Курсовая работа
«Содержание, структура и динамика государственного долга России, оценка механизма управления им»
- 50 страниц
Содержание
Введение 4
1. Теоретические ОСНОВЫ АНАЛИЗА государственного долга 7
1.1. Государственный долг: сущность, структура, виды и экономические последствия 7
1.2. Особенности механизма управления государственным долгом 13
2. Анализ состояния и динамики государственного долга Российской Федерации 19
2.1. Анализ динамики и структуры внутреннего долга Российской Федерации 19
2.2. Анализ динамики и структуры внешнего государственного долга Российской Федерации 21
3. Проблемы управления и перспективы погашения государственного долга Российской Федерации 29
3.1. Тенденции в управлении государственным долгом Российской Федерации: состояние, проблемы и пути их решения 29
3.2. Предложения по совершенствованию государственной долговой политики Российской Федерации 34
Заключение 38
Список литературы и использованных источников 40
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. Рыночная экономика устроена таким образом, что государство становится одним из участников мирового финансового рынка, выступая в качестве кредитора и заемщика. Правительства вынуждены время от времени прибегать к заимствованиям на внутреннем и внешнем рынках, так как бюджеты часто сводятся с дефицитом, и наблюдается нехватка бюджетных средств для финансирования государственных расходов. Подобная ситуация характерна для большинства развитых и практически всех развивающихся государств.
Проблема государственного долга является в настоящее время одной из важных для российской экономики. Тяжелое бремя накопленной как внутренней, так и внешней государственной задолженности ставит перед правительством задачу стабилизации государственного долга и повышения платежеспособности России в долгосрочном периоде. Успешное решение этой задачи может стать одним из ключевых факторов устойчивого долгосрочного экономического развития нашей страны. Поэтому любая экономическая политика, проводимая правительством, должна обязательно оцениваться с точки зрения ее влияния на состояние государственного долга и перспективы платежеспособности.
Стратегии, связанные с управлением государственным долгом, могут стать неадекватными в ситуации столкновения с проблемами законодательного регулирования публичных заимствований и послужить толчком для наступления бюджетного, финансового и экономического кризиса.
Мировой финансовый кризис оказывает дополнительное негативное воздействие на внешний и внутренний долг российского государства, делает уязвимой реализуемую Минфином России стратегию государственного долга, что в свою очередь, может серьезно подорвать финансовый суверенитет. Для поддержания финансовой стабильности государства необходимы не только законодательство, регулирующее вопросы публичных заимствований, и органы исполнительной власти, реализующие требования этих правовых норм, но и система действенного финансового контроля и аудита эффективности состояния государственного долга и управления им.
Современный этап развития российского государства характеризуется постановкой масштабных общенациональных социально-экономических задач, решение которых должно осуществляться на основе качественных преобразований и повышения эффективности деятельности государства в различных сферах экономики. Основой формирования и исполнения бюджетов всех уровней должны стать четко заданные цели проводимой государством политики и ожидаемые результаты их достижения. Целевой критерий должен быть присущ и деятельности государства в сфере привлечения займов и управления государственным долгом.
Следует отметить, что в условиях действующего правового регулирования отношений в сфере государственного долга Минфином России осуществляется значительная работа по оптимизации управления государственным долгом: достигнуты цели долговой политики: созданы и внедрены процедуры и технологии бюджетного процесса, соответствующие международным стандартам; обеспечена долговая устойчивость; оптимизированы показатели структуры государственного долга; гарантирован статус государства как заемщика; развивается внутренний рынок государственных ценных бумаг; достигнута сбалансированность федерального бюджета при минимальной стоимости обслуживания государственного долга, выраженного в ценных бумагах.
В то же время в сфере правового регулирования процессов управления государственным долгом остаются нерешенные проблемы, которые в силу особой политико-социальной значимости государственного долга требуют незамедлительного и адекватного решения. К числу нерешенных проблем относятся отдельные пробелы бюджетного законодательства, препятствующие осуществлению Счетной палатой Российской Федерации аудита эффективности состояния государственного долга и управления им.
Научная разработанность проблемы. Вопросы управления государственным долгом имеют давнюю историю. Эти проблемы разрабатывались еще в начале XXвека. Эти разработки, несомненно, представляют научную ценность, но необходимо учитывать то обстоятельство, что современные финансовые рынки сложны и переменчивы, требуют постоянного совершенствования теоретического инструментария для проведения анализа, адекватного быстро меняющейся экономической среде.
Российские ученые сравнительно недавно занялись изучением долговой политики. Однако в России уже существует обширная литература, в которой доказывается необходимость целенаправленного управления государственным долгом, разрабатываются проблемы оценки эффективности такого управления и меры по осуществлению оптимальной долговой политики. В связи с этим необходимо выделить исследования таких авторов, как Матвеева, Шабров и др.
Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга и разработка рекомендаций по совершенствованию управления государственным внешним долгом.
Объектом исследования является система финансовых отношений, связанных с формированием и управлением государственным внешним долгом Российской Федерации.
Предметом исследования является механизм государственного регулирования внешней задолженности РФ.
Задачами курсовой работы являются:
раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих;
исследование механизма регулирования государственного долга РФ;
анализ современного состояния внешнего долга РФ;
оценка влияния государственного долга на экономику РФ;
исследование возможных направлений совершенствования управления государственным долгом.
Теоретическую основу данной работы составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области управления государственным долгом. В работе использованы законодательные акты Российской Федерации, В процессе исследования использовались, методические и инструктивные материалы Министерства финансов РФ, Счетной палаты РФ, данные Госкомстата России, а также материалы периодических изданий.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, включающих параграфы, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В ходе исследования были применены методы системного, логического и сравнительного анализа, статистический анализ, факторный анализ и др.
1. Теоретические ОСНОВЫ АНАЛИЗА
Заключение
Государственный долг возникает в определенные периоды функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы. Бюджетный дефицит становится хроническим явлением и его покрытие осуществляется путем государственных заимствований.
Одним из важных инструментов, используемых государством для эффективного развития своей экономики, является разумная долговая политика. Внешние и внутренние заимствования государства могут, с одной стороны, как инициировать рост производства, развивать новые технологии, сглаживать социальные проблемы в период кризиса в стране, так и, с другой стороны, привести государство поэтапно к так называемой «долговой петле», со всеми вытекающими из этого последствиями.
Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором. На данный момент нашей стране исправно удаётся платить по долгам в основном благодаря удачной мировой конъюнктуре.
Российское правительство в результате длительных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом. И хотя заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями (и далеко не всегда целью реализации какого-либо конкретного проекта), интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение.
Россия не является страной с экстремально высоким уровнем государственного долга. Однако, ситуация требует постоянного контроля. В целом пора перейти к радикальному улучшению управления государственным долгом.
Необходимо правильно распоряжаться привлеченными ресурсами. При их использовании на текущее государственное потребление и выплату заработной платы новая добавленная стоимость не создается, т.е. нет основы для возврата кредитов. Она возникает только в том случае, если заемные средства будут вложены в высокодоходные инвестиционные проекты.
Требуется существенная корректировка всей политики управления государственным долгом, предусматривающая ужесточение процедур публичного финансового менеджмента. Самой существенной конструктивной мерой в области государственного долга должно стать использование заимствований для государственных капитальных вложений непосредственно в производство и в социальный комплекс. Использование различных программ и инновационных механизмов, позволит правительству в разы сократить долг.
Актуальной проблемой долговой политики в условиях антикризисного управления бюджетными средствами является осуществление заимствований, соответствующих потребностям государства и учитывающих его ресурсные возможности. Представляется, что на современном этапе развития российской экономики существует необходимость перехода от заимствований на рынке государственных ценных бумаг, не имеющих целевого характера, к заимствованиям целевого назначения. Такими займами могут быть, например, займы рефинансирования долга, займы для обеспечения особо значимых социальных программ и т. п. Кроме того, в целях аудирования эффективности использования средств, полученных от размещения государственных ценных бумаг, а также выявления целесообразности самих заимствований, в бюджетном законодательстве следует закрепить цели долговой политики государства.
Должны быть также определены основные условия эффективного использования полученных государственных заимствований.
В качестве первого условия можно принять следующее: при одинаковом уровне налоговых поступлений в ВВП должен происходить абсолютный прирост средств, могущих быть направленными на выплату государственного долга. Иными словами, чистая приведенная стоимость использования полученного кредита должна быть более нуля. Это как раз и означает то, что все финансовые потоки от инвестиций, связанных с привлечением дополнительных капиталов (рост объема долга) должны быть больше самой суммы государственного долга.
Следующей задачей долговой политики должно стать обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, создание барьеров на пути их неэффективного и нецелевого использования. Для того чтобы соблюдалось второе условие эффективности использования внешних заимствований, инвестиции должны направляться, прежде всего, в экспортоориентированные и импортозамещающие отрасли национальной экономики.
Список литературы
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 3 января 2009 г.)
Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 17.05.2010 г.).
Федеральный закон Российской Федерации от 19 декабря 2009 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год».
Федеральный закон от 24 июля .2010 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период до 2010 года».
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации / Протокол от 9 октября 2009 г. № 49К (686)). - М., 2009.
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2009 год (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации / Протокол от 27 августа 2010 г. № 39К (741)). – М., 2010.
Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - Изд. 2-е. доп. и перераб. / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 640 с.
Единые требования к подготовке и оформлению выпускной квалификационной работы, курсовой работы, курсового проекта, выпускной аттестационной работы, выпускной работы, реферата: учебно-методическое пособие / И. В. Анциферова (рук. авт. кол.), Н. В. Савощенко, А. Д. Асеев, В. Н. Емец, В. И. Липунов; под ред. А. И. Селезнёва. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2009. – 40 с.
Журнал экономика и жизнь. 2010 //w*w.eg-online.r*
Иохин И.Я. Экономическая теория. // Бюджетный дефицит и государственный долг. – 2005. с. 698.
Крохина Ю.А. Целевые ориентиры и задачи управления государственным долгом в законодательстве Российской Федерации // Финансовое право. – 2010. - №40. – С. 26-31.
Курс экономической теории: учебник - 5-едополненное и переработанное издание / Под общ. ред. проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. - «Инфра», 2009.
Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие.5-е изд., испр. -М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. - 511 с.
Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М: ИНФРА-М, 2007. - 360 с.
Попова Г.В. Управление государственным долгом как фактор финансовой стабилизации в России // Финансовые исследования. – 2009. - №2. – С. 13-18.
Шавров А.В. Финансовое право Российской Федерации: Учебно-методический комплекс. - 7-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 318 с.
Экономическая теория: Учебник / под ред. И.П. Николаевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 527 с.
Экономическая безопасность: учебное пособие / под ред. В.А. Богомолова- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 295 с.
Всемирный банк. Доклады об экономике РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://uisrussia.msu.r*/docs/nov/worldbank/worldbank_index.htm
Информация о государственном долге РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://www1.minfin.r*/ru/public_debt/
Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t:// w*w.minfin.r*
Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.ach.gov.r*/ru/bulletin/
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Государственный долг
Курсовая работа:
Государственный долг РФ
Курсовая работа:
Текущее обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации
Курсовая работа:
Определение объема расхода на погашение и обслуживание государственного и муниципального долга
Дипломная работа:
Государственный долг РФ: современное состояние и методы управления