Курсовая работа

«Содержание, структура и динамика государственного долга России, оценка механизма управления им»

  • 50 страниц(ы)
  • 3335 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: maria

Содержание

Введение 4

1. Теоретические ОСНОВЫ АНАЛИЗА государственного долга 7

1.1. Государственный долг: сущность, структура, виды и экономические последствия 7

1.2. Особенности механизма управления государственным долгом 13

2. Анализ состояния и динамики государственного долга Российской Федерации 19

2.1. Анализ динамики и структуры внутреннего долга Российской Федерации 19

2.2. Анализ динамики и структуры внешнего государственного долга Российской Федерации 21

3. Проблемы управления и перспективы погашения государственного долга Российской Федерации 29

3.1. Тенденции в управлении государственным долгом Российской Федерации: состояние, проблемы и пути их решения 29

3.2. Предложения по совершенствованию государственной долговой политики Российской Федерации 34

Заключение 38

Список литературы и использованных источников 40

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования. Рыночная экономика устроена таким образом, что государство становится одним из участников мирового финансового рынка, выступая в качестве кредитора и заемщика. Правительства вынуждены время от времени прибегать к заимствованиям на внутреннем и внешнем рынках, так как бюджеты часто сводятся с дефицитом, и наблюдается нехватка бюджетных средств для финансирования государственных расходов. Подобная ситуация характерна для большинства развитых и практически всех развивающихся государств.

Проблема государственного долга является в настоящее время одной из важных для российской экономики. Тяжелое бремя накопленной как внутренней, так и внешней государственной задолженности ставит перед правительством задачу стабилизации государственного долга и повышения платежеспособности России в долгосрочном периоде. Успешное решение этой задачи может стать одним из ключевых факторов устойчивого долгосрочного экономического развития нашей страны. Поэтому любая экономическая политика, проводимая правительством, должна обязательно оцениваться с точки зрения ее влияния на состояние государственного долга и перспективы платежеспособности.

Стратегии, связанные с управлением государственным долгом, могут стать неадекватными в ситуации столкновения с проблемами законодательного регулирования публичных заимствований и послужить толчком для наступления бюджетного, финансового и экономического кризиса.

Мировой финансовый кризис оказывает дополнительное негативное воздействие на внешний и внутренний долг российского государства, делает уязвимой реализуемую Минфином России стратегию государственного долга, что в свою очередь, может серьезно подорвать финансовый суверенитет. Для поддержания финансовой стабильности государства необходимы не только законодательство, регулирующее вопросы публичных заимствований, и органы исполнительной власти, реализующие требования этих правовых норм, но и система действенного финансового контроля и аудита эффективности состояния государственного долга и управления им.

Современный этап развития российского государства характеризуется постановкой масштабных общенациональных социально-экономических задач, решение которых должно осуществляться на основе качественных преобразований и повышения эффективности деятельности государства в различных сферах экономики. Основой формирования и исполнения бюджетов всех уровней должны стать четко заданные цели проводимой государством политики и ожидаемые результаты их достижения. Целевой критерий должен быть присущ и деятельности государства в сфере привлечения займов и управления государственным долгом.

Следует отметить, что в условиях действующего правового регулирования отношений в сфере государственного долга Минфином России осуществляется значительная работа по оптимизации управления государственным долгом: достигнуты цели долговой политики: созданы и внедрены процедуры и технологии бюджетного процесса, соответствующие международным стандартам; обеспечена долговая устойчивость; оптимизированы показатели структуры государственного долга; гарантирован статус государства как заемщика; развивается внутренний рынок государственных ценных бумаг; достигнута сбалансированность федерального бюджета при минимальной стоимости обслуживания государственного долга, выраженного в ценных бумагах.

В то же время в сфере правового регулирования процессов управления государственным долгом остаются нерешенные проблемы, которые в силу особой политико-социальной значимости государственного долга требуют незамедлительного и адекватного решения. К числу нерешенных проблем относятся отдельные пробелы бюджетного законодательства, препятствующие осуществлению Счетной палатой Российской Федерации аудита эффективности состояния государственного долга и управления им.

Научная разработанность проблемы. Вопросы управления государственным долгом имеют давнюю историю. Эти проблемы разрабатывались еще в начале XXвека. Эти разработки, несомненно, представляют научную ценность, но необходимо учитывать то обстоятельство, что современные финансовые рынки сложны и переменчивы, требуют постоянного совершенствования теоретического инструментария для проведения анализа, адекватного быстро меняющейся экономической среде.

Российские ученые сравнительно недавно занялись изучением долговой политики. Однако в России уже существует обширная литература, в которой доказывается необходимость целенаправленного управления государственным долгом, разрабатываются проблемы оценки эффективности такого управления и меры по осуществлению оптимальной долговой политики. В связи с этим необходимо выделить исследования таких авторов, как Матвеева, Шабров и др.

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга и разработка рекомендаций по совершенствованию управления государственным внешним долгом.

Объектом исследования является система финансовых отношений, связанных с формированием и управлением государственным внешним долгом Российской Федерации.

Предметом исследования является механизм государственного регулирования внешней задолженности РФ.

Задачами курсовой работы являются:

раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих;

исследование механизма регулирования государственного долга РФ;

анализ современного состояния внешнего долга РФ;

оценка влияния государственного долга на экономику РФ;

исследование возможных направлений совершенствования управления государственным долгом.

Теоретическую основу данной работы составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области управления государственным долгом. В работе использованы законодательные акты Российской Федерации, В процессе исследования использовались, методические и инструктивные материалы Министерства финансов РФ, Счетной палаты РФ, данные Госкомстата России, а также материалы периодических изданий.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, включающих параграфы, заключения, списка использованной литературы, приложений.

В ходе исследования были применены методы системного, логического и сравнительного анализа, статистический анализ, факторный анализ и др.

1. Теоретические ОСНОВЫ АНАЛИЗА

Заключение

Государственный долг возникает в определенные периоды функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы. Бюджетный дефицит становится хроническим явлением и его покрытие осуществляется путем государственных заимствований.

Одним из важных инструментов, используемых государством для эффективного развития своей экономики, является разумная долговая политика. Внешние и внутренние заимствования государства могут, с одной стороны, как инициировать рост производства, развивать новые технологии, сглаживать социальные проблемы в период кризиса в стране, так и, с другой стороны, привести государство поэтапно к так называемой «долговой петле», со всеми вытекающими из этого последствиями.

Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором. На данный момент нашей стране исправно удаётся платить по долгам в основном благодаря удачной мировой конъюнктуре.

Российское правительство в результате длительных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом. И хотя заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями (и далеко не всегда целью реализации какого-либо конкретного проекта), интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение.

Россия не является страной с экстремально высоким уровнем государственного долга. Однако, ситуация требует постоянного контроля. В целом пора перейти к радикальному улучшению управления государственным долгом.

Необходимо правильно распоряжаться привлеченными ресурсами. При их использовании на текущее государственное потребление и выплату заработной платы новая добавленная стоимость не создается, т.е. нет основы для возврата кредитов. Она возникает только в том случае, если заемные средства будут вложены в высокодоходные инвестиционные проекты.

Требуется существенная корректировка всей политики управления государственным долгом, предусматривающая ужесточение процедур публичного финансового менеджмента. Самой существенной конструктивной мерой в области государственного долга должно стать использование заимствований для государственных капитальных вложений непосредственно в производство и в социальный комплекс. Использование различных программ и инновационных механизмов, позволит правительству в разы сократить долг.

Актуальной проблемой долговой политики в условиях антикризисного управления бюджетными средствами является осуществление заимствований, соответствующих потребностям государства и учитывающих его ресурсные возможности. Представляется, что на современном этапе развития российской экономики существует необходимость перехода от заимствований на рынке государственных ценных бумаг, не имеющих целевого характера, к заимствованиям целевого назначения. Такими займами могут быть, например, займы рефинансирования долга, займы для обеспечения особо значимых социальных программ и т. п. Кроме того, в целях аудирования эффективности использования средств, полученных от размещения государственных ценных бумаг, а также выявления целесообразности самих заимствований, в бюджетном законодательстве следует закрепить цели долговой политики государства.

Должны быть также определены основные условия эффективного использования полученных государственных заимствований.

В качестве первого условия можно принять следующее: при одинаковом уровне налоговых поступлений в ВВП должен происходить абсолютный прирост средств, могущих быть направленными на выплату государственного долга. Иными словами, чистая приведенная стоимость использования полученного кредита должна быть более нуля. Это как раз и означает то, что все финансовые потоки от инвестиций, связанных с привлечением дополнительных капиталов (рост объема долга) должны быть больше самой суммы государственного долга.

Следующей задачей долговой политики должно стать обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, создание барьеров на пути их неэффективного и нецелевого использования. Для того чтобы соблюдалось второе условие эффективности использования внешних заимствований, инвестиции должны направляться, прежде всего, в экспортоориентированные и импортозамещающие отрасли национальной экономики.

Список литературы

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 3 января 2009 г.)

Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 17.05.2010 г.).

Федеральный закон Российской Федерации от 19 декабря 2009 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год».

Федеральный закон от 24 июля .2010 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период до 2010 года».

Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации / Протокол от 9 октября 2009 г. № 49К (686)). - М., 2009.

Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2009 год (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации / Протокол от 27 августа 2010 г. № 39К (741)). – М., 2010.

Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - Изд. 2-е. доп. и перераб. / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 640 с.

Единые требования к подготовке и оформлению выпускной квалификационной работы, курсовой работы, курсового проекта, выпускной аттестационной работы, выпускной работы, реферата: учебно-методическое пособие / И. В. Анциферова (рук. авт. кол.), Н. В. Савощенко, А. Д. Асеев, В. Н. Емец, В. И. Липунов; под ред. А. И. Селезнёва. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2009. – 40 с.

Журнал экономика и жизнь. 2010 //w*w.eg-online.r*

Иохин И.Я. Экономическая теория. // Бюджетный дефицит и государственный долг. – 2005. с. 698.

Крохина Ю.А. Целевые ориентиры и задачи управления государственным долгом в законодательстве Российской Федерации // Финансовое право. – 2010. - №40. – С. 26-31.

Курс экономической теории: учебник - 5-едополненное и переработанное издание / Под общ. ред. проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. - «Инфра», 2009.

Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие.5-е изд., испр. -М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. - 511 с.

Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М: ИНФРА-М, 2007. - 360 с.

Попова Г.В. Управление государственным долгом как фактор финансовой стабилизации в России // Финансовые исследования. – 2009. - №2. – С. 13-18.

Шавров А.В. Финансовое право Российской Федерации: Учебно-методический комплекс. - 7-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 318 с.

Экономическая теория: Учебник / под ред. И.П. Николаевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 527 с.

Экономическая безопасность: учебное пособие / под ред. В.А. Богомолова- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 295 с.

Всемирный банк. Доклады об экономике РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://uisrussia.msu.r*/docs/nov/worldbank/worldbank_index.htm

Информация о государственном долге РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://www1.minfin.r*/ru/public_debt/

Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t:// w*w.minfin.r*

Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.ach.gov.r*/ru/bulletin/

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика