Курсовая работа

«Игра как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой»

  • 22 страниц
Содержание

Введение. 3

Глава I. Игра как основное средство развития дошкольников 5

1.1.Игра в истории человечества 5

1.2. Социальный характер детской игры 6

1.3. Классификация детских игр 7

Глава II. Дидактическая игра в экологическом образовании 9

2.1. Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста 9

2.2. Дидактическая игра как игровой метод формы ознакомления детей с природой 11

2.3. Основные виды дидактических игр. 13

2.4. Cтруктура дидактических игр 17

2.5. Дидактические игры на занятиях по ознакомлению с природой 19

2.6. Дидактические игры на экскурсиях, прогулках, как одно из средств закрепления знаний детей о природе. 20

Заключение. 21

Список используемой литературы 22

Введение

Игра — один из видов человеческой деятельности, как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

В игре ребенок переживает не только положительные эмоции. Он переживает и горечь неудачи, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами, обиду и т. д. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку радость, удовольствие, наслаждение. Игра без радости перестает быть игрой.

Большое своеобразие представляют игры каждого ребенка, так как на них оказывает воздействие то окружение, в котором он живет (жизнь взрослых, детского коллектива, отношение взрослых к его играм и т. д.); в них отражается своеобразие личности ребенка, его индивидуальность (потребности, интересы, опыт и даже тип нервной деятельности) и т. д.

С самого рождения ребенка окружает природа, удивляет его своей красотой и вот этот неизведанный мир ребенок начинает познавать через элементарную игру. С каждым разом он узнает все больше и больше, играя, он знакомится со свойствами живой и неживой природы, учится узнавать и сравнивать различные объекты природы.

Дети дошкольного возраста через игровую деятельность обогащают свой багаж знаний об окружающем мире.

Если мы хотим, чтобы выросло экологически грамотное, любящее и понимающее поколение необходимо с самого раннего возраста знакомить, объяснять и учить любить и беречь природу лучшее для этого средство это – игра.

Объект исследования – процесс экологического образования дошкольников.

Предмет изучения – игры в экологическом образовании дошкольного возраста.

Целью данного исследования является полно раскрыть роль и место игры при ознакомлении детей дошкольного возраста с природой.

Для этого были поставлены следующие задачи:

1. более подробно познакомиться с теорией игры.

2. изучить и проанализировать учебно-методическую литературу по вопросу исследования.

3. подобрать и составить систему игр экологического содержания.

4. изучить условия детских дошкольных учреждений по данному вопросу.

5. составить рекомендации для воспитателей и родителей.

Методологическая база работы. При написании работы используются сравнительно-сопоставительный метод. Этого метод сводится к анализу различных источников и литературы с точки зрения их комплексного рассмотрения, анализ передовой практики; тестирование; наблюдение, беседа и т. д.

Практическое значение курсовой работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в лекционных курсах по педагогики.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Фрагмент работы

Глава I. Игра как основное средство развития дошкольников

1.1. Игра в истории человечества

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

Детская игра имеет многовековую историю. «Это могучее воспитательное средство, — писал К. Д. Ушинский, — выработанное самим человечеством и в котором поэтому выразилась неподдельно истинная потребность человеческой природы» . Но Ушинский не связывал появление игры с каким-либо историческим периодом жизни человечества.

Первое марксистское толкование происхождения игры дал Г. В. Плеханов в работе «Письма без адреса». Он обратился к детским играм, рассматривая происхождение искусства. Анализ содержания игр детей разных народов (в основном первобытных) дал ему возможность утверждать, что в истории человечества игра, как и искусство, возникла после труда и на его основе. В игре находит свое отражение трудовая деятельность людей. «Игра — дитя труда, который предшествует ей во времени» , — писал Г. В. Плеханов. Подражая в игре деятельности взрослых: мальчики отцу, а девочки матери, дети практически овладевают не очень сложными навыками трудовой деятельности родителей и всем тем, что связано в обычаях общества с этим трудом. В силу этого, считал Плеханов, игра «.составляет одну из связей, соединяющих различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретений из рода в род» .

Мысли Г. В. Плеханова об историческом происхождении игры были развиты в советской психологии и педагогике. История развития игры рассматривается в связи с развитием человеческого общества и изменением положения ребенка в системе общественных отношений.

На ранних ступенях развития человечества, когда уровень производительных сил был еще чрезвычайно низок и основным способом добывания средств существования являлась охота, дети очень рано начинали принимать участие в общем со взрослыми труде. Практически усваивая способы употребления примитивных орудий, дети становились полноправными членами общества. Данных, свидетельствующих о наличии игры на этом этапе развития общества, нет.

Появление все более сложных орудий труда вызывает необходимость в специальной подготовке детей к трудовой деятельности. Взрослые создают для детей облегченные и уменьшенные в размерах разнообразные орудия труда (лук, копье, аркан, удочки и т. д.). Возникают игры-упражнения. В них дети овладевают необходимыми навыками и умениями использования орудий труда. Деятельность их при этом весьма близка к деятельности взрослых (из маленького лука можно убить небольшого зверя, удочкой поймать рыбу и т. д.).

Последующее усложнение условий и орудий труда, возрастающее разделение труда меняют и положение детей в обществе. Дети уже не могут принимать непосредственное участие в производительном труде взрослых и в общественных отношениях. Все большее количество орудий труда уже не может быть создано в уменьшенном размере. Появляется изобразительная игрушка, сохраняющая лишь внешнее сходство с орудиями труда. С ней нельзя упражняться в тех или иных действиях, а можно лишь изображать эти действия. В это время и возникает сюжетно-ролевая игра, в которой дети удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят в основных чертах социальные отношения и трудовую деятельность взрослых.

1.2. Социальный характер детской игры

У каждого народа накоплен и передается из поколения в поколение огромный запас разнообразных детских игр, в которых дети, играя и забавляясь, познают окружающий мир, совершенствуют свои способности, овладевают различными способами человеческой деятельности. Каждое общество различными путями, сознательно или стихийно, влияет на содержание детских игр (через подбор игрушек, осуждение и одобрение игр определенного содержания и т. д.). В советской педагогике игра сознательно и целенаправленно используется как средство воспитания.

Таким образом, игра, являясь социальной деятельностью, выполняет в обществе определенные функции — наряду с другими средствами она обеспечивает передачу накопленного общественного опыта от одного поколения к другому, обеспечивает развитие личности ребенка.

На социальную природу игры указывает и то обстоятельство, что она может существовать лишь при определенных социальных условиях. Взрослые члены общества, обеспечивая детям необходимые материальные условия для их существования и развития, создают объективные возможности для развертывания игры. Но далеко не всякое общество обеспечивает эти условия: раннее включение в тяжелый физический труд лишает детей многих семей трудящихся в различных странах детства и его спутника — игры.

Заключение

Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию детских игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на две большие группы: творческие игры и игры с правилами.

Важное развивающее значение имеют игры с правилами — подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.) и творческие. Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов: обучающая (дидактическая) задача; игровые действия; правила.

В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.

На экскурсиях и прогулках для закрепления знаний детей о природе используются следующие дидактические игры:

• подвижные игры природоведческого характера;

• словесные игры.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не оказать влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира.

Список литературы

1. Буре Р. С., Островская Л. Ф. / Воспитатель и дети. – М.: Просвещение, 1985. – 275 с.

2. Веретенникова С. А. / Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980. – 256 с.

3. Веретенникова С. А. / Методика ознакомление детей с природой. – М.: Учпедгиз, 1961. – 240 с.

4. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 315 с.

5. Воспитание и обучение детей пятого года жизни / Под ред. В. В. Холмовской. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с.

6. Воспитание и обучение детей пятого года жизни / Под ред. Л. А. Парамоновой и О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1987. – 280 с.

7. Дидактические игры в детском саду: (ст. группы). Пособие для воспитателя детского сада. / А. И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 85 с.

8. Дидактические игры как средство подготовки детей к школе. Сост. Р. А. Жукова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 80 с.

9. Жуковская Р. И. / Игра и её педагогическое значение. – М.: Просвещение, 1975. – 285 с.

10. Зеньковский В. В. / Психология детства. – М.: Академия, 1996. – 352 с.

11. Игра и труд в детском саду. / Под ред. А. П. Усовой, Л. А. Пеньвской. – М.: Учпедгиз, 1961. – 325 с.

12. Козлова С. А., Куликова Т. А. / Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 348 с.

13. Николаева С. Н. / Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Новая школа, 1995. – 115 с.

14. Николаева С. Н. / Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002. – 356 с.

15. Николаева С. Н. / Общение с природой начинается с детства. – Пермь, ВООП, 1992. – 340 с.

16. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. – М.: Учпедгиз, 1965. – 415 с.

17. Саморукова П. Г. / Методика ознакомления детей с природой в детском саду. – М.: Просвещение, 1992. – 235 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Игра как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 22
Цена: 250 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика