Курсовая работа
«Английский язык»
- 33 страниц(ы)
- 2006 просмотров
- 0 покупок
Автор: Tajlakov.vladimir@mail.ru
Введение 3
Глава 1. Лингвистический и философский аспекты побудительности 5
1.1.Категория побудительности 5
1.2. Повелительное наклонение и императив 8
1.3. Побудительная модальность 11
Глава 2. Практическая часть 16
Заключение 30
Список литературы 32
В последние годы возрос интерес лингвистов к межличностной коммуникации, к влиянию на нее экстралингвистических и психологических факторов, а также к изучению феномена вербального воздействия на адресата.
В философском плане побудительность представляет собой особое свойство, которым обладают не только люди, но и предметы и явления (например, рекламные щиты, сильный дождь). Оно заключается в каузировании определенного действия или изменения состояния элемента окружающей действительности. В лингвистическом отношении побудительность выступает в качестве одной из функций языка.
Изучение побуждения в лингвистике началось с исследования его синтаксических свойств. Наряду с изучением различных аспектов значения побудительности, исследователи высказывают свое мнение по поводу объема и границ поля побудительности. Невозможно встретить единого мнения по поводу классификации вариантов побудительности, мнения ученых расходятся как по поводу количества вариантов побуждения, так и по критериям их выделения в отдельный вариант. Поскольку разные ученые придерживаются разных точек зрения, границы поля побудительности не определены, так как количество вариантов колеблется от 3 до 21.
Побуждение к действию обладает множеством оттенков, которые передаются различными языковыми средствами, одно из важных мест среди них занимает просодия.
Наряду с коммуникативным подходом к изучению просодии побуждения, ученые исследуют побуждение с точки зрения его модальности и фоностилистической реализации.
Все вышесказанное и определяет актуальность исследования темы данной работы.
Глава 1. Лингвистический и философский аспекты побудительности
1.1.Категория побудительности
Определение сущности функционально-семантической категории побудительности в английском языке может основываться на принципах исследований А.В.Бондарко, многие работы которого посвящены выявлению и разностороннему изучению функционально-семантических категорий. В концепции А.В.Бондарко, критерием выделения таких категорий является общность семантической функции взаимодействующих элементов разных языковых уровней, наличие известного семантического инварианта в дифференциальных семантических признаках этих элементов [Бондарко 1983:18].
Таким образом, для образования функционально-семантического поля или категории необходимо, чтобы средства выражения, входящие в состав поля, имели общее значение. Согласно такому определению, совокупность средств выражения, относящихся к разным языковым уровням, но объединенных общей семантикой побуждения, образует функционально-семантическую категорию побудительности. Данная категория имеет определенную структуру, которую в лингвистике трактуют как функционально-семантическое поле.
В современной лингвистической науке понятие поля и полевого подхода получило широкое распространение. Раскрывая сущность полевого подхода, А.В.Бондарко отмечает, что для рассматриваемого подхода характерны поиски центра парадигмы как зоны сосредоточения ее наиболее специфических признаков, и учет периферийных зон затухания специфичности, примыкающих к центру явлений, втянутых в сферу и парадигмы, но лишь отчасти к ней относящихся, составляющих в значительной мере ее ближайшее и отдаленное окружение.
Согласно концепции функционально-семантических полей, разработанной А.В.Бондарко, функционально-семантическое поле обладает неоднородной структурой, ему присуща постепенность перехода от центра к периферии [Бондарко 1983:118].
Е.В.Гулыга и Е.И.Шендельс выделяют несколько признаков поля:
1) наличие инвентаря (набора) средств разных уровней, связанных между собой системными отношениями,
2) наличие общего значения, которое в той или иной мере присуще конституентам,
3) общее значение поля едино, оно распадается минимум на два значения,
4) поле обладает неоднородной и, как правило, сложной структурой, которую можно представить в виде горизонтального и вертикального сечений. [Гулыга, Шендельс 1969:9].
Таким образом, функционально-семантическое поле следует понимать как некое системно-структурное образование, в центре которого находится ядро с расположенными вокруг него конституентами. У последних по мере удаления от центра к периферии изменяется степень их коммуникативной значимости. Средства, входящие в состав поля, т.е. конституенты, постоянно взаимодействуют в границах этой системы.
Итак, языковые особенности реализации понятий побуждения и воздействия связаны с категорией императивности, ее имплицитными и эксплицитными способами выражения как на уровне отдельных коммуникативных высказываний (побудительных, повествовательных, вопросительных предложений), так и на уровне речевых актов (например, директивных речевых актов, речевых актов обращений и т.п.). Описание категории побудительности является одной из наиболее динамично развивающихся сфер современной теории познания.
В ходе исследования было продемонстрировано, что А.В. Бондарко разработал понятия функционально-семантического поля императивности и императивной ситуации. В.С. Храковский и Л.А. Бирюлин сформулировали опирающееся на принятое в теории речевых актов содержательное определение побудительного высказывания и вычислили прагматические факторы, влияющие на семантическую интерпретацию побуждения.
Побудительная (директивная)модальность, являясь одним из типов деонтической модальности, вступает в сложное взаимодействие с другими конституентами модального комплекса, например, с единицами плана волюнтативной модальности (которая характеризует обозначаемую ситуацию с точки зрения ее возможности и необходимости), оптативной модальности (выражающей желание говорящего по поводу совершения /несовершения указанного действия) и др. В языке она реализуется посредством побудительных (директивных) речевых актов, в общем, и побудительных высказываний в частности.
1.Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка (к вопросу о предмете социолингвистики). - Л.:Наука, 2003. - 276 с.
2. Азнабаева Л.А., Чанышева З.З. Фатическое общение: этнокультурный аспект // Совещание-семинар "Этнопсихолингвистические аспекты речевого общения". Тезисы докладов. Часть 1. - М.- Самарканд,1990. - С.5-6.
3. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. - М.:Наука, 2004 - 367 с.
4. Арнольд И.В. Семантическая структура слова и методика ее исследования. - Л.:Просвещение,1966. - 192 с.
5. Арутюнова Н.Д., Булыгина Т.В. Морфология // Общее языкознание (внутренняя структура языка). - М.:Наука, 2006 - С.210-258.
6. Арутюнова Н.Д., Падучева Е.В. Истоки, проблемы и категории прагматики // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.16. Лингвистическая прагматика. - М.:Прогресс,1985. - С.3-42.
7. Беляева Е.И. Функционально-семантические поля модальности в английском и русском языках. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2003. - 180 с.
8. Беляева Е.И. Семантическое содержание и прагматический диапазон языковых форм // Семантические и функциональные аспекты германских и романских языков. Тезисы докладов и сообщений межвузовской научной конференции. - Курск, 1990. - С.23-25.
9. Бирюлин Л.А. Презумпции побуждения и прагматика императива // Типология и грамматика. - М.:Наука,1990. - С.162-173.
10.Бирюлин Л.А., Корди Е.Е. Основные типы модальных значений, выделяемых в лингвистической литературе // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. - Л.:Наука,1990. - С.67-71.
11. Бондарко А.В. Принципы функциональной грамматики и основы аспектологии. - Л.:Наука,1983. - 208 с.
12. Бондарко А.В. К теории функциональной грамматики // Проблемы функциональной грамматики. - М.:Наука,1985. - С.16-29.
13. Булыгина Т.В. Грамматические и семантические категории и их связи // Аспекты семантических исследований. - М.:Наука, 2005. - С.320-355.
14. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). - Изд.3-е. - М.:Высш.шк.,1986. - 640 с.
15. Гулыга Е.В., Шендельс Е.И. Грамматико-лексические поля в современном английском языке. - М.:Просвещение,1969. - 184 с.
16. Гуревич В.В. Об элементарных и производных модальностях // Проблемы языкознания и теории английского языка: Сб.науч.тр. Вып.2. - М.: Изд-во МГПИ им.В.И.Ленина, 2004. - С.60-87.
17. Есперсен О. Философия грамматики / Пер. с англ. - М.:Иностр. лит.,1958. - 404 с.
18. Пешковский А.М. Объективная и нормативная точка зрения на язык // Пешковский А.М. Сборник статей. Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика. - Л.-М.:Госиздат, 1956. - С.109-121.
19. Прокопчук А.А. Коммуникативно доминирующие/ недоминирующие высказывания в побудительных репликах // Языковое общение: процессы и единицы: Сб.науч.тр. - Калинин: Изд-во Калинин.ун-та, 2003. - С.86-94.
20. Розина Р.И. Социальная маркированность слова в современном английском языке: Автореф.дис. .канд.филол. наук. - М., 2005 - 24 с.
21. Сафаров Ш. О дискурсивно-прагматической природе директивных речевых актов // Текст: структура и анализ: Сб.науч.тр. - М.:Ин-т языкознания АН СССР,1989. - С.142-146.
22. Сильницкая Г.В. Система значений модальных глаголов в современном английском языке: Автореф. дис. .канд.филол. наук. - Л., 2003. - 18 с.
23. Храковский В.С. Типы грамматических описаний и некоторые особенности функциональной грамматики // Проблемы функциональной грамматики. - М.:Наука,1985. - С.65-77.
24. Храковский В.С. Повелительность // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. - Л.:Наука,1990. - С.185-238.
Работа была сдана на "отлично"
Тема: | «Английский язык» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 33 | |
Цена: | 240 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
Не подошла эта работа?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ
-
Курсовая работа:
Оборудование предприятий общественного питания. Вариант 2
23 страниц(ы) 2012 2608 3 покупок
-
Курсовая работа:
Социальная работа. Теоретические основы понятия «суицид»
37 страниц(ы) 2012 1977 0 покупок
-
Курсовая работа:
Понятие и значение объективной стороны состава преступления
53 страниц(ы) 2012 2646 1 покупок
-
Курсовая работа:
22 страниц(ы) 2012 2031 0 покупок
-
Задача/Задачи:
13 страниц(ы) 2012 2202 0 покупок
-
Курсовая работа:
Технология выполнения работ нулевого цикла
27 страниц(ы) 2012 2876 1 покупок
-
Курсовая работа:
Оборудование предприятий общественного питания
40 страниц(ы) 2012 1983 1 покупок
-
Курсовая работа:
Предприятие общественного питания
29 страниц(ы) 2012 2425 1 покупок
-
Реферат:
19 страниц(ы) 2012 1665 0 покупок
-
Курсовая работа:
Оборудование предприятий общественного питания.
26 страниц(ы) 2012 1830 0 покупок
682 автора
помогают студентам
23 задания
за последние сутки
10 минут
среднее время отклика
-
Дипломная работа:
Проблема передачи на русский язык особенностей индийского варианта английского языка (на материале художественных произведений англоязычных авторов индийского происхождения)
86 страниц(ы) -
ВКР:
Обучение особенностям гастрономических заимствований в английском языке
62 страниц(ы) -
Дипломная работа:
Диагностика эффективности использования игр при обучении английскому языку на начальном этапе
61 страниц(ы) -
Дипломная работа:
Структурные преобразования английских полупредикативных конструкций при переводе на русский язык на уроках английского языка в соо
164 страниц(ы) -
Дипломная работа:
Активизация речемыслительнои деятельности школьников на уроках английского языка на среднем этапе обучения на основе использования игр
73 страниц(ы)