Курсовая работа

«Социальная политика государства как основа социальной работы»

  • 34 страниц
Содержание

Введение 3

1. Социальная политика как общественная теория и практика 4-5

2. Социальная политика. Социальное положение 6-7

3. Понятие предмета, объекта и субъекта социальной политики 8-11

4. Функции и основные задачи социальной политики 12-13

5. Модели социальной политики: основные принципы построения 14-15

6. Сущность важнейших технологий, применяемых в социальной

политике 16-18

7. Государственная социальная политика 19-20

8. Конституционные обязанности государства в области

социальной политики. Международные обязательства

государства в области социального развития 21-22

9. Особенности государственной социальной политики

в современной России 23-24

10. Общероссийские приоритетные проблемы социальной политики 25-26

Заключение 27-33

Список литературы 34

Введение

Одним из важнейших принципов социальной работы является принцип взаимосвязи социальной политики и социальной работы.

Трансформация экономической системы сделала актуальным вопрос соотношения экономического и социального развития, способах и путях решения социальных проблем в период коренных реформаций общества. С точки зрения целей и средств развития общества, социальная политика относится к области целеполагания. Социальную политику государства можно рассматривать как специфическую деятельность государства, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально – экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при постоянном выявлении и учете последствий экономических, политических, мировоззренческих преобразований.

Таким образом, целью реферата является изучение того, насколько Российская Федерация реально является социальным государством, как то провозглашено Конституцией РФ, а также ознакомление с состоянием современной социальной политики в России.

Задачами реферата являются:

• ознакомление с предметом, объектом и субъектами социальной политики;

• изучить функции и основные задачи социальной политики;

• рассмотреть модели социальной политики;

• узнать сущность важнейших технологий, применяемых в социальной политике;

• дать понятие «государственной социальной политики»;

• ознакомиться с конституционными обязанностями государства в области социальной политики, а также международными обязательствами государства в области социального развития;

• изучить особенности государственной социальной политики в современной России;

• рассмотреть общероссийские приоритетные проблемы социальной политики.

Заключение

Словосочетание социальная политика прочно вошло в терминологию не только профессиональных ученых и практиков, но и в массовый оборот и является одним из самых распространенных терминов в обыденной жизни всех социальных слоев и групп общества.

Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики – государственная, региональная, корпоративная и т. д.

Социальная политика – это взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально – демографических, социально – профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, народонаселение города, поселка, региона и т. п.).

Главная тема социальной политики – социальное положение тех или иных частей народа или народа в целом.

Социальное положение - это основная комплексная характеристика жизнедеятельности населения в целом и его составных частей.

Среди общественных условий, формирующих социальное положение, наиболее важными являются:

• общественное устройство (общественный строй);

• власть в обществе;

• власть в хозяйстве (собственность);

• экономические условия;

• экологическая безопасность;

• защищенность от социальных опасностей (социальная защищенность).

Параметры социального положения – конкретные измерители социального положения, его качественно – количественные характеристики (показатели и оценки), система которых позволяет достоверно и с необходимой и достаточной определенностью судить о реальном, прогнозируемом или программируемом социальном положении и комплексно оценивать его состояние (достигнутый рубеж).

Социальная политика – многогранный процесс и структурно сложное явление. Только по одному – двум показателям и критериям, например, уровню заработной платы, безработицы и т. п., проблематично давать реальную и исчерпывающую оценку ее состояния. Объект и предмет социальной политики многоуровневы и системны.

С позиции субъектно – объектных отношений термин «социальная политика» многовариантен. С точки зрения одних авторов, это деятельность государства в социальной сфере. Другие вкладывают в это понятие иной смысл – взаимодействие всех субъектов самодеятельного населения, хозяйственных, управленческих структур в рамках декларируемых или законодательно утвержденных целей и задач.

В системе объектно – субъектных отношений объектом социальной политики выступает все самодеятельное население, отдельные граждане, социальные общности определенного уровня, объединенные конкретными связями и отношениями.

Субъектами социальной политики выступают:

• государственные ведомства и учреждения;

• органы местного самоуправления;

• внебюджетные фонды;

• общественные, религиозные, благотворительные и иные;

• негосударственные объединения;

• коммерческие структуры и бизнес;

• профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики;

• граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т. д.).

Субъекты социальной политики – это граждане и социальные группы, также представляющие их институты, организации и органы власти, реально активно взаимодействующие в социальной сфере, т. е. формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп в этой сфере.

Предметом социальной политики, как науки, являются свойства, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизводимые и выражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их общественного положения.

Среди основных функций социальной политики можно выделить следующие:

• обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества;

• обеспечить политическую устойчивость власти;

• обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы справедливым, но не требующим борьбы за передел;

• налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения;

• обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;

• обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.

Социальная политика в достаточной мере структурированная гиперсистема, в состав которой в качестве подсистем входят не только отрасли социальной сферы, но и политика в области труда и трудовых отношений, демографическая политика, социальная защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения и т. д.

Анализ реализации социальной политики в мире позволяет выделить два основных направления:

• сакрально – патерналистское;

• либеральное.

Сакрально – патерналистская модель реализации социальной политики предусматривает полную ответственность государственных структур за все, что происходит в отраслях социальной сферы, исключает участие и ответственность граждан в выборе направлений и осуществлении принципов социальной политики, не оставляя возможности хоть каким – то образом влиять на нее.

Другое направление реализации социальной политики, условно называемое либеральным, в настоящее время в странах – членах организации экономического сотрудничества и развития (ОАСР) подразделяется на три основных модели: социал – демократическую, корпоративную и собственно либеральную модели.

Применение тех или иных технологий предусматривает решение задач соответствующего уровня. Среди важнейших технологий социальной политики выделяют:

1. Социальное прогнозирование – это научное обоснование суждения о состояниях тех или иных социальных явлений и социальных процессов в будущем, а также об альтернативных путях и сроках осуществления этих состояний.

2. Социальное проектирование – это процесс создания прообраза (прототипа) предполагаемого социального объекта, социального явления или социального процесса посредством научно обоснованного определения вариантов их планового развития и с целенаправленным изменением конкретных социальных институтов.

3. Социальное планирование – это научно обоснованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь

4. Формирование организационного порядка – т. е. формирование системы долговременных, относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих отношения, возникающие между субъектами социального управления.

5. Стратегическое планирование - это процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения в отдаленном пространственно – временно измерении.

6. Программно – целевое управление – это решение социальных проблем путем разработки и реализации целевых социальных программ.

7. Управление персоналом – это комплексная социальная технология деятельности, выполняемая на предприятиях, которая способствует наиболее эффективному использованию работников для достижения производственных и личных целей.

8. Социально – политическое и социально – психологическое воздействие на гражданское самочувствие народа – это воздействие на массовидное биодуховное состояние людей, элементами которого являются настроения людей, их морально – психологическая и физическая готовность к выбору конкретных моделей общественного поведения, включая отношение к законопорядку, к государственным институтам власти, к трудовой деятельности.

Использование тех или иных социальных технологий определяет эффективность управления социальной сферой, регулирования социальных процессов, устойчивость социальной организации и всего социального пространства.

В гражданском обществе государственная социальная политика осуществляется в многосубъектной среде. Ее цели и содержание формируются как результат взаимодействий государства с субъектами гражданского общества и их представителями.

Основные компоненты содержания государственной социальной политики – это выработка и проведение в жизнь государственной стратегии социальной политики, определение государственных приоритетов социальной политики и направление всего процесса социальной политики в русло стратегии и приоритетов.

Проблемы государственной социальной политики отражаются:

• в ежегодных посланиях Президента о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с которыми Президент обращается к Федеральному Собранию РФ;

• в бюджетных посланиях Президента Правительству;

• в концептуальных постановлениях и решениях Правительства;

• в постановлениях Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

• в федеральных законах РФ.

Основные виды деятельности по реализации социальной политики государства:

1. правотворческая деятельность законодательных органов;

2. организационно – управленческая, финансово – экономическая, прогнозная и другая деятельность исполнительных органов;

3. контролирующая, надзорная деятельность судебных органов;

4. совместная деятельность каждой из ветвей власти с социально – профессиональными и другими объединениями граждан.

Характеристики социального государства:

1. развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу;

2. развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;

3. развитая правовая система, при которой осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой власти, отработана нормативная правовая система социальной жизни.

В настоящее время российское государство переориентировалось на либеральную социальную политику. В российском обществе положено начало процессу выработки новых компонентов, нового опыта в процессах самоопределения людей. Личность перестает быть объектом воздействия со стороны государства и строит отношения с окружающей реальностью по принципу свободного выбора норм, ценностей, правил.

Либеральная политика означает снижение роли государства в решении социальных проблем граждан, предоставлении им возможностей большей свободы для самостоятельного их решения. Для либеральной модели характерно оказание адресной помощи беднейшим слоям при усилении страхового принципа финансирования социальных программ, а также возрастании роли личных средств в оплате социальных услуг. Государство финансирует из бюджета только услуги, включенные в список минимальных гарантий.

Исходя из системы государственных приоритетов, в настоящее время можно выделить в социально – трудовой сфере следующие направления реформирования:

• сфера труда и распределения доходов;

• пенсионная система;

• социальное страхование;

• реформирование системы социальных услуг (образование, здравоохранение, жилищно – коммунальная сфера и другие);

• социальная помощь.

России нужна социальная политика, которая не противоречила бы интересам национальной безопасности, а обеспечивала и укрепляла бы национальную безопасность. В этом стратегическая суть необходимых перемен характера и содержания социальной политики.

Генеральное решение, необходимое и достаточное для обретения Россией такой социальной политики, состоит из двух взаимосвязанных принципиальных поворотов:

1. Поворот то деятельности государства, создающей все новые социальные риски (социальные опасности и угрозы) для населения, к неукоснительному и в полном объеме выполнению государством его конституционных обязанностей по обеспечению законных социальных прав, свобод и интересов населения;

2. Поворот от недемократических к демократическим методам (механизмам) осуществления социальной политики, соответствующим Конституции Российской Федерации.

Государство должно перейти к сбалансированной социальной политике.

Государство должно перестать быть антинародным (по официальной фразеологии, «осуществляющем непопулярные реформы»). Это значит только одно:

государство должно учитывать интересы не только общественных преобразований, но всех сторон, а потому создавать всем социальным группам реальные возможности как формулировать, так и представлять и отстаивать свои интересы в рамках социального мира (перемирия).

Сдвиги в этом направлении уже начались:

Мы присоединяемся к мнению тех, кто считает, что разумная социальная политика может привести к реальным положительным сдвигам не тогда, когда она проводится в противовес рыночным реформам, а лишь когда она находится в русле рыночных преобразований и осознанно опирается на достижения рыночных реформ.

Высокий уровень доходов сам по себе отнюдь не является свидетельством успешной социальной политики. Международные сравнения свидетельствуют, что расходы российского государства на социальные цели являются чрезвычайно высокими для страны со среднеразвитой экономикой. Но эти средства расходуются расточительно и неэффективно, и поэтому, как правило, не достигают тех, кто более всего в них нуждается.

Реальное усиление социальной защищенности может быть достигнуто путем коренного реформирования этой системы, которое обеспечивало бы более эффективное использование уже имеющихся ресурсов. Так, отказ от дотаций жилищно – коммунальному хозяйству, совмещенный с созданием системы адресных пособий нуждающимся семьям, позволяет повысить уровень социальной защищенности беднейших семей при одновременном уменьшении бремени государственных расходов.

Чтобы быть действительно успешными, реформы социальной сферы должны тщательно учитывать реалии рыночной экономики. Ярким примером этого мог бы послужить переход от существующей распределительной пенсионной системы к системе, основанной на обязательных накоплениях работников. При этом, как свидетельствует опыт стран, в которых пенсионное страхование организованно на накопительных принципах, пенсионные сбережения оказываются важнейшим источникам долгосрочных производственных инвестиций и тем самым позволяют поддерживать высокие устойчивые темпы экономического роста.

Итак, в поисках решения социальных проблем мы никогда не должны забывать, что в среднесрочной перспективе экономический рост служит главным условием повышения уровня жизни и предотвращения высокой хронической безработицы. Меры по сокращению бедности и увеличению занятости не дадут реальных результатов, если будут наносить ущерб перспективам устойчивого экономического роста. Напротив, меры, содействующие экономическому росту, в конечном счете облегчают осуществление эффективной социальной политики. Так как именно экономический рост обеспечивает устойчивое увеличение бюджетных поступлений, которые составляют финансовую базу для большинства социальных программ.

Список литературы

1. Гонтмахер Е. Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х. – М.: Гелиос АРВ, 2000.-468с.

2. Ракитский Б. В. Социальная политика, социальная защита, самозащита трудящихся в обществе. Часть первая. Социальная политика. – М.: Институт перспектив и проблем страны, 1998. – 398с.

3. Григорьева И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. – С-Пб, 1998. – 301с.

4. Ракитский Б. В. Концепция социальной политики для современной России. – М.: Институт перспектив и проблем страны, 2000. – 560с.

5. Шарков Ф. И. Социальная политика в субъектах Российской Федерации. – Чебоксары, 1998. – 289с.

6. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике. – М., 1998. – 103с.

7. Социальная политика: Учебник./Под общ. Ред. Волгина Н. А. – М.: «Экзамен», 2002. – 736с.

Покупка готовой работы
Тема: «Социальная политика государства как основа социальной работы»
Раздел: Социология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 34
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика