Дипломная работа

«Место ОВД в системе субъектов профилактики правонарушений»

  • 76 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….2

ГЛАВА 1. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ: ПОНЯТИЕ СИСТЕМА И СУБЪЕКТЫ …5

§ 1. Государственная система профилактики правонарушений и ее значение.5

§ 2. Субъекты профилактики правонарушений в Российской Федерации на современном этапе….14

ГЛАВА 2. МЕСТО И РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ…25

§ 1. Основные задачи и функции органов внутренних дел по профилактике правонарушений….25

§ 2. Правовое регулирование и организация деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений….32

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ….….44

§ 1. Проблемы и направления совершенствования деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений….44

§ 2. Взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами системы профилактики правонарушений….50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….70

Введение

Актуальность исследования. Стабильно высокое число ежегодно регистрируемых преступных явлений требует повышения эффективности предупредительной работы. Бесспорно, немалая роль в решении обозначенной проблемы принадлежит раннему предупреждению преступности. Особую важность предупредительных мер актуализирует их способность на начальной стадии выявить причины и условия формирования противоправного поведения и принять меры по его коррекции.

Профилактика правонарушений на протяжении многих лет была и остается одной из основных задач, стоящих перед государством и обществом в целом. На современном этапе угроза криминального характера сопровождается проявлениями терроризма и экстремизма, наркоэкспансией, коррупцией и организованной преступностью. Они нарушают спокойствие граждан, подрывают здоровье и потенциал нации, мешают развитию экономических отношений.

Причем, думается профилактические меры должны проводиться комплексно, с непосредственным и активным участием всех субъектов государственной системы предупреждения преступлений.

Одним из основных субъектов профилактики правонарушений, безусловно, являются органы внутренних дел Российской Федерации (далее - ОВД). Пожалуй нет ни одного государственного правоохранительного органа, на который было бы возложено столько задач и функций, а также приковано столько общественного внимания и внимания руководства нашего государства.

Деятельность полиции направлена на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Активная перестройка центральных и местных структур в МВД России в современной России дополнительно актуализирует тему эффективной организации деятельности ОВД в части выполнения ими функций по профилактике правонарушений, заставляет вновь обращаться к опыту их взаимодействия с иными органами государственной власти и общества в процессе обеспечения необходимого общественного порядка, противодействия разнообразным формам девиантного поведения и преступности.

В данной связи очевидна необходимость правового положения ОВД как активного субъекта профилактики правонарушений.

Объектом исследования в работе являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования деятельности ОВЛ по профилактике правонарушений. Предмет исследования составляют нормы конституционного, административного, уголовного права, регламентирующие вопросы деятельности ОВД по профилактике правонарушений.

Основной целью работы является исследование правового статуса ОВД как субъекта профилактики правонарушений.

Задачами настоящего исследования являются:

- определение понятия государственной системы профилактики правонарушений и характеристика ее задач и целей;

- краткая характеристика субъектов профилактики правонарушений;

- определение целей и задач ОВД по профилактике правонарушений;

- характеристика правового регулирования деятельности ОВД по профилактике правонарушений;

- определение проблем, связанных с современной деятельностью ОВД по профилактике правонарушений и предложение вариантов их решения;

- определение направлений и значения взаимодействия ОВД с другими субъектами по профилактике правонарушений.

Методы исследования. При проведении исследования комплексно использовались: исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, статистический и социологический методы исследования.

Теоретическую базу исследования составили труды известных российских ученых в области конституционного, административного, уголовного права, криминологии дореволюционного, советского и современного периодов.

Нормативной базой исследования являются Конституция РФ, действующее законодательство Российской Федерации, нормы международного права, иные нормативно-правовые акты.

Объем и структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Фрагмент работы

Конституция Российской Федерации гарантирует всем гражданам России и лицам, находящимся на территории России, но не являющимся ее гражданами, обеспечение безопасности и нормальных условий проживания. Поэтому неотъемлемой частью каждодневной работы государственных органов должна являться работа по предупреждению и профилактике преступности.

Учитывая многообразие субъектов профилактики правонарушений, охарактеризуем их исходя из уровня их функционирования. На федеральном уровне ими являются Президент Российской Федерации, Совет безопасности Российской Федерации, Межведомственная комиссия по общественной безопасности, Правительство Российской Федерации, Комиссия по профилактике правонарушений, Федеральное собрание, которое осуществляет парламентский контроль государственной системы профилактики правонарушений.

Президент РФ, являясь главой государства, гарантом Конституции РФ, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, определяет стратегию экономического, политического, правового развития государства. На основе его указаний, посланий в раннем предупреждении преступности участвуют органы исполнительной власти Федерации и субъектов.

Общее руководство и координацию деятельности системы профилактики правонарушений в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации в лице Правительственной комиссии по профилактике правонарушений, реализующей государственную политику Российской Федерации в области деятельности системы профилактики правонарушений, решения которой обязательны к исполнению всеми субъектами системы профилактики правонарушений.

На региональном уровне субъектами профилактики правонарушений являются высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

На ведомственном уровне в качестве субъектов государственной системы по профилактике правонарушений можно выделить различные федеральные органы исполнительной власти, комиссии по профилактике правонарушений по отраслям деятельности. Специфику задач и особенности профилактических мер определяют субъекты профилактики, их компетенцию и взаимодействие друг с другом, то есть систему предупреждения преступлений, выполняющую регулятивную, предупредительную, охранительную и воспитательную функции. Особое значение среди субъектов профилактики ведомственного уровня имеют правоохранительные органы.

Заключение

В результате проведенного научного исследования можно сделать следующие выводы:

1. В целом государственную систему профилактики правонарушений можно определить как системную деятельность определенных государственных органов и институтов гражданского общества, имеющую некоторую структуру, вертикальные и горизонтальные связи и отношения, призванные обеспечить ожидаемое обществом снижение уровня преступности и потому подлежащие правовому регулированию, образующие самостоятельный вид правоотношений.

2. Задачами профилактики являются:

- снижение уровня преступности;

- развитие системы социальной профилактики правонарушений, направленной прежде всего на активизацию борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией; преступностью, безнадзорностью, беспризорностью несовершеннолетних; незаконной миграцией; ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

- совершенствование нормативной правовой базы России и субъектов РФ по профилактике правонарушений;

- активизация участия и улучшение координации деятельности органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления в предупреждении правонарушений;

- вовлечение в предупреждение правонарушений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, а также общественных организаций;

- снижение «правового нигилизма» населения, создание системы стимулов для ведения законопослушного образа жизни;

- повышение оперативности реагирования на заявления и сообщения о правонарушении за счет наращивания сил правопорядка и технических средств контроля за ситуацией в общественных местах;

- оптимизация работы по предупреждению и профилактике правонарушений, совершаемых на улицах и в общественных местах;

- выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Деятельность по профилактике правонарушений - это деятельность органов и учреждений системы профилактики правонарушений по применению комплекса социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

3. Субъектами правовых отношений в сфере деятельности системы профилактики правонарушений в Российской Федерации являются: органы законодательной власти Российской Федерации; органы исполнительной власти Российской Федерации; органы законодательной власти субъектов Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, выполняющие задачи в сфере профилактики правонарушений; органы и учреждения здравоохранения; образования; социальной защиты населения; органы и учреждения органов по делам молодежи; органы по вопросам занятости населения; органы местного самоуправления; организации, предприятия и учреждения различных форм собственности; политические партии и общественные движения; общественные организации; религиозные конфессии; иные некоммерческие организации; средства массовой информации; трудовые коллективы; граждане Российской Федерации.

4. Думается целесообразным принятие специального федерального закона, регулирующего основы деятельности субъектов государственной системы по профилактике правонарушений.

5. Функции по профилактике правонарушений возложены практически на каждое структурное подразделение ОВД, в связи с чем можно сделать вывод, что ОВД занимают одно из важнейших мест в системе правоохранительных органов ввиду разнообразия возложенных на него задач и функций.

Проанализировав деятельность ОВД по профилактике правонарушений, мы можем сделать вывод, что в настоящее время эффективное осуществление данной функции невозможно без активного взаимодействия с другими субъектами государственной профилактики правонарушений, целостного нормативно-правового регулирования государственной системы по профилактике правонарушений, повышения доверия граждан к правоохранительным органам.

6. Выделим основные направления взаимодействия органов внутренних дел с иными субъектами государственного предупреждения преступлений и иных правонарушений:

- профилактика правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность;

- профилактика детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- предупреждение правонарушений, совершаемых ранее судимыми лицами;

- профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- привлечение граждан к участию в охране общественного порядка;

- реализация региональных программ профилактики преступлений и иных правонарушений субъектов Российской Федерации.

Представляется необходимым расширять данное взаимодействие, поскольку его результатом является более полное и качественное обеспечение конституционных прав и свобод личности и общества, что является основной обязанностью государства в решении основных задач по профилактике правонарушений.

7. Эффективность предупредительной деятельности органов внутренних дел во многом определяется ее организацией, в том числе информационным, ресурсным, кадровым и иным обеспечением. Оптимизация этого обеспечения предполагает широкое внедрение средств компьютеризации и других компонентов современных информационных технологий, активное использование научных рекомендаций, подготовку квалифицированных специалистов и т.п.

Необходимость реального повышения эффективности предупредительной деятельности органов внутренних дел обусловливает важность разработки особой системы стимулирования активного участия их отраслевых служб в предупреждении, профилактике, предотвращении, пресечении, раскрытии преступлений. Этим целям может служить дополнение отчетности показателями, реально отражающими работу служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений на стадиях их замышления, приготовления и покушения.

Создание в органах внутренних дел целостной системы предупреждения и профилактики преступлений и иных правонарушений должно обязательно сопровождаться совершенствованием управления - воздействия на субъекты соответствующей деятельности в целях повышения ее эффективности. При этом особенно возрастает роль руководителей органов внутренних дел различного уровня, которые обязаны знать существо и особенности превентивной работы, направлять на ее осуществление своих подчиненных, организовывать взаимодействие сотрудников с представителями других органов и организаций, осуществлять обучение сотрудников и постоянный контроль за выполнением ими соответствующей деятельности, оценивать ее эффективность.

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. М., 2012.

2. О судебной системе Российской Федерации [Текст]: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) // Рос. газета. - 1997.- № 7.

3. О полиции [Текст]: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Рос. газета.- 2011.- 8 февраля.

4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Российская газета.- 1999. - .30 июня.

5. О прокуратуре Российской Федерации [Текст] :Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 03.12.2012, с изм. от 30.12.2012) // Рос. газета.- 1992.- № 271.

6. Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (ред. от 15.01.2013) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») // СПС ГАРАНТ

7. Приказ ФСБ РФ № 552, МВД РФ № 1076, МИД РФ № 19176, Министра обороны РФ № 1861, Минприроды РФ № 840, Минфина РФ № 371, Росрыболовства № 1006, ФТС РФ № 2116, ФССП РФ № 417, Росимущества № 344, Росфинмониторинга № 340 от 13.10.2011 «Об утверждении Положения о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны морских биологических ресурсов и контроля за внешнеторговыми операциями с морскими биологическими ресурсами и продуктами их переработки» // СПС Консультант.

8. Приказ Минюста России № 190, МВД России № 912 от 04.10.2012 «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений» // СПС Консультант.

9. Приказ МВД России от 20.02.2009 № 155 (ред. От 23.11.2011) «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации // СПС Консультант.

10. Приказ МВД РФ № 495, ФНС РФ № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 (ред. От 14.11.2011) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» // СПС Консультант.

11. Приказ МВД РФ от 02.09.2009 № 684 «Об утверждении Регламента взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти» // СПС Консультант.

12. Приказ МВД РФ от 01.01.2009 № 1 «Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009 - 2014 годы» // СПС Консультант

13. Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» // СПС Консультант.

14. Приказ МИД РФ № 8722, МВД РФ № 996, ФСБ РФ № 562, ФМС РФ № 350 от 17.11.2008 «Об утверждении Положения о порядке информационного взаимодействия Министерства иностранных дел Российской Федерации с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной миграционной службой с целью выявления наличия обстоятельств, которые могут повлечь временное ограничение права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации и отказ в выдаче паспорта, дипломатического паспорта и служебного паспорта, являющихся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» // СПС Консультант.

15. Приказ МВД РФ №948, ФНС РФ № ММ-3-6/561 от 31.10.2008 «Об утверждении Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы» // СПС Консультант.

16. Приказ МВД РФ № 879, Минздравсоцразвития РФ № 746 от 03.11.2006 (ред. от 18.10.2010) «Об утверждении Регламента взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации» // СПС Консультант.

17. Приказ МВД РФ № 878, ФАС РФ № 215 от 30.12.2004 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы» // СПС Консультант.

18. Приказ Минздрава РФ № 133, МВД РФ № 269 от 30.04.1997 «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами» // СПС Консультант.

Научная литература

19. Авдейко А.Г. О некоторых проблемах правового обеспечения организации в Российской Федерации государственной системы профилактики правонарушений // Административное и муниципальное право. 2008. № 9.

20. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001.

21. Аналитический доклад «Российская идентичность в социологическом измерении» // Российская газета. 2007. 22 декабря.

22. Босхамджиева Н.А., Кашкина Е.В. Административно-правовое регулирование взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества в сфере предупреждения правонарушений // Административное и муниципальное право. 2010. № 9.

23. Валеев Т.А. Противодействие преступности на современном этапе // Российский следователь. 2012. № 3.

24. Васильев Ф.П. Взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации // Безопасность бизнеса. 2010. № 3.

25. Виневский В.Н. Роль органов внутренних дел в системе профилактики правонарушений // Юридический мир. 2006. № 11.

26. Гирько С.И. Деятельность ВНИИ МВД России по научному обеспечению профилактики правонарушений // Административное право и процесс. 2006. № 4.

27. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник / К.Ф.Гуценко, М.А.Ковалев.- М.: Зерцало, 2000.-

28. Жильский Н.Н. Правовые и организационные основы взаимодействия органов внутренних дел с внутренними войсками в охране общественного порядка: Дис. . канд. юрид. наук. СПб., 1995.

29. Захаров А.А. Основные подходы к содержанию и организации деятельности органов внутренних дел по профилактике преступлений и иных правонарушений // Российский следователь. 2009. № 8.

30. Иванов В.Д. Предупреждение и пресечение преступлений на различных стадиях их проявления. Ростов н/Д, 2000.

31. Ипакян А.П., Геворкян К.С. Взаимодействие как управленческая категория // Актуальные проблемы совершенствования деятельности штабных подразделений органов внутренних дел. М., 1998.

32. Ивачев О.В. Административно-правовое регулирование взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов в предупреждении налоговых правонарушений // Административное и муниципальное право. 2010. № 12. Казак Б.Б., Михайлова Н.В., Столяренко В.М. Об организации профилактики правонарушений органами внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2012. № 2.

33. Каширина О.Н. Некоторые аспекты правового статуса субъектов ранней профилактики преступности в законодательстве России // Общество и право. 2011. № 3.

34. Кобец П.Н. Профилактика преступности как сложный, многогранный процесс в условиях России начала второго десятилетия XXI столетия // Российский следователь. 2012. № 20.

35. Колясинский А.З. Принципы негосударственной охраны // Право и политика. 2007. № 12.

36. Криминология: Учебник / Под ред. Б.В. Коробейникова, Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М.: Юрид. лит., 1988.

37. Москвин Г.К. О необходимости Федерального закона «О федеральной системе профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Административное право и процесс. 2010. № 5.

38. Лунеев В.В. Тенденции современной преступности и борьбы с ней // Государство и право. 2004. № 1.

39. Малков В.Д. Теоретические, правовые и организационные проблемы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и профилактике преступлений и иных правонарушений // Общество и право. 2008. № 3.

40. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000.

41. Першуткин Н.И. О создании государственной системы предупреждения преступлений // Вестник МВД России. 2006. № 3.

42. Петрова Т.А. Межведомственный круглый стол «Проблемы взаимодействия подразделений органов внутренних дел с другими субъектами государственного предупреждения преступлений и иных правонарушений» (Москва, ВНИИ МВД России, 27 октября 2011 г.) // Административное право и процесс. 2012. № 2.

43. Пономарев А.Ю. Проблемы осуществления охранно-сыскными структурами правоохранительной деятельности // Административное право и процесс. 2008. № 5.

44. Попова Н.Ф. К вопросу привлечения общественных объединений к охране общественного порядка // Российский следователь. 2006. № 10.

45. Пролетенкова С.Е. Участие органов внутренних дел в организации охраны общественного порядка в муниципальных образованиях // Административное право и процесс. 2008. № 3.

46. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П.Божьева. - М., 2009.

47. Разаренов Ф.С., Прудников А.С. Негосударственные правоохранительные организации. М., 1995.

48. Савюк Л. Правоохранительные органы - М., 2005.

49. Слюсарь Н. Проблемы правового обеспечения участия общественности в оказании содействия государственному управлению в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью // Российский следователь. 2007. № 4.

50. Спасенников Б.А. К обсуждению законопроекта «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Российская юстиция. 2011. № 11.

51. Тер-Акопов А.А. Безопасность человека. Социальные и правовые основы. М.: Изд. Норма, 2005.

52. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социальной психологии. М., 1977.

53. Ягофаров Д.А. Правовая активность личности в профилактике правонарушений: сущность, особенности, стимулирование. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Высш. юрид. заоч. школа МВД РСФСР. М, 1991.

Покупка готовой работы
Тема: «Место ОВД в системе субъектов профилактики правонарушений»
Раздел: Правоохранительные органы
Тип: Дипломная работа
Страниц: 76
Цена: 6000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика