Реферат
«Синергетика. Порядок из хаоса.»
- 23 страниц
Введение. 3
§1.Что такое «синергетика»? 5
§2.Объекты синергетики. 7
§3.Самоорганизация. 9
§4.Причины хаоса. 14
§5.Роль энтропии как меры хаоса. 16
§6.Порядок из хаоса. 17
Заключение. 21
Список используемой литературы. 24
«Вавилонская башня» знания.
Человек находится в состоянии смятения перед сложным. И он испытывает страх перед хаосом. Как ориентироваться в сложном, полном неожиданных поворотов мире? Как овладеть сложным? Как прогнозировать развитие сложного? Какова вообще природа сложного и хаотического?
Сложный, неоднозначный и запутанный исторический ход движения познающего разума выглядит как построение "Вавилонской башни" знания. Будучи порождением человеческого разума, идеи, теории, модели – этот третий мир Поппера - начинает свою собственную жизнь, приобретает собственную историю, порождающую сложность, превосходящую первоначально созданное человеком. И подобно тому, как в библейском мифе о строительстве "Вавилонской башни" произошло смешение языков, в историческом течении научного знания имеет место смешение, синкретичное переплетение начал организованного и самоорганизующегося, сознательного, преднамеренного и неосознанного, стихийного, предсказуемого и непредсказуемого. В этом когнитивном движении смешивается да и нет, истина и заблуждение, наука и миф, наука и псевдонаука, рассудок как tabula rasa и предрассудок.
Известный американский физик М. Гелл-Манн, занимающийся в последнее время изучением природы сложного, выступил в качестве одного из основателей Института в Санта-Фе (Нью-Мехико), где проводятся исследования таких сложных адаптивных систем, как языки, мозг человека, экономика. Он предложил новый термин "plectics", который с его точки зрения выражает взаимоотношения простого и сложного во всех их бесчисленных проявлениях. Этот термин пока не получил распространения, по-видимому, из-за своего неочевидного семантического значения, обусловленного греческим происхождением. "plektikh" означает "искусство переплетения", "ткачество", а "plekw" – "плести", "сплетать", "обвивать"; "выдумывать", "составлять"; "усложнять", "запутывать".
Познанием сложного, поиском неких универсальных образцов самоорганизации сложных систем занимается синергетика. Естественно возникает вопрос, может ли синергетика помочь нам понять закономерности эволюции научного знания, причем не только на уровне коллективов ученых, научного сообщества, но и на уровне индивидуального творчества ученого.[2,с. 19-20]
В центре внимания синергетики находится согласованность взаимодействия отдельных частей при образовании структуры как единого целого.
Термин «синергетика» происходит от греческого «синергиа» - содействие, сотрудничество. Хакен не был первооткрывателем термина «синергетика» - у термина были предшественники. Английский физиолог 19 века Ч.Шеррингтон – человек, который фактически параллельно с Павловым открыл условный рефлекс , - называл синергетическим, или интегративным, согласованное воздействие нервной системы (спинного мозга) при управлении мышечными движениями. И в 20 веке появлялись «синергетики». С.Улам, который был участником одного из первых численных экспериментов ЭВМ первого поколения, под «синергией» понимал непрерывное сотрудничество между вычислительной машиной и оператором, а И. Забусский под «синергетическим подходом» к нелинейным математическим и физическим задачам понимал «совместное использование обычного анализа и численной машинной математики для получения решений разумно поставленных вопросов математического и физического содержания системы уравнений».
Когда же появилась на свет синергетика? В отличие от подавляющего большинства наук, дни рождения окутаны покровом неизвестности, дата рождения синергетики известна: в 1973 году на первой конференции, посвященной проблемам самоорганизации, Герман Хакен сделал доклад, с которого фактически и отсчитывает свое время жизни синергетика. Затем, с дополнениями и уточнениями, этот доклад вырос в программную статью «Кооперативные явления в сильно неравновесных и нефизических системах». Идеи, высказанные Г. Хакеном, были восприняты в научном сообществе с удивительной быстротой. Западногерманское издательство ''Шпрингер'' в 1975 году заказывает Хакену книгу. Уже в 1977 году монография под названием ''Синергетика'' выходит на немецком и английском языках. В 1978 году книга была переиздана, а вскоре вышла на японском и русском языках. Издательство ''Шпрингер'' открывает серию ''Синергетика'', в которой выходят все новые и новые труды.Начиная с 1973 года, с той конференции, на которой впервые прозвучал этот термин, научные встречи по теме ''самоорганизация'' проходят каждые два года. К 1980 году было уже выпущено пять объемных сборников докладов этих конференций. А известнейший и старейший форум физиков – Сольвеевский конгресс в 1978 году был целиком посвящен проблемам самоорганизации. В нашей стране впервые конференция по синергетике прошла в 1982 году.[1, c. 25]
Итак, в синергетическом понимании не существует единого, раз и навсегда данного образа порядка. Порядок предстает как живой, развивающийся процесс - становящийся, но не ставший. Поэтому следует говорить о разных закономерностях и характеристиках (атрибутах) порядка и хаоса на разных этапах порядкообразования - в период зарождения порядка и в период сохранения этого порядка.
Синергетическая интерпретация порядка как процесса позволяет примирить обозначенные нами противоречия в понимании порядка и хаоса, сложившиеся в науке к середине нашего столетия. Становится ясно, что перед нами не столько различные образы (модели) порядка, сколько взаимодополняющие характеристики различных фаз единого процесса порядкообразования.
Синтезирующая роль синергетической модели порядка как процесса проявилась также и в том, что в её контексте поновому прочитываются древние космогонические представления о порядке и хаосе, поскольку очевидны атрибутивные корреляции между ними и современными естественнонаучными характеристиками взаимоотношений хаоса и порядка.
В мифологическом сознании миропорядок также предстает как процесс становления -космогенеза, рождения Космоса из Хаоса. Древний образ Небытия (первородного Хаоса) как бесформенного первоначала всех мировых структур порядка можно рассматривать как метафорический аналог современного понимания нелинейной среды, в которой в потенции в непроявленном виде содержится весь спектр возможных форм (структур-аттракторов эволюции).
Двойственная роль Хаоса по отношению к структурам порядка связана в древних воззрениях с пониманием "рождающей и поглощающей" природы Хаоса. Хождение героя (Бога) в глубины Хаоса во имя обновления созданного, но ослабевающего порядка есть прообраз амбивалентной синергетической трактовки хаоса. Говоря современным языком, речь идет, с одной стороны, об опасности энтропийного угасания созданной структуры, лишенной энергетической подпитки (разрушительная роль хаоса), с другой стороны - о роли хаоса как носителя новационных флуктуации (Хаос как сокровищница мудрости) и хаоса как формообразующей диссипативной силы (высвобождение героем созидательных сил Хаоса). Космогоническую идею о том, что Хаос никогда не исчезает и присутствует в порядке, можно интерпретировать в контексте синергетических идей о сосуществовании в созданных структурах макроскопической упорядоченности и микроскопической разупорядоченности.
Возникновение порядка античная мифологическая традиция связывала с понятием меры Синергетика также утверждает, что порядок (сложная структура) возникает при критических значениях в зоне баланса (соразмерности) энтропийных и негэнтропийных тенденций и сам этот порядок есть своего рода компромисс (мера) между устойчивостью и неустойчивостью
Космогоническое мировидение различает процессы, сопровождающие рождение порядка, и процессы, сопровождающие сохранение порядка. Первые связаны с напряжением, деструкцией, конфликтом, "враждой и распрей", которые сопровождают сам момент рождения Космоса из Хаоса; в однородном бесформенном Хаосе возникает неоднородность и дифференциация рождающихся первоэлементов (первостихий) мироздания. Вторые связаны с воссозданием гармонии, синхронизации процессов, космической "симпатии и любви", "содружеством Космоса самим с собой", что соответствует в синергетике состоянию системы, близкой к равновесию, слабо чувствительной к флуктуациям. Циклическое чередование этих тенденций в едином процессе космогенеза отражено в космогонических воззрениях Гераклита (идеи о диакосмезе и экпирозе) и Эмпедокла (круговорот Любви и Вражды в божественном Сфэросе), а также в древнекитайском учении о Дао как взаимочередовании космообразующих принципов Ян и Инь.
Синергетическая модель порядкообразования, как интегративная и универсальная в современном мироописании, позволяет придать новую трактовку многим социальным процессам и феноменам, в частности, разрешить многовековую дилемму о характере социального порядка.
Те социальные процессы, которые в обыденном сознании отождествляются с беспорядком, деструкцией (усиление социальной неоднородности, экономической и политической дифференциации, борьба противоположных общественных сил, стремительная социальная динамика и т.п.), есть не исчезновение порядка, но, напротив, показатель тенденции зарождения нового порядка. Те же социальные процессы, которые обычно связывают с проявлениями социального порядка (рост социальной однородности, устойчивая социальная иерархия, централизм и авторитаризм, отсутствие кардинальных перемен и т.п.), есть не столько "вечный образ порядка", сколько временный этап сохранения порядка в социальной системе, который неизбежно уступит место следующему этапу исторического процесса социального порядкообразования. [5, c. 155-156]
1. Безручко Б.П. Путь в синергетику. Экскурс в десяти лекциях. Издательство: Либроком, 2010. - 304с.
2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. Издательство: М.: КомКнига, 2010. - 232с.
3. Михайловский В.Н. Концепции Современного Естествознания. Издательство: ИВЭСЭП, 2004. - 288с.
4. Самыгина С.И. Концепции Современного Естествознания. 4-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 448c.
5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. Издательство: КомКнига, 2007. – 272с.
6. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Издательство: Прогресс, 1986.- 432с.
Тема: | «Синергетика. Порядок из хаоса.» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 23 | |
Цена: | 100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Концепции современных естествознаний. Вариант №8. Синергетика. Кибернетика. Атавизмы и рудименты.
Курсовая работа:
Порядок регистрации и размещения гостей в гостиничном предприятии.
Дипломная работа:
Порядок заключения брака и признания его недействительным
Контрольная работа:
Понятие и значение производства в надзорной инстанции, порядок принесения надзорных жалобы или представления. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Контрольная работа:
Содержание и форма приговоров. 2. Процессуальный порядок возобновления дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Сроки возобновления дел. 3. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних