совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 ст. вне пределов немецкой классической философии. Последняя, однако, имеет самое прямое отношение к возникновению этих течений, ибо она самим фактом своего присутствия и влияния на умы современников, стимулировала критическое отношение к себе и стремление ее преодоления.
Начиная с эпохи Возрождения и Нового времени и вплоть до середины 19 ст. в Западной Европе складывалась и упрочивалась традиция рациональной философии, нашедшая свое окончательное оформление в философских системах представителей немецкой классической философии, прежде всего И. Канта и Г. Гегеля.
Реальная история 18 и 19 в. не востребовала эту философию: вознесенный на вершину человеческих ценностей разум оказался бессильным как объяснить, так и предотвратить дисгармонию и хаос, которые стали содержанием общественной жизни. Вместе с крахом Наполеоновской Франции в начале 19 ст. были посрамлены высокие идеалы эпохи Просвещения (разума); в 30-40-е г. г. в Германии и Франции резко обострилась классовая борьба, обозначившая непримиримые позиции в обществе. Этот раскол усугубился к концу 19 ст. и вылился в попытку коренного переустройства самих основ экономической и общественной жизни (Парижская Коммуна в 1871 г.). Франко-Прусская война 1870-1871г. г. вынесла свой приговор духовным ценностям эпохи разума. Прогрессистские иллюзии относительно будущего золотого века были развеяны (М. Хайдегер, 1993).
Переход от метафизики к позитивному знанию О. Кант обосновал анализом различных этапов, которые проходит человечество в своем стремлении познать мир, в своем умственном развитии. С его точки зрения, «человеческий разум», в силу своей природы, в каждом из своих исследований пользуется тремя методами мышления, характер которых существенно различен и даже прямо противоположен теологическим, метафизическим, позитивным. Следовательно, существуют три исторические стадии развития знания и три общих системы воззрений на мир.
На теологической стадии духовного развития человек стремиться объяснить все явления вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев.
Метафизическое исследование стремится достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире, но только через ссылку на различные придуманные первосущности и первопричины, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте. Так, Фалес видел первопричину в воде, Анаксимандр – апейроне, Гераклит – огне, Платон – идее, Декарт – субстанции, Лейбниц – монаде, Гегель – абсолютном духе, материалисты – материи и т.п.
Метафизическое мышление, по мнению Конта, способствует тому, что мысль приобретает большую широту и незаметно подготавливается к истинно научной работе. Но коренная ошибка этого мышления в том, что, как и теологическое мышление, оно стремится узнать абсолютные начала и причины всего. Но это невозможно, у нас нет средств выйти за пределы опыта. И поскольку это невозможно, метафизика предается необузданным и бесплодным фантазиям. Эти бесплодные и безнадежные попытки познать абсолютную природу и сущность всех вещей человечество должно оставить (Конт считал, что он считает, безусловно, недопустимым и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных) и устремиться по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками (Б.В. Бирюков, 1985).
В гносеологическом плане это означает, что наука должна ограничиться описанием внешних сторон объектов, их явлений и отбросить умозрение как средство получения знаний и метафизику как учение о сущности. Науки должны наблюдать и описывать то, что открывается в опыте, формировать эмпирические законы. Эти законы служат для описания фактов и имеют значение только для явлений (феномен) (Конт отрицает понятие «сущность», «причинность», считая их пережитками донаучных представлений и заменяя их представлением о постоянной последовательности явлений). «Мы не знаем ни сущности, ни даже действительного способа возникновения ни одного факта: мы знаем только отношения последовательности или сходства фактов друг с другом», утверждал Дж. Миль. Но и это знание относительно, а не абсолютно, поскольку опыт не имеет никаких окончательных границ, а может расширяться беспредельно.
В центре внимания позитивистов оказались по преимуществу проблемы, связанные с изучением индуктивно – логических и психологических процедур опытного познания.
Проблему, утверждения, понятия, которые не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта, позитивизм объявил ложными или лишенные смысла. Исследователь может “придумывать только такие гипотезы, считал О. Конт, которые по самой природе допускали хотя бы более или менее отдаленную, но всегда до очевидности неизбежную положительную проверку.
Конт впервые предлагает объективные принципы классификации наук в зависимости от их предмета и содержания. (О. Конт отвергает принципы классификации наук, предложенные Ф. Бэконом. Бэкон классифицировал науки в зависимости от различных познавательных способностей человека – рассудок, память, воображение). В системе классификации Конта выделяют следующие науки – математика, астрономия, физика, химия, физиология, социальная физика (социология), мораль, которые размещаются в этой системе по принципу движения от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к новому. Г. Спенсер развивает эту систему классификации, выделяя абстрактные (логика и математика), абстрактно – конкретные (механика, физика, химия) и конкретные науки (астрономия, геология, биология, психология, социология и т.д.). Абстрактные науки изучают формы, в которых явления предстают перед наблюдателем, а абстрактно-конкретные – изучают сами явления в их элементах и в целом.
Позитивизм противопоставил науку философии. И поскольку такая философия не имеет дела с метафизическими мировоззренческими проблемами, она отвергает как материализм, так и идеализм.
Неклассическая философия отражает все радикальные изменения в обществе, которым подвергалась западная Европа в середине 19 в. Прежде всего, стоит отметить Французскую революцию 1789 года, которая нанесла первый удар по умам людей. Гражданская война и террор заставили многих мыслителей того времени задуматься над возможностями науки и разума. Отдельные философы, такие как Ницше и Шопенгауэр, стали говорить о сомнительности прогресса, иррациональности истории и релятивности истины.
В рамках неклассической философии были сформулированы идеи, «приземлившие» философию И. Канта и Гегеля. Стройные формы её (систематичность, концептуальность, язык, логика, диалектика и т. п.) были отвергнуты или перестали быть обязательными. В философию пришли нерациональные способы познания и выражения мысли. Неклассическая философия как бы вернула человеку человеческое – волю, субъективные переживания, интуицию, мистическую веру, комплексное восприятие жизни. Она предопределила основные направление философии 20в. в лице экзистенциализма, феноменологии, персонализма, герменевтики, отчасти психоанализа, идею благоговения перед жизнью А. Швейцера и др.
1. Бергсон, Анри Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. М.: Московский Клуб, 1992,- 328 с.
2. Бирюков Б. В. Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики. М.: Знание,1985. - 192 с.
3. Бугаев С. Семиотическая голодовка //Кабинет: Картины мира, 1998. -СПб.: Инапресс. С. 278-282.
4.Витгенштей Л. Замечания по основаниям математики // Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 4.2, Кн.1, 1994. - 207 с.
5. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. - 383 с.
6. Лейбниц Размышления об «Опыте о человеческом разумении» г-на Локка.// Собрание сочинений в 4 тт. М.: Мысль, Т.2, 1983. С. 546-551.
7. Лейбниц Общие исследования, касающиеся анализа понятия и истин.// Собрание сочинений в 4 тт. М.: Мысль, Т.З, 1984. - С. 572-616.
8. Хайдеггер М. Время и бытие // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. -М., Республика, 1993. С.41-62
9. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление, т. 2. М.: Наука, 1993. -С. 110-621.
10. Шпет Г.Г. Явление и смысл. Томск: Водолей, 1996,- 192 с.
11. Юм, Давид Трактат о человеческой природе. О познании. М.: Канон, кн. 1,1995.-400 с.
12. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. / Под ред. В. С. Стёпина и др. – М.: Мысль, 2000.
13. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
Тема: | «Неклассическая философия 19-21 века.» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 18 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика