Контрольная работа
«Исполнительница причитаний Федосова»
- 16 страниц
Введение 3
1. Причитания на Руси 4
2. Федосова Ирина Андреевна – легендарная исполнительница причитаний 7
3. Особенности причитаний Федосовой 11
Заключение 13
Биография 14
Приложение 1 15
Приложение 2 16
Похоронные причитания или плачи известны с древнейших времен как часть похоронного обряда. Рассказывая о смерти князя Олега от коня и описывая похороны, летописец сообщает: «Оплакивали его все люди плачем великим и понесли, и похоронили на горе, называемой Щековица.». «Великим плачем» причитают о княгине Ольге «сын ее и внук ее, и все люди». По князю Владимиру плакали «люди без числа» (то есть бесчисленное множество). Летописец кратко пересказывает содержание причитаний по князю: «плакали по нем бояре как о заступнике страны, бедные же - как о своем заступнике и кормителе».
В летописной статье за 1078г. приводится текст плача князя Ярополка по своему отцу Изяславу Ярославичу:
«Отче, отче мой! Что еси пожил бес (без) печали на свете сем, многы напасти приим от людий и от братья своея? Се же погыбе не от брата, но за брата своего положи главу свою».
Древнерусская литература неоднократно использовала похоронные плачи и нередко цитировала их влетописях и житиях святых. Письменные свидетельства раскрывают наличие устойчивой образности в плачах, наличие общих мест, переходящих из одного причитания в другое. Так, на погребении князя Мстислава новгородцы причитали: «Зашло наше солнышко от нас, и мы в беде остаемся». В тех же словах плачут владимирцы-волынцы в 1288г. на похоронах своего князя. Сравнение смерти с заходом солнца в плачах дошло до нашего времени. С древнейших времен и до сего дня встречается вопросная форма плача, выражающая как бы недоумение пораженных горем людей.
XIX век подарил нам немало талантливых исполнительниц причитаний. Одной из самых известных плакальщиц того времени была Ирина Андреевна Федосова (1831–1899).
Она создавала новые, вполне законченные и самостоятельные плачи-поэмы, в которых объединяла в одном произведении целый ряд отдельных действий, длящихся зачастую несколько дней и состоящих из множества отдельных причитаний. Известно, что запись свадебного или похоронного обрядов от одного или даже нескольких исполнителей-участников не дает представления о всей картине, — необходимо восстановить и свести воедино записи всех участников этой народной драмы, народной оперы. Случай Федосовой уникален тем, что она прекрасно знала не только свою «роль», но и всех др. «действующих лиц». Она была правительницей обряда, правила обрядом, а потому и смогла создать столь грандиозные и подлинно эпические плачи-поэмы.
Причитания Федосовой и факты ее биографии были использованы в произведениях М. Горького, П.И. Мельникова-Печерского, Н.А. Некрасова и других писателей и композиторов. Публикации произведений Ирины Федосовой и ее публичные выступления имели большое общественное значение. Ее творчество получило отечественное и мировое признание. Ф. И. Шаляпин вспоминал: «Я слышал много рассказов, старых песен и былин и до встречи с Федосовой, но только в ее изумительной передаче мне вдруг стала понятна глубокая прелесть народного творчества. Неподражаемо прекрасно «сказывала» эта маленькая кривобокая старушка с веселым детским лицом о Змее Горыныче, Добрыне, о «его поездках молодецких», о матери его, о любви. Предо мной воочью совершалось воскрешение сказки, и сама Федосова была чудесна, как сказка».
1. Азадовский М.К. История русской фольклористики. – М.: Учпедгиз, 1958. Т. 1. – 479 с.; 1963. Т.2. – 363 с.
2. Бершадская Т.С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной песни. – Л.: Музгиз, 1961. – 156 с.
3. Гусев В.Е. Фольклорные ансамбли как форма современного фольклоризма // Традиции и современность в фольклоре. М.: Наука, 1988. С. 199–212.
4. Котляров Б.Я. Проблемы исполнительского искусства в современной фольклористике // Актуальные проблемы современной фольклористики / Сост. В.Е. Гусев. Л.: Музыка, 1980. С. 187–189.
5. Лобанов М.А., Чистов К.В. Записи от И.А. Федосовой на фонограф в 1896 году // Русский Север. Проблемы этнографии и фольклора: Сб. ст. / Отв. ред. К.В. Чистов, Т.А. Бернштам. Л.: Наука, 1981. С. 207 218.
6. Лопатин Н.М., Прокунин В.П. Русские народные лирические песни: Опыт систематического свода лирических песен с объяснением вариантов со стороны бытового и художественного их содержания / Ред. В.М. Беляев. – М.: Музгиз, 1956. – 458 с.: нот.
7. Причитанья Северного края, собранные Е.В.Барсовым / Изд. подгот. Б.Е.Чистова, К.В.Чистов. СПб., 1997. Т.1. Похоронные причитанья; т.2. Рекрутские и солдатские причитанья. Свадебные причитанья. (Сокр. в тексте: Барсов, т.1, т.2.).
8. Русская мысль о музыкальном фольклоре. Материалы и документы / Вступ. ст., сост., коммент. П.А. Вульфиус. – М.: Музыка, 1979. – 367 с.: нот.
9. Федосова И. А. Избранное / Сост., вступ. ст. и коммент. К. В. Чистова; Подгот. текстов Б. Е. Чистовой и К. В. Чистова. — Петрозаводск, 1981.
10. Чистов К.В. Ирина Андреевна Федосова: Историко-культурный очерк. – Петрозаводск: Карелия, 1988. – 335 с.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Сравнительное изучение казахского и башкирского эпосов
Дипломная работа:
Сравнительный анализ казахского и башкирского эпосов «кобланды батыр»: использование результатов исследования в школе
Курсовая работа:
Календарный фольклор народов России
Дипломная работа:
Изучение фольклора народов Республики Башкортостан на уроке музыки
Дипломная работа:
Интеллектуальное развитие младших школьников