Курсовая работа
«Государственный кредит – звено финансовой системы»
- 24 страниц
Введение 3
1. Финансовая система РФ 5
2. Сущность и функции государственного кредита 7
3. Государственный долг 11
Заключение 20
Список литературы 21
Приложения 23
Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, на ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.
Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.
В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.
Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В ощеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.
Итак, целью данной работы является рассмотрение государственного кредита.
Для достижения поставленной цели необходимо:
раскрыть сущность финансовой системы в РФ;
раскрыть понятие государственного кредита, его общих черт и различий с банковским кредитом,
характеризовать государство как кредитора, заемщика и гаранта,
определить функций государственного кредита,
рассмотреть управление государственным долгом в узком и широком смысле, задачи, решаемые в процессе управления, органы власти и управления, принимающие участие в этом процессе.
При работе использовалось законодательство Российской Федерации, а также научная и учебная литература по изучаемому вопросу.
В соответствии со ст. 97 БК РФ долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).
Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.
Главных задач системы управления внешним долгом, являются: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ //СЗ РФ от 3 августа 1998 г., N 31, ст. 3823.
2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 2005.
3. Борисов Е. Ф., Экономическая теория: курс лекций для студентов высших учебных заведений, Москва: Общество «Знание» России, 2006
4. Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М.: Финансы и статистика, 2004.
5. Дадашев А.З. Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: ИНФРА-М, 2007.
6. Дадашев В. Финансовая система России. М.: Инфра-М, 2007.
7. Кредиты. Инвестиции. - М.: “Приор”, 2005.
8. Теория финансов /Общ.ред Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Минск: “Высшая школа”, 2007.
9. Финансовое право /Отв. ред. Н.И. Химичева.— М.: Юристъ, 2005
10. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2003.
11. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.
12. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М.Ковалевой. - М.: Финансы и статистика , 2006.
13. Амирханова Ф., Внешний долг: непривычные решения // Экономика и жизнь, 2005 г., №2
14. Афонцев С, Внешняя задолженность России // Мировая экономика международные отношения, 2006 г., №7
15. Вавилов А., Ковалишин Е., Проблемы реструктуризации внешнего долга России: теория и практака. // Вопросы экономики, 2006 г., №5
16. Вавилов А., Трофимов Г.,Стабилизация и управление государственным долгом России // Вопросы экономики, 2007 г., №12.
17. Вавилов Ю.Я. Вопросы государственного долга в бюджетном кодексе РФ // Финансы, № 7 / 2005.
18. Данкерт К., Дикман Н., Адекватные инструменты управления внешним долгом РФ. // Бизнес и банки, 2004 г., №16.
19. Златкин Б., Перспективы функционирования рынка государственного долга. // Финансист, 2006 г., №8.
20. Саркисянц А. Г., Проблемы внешней задолженности России. // Деньги и кредит, 2007 г., №2.
21. Симановский А.Ю. Государственный долг: бремя цивилизации //Деньги и кредит, №6/2006.
22. Титков В., Проблемы управления российским внешним долгом // Вопросы экономики, 2007 г., №11.
Тема: | «Государственный кредит – звено финансовой системы» | |
Раздел: | Финансы | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 24 | |
Цена: | 250 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Финансовая система России и проблемы ее эффективности
Курсовая работа:
Финансовая система России и проблемы ее эффективности
Курсовая работа:
Финансовая система в Российской Федерации
Курсовая работа:
Финансовая система и управление ею
Курсовая работа:
Развитие финансовой системы России