Дипломная работа

«Государственная пенсия»

  • 67 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ 7

1.1. Эволюция пенсионной системы России 7

1.2. Сущность и виды государственных пенсий 17

2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ 22

2.1. Исследование государственных пенсионных программ на современном этапе 22

2.2. Основные проблемы государственного пенсионного обеспечения в РФ…. 31

3. ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РФ 39

3.1. Актуальные направления развития 39

3.2. Меры совершенствования государственного пенсионного обеспечения России 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62

ПРИЛОЖЕНИЯ 66

Введение

В конце ХХ века проблема модернизации и реформирования систем пенсионного обеспечения стала одной из ключевых в социальной политике большинства стран мира, включая и Россию. В настоящее время необходимость преобразований в пенсионной системе связана с изменившейся демографической ситуацией (уменьшением количества трудоспособного населения при одновременном увеличении численности пенсионеров).

Усугубляет сложившуюся ситуацию проблема «старения населения» – глобальная мировая проблема, вытекающая из сокращения уровня рождаемости и увеличения продолжительности жизни. Последствия этого процесса носят долговременный характер и порождают острые политические, экономические, социальные и психологические проблемы для населения большинства стран .

Повышение пенсионного возраста, увеличение размеров страховых взносов, сокращение размеров пенсионных пособий, передача некоторых функций в области пенсионного страхования частным организациям – в настоящее время это доминирующие направления реформирования систем пенсионного обеспечения в мире . Основным вопросом является изменение существующей модели финансовой нагрузки на пенсионные фонды, её перераспределение между участниками пенсионной системы. На сегодняшний день пенсионные реформы были проведены во Франции, Германии, Польше, Чехии, Венгрии, Швеции, Японии и других странах . В связи с этим большой интерес представляет анализ возникновения и дальнейшего развития пенсионных систем в зарубежных странах.

Среди отечественных и зарубежных ученых, занимающихся вопросами развития пенсионной системы с учетом демографических тенденций, можно отметить В. Роика , Е. Эченикэ , Е. Гонтмахер , проблемами модернизации систем пенсионного страхования в странах с переходной экономикой Н. Грищенко , Н. Вовченко , историей и становлением пенсионной системы – Е. Гайдара . Проблемы старения населения и мировой опыт реформирования систем пенсионного обеспечения в ведущих зарубежных странах рассматривались в работах ученых Р. Холцмана , П. Даймонда , Н. Барра , И. Хирои , в работах Всемирного Банка, ОЭСР и других международных организаций .

Вместе с тем вопросы дальнейшего реформирования и обеспечения эффективной работы и наполняемости бюджета пенсионного фонда в специфических условиях институциональной среды экономики России остаются недостаточно исследованными.

Цель дипломного исследования – разработка рекомендаций по развитию и совершенствованию системы государственного пенсионного обеспечения РФ.

Для достижения цели поставлены задачи:

 Рассмотреть эволюцию пенсионной системы России;

 Изучить сущность и виды государственных пенсий;

 Проанализировать государственные пенсионные программы на современном этапе;

 Установить основные проблемы государственного пенсионного обеспечения в РФ;

 Определить актуальные направления развития;

 Предложить меры совершенствования государственного пенсионного обеспечения России.

Объектом исследования выступает – система государственного пенсионного обеспечения РФ.

Предмет исследования – государственные пенсионные программы и механизмы управления пенсионным обеспечением.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых в области управления государственным пенсионным обеспечением. Теоретической и методологической основой исследования выступают системный подход и комплексный анализ, которые позволяют всесторонне подойти к изучению природы и содержания системы государственных пенсий, раскрыть и обосновать пути и инструменты повышения эффективности управления государственными пенсиями.

Информационную базу исследования составили публикации отдельных исследователей, информация, иные справочные материалы, информация, размещенная в глобальной сети Internet.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Основная часть включает в себя три главы. В первой из которых, представлены теоретические аспекты государственного пенсионного обеспечения в РФ. Во второй главе проведено аналитическое исследование государственных пенсионных программ на современном этапе. В третьей главе дипломного исследования изложены рекомендации по совершенствованию и развитию системы государственного пенсионного обеспечения РФ.

Научная новизна исследования: заключается в комплексном исследовании системы государственного пенсионного обеспечения РФ и возможностей, обуславливающих повышение эффективности ее управления на современном этапе. А практическая значимость – в том, что результаты исследования, составляющие его новизну, доведены до конкретных рекомендаций и могут быть применены в практике государственного пенсионного обеспечения.

Фрагмент работы

Право на социальное обеспечение распространялось на всех трудящихся, впервые право на социальное обеспечение по пенсионным рискам получают все граждане страны, независимо от профессиональной принадлежности: «Социальное обеспечение трудящихся распространяется на случаи: … в) постоянной утраты (всех или части) средств к существованию, вследствие нетрудоспособности, вызванной увечьем, болезнью и т.п.» .

Глобальные политические и экономические изменения, произошедшие в нашей стране на втором этапе, коренным образом перестроили финансовую систему страны, и как следствие, ее пенсионную систему. Национализация частной собственности, финансовых ресурсов автоматически привело к огосударствлению финансов пенсионной системы. Проходившая в тот период централизация финансовых ресурсов сопровождалась перестройкой финансового процесса пенсионной системы. Страховой механизм, эффективно работающий в условиях капиталистического производства, оказался не нужен в условиях, когда обязательным участником перераспределительных отношений выступает государство, являющееся собственником финансовых ресурсов.

III. Этап административного социализма (1950–1980-е гг.).

В 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, регулирующий размер пенсии по старости. Данный закон отменял выплату пенсии по старости работающим пенсионерам, но одновременно увеличил размер пенсии. В результате доля работающих пенсионеров резко сократилась — по некоторым оценкам с 60% в 1956 г. до 9% в 1962 г.

В 1964 г. был принят Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, который предусматривал с 1965 г. выход на пенсию для мужчин с 65 лет и для женщин с 60 лет. В 1968 г. колхозники получили право на пенсию по старости с такого же возраста, как рабочие и служащие. В результате к концу 60-х гг. в СССР сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения в старости для работающего населения, которая в дальнейшем несколько модифицировалась.

К 80-м гг. XX в. пенсионная система СССР сложилась в том виде, который сохранился до периода демократических реформ (перенеся отдельные черты и на современную российскую пенсионную систему). К тому времени пенсионное обеспечение осуществлялось в форме обязательного государственного социального обеспечения всего населения страны. Средства на пенсионное обеспечение аккумулировались в Фонде государственного социального страхования, через который формировались и использовались средства государственного социального обеспечения. Фонд был консолидирован в союзном бюджете и включался в него по доходам и расходам.

IV. Постсоветский этап (1992–2001 гг.).

Политические преобразования в нашей стране в начале 1990-х гг. внесли существенные изменения в пенсионную систему страны. На волне экономических реформ в 1990 г. Был образован Пенсионный фонд России. Это стало продолжением демократических реформ и децентрализацией государственных финансов. Начавшийся еще в 80-е гг. перевод предприятий на хозрасчет, закончившийся их приватизацией, привел к разгосударствлению корпоративных финансов. Необходимым следствием данных преобразований стало отделение финансов пенсионной системы от бюджетных ресурсов, их перевод в автономные фонды, ликвидация сверхдотационности пенсионной системы, для чего тарифы пенсионных взносов были повышены в 2–5 раз (в зависимости от отрасли экономики, в которой работает наемный работник).

Заключение

Таким образом, проведенное в дипломное работе исследование показало, что практически до 60-х годов 20-го столетия пенсионная система России строилась не на всеобщем государственном пенсионном обеспечении, а на пенсионном содержании стариков за счет детей - семейной пенсионной модели, а также на незначительном объеме государственных пенсии для военных, госслужащих и инвалидов, и на добровольном пенсионном страховании и накоплении. Семейная пенсионная модель в царской России, а в настоящее время - в некоторых восточных традиционно исламских странах, показала себя вполне устойчивой и эффективной.

К настоящему времени проблемы в пенсионной системе России только нарастают и чем дальше тем больше. Это проявляется в постоянном росте дефицита бюджета ПФР, снижении числа работоспособного населения и увеличения числа пенсионеров в стране. Предложения об отказе от распределительно-накопительной модели и возврате к распределительной модели еще больше загоняют страну в экономический тупик и приведут в ближайшей перспективе к \"дефолту\" пенсионной системы страны.

Отсутствие механизмов интеграции традиционной для России семейной пенсионной модели с современной распределительно-накопительной системой России является существенной проблемой настоящего этапа пенсионной реформы страны.

Непродуманная государственная демографическая, социальная и пенсионная политика в стране 60-х - 90-х годов 20-го века и экономические и демографические проблемы государства этого же периода времени заложили \"основу хронической болезни не сбалансированности\" пенсионной системы России, с негативными последствиями которой Правительство России не с переменным успехом сейчас борется.

Системная трансформация пенсионной системы с заранее определенными выплатами в условно-накопительную систему и накопительную систему с УВ, имевшая место в Российской Федерации, спровоцировала перенос рисков с пенсионных фондов на участников. Теперь участники будут сами нести инвестиционные риски и риски дожития, что немногими из них осознается. Это требует от административных органов, контролирующих органов и органов управления дополнительных усилий по соблюдению высоких стандартов добросовестности, профессионализма и ответственности для защиты интересов участников.

В этих условиях могут быть сформулированы определенные рекомендации с учетом принципов ОЭСР, касающихся негосударственных пенсионных фондов, а также примеров удачного опыта других стран. Эти рекомендации могут обобщаться и использоваться в отношении структурных реформ, инвестиционного управления и распределения активов, управления, контроля, поддержания общественного доверия и популяризации накопления средств в негосударственных пенсионных фондах.

Пенсионные системы должны отличаться некоторой стабильностью и изменяться постепенно, чтобы у населения было время скорректировать свою стратегию в соответствии с обновлениями, которые приносит реформа. Важно также, чтобы граждане имели возможность получать правдивую информацию и финансовые знания для принятия осознанных решений.

Целесообразным будет учреждение негосударственного пенсионного обеспечения и диверсификация пенсионного портфеля. Тем не менее, для достижения лучших результатов на накопительной системе необходимо формировать диверсифицированный портфель рисков и использовать стратегии экономически эффективного управления.

Идеальное решение для современной пенсионной системы России - это комплексное выполнение следующих условий на первый взгляд взаимоисключающих, но на самом деле взаимоувязанных и взаимодополняющих:

1. Пенсионная система страны не должна сильно зависеть от государственной поддержки в виде госпенсий или дотаций из бюджета, должна быть устойчивой в экономическом плане в долгосрочной перспективе,

2. Пенсионная система должна быть устойчивой к различной демографической ситуации в стране и мире на долгосрочный период времени,

3. Пенсионная система должна обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам, в сравнении с работающим населением страны и текущим уровнем доходов в стране, но не в ущерб уровню жизни работающему населению страны,

4. Пенсионная система не должна угнетать экономику страны. Наоборот за счет пенсионной системы экономика страны должна развивается сильнее, должно увеличиваться народонаселение страны, укрепляться институт семьи и устраняться социальные и национальные противоречия;

5. Пенсионная система должна быть выгодной всем ее участникам - народу, государству в лице его руководителей и правительства, организациям, обеспечивающим ее работу. Конкретные жители должны получать прямые экономические и иные выгоды от активного участия в реализации новой пенсионной модели. И, наоборот, пассивные участники - должны получать конкретные направляющие воздействия для активного включения в эту систему;

6. Пенсионная модель должна быть понятной для населения на уровне здравого смысла, быть традиционной для России (семейная пенсионная) и сохранять преемственность (накопительная с распределительной частью). При этом переход к новой пенсионной системе должен быть максимально безболезненным, быстрым и мало затратным с учетом текущего уровня имеющихся в стране ресурсов (всех видов) и возможных негативных событий в развитии страны в будущем.

Список литературы

1. Закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

2. Декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 31 октября 1918 г. Статья 1 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

3. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации размещена на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. — Режим доступа: h**t://w*w.rosmintrud.r*

4. Акбулатов Р.С. Характеристика пенсионной системы в СССР и Российской Федерации (причины кризиса, механизм реформирования). // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2012. № 9. С. 237-241.

5. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов Бабич А.М., Павлова Л.Н. - Юнити-Дана, 2012 г, 703 с.

6. Вафин Э.Я. Организационно-экономическая и законодательная эволюция отечественной системы пенсионного обеспечения. // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2012. № 2-1. С. 112-115.

7. Вовченко Н. Направления развития системы пенсионного обеспечения в условиях структурной перестройки финансовой системы России / Н. Вовченко, И. Ефременко // Финансовые исследования. – 2010. – № 3. – С. 36-42.

8. Гонтмахер Е. Пенсионные системы: мировой и российский опыт / Е. Гонтмахер // Общество и экономика. – 2010. – № 9. – С. 37-80.

9. Грищенко Н. Проблемы реформирования социального страхования в странах с переходной экономикой / Н. Грищенко // Финансы. – 2011. – № 3. – С. 49-54.

10. Йермо, Дж. (2012), “Роль финансируемых пенсий в системах пенсионного дохода: проблемы для Российской Федерации”, рабочие документы OECD на финансах, страховке и частных пенсиях, № 27, OECD Publishing, Париж.

11. Кошелев А. Н. Необходимые меры государственной политики по преодолению демографического кризиса и вымирания коренного населения России в XXI веке. // Демографические исследования, №14.

12. Кудрин А., Гурвич Е. Старение населения и угроза бюджетного кризиса 2012. - 28 с.

13. Кузина Е.Ю. Влияние демографической ситуации на пенсионную систему России. // Вестник Чувашского университета. 2010. № 4. С. 380-384.

14. Пенсионная реформа: вопросы и ответы. // Финансы. 2011. № 5. С. 53-56.

15. Роик В. Д. Основы социального страхования: организация, экономика и право / В. Д. Роик. – М. : Изд-во РАГС, 2012. – 456 с.

16. Роик В. Д. Социальная модель государства: опыт западноевропейских стран и выбор России / В. Д. Роик // Человек и труд. — 2011. — № 12. — С. 19–22.

17. Роик В. Финансовые модели бюджетной и социальной политики: что может использовать Россия? / В. Роик // Человек и труд. – 2011. – № 6. – С. 32-39.

18. Роик В. Эволюция пенсионных систем: мировые тенденции и опыт России / В. Роик // Человек и труд. – 2010. – № 8. – С. 17-24.

19. Роик В. Эволюция пенсионных систем: мировые тенденции и опыт России / В. Роик // Человек и труд. – 2010. – № 9. – С. 25-28.

20. Тучкова Э.Г. И вновь о пенсионной реформе. // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 58-60.

21. Федотов Д.Ю. Основные этапы эволюции отечественной пенсионной системы. // Историко-экономические исследования. 2013. Т. 14. № 3. С. 70-97.

22. Федотов Д.Ю. Перспективы развития пенсионной системы России с учетом реализации стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России. // В сборнике: Актуальные проблемы формирования государственных доходов в России сборник научных трудов. под ред. Д.Ю. Федотова. Иркутск, 2012. С. 5-20.

23. Халтурина О.А. Исторический опыт становления пенсионного обеспечения в России. // Сибирская финансовая школа. 2010. № 3. С. 153-158.

24. Хирои И. Опыт Японии в решении проблем социального обеспечения: оценка перспектив экономического развития и азиатской модели государства благосостояния / И. Хирои // Управление здравоохранением. – 2010. – № 16. – С. 29-40.

25. Эченикэ Е. Старение населения и эволюция пенсионных систем: мировой опыт / Е. Эченикэ // Человек и труд. – 2010. – № 8. – С. 37-41

26. Гайдар Е. I. Богатые и бедные. II. История пенсий. Становление и кризис системы социальной защиты в современном мире [Электронный ресурс] / Е. Гайдар. – 2003. – № 10. – Режим доступа: h**t://magazines.r*ss.r*/vestnik/2003/10/gaid2.html

27. Оконишников А.А. Пенсионная система РФ. Другая модель. h**t://pensionreform.r*/files/2037/pdf

28. Пенсионные системы в период кризиса: Региональный доклад по странам Европы и Центральной Азии [Электронный ресурс] / Доклад Всемирного банка. – 2010. – Режим доступа: h**t://siteresources.worldbank.org/ECAEXT/Resources/258598-12568421236 21/6525333-1260213816371/PensionCrisisPolicyNotefinalru.pdf

29. h**t://oecdru.org/oecd_rf.html

30. h**t://w*w.pfrf.r*/index.php?chapter_id=100508&data_id=59813&do=view_single

31. w*w.ecfor.r*

32. w*w.fcsm.r*

33. w*w.gks.r*

34. w*w.npfops.r*

35. w*w.oecdru.org

36. w*w.pfrf.r*

37. A World Bank Policy Research Report: Averting the Old Age Crisis. – New York: Oxford University Press, 1994. – 402 p.

38. Barr N. Reforming Pensions: Myths, Truths and Policy Choices / N. Barr. – International Social Security Review. – 2002. – Vol. 55. – № 2 – P. 3-36

39. Diamond P. A Framework for Social Security Analysis / P. Diamond. – Journal of Public Economics. – 1977. – December. – P. 275-298.

40. Egert, B. (2012), “The Impact of Changes in Second Pension Pillars on Public Finances in Central and Eastern Europe”, OECD Economics Department Working Papers, No. 942, OECD Publishing, Paris.

41. Eich F., Gust C., and Soto M. (2012),”Reforming the Public Pension System in the Russian Federation”, IMF Working Paper, Washington DC.

42. Holzman R. Old-age income support in the 21st century: an international perspective on pension systems and reform / R. Holzman, H. Richard. – Washington: The World Bank. – 2010. – 246 p.

43. OECD (2011), “Pensions at a Glance 2011: Retirement-income Systems in OECD and G20 Countries”, OECD Publishing, Paris.

44. OECD (2011), OECD Reviews of Labour Market and Social Policy: Russian Federation, OECD Publishing, Paris.

45. OECD (2012), “OECD Pensions Outlook 2012”, OECD Publishing, Paris.

Покупка готовой работы
Тема: «Государственная пенсия»
Раздел: Государственное регулирование, Таможня, Налоги
Тип: Дипломная работа
Страниц: 67
Цена: 3500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика