Дипломная работа
«Власть и реформы на примере Петровских реформ»
- 54 страниц
Введение 3
Глава 1. Политико-административные реформы Петровской эпохи 5
1.1. Новые принципы государственного строительства 5
1.2. Попытка организации самоуправления в городах и губерниях 22
1.3. Первый опыт подготовки государственных служащих 24
1.4. Социально-политические последствия 27
Глава 2. Становление Урала как региона во время Петровских реформ 33
2.1. Государственное управление на Урале в период областных реформ 33
2.2. Местное самоуправление 39
2.3. Оценка результатов Петровских реформ для уральского региона 43
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 50
Приложение…52
Как известно, государственный аппарат всех уровней выполняет исключительно важные функции. К какому бы из известных определений государства ни склонялось наше предпочтение, структурообразующая роль аппарата управления в конструкции государства несомненна.
Государственный аппарат (или институция, выполняющая его миссию) – обязательный признак государства; через аппарат управления абстрактное понятие государства обретает свою «физическую» осязаемость; посредством аппарата управления государство реализует свое влияние на социально-экономическую жизнь общества.
Тем более последнее присуще особенностям исторического развития России, которое с регулярным постоянством преподносит нам примеры чрезвычайного влияния государственных институтов.
Можно отметить и общественно-политические, или практические аспек-ты проблемы, определяющие актуальность настоящего исследования. Они связаны с конструированием новой структуры государственной власти современной России, в том числе – с реформой системы местного управления и самоуправления.
Политическое руководство страны как никогда раньше открыто обращается к историческому опыту российского госуправления, в первую очередь XVIII – начала XХ в., что выражается в консультациях с историками, прямом декларировании преемственности ряда государственных институтов Российской Федерации и Российской империи, частичного восстановления административной лексики, присущей дореволюционной традиции и т.п.
Разумеется, приведенные примеры не означают реставрации имперских институтов, но поиск, если можно так выразится, национальной государственно-политической идентичности налицо, а потому всякое исследование истории государственного аппарата прошлых веков может иметь не только специально-научное значение.
Все это делает выбор темы дипломной работы достаточно актуальным на сегодняшний день.
Объект исследования – государственное управление в России в переходный период от средневековья к новому времени.
Предмет исследования – структура и функционирование системы госу-дарственного управления в период реформ Петра I.
Цель дипломной работы – провести исследование реформирования си-стемы государственной власти в эпоху правления Петра I.
Для достижения указанной цели в процессе выполнения дипломной работы необходимо решить ряд задач:
-проанализировать новые принципы государственного строительства на основе исследования Петровских реформ;
-исследовать попытки организации самоуправления в городах и губерниях;
-исследовать опыт подготовки государственных служащих;
-рассмотреть государственное управление на Урале в период областных реформ Петра I;
-дать анализ организации местного самоуправления на Урале в период реформ Петра I;
-провести оценку результатов Петровских реформ для уральского региона.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных исследователей реформ Петра Великого – Шепелёва Л.Е., Анасимова Е.В., Водарского Я.Е., Редина Д.А. и др.
Информационную базу исследования составляет совокупность специальной и научной литературы, статистические данные по теме исследования, справочная и периодическая литература.
При выполнении дипломной работы использованы статистический и монографический методы научного исследования.
По итогам выполнения дипломной работы необходимо сделать вывод, что в результате политико-административных реформ Петровской эпохи к концу первой четверти XVIII в. сложилась новая система органов власти и управления.
Был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Он принципиально отличался от своего предшественника - Боярской думы.
"Члены совета назначались императором. В порядке осуществления исполни-тельной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона.
Урало-сибирский материал позволяет сделать некоторые выводы более широкого плана:
1) Не следует преувеличивать радикализм петровских реформ местного управления. Попытки (и небезуспешные) приспособить систему управления к вызовам времени предпринимали и предшественники Петра I, создав по своему завершенный и действенный, а самое главное, способный к эволюции механизм власти.
Хотя великий преобразователь демонстрировал полный разрыв с прежними традициями, а примерно с середины 1710-х гг., начав более глубокое знакомство с принципами европейского, камералистского управления, действительно решил этот разрыв осуществить, мы должны четко различать его намерения, выраженные в идеологии реформ и законодательном обеспечение реформ с одной стороны, и реальный процесс государственного строительства.
2) В первой четверти XVIII в. не произошло принципиальных измене-ний социально-экономических отношений в масштабах всей страны, в лучшем случае они лишь наметились, в связи с чем не было и объективных внутренних предпосылок для коренного изменения системы местного управления. Областная бюрократия петровского времени в массе своей оставалась бюрократией приказного типа, воспроизводившая приказные порядки управления.
Полагаем возможным, в связи с этим, говорить о континуальном характере допетровского и петровского чиновничества, во всяком случае, в местном звене государственного управления. Форсированная бюрократизация, на которую, очевидно, уповал император, смогла более или менее реализоваться лишь в центральном коронном аппарате, но не на местах.
3) Даже в условиях тотального государственного контроля (какового в петровское время, все-таки, не было) и дискретного, неконсолидированного состояния общества остается возможность обратной корректировки государственного курса.
Это корректировка на элементарном, рефлекторном уровне, выраженная формами социальной апатии, неосознанного саботажа, игнорирования своих социальных и служебных обязанностей и т. п. имела, на наш взгляд, место в первой четверти XVIII в.
Общая неготовность основной массы подданных Российской короны к предложенным радикальным реформам усугублялась неготовностью и нежеланием следовать новому курсу и самой бюрократии, о чем шла речь (на примере урало-сибирского материала) в настоящем исследовании. Благодаря «сопротивлению материала» реформируемой социокультурной среды, форсированный характер преобразований тормозился, или «смазывался».
Реальное преобразование государственного аппарата на местах и структурно, и по содержанию управленческой деятельности, под давлением объективных обстоятельств, теряло тот радикализм, который был заложен реформаторами, подстраивалось под возможности общества.
Принципиальные новации в управленческой сфере петровской эпохи возникали только в тех областях государственной и общественной жизни, в которых происходили базовые качественные перемены. Яркий пример тому дает история горнозаводского управления на Урале.
4) На практике разрыв между радикальными требованиями высшей власти и инертностью и ресурсной недостаточностью реорганизуемой среды привел к серьезному кризису местного управления, преодолеть который попытались преемники Петра в ходе т. н. “контрреформ” 1726–1727 гг. посредством предельного упрощения структуры местных учреждений, отказа от казенного финансирования наиболее многочисленной части госаппарата, частичной легализации старой практики “кормления от дел”, проведения общего сокращения численности чиновников и т. п.
5) Эти мероприятия, однако, не означали полного возврата к допетров-скому состоянию: избавившись от избыточных (в условиях места и времени) учреждений специального местного управления (камерирских и судебных учреждений всех уровней, а несколькими годами спустя – от фискальных учреждений ведения Военной коллегии – полковых дворов и военных дистриктов), высшая власть сохранила и упорядочила трехступенчатую иерархию местного административно-территориального деления (уезд (=дистрикт) – провинция – губерния), обеспечив строгую систему подчинения по вертикали, чего не было ни в допетровский, ни в петровский периоды; подчинила эту вертикаль по предметам ведения специальным учреждениям центрального аппарата, сохранившим свой отраслевой характер. Петровское административное законодательство, в значительной степени, стало основой для последующего законотворчества в области русского государственного права.
Таким образом, окончание петровских реформ государственного управления следует датировать событиями 1727 г. При всех издержках государственного строительства первой четверти XVIII в., оно, несомненно, стало очередным шагом по пути укрепления самодержавия, по пути бюрократизации управления.
В то же время сам период петровских реформ государственного и местного управления, при всей внешней радикальности и декларированном отрицании предшествовавшего административного опыта, будет справедливо рассматривать как переходный, с одной стороны завершавший процесс эволюции приказно-воеводской системы управления, а с другой стороны, открывавший качественно новый, коллежский этап в истории госуправления и бюрократии в России.
В первой половине XVII в. общая тенденция развития государственной системы России заключалась в переходе от самодержавия с Боярской думой и боярской аристократией, от сословно-представительной монархии к "чинов-ничье-дворянской монархии", к абсолютизму.
Таким образом, главным политическим результатом реформ Петра Великого стало закрепление в России абсолютной монархии как формы правления и утверждение абсолютизма как политического режима.
1. Административные структуры и бюрократия Урала в эпоху петровских реформ (западные уезды Сибирской губернии в 1711–1727 гг.) / Отв. ред. Н. А. Миненко. Екатеринбург, 2007. 620 с.
2. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Гроз-ного. - М.,1988. 110 с.
3. Анисимов Е. Время петровских перемен. М., 2004. 210 с.
4. Вторая областная реформа Петра Великого и становление уральской горнозаводской администрации // Известия Уральского государственного университета. 2004. № 31.
5. Володарский В.Я. Петр I. М., 1993. 110 с.
6. Головатенко А. История России: спорные проблемы. М., 2000. 120 с.
7. Гузилова Г.В. Система коллежского делопроизводства М., 2006. 120 с.
8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2006. 410 с.
9. Исаев И.А. История государства и права России. — М.: 2006.
10. История Урала с древнейших времен до конца XVIII в. – Пособие для учителя / Под ред. А. Т. Шашкова. Екатеринбург, 1995 с. 109–184.
11. История Урала с древнейших времен до конца XVIII в. – Сб. мат-лов и док-тов. Пособие для учителя / Под ред. Б. Б. Овчинниковой. Екатеринбург, 1995 с. 81–180.
12. История Урала с древнейших времен до конца XVIII в. – Учебное посо-бие. Екатеринбург, 1996. с. 90-115.
13. История Урала с древнейших времен до середины XIX в. – Учебное посо-бие для студентов исторических ф-тов / Под ред. А. Т. Шашкова, Н. Н. Попова. Екатеринбург, 2002 с. 124–201.
14. Кодан С.В. Кузница императорских кадров Царскосельский - Александровский лицей в системе подготовки государственных служащих в России в XIX - начале XX вв. М., 2006. 60 с.
15. Зуев М.Н. История России. М., 2004. 150 с.
16. Омельченко О.А. Становление абсолютной монархии в России: Учебное пособие М., 2006. 210 с.
17. Редин Д.А. Государственное управление на Урале в период Петровских реформ. Екатеринбург, 2007. – 120 с.
18. Сахаров А. Н. История России. М., 2000. 134 с.
19. Титов. Ю.Н. Абсолютизм в России. М., 2000. 250 с.
20. Титов Ю. П. История государства и права России. — М.: 2006
21. Черепнин Л.В. Земские соборы русского государства в XV-XVII вв. - М.,1978. - с. 89.
22. Шепелёв Л.Е. Чиновный мир России: XVIII—начало XX вв. М., 2006. 340 с.
Тема: | «Власть и реформы на примере Петровских реформ» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 54 | |
Цена: | 700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Регулирование и взаимодействие органов МСУ с предприятиями
Дипломная работа:
Государственное и муниципальное управления АПК, анализ его состояния и развития на примере ЛПХ в Динском районе Краснодарского края
Контрольная работа:
Разделение властей в смешанной (полупрезидентской республике)
Курсовая работа:
Развитие системы поддержки семьи, материнство, отцовства и детства на примере Калининградской области
Дипломная работа:
А.п. чехов и евангелие (на примере рассказа «студент»)