Курсовая работа

«Английский язык»

  • 33 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Лингвистический и философский аспекты побудительности 5

1.1.Категория побудительности 5

1.2. Повелительное наклонение и императив 8

1.3. Побудительная модальность 11

Глава 2. Практическая часть 16

Заключение 30

Список литературы 32

Введение

В последние годы возрос интерес лингвистов к межличностной коммуникации, к влиянию на нее экстралингвистических и психологических факторов, а также к изучению феномена вербального воздействия на адресата.

В философском плане побудительность представляет собой особое свойство, которым обладают не только люди, но и предметы и явления (например, рекламные щиты, сильный дождь). Оно заключается в каузировании определенного действия или изменения состояния элемента окружающей действительности. В лингвистическом отношении побудительность выступает в качестве одной из функций языка.

Изучение побуждения в лингвистике началось с исследования его синтаксических свойств. Наряду с изучением различных аспектов значения побудительности, исследователи высказывают свое мнение по поводу объема и границ поля побудительности. Невозможно встретить единого мнения по поводу классификации вариантов побудительности, мнения ученых расходятся как по поводу количества вариантов побуждения, так и по критериям их выделения в отдельный вариант. Поскольку разные ученые придерживаются разных точек зрения, границы поля побудительности не определены, так как количество вариантов колеблется от 3 до 21.

Побуждение к действию обладает множеством оттенков, которые передаются различными языковыми средствами, одно из важных мест среди них занимает просодия.

Наряду с коммуникативным подходом к изучению просодии побуждения, ученые исследуют побуждение с точки зрения его модальности и фоностилистической реализации.

Все вышесказанное и определяет актуальность исследования темы данной работы.

Фрагмент работы

Глава 1. Лингвистический и философский аспекты побудительности

1.1.Категория побудительности

Определение сущности функционально-семантической категории побудительности в английском языке может основываться на принципах исследований А.В.Бондарко, многие работы которого посвящены выявлению и разностороннему изучению функционально-семантических категорий. В концепции А.В.Бондарко, критерием выделения таких категорий является общность семантической функции взаимодействующих элементов разных языковых уровней, наличие известного семантического инварианта в дифференциальных семантических признаках этих элементов [Бондарко 1983:18].

Таким образом, для образования функционально-семантического поля или категории необходимо, чтобы средства выражения, входящие в состав поля, имели общее значение. Согласно такому определению, совокупность средств выражения, относящихся к разным языковым уровням, но объединенных общей семантикой побуждения, образует функционально-семантическую категорию побудительности. Данная категория имеет определенную структуру, которую в лингвистике трактуют как функционально-семантическое поле.

В современной лингвистической науке понятие поля и полевого подхода получило широкое распространение. Раскрывая сущность полевого подхода, А.В.Бондарко отмечает, что для рассматриваемого подхода характерны поиски центра парадигмы как зоны сосредоточения ее наиболее специфических признаков, и учет периферийных зон затухания специфичности, примыкающих к центру явлений, втянутых в сферу и парадигмы, но лишь отчасти к ней относящихся, составляющих в значительной мере ее ближайшее и отдаленное окружение.

Согласно концепции функционально-семантических полей, разработанной А.В.Бондарко, функционально-семантическое поле обладает неоднородной структурой, ему присуща постепенность перехода от центра к периферии [Бондарко 1983:118].

Е.В.Гулыга и Е.И.Шендельс выделяют несколько признаков поля:

1) наличие инвентаря (набора) средств разных уровней, связанных между собой системными отношениями,

2) наличие общего значения, которое в той или иной мере присуще конституентам,

3) общее значение поля едино, оно распадается минимум на два значения,

4) поле обладает неоднородной и, как правило, сложной структурой, которую можно представить в виде горизонтального и вертикального сечений. [Гулыга, Шендельс 1969:9].

Таким образом, функционально-семантическое поле следует понимать как некое системно-структурное образование, в центре которого находится ядро с расположенными вокруг него конституентами. У последних по мере удаления от центра к периферии изменяется степень их коммуникативной значимости. Средства, входящие в состав поля, т.е. конституенты, постоянно взаимодействуют в границах этой системы.

Заключение

Итак, языковые особенности реализации понятий побуждения и воздействия связаны с категорией императивности, ее имплицитными и эксплицитными способами выражения как на уровне отдельных коммуникативных высказываний (побудительных, повествовательных, вопросительных предложений), так и на уровне речевых актов (например, директивных речевых актов, речевых актов обращений и т.п.). Описание категории побудительности является одной из наиболее динамично развивающихся сфер современной теории познания.

В ходе исследования было продемонстрировано, что А.В. Бондарко разработал понятия функционально-семантического поля императивности и императивной ситуации. В.С. Храковский и Л.А. Бирюлин сформулировали опирающееся на принятое в теории речевых актов содержательное определение побудительного высказывания и вычислили прагматические факторы, влияющие на семантическую интерпретацию побуждения.

Побудительная (директивная)модальность, являясь одним из типов деонтической модальности, вступает в сложное взаимодействие с другими конституентами модального комплекса, например, с единицами плана волюнтативной модальности (которая характеризует обозначаемую ситуацию с точки зрения ее возможности и необходимости), оптативной модальности (выражающей желание говорящего по поводу совершения /несовершения указанного действия) и др. В языке она реализуется посредством побудительных (директивных) речевых актов, в общем, и побудительных высказываний в частности.

Список литературы

1.Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка (к вопросу о предмете социолингвистики). - Л.:Наука, 2003. - 276 с.

2. Азнабаева Л.А., Чанышева З.З. Фатическое общение: этнокультурный аспект // Совещание-семинар "Этнопсихолингвистические аспекты речевого общения". Тезисы докладов. Часть 1. - М.- Самарканд,1990. - С.5-6.

3. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. - М.:Наука, 2004 - 367 с.

4. Арнольд И.В. Семантическая структура слова и методика ее исследования. - Л.:Просвещение,1966. - 192 с.

5. Арутюнова Н.Д., Булыгина Т.В. Морфология // Общее языкознание (внутренняя структура языка). - М.:Наука, 2006 - С.210-258.

6. Арутюнова Н.Д., Падучева Е.В. Истоки, проблемы и категории прагматики // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.16. Лингвистическая прагматика. - М.:Прогресс,1985. - С.3-42.

7. Беляева Е.И. Функционально-семантические поля модальности в английском и русском языках. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2003. - 180 с.

8. Беляева Е.И. Семантическое содержание и прагматический диапазон языковых форм // Семантические и функциональные аспекты германских и романских языков. Тезисы докладов и сообщений межвузовской научной конференции. - Курск, 1990. - С.23-25.

9. Бирюлин Л.А. Презумпции побуждения и прагматика императива // Типология и грамматика. - М.:Наука,1990. - С.162-173.

10.Бирюлин Л.А., Корди Е.Е. Основные типы модальных значений, выделяемых в лингвистической литературе // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. - Л.:Наука,1990. - С.67-71.

11. Бондарко А.В. Принципы функциональной грамматики и основы аспектологии. - Л.:Наука,1983. - 208 с.

12. Бондарко А.В. К теории функциональной грамматики // Проблемы функциональной грамматики. - М.:Наука,1985. - С.16-29.

13. Булыгина Т.В. Грамматические и семантические категории и их связи // Аспекты семантических исследований. - М.:Наука, 2005. - С.320-355.

14. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). - Изд.3-е. - М.:Высш.шк.,1986. - 640 с.

15. Гулыга Е.В., Шендельс Е.И. Грамматико-лексические поля в современном английском языке. - М.:Просвещение,1969. - 184 с.

16. Гуревич В.В. Об элементарных и производных модальностях // Проблемы языкознания и теории английского языка: Сб.науч.тр. Вып.2. - М.: Изд-во МГПИ им.В.И.Ленина, 2004. - С.60-87.

17. Есперсен О. Философия грамматики / Пер. с англ. - М.:Иностр. лит.,1958. - 404 с.

18. Пешковский А.М. Объективная и нормативная точка зрения на язык // Пешковский А.М. Сборник статей. Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика. - Л.-М.:Госиздат, 1956. - С.109-121.

19. Прокопчук А.А. Коммуникативно доминирующие/ недоминирующие высказывания в побудительных репликах // Языковое общение: процессы и единицы: Сб.науч.тр. - Калинин: Изд-во Калинин.ун-та, 2003. - С.86-94.

20. Розина Р.И. Социальная маркированность слова в современном английском языке: Автореф.дис. .канд.филол. наук. - М., 2005 - 24 с.

21. Сафаров Ш. О дискурсивно-прагматической природе директивных речевых актов // Текст: структура и анализ: Сб.науч.тр. - М.:Ин-т языкознания АН СССР,1989. - С.142-146.

22. Сильницкая Г.В. Система значений модальных глаголов в современном английском языке: Автореф. дис. .канд.филол. наук. - Л., 2003. - 18 с.

23. Храковский В.С. Типы грамматических описаний и некоторые особенности функциональной грамматики // Проблемы функциональной грамматики. - М.:Наука,1985. - С.65-77.

24. Храковский В.С. Повелительность // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. - Л.:Наука,1990. - С.185-238.

Примечания

Работа была сдана на "отлично"

Покупка готовой работы
Тема: «Английский язык»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 33
Цена: 240 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика