Дипломная работа
«Механизмы управления таможенными рисками»
- 81 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ РИСКАМИ 6
1.1 Сущность таможенных рисков 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование управления таможенными рисками 10
1.3 Развитие системы управления таможенными рисками 14
1.4 Современная система управления таможенными рисками 21
2. ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ РИСКАМИ 37
2.1 Принципы построения системы управления таможенными рисками в таможенных службах мира 37
2.2 Основные проблемы управления таможенными рисками 58
2.3 Пути решения проблем управления таможенными рисками 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Стремление России к преобразованиям предписывает ей выполнять основные принципы Киотской конвенции, направленные на ускорение внешнеторгового оборота и создание условий, благоприятствующих законной торговле. Для успешного выполнения поставленных задач ВТО в России внедряется система управления рисками. Принятие нового Таможенного кодекса заложило правовую основу новой философии таможенного контроля, которая опирается на принцип выборочности. В настоящее время выборочность таможенного контроля определяется профилями риска. Основой выделения товаров в группу риска и товаров в группу прикрытия являются данные «зеркальной» таможенной статистики, которые поступают в таможенный орган с большим запаздыванием, что приводит к негативным экономическим последствиям для государства – товар с нарушением таможенных правил выпущен в свободное обращение; и для зако-нопослушных участников ВЭД. Наличие товара, отнесенного к группе риска, у того или иного участника, не свидетельствует о нарушении им таможенных правил, но однозначно приводит к увеличению объемов досмотра и времени на их выполнение, а это противоречит принципу Киотской конвенции ускорение внешнеторгового оборота.
Любой проводимый контроль должен обеспечивать заданный уро-вень надежности. Конечно же, увеличение количества досмотровых ра-бот не всегда приводит к повышению уровня надежности таможенного контроля, так как далеко не все участники ВЭД являются нарушителями таможенных правил. В развитых странах выборочный контроль приме-няется достаточно давно и довольно успешно. Например, в США 72% внешнеторговых сделок обслуживается по «зеленому» коридору, 26%- по «желтому» и только 2% по «красному», это обеспечивает 95% уровень надежности таможенного контроля. В странах Евросоюза значение уровня надежности таможенного контроля составляет 97%. Официальные данные об уровне надежности таможенного контроля в России и методика его оценки отсутствуют, поэтому важное значение приобретает анализ механизмов управления таможенными рисками и путей его совершенствования.
Ученые США, Швеции, Германии активно занимаются разработкой теории управления таможенными рисками, которая предполагает дифференциацию участников ВЭД по степени соблюдения ими существующего законодательства, с целью уменьшения нагрузки на таможенные службы, профилактики нарушений таможенных правил (управление рисками), повышения надежности таможенного контроля. Эти методики являются государственной тайной.
Отдельные вопросы системы управления рисками в РФ рассматривались в работах П.Н. Афонина, Э.А. Багирова, С.В. Барамзина, В.Е. Бурдина, С.Н. Гамидуллаева, К.А. Корнякова, В.В. Новикова, Г.Ю. Песиголовца, В.Б. Рудакова, Ш.С. Сафарова и др. Вместе с тем комплексно проблема совершенствования процедур применения системы управления рисками в условиях формирования единого таможенного пространства в рамках Таможенного союза еще не рассматривалась.
Целью работы является анализ механизмов управления таможенными рисками и проблем его совершенствования. Из поставленной в работе цели вытекает необходимость решения следующих задач:
• анализ сущности риска;
• изучение особенностей развития системы управления тамо-женными рисками в нашей стране;
• анализ системы управления таможенными рисками в современной России;
• изучение опыта развитых стран – членов ВТО в области примене-ния систем управления таможенными рисками;
• выявление проблем в области управления рисками таможенных органов РФ и путей их решения.
Объект исследования работы – процесс таможенного контроля товаров и транспортных средств участников внешнеэкономической деятельности.
Предмет исследования – система управления рисками в таможен-ном контроле Российской Федерации.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области управления рисками в таможенном контроле, исследования, проводимые по вопросам оценки и управления экономическими рисками в различных сферах человеческой деятельности, а так же разработки по вопросам статистических методов контроля качества и надежности. Информационной базой исследования послужили статистические сборники и бюллетени ФТС России, данные таможенной статистики, законодательные, нормативно-правовые акты, Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), материалы ВТО.
Прежде всего, проанализируем в целом сущность риска как научной категории. Существует большое разнообразие мнений по поводу понятия определения, сущности и природы риска. Это связано с многоаспектностью этого явления, недостаточным использованием в реальной деятельности, игнорированием в существующем законодательстве. Рассмотрим два основных понятия, которые дополняют друг друга и охватывают общее содержание риска.
Первое определение заключается в том, что риск определяют как вероятность (угрозу) потери части своих ресурсов, недополучения дохо-дов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной хозяйственной деятельности. Следовательно, риск относится к возможности наступления какого-либо неблагоприятного события, возможности неудачи, возможности опасно-сти.
Второе определение риска непосредственно сопряжено с понятием «ситуация риска». Ситуацией, вообще, называется сочетание, совокуп-ность различных обстоятельств и условий, создающих определенную обстановку для того или иного вида деятельности. Обстановка может способствовать или препятствовать осуществлению данного действия. При ситуации риска существует возможность количественно и качественно определять степень вероятности того или иного варианта и ей сопутствуют три условия:
• наличие неопределенности;
• необходимость выбора альтернативы (включая отказ от выбора);
• возможность оценить вероятность осуществления выбираемых альтернатив.
Ситуация риска качественно отличается от ситуации неопределенности. При ситуации неопределенности вероятность наступления результатов решений или событий в принципе не устанавливаема. Следовательно, ситуация риска является разновидностью ситуации неопределенности, т.к. в ней наступление событий вероятно и может быть определено.
По своей природе риск делят на три вида:
Подведем итог проделанного анализа таможенного риска и систем его управления. Сущность риска в хозяйственной деятельности заключается в том, что на современном этапе происходит активная интеграция научно-технических, торговых, производительных и других отношений и усилению международных связей. Наряду с этим, экономическое развитие и прирост населения в развитых регионах мира происходят неравномерно, что вызывает необходимость расширять международные обмены, которые содействуют развитию новых рынков (товаров, услуг, труда, информационных, финансовых и др.), импорту сырья, технологическому и информационному обмену, научным, научно-техническим, производственным, культурным и другим внешнеэкономическим связям. Вся международная деятельность подвержена риску. Риск – это ситуативная характеристика деятельности любого субъекта международного рынка, отражающая неоп-ределенность ее исхода и возможные неблагоприятные последствия в случае неуспеха. Оценки безопасности и степени риска, которыми располагает субъект, т.е. его знания, полученные им либо самостоятельно на основе опыта и интуиции, либо специально вырабатываемые на базе исследования ситуации, в том числе с помощью специалистов, определяют его чувство безопасности (опасности).
Рисковой ситуации сопутствуют три условия: наличие неопределенности, необходимость выбора альтернативы и возможность оценить вероятность осуществления выбираемых альтернатив. Чтобы сладить негативные явления, связанные с риском, необходимо выявить: основные черты и источники его возникновения, наиболее важные его виды, допустимый уровень риска, методы измерения риска, методы снижения риска. Основными чертами риска являются противоречивость, альтернативность и неопределенность.
Причинами возникновения риска внешнеэкономической деятельно-сти могут стать факторы, связанные с изменениями в политической, эко-номической, социальной, культурной, научно-технической и другими сферами как внутри конкретного предприятия, так и на уровне страны, и на международном уровне. По сравнению с обычным бизнесом внутри страны, международная торговля порождает дополнительные риски, как для покупателя, так и для продавца, а именно риск времени и расстояния, валютный риск и законодательный риски.
Система управления таможенными рисками объединяет ряд новей-ших таможенных инструментов и технологий, которые обеспечивают по-вышение эффективности работы таможенных служб, не ставя под угрозу интересы торговли. Внедрение системы управления рисками в таможенной службе России осуществлялось в четыре этапа, каждый из которых характеризуется введением в действие новых нормативных ак-тов, проведением соответствующих организационных мероприятий, основанных на использовании новых информационных и кадровых ресурсов.
Современное нормативно-правовое обеспечение системы управления таможенными рисками строится на законодательных актах Таможенного союза, в первую очередь, на Таможенном кодексе Таможенного союза. Данные вопросы также регулируются и Федеральным законом «О таможенном регулировании». Кроме этого еще ГТК России была разработана Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации, утвержденная Приказом ГТК России от 26.09.2003 г. №1069. В соответствии с названной Концепцией таможенные органы разрабатывают профили риска в отношении определенных товаров. Профиль риска содержит указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска, то есть вероятности несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Федеральная таможенная служба Российской Федерации с целью организации таможенного контроля разрабатывает и направляет для применения в таможенные органы профили рисков, содержащие соответствующие указания о применении мер таможенного контроля.
Профили риска могут быть зональными (действующие в регионе деятельности одной таможни), региональными (действующие в регионе деятельности одного регионального таможенного управления (РТУ)) и общероссийскими (действующие на всей таможенной территории Российской Федерации либо в отдельных таможенных органах, расположенных в регионе деятельности разных РТУ). Также профили риска подразделяются по срокам их действия.
Анализ таможенных рисков, в первую очередь, строится на том, что в ходе анализа выявляется наличие взаимосвязей индикаторов и области риска, а также выявляются тенденции, закономерности и зависимости индикаторов и области риска от показателей деятельности по сбору таможенных платежей.
Система управления рисками невозможна без отлаженной системы обратной связи. Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль применения соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам – их корректировку.
Практический опыт развитых стран подтверждает эффективность использования в деятельности таможенных органов системы управления рисками, которая значительно ускорила движение грузов через таможни, сократив время оформления, и, самое главное, подняла конкурентоспособность своих национальных экспортеров и импортеров. Многое из этого практического опыта может и должно войти в практику и законодательную базу российской таможни.
Улучшение системы анализа и управления рисками как элемент системы управления в структуре таможенных органов необходимо и для руководящего состава ФТС России, и для исполнителей, т.е. региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов. Оно необходимо руководству при принятии обоснованных управленческих решений, а исполнителям – для повышения профессиональных навыков, избавления от многих рутинных операций, повышения оперативности работы. Как следствие, улучшение управления таможенными рисками способствует созданию для участников ВЭД более цивилизованных условий ведения внешнеэконо-мической деятельности, а также ускорению внешнеэкономического оборота. Для улучшения системы управления рисками таможенных органов России в данной работе было предложено следующее:
• развитие сотрудничества с таможенными службами государств – членов Таможенного союза;
• внедрение комбинированного подхода оценки риска;
• внедрение новой методики расчета критериев таможенного риска, рекомендованной ВТО;
• внедрение автоматизированной системы управления рисками.
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Заключена в Киото в 1973 г. (в ред. 1999 г.).
2. Таможенный кодекс Таможенного Союза (в ред. от 16.04.2010).
3. Порядок декларирования и корректировки таможенной стоимости товаров, утвержденный решением Комиссии таможенного союза от 20 сентября 2010 года №376.
4. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 11.12.2009 №32 «О ведении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза».
5. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».
6. Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) «О таможенном регулировании в РФ».
7. Таможенный кодекс от 28.05.2003 №61-ФЗ (утратил силу).
8. Приказ ГТК России от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации».
9. Приказ ФТС России от 11.01.2008 № 11 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуа-лизации и отмене».
10. Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза (поглавный). – М.: Проспект, 2010.
11. Балдин К. В, Управление рискми: Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / К. В, Балдин, С. Н. Воробьев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
12. Бартон Т., Шенкир У., Уокер П. Комплексный подход к риск-менеджменту: стоит ли этим заниматься: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.
13. Бойко А.П. Анализ практики применения системы управления рисками в странах-членах Всемирной таможенной организации (на примере Великобритании, Италии, США) // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала РТА. 2008. №1 (30).
14. Бойко А.П. Совершенствование управления таможенным контролем с учетом факторов риска: дис. … канд. экон. наук. М.: РИО РТА, 2008.
15. Дружинин В.П. Система управления рисками в таможенном деле. // Таможенное дело. 2011. №3.
16. Ершов А.Д., Копанева П.С. Информационное обеспечение управления в таможенной системе: Монография. СПб.: Знание, 2002.
17. Ершов А.Д. Проблемы формирования системы управления рисками в таможенной службе России. М., 2007.
18. Завалишин А. Как работает система управления рисками. // Таможенное дело. 2011. №6.
19. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Ю.А. Дмитриева. М., 2004.
20. Крктман П. Р., Обстфенд М. Международная экономика. 5-е изд. – СПб: Питер, 2003.
21. Мютте Г.Е. Управление таможенными рисками на базе современных информационных технологий. – М., 2007.
22. Погодина Н.А. Таможенное регулирование частных и публичных интересов при производстве таможенного контроля (на примере системы управления рисками). // Право и экономика. 2009 №6.
23. Пиджаков А.Ю., Жамкочьян С.С. Развитие правового регулирования системы управления рисками в таможенном деле. // Налоги. 2006. №9.
24. Пикфорд Дж. Управление рисками / [Пер. с англ. О. Н. Матвеевой]. – М.: ООО «Вершина», 2004.
25. Секерин А.Б. О методологии управления экономическим риском // Вестник ВГУ. Серия «Экономика и управление». 2004. №1.
26. Сергеев Е.В. Таможенный контроль: проблемы правового регулирования: Дис. .канд. юрид. наук. Саратов, 2004.
27. Халипов С.В. Таможенное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2006.
28. Хрытанькова О.Л. Применение системы управления рисками в таможенных службах мира // Молодой ученый. 2011. №11.
29. Цветкова Е.В., Арлюкова И.О. Риски в экономической деятельности. – СПб. 2002.
30. Цзю У. Реализация системы управления рисками в Таможне КНР. // Экономика. 2011. №1.
31. Шапкин А. С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.
32. Ширкунова Нина Васильевна. Управление рисками в таможенном контроле : Дис. . канд. экон. наук – М., 2005
33. Яковлев Д.И., Тышов А.А. Система управления рисками в таможенной службе США. // Таможенное дело. 2012. №4.
Тема: | «Механизмы управления таможенными рисками» | |
Раздел: | Государственное регулирование, Таможня, Налоги | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 81 | |
Цена: | 3500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Механизмы управления валютными рисками и хеджирование
Курсовая работа:
Управление банковским риском коммерческого банка
Курсовая работа:
Экономический механизм управления предприятием
Дипломная работа:
Финансовый механизм управления эффективностью предприятия
Дипломная работа:
Система управления государственной собственностью в субъектах РФ (на примере Калужской области)