Курсовая работа

«Органы полиции и политического сыска в России в XVII веке.»

  • 26 страниц(ы)
  • 3279 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: ROZIIKA1963

Введение….…3

Глава1 . Полиция в период своего становления.6

1.1 Причины и предпосылки создания полиции .6

1.2 Развитие полицейских органов .11

Глава 2. Россия в период абсолютной монархии.15

2.1. Создание полицейских органов в период становления абсолютизма

в первой четверти XVIII века. 15

2. 2. Реформа полиции в последней четверти XVIII в.19

Заключение.23

Список использованной литературы. 27

Актуальность темы. Совершенствование государственных и правовых институтов предполагает их развитие с учетом опыта, наработанного предшествующими поколениями. К сожалению, в теории и практике деятельности органов, осуществляющих борьбу с общеуголовной преступностью, были периоды, когда желание организовать ее по-новому приводило к отрицанию значительного объема исторически накопленного положительного опыта.

В историографии заметно усиливается интерес к изучению исторического опыта государственного устройства дореволюционной России, в том числе развития и взаимодействия силовых структур самодержавия, на протяжении длительного периода обеспечивавших внутриполитическую безопасность государства.

Без рассмотрения динамики развития системы органов политического сыска невозможно создать достаточно полную и объективную картину эволюции государственного устройства дореволюционной России.

Важно рассмотреть процесс трансформации органов политического сыска, совершенствование методов их работы, расширение и усложнение их функциональных обязанностей с учетом изменения политической обстановки в стране.

Многие проблемы, характерные для рассматриваемого периода, в том числе сложность и противоречивость взаимодействия центральных и местных органов, дефицит опытных и грамотных кадров, недостаточное финансирование, слабое материально-техническое обеспечение в значительной степени характерны и для современных спецслужб и правоохранительных органов.

Тема деятельности полиции была и остается актуальной для любого периода отечественной истории, такова природа Российского государства. Рост уголовной преступности и неудовлетворительные итоги борьбы с ней свидетельствуют о том, что один из основных административно-исполнительных органов государства в сфере поддержания правопорядка - милиция - уходит из правового поля органов местного управления и теряет связь с обществом и его институтами, что создает вакуум вокруг неё и ведет к правовому нигилизму. Гражданская активность в сфере охраны общественного порядка практически, сведена на нет, что вольно или невольно превратило правоохранительную деятельность в сугубо ведомственную задачу и обязанность соответствующих государственных органов.

Цель и задачи курсовой работы во многом определялись потребностями современного развития российской государственности:

Целью работы является комплексное исследование органов полиции в России в XVIII в.

В соответствии с поставленной целью следует решить следующие задачи:

1. Проанализировать причины и предпосылки создания органов полиции в XVIII веке.

2. Изучить становление законодательства о полиции .

3. Показать место и роль полиции в формировавшейся системе органов местного управления.

Основными методами исследования являются исторический и сравнительно-правовой.

Нормативную базу исследования составляет законодательство XVIII.в., а теоретическую основу - труды таких авторов как Иванова Е.А Курицын В.М., Демин В.А. и др., посвященные проблеме органов полиции и политического сыска в России в XVIII в.

Степень изученности. За последнее десятилетие интерес к проблемам полиции и политического сыска царской России значительно возрос. Вышли монографии, в которых исследуется политический сыск России, начиная с XVI в. и кончая 1917 г. Это книги Ф. Лурье, Ч. Рууда и С. Степанова . В серии «Энциклопедия тайн и сенсаций» вышел двухтомник «История сыска в России» (Минск, 1996. Авт.-сост. Кошель П.А.). Появилось также несколько статей и публикаций А.А. Миролюбова, Ю.Ф. Овченко, Л.И. Тютюнник .

Важным источником, требующим, правда, критического отношения, являются мемуары и дневники государственных деятелей, воспоминания чиновников Департамента полиции, жандармерии, лиц, связанных с русским политическим сыском. Прежде всего, это мемуары П.Г. Курлова, П.П. Заварзина, А.И. Спиридовича, А.П. Мартынова, А.В. Герасимова, записки С.П. Белецкого.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Утверждение абсолютной монархии в России проходило в напряженной внутренней борьбе, между её сторонниками и противниками, что, несомненно, повлияло на, темпы развития органов полиции и определение её места и роли в механизме государственного управления.

Образованная Петром I в мае 1718 года в Санкт-Петербурге, а в 1722 году в Москве регулярная полиция занимала исключительное положение в системе органов государственного управления, находясь фактически в ведении монарха и Сената. Исключительное положение полиции определялось также тем, что она была строго централизованным органом, а её функции объявлялись общегражданской повинностью, т.е. все граждане России обязаны были оказывать содействие полиции в выполнении возложенных на неё задач.

Полиция ведала не только безопасностью, но и широким кругом вопросов внутреннего порядка: санитарным состоянием городов, торговлей, обеспечением пожарной безопасности, отводом квартир для солдатского постоя, каторжным двором, учетом населения и т.п., что не только сближало её с системой местного управления, но делало важной составной частью. В принятом 16 января 1721 года «Регламенте или Уставе Главного Магистрата» была сделана попытка конкретизировать и уточнить задачи полиции, на основе которых можно сделать вывод, что законодатель склонен был рассматривать её как орган общего внутреннего управления, активно взаимодействующий с системой местных (городских) органов. Широкое декларирование общих функций полиции в «Регламенте» свидетельствует о том, что законодатель стремился образовать полицейские органы во всех городах России, но в тот период, т.е. в 20-е годы XVIII в, из-за недостатка людских ресурсов, материальных и финансовых средств, потраченных на войны, это было неосуществимо. Заметим, забегая вперед, что именно по этой причине правительство решало вопрос об организации полицейской службы на местах, в уездах и губерниях, другими методами и средствами. Здесь же необходимо указать, что, делегируя полиции широкие, всеобъемлющие поручения, законодатель невольно «размывал» её место в системе других правительственных органов, не определял четко правоотношений с ними в процессе выполнения возложенных на неё обязанностей. Этот недостаток успешно устранит Екатерина II, не отвергая петровского опыта.

Полновластие полиции, о которой можно сказать, что она «разыскивала, допрашивала, подвергала аресту, проводила выемки, следила, клеймила, наказывала и судила» было даровано ей законодателем с целью демонстрации могущества вновь созданного органа государства в обеспечении общего внутреннего порядка и подавления сопротивления проводившимся преобразованиям со стороны всех сословий.

К этому следует добавить, что полиция довольно активно использовала предоставленное ей право законодательной инициативы, прежде всего, в сфере общего внутреннего управления. Эта сфера регулировалась актами других высших органов государства, поэтому законотворческая инициатива полицейских чиновников была направлена преимущественно на правовое обоснование своей координирующей роли в сфере общего внутреннего управления. На развитие законодательства, а вместе с ним и компетенции полиции, активно влияла провозглашенная Петром I политика всемерного укрепления государства, его примата в достижении всеобщего блага и стабильности. Отсюда обязанность всех и каждого участвовать в меру своих сил и социальных возможностей в государственном строительстве. Этой же политикой, в частности, объясняется принудительный характер всех преобразований, привлечения к ним всех граждан. Тяглая организация сословий, фактическое отсутствие сословных корпораций, разобщенность городского населения - облегчили решение этой сложной задачи. Служба государству стала цениться превыше всего.

Впервые получили правовое обоснование разграничение функций центрального и местного управления, отделение суда от администрации, обособление государственного управления от общественного, было введено и обусловлено коллегиальное управление.

Опыт организационно-правового развития регулярной полиции с первых шагов её деятельности был положен в основу решения проблемы организации полицейской службы в провинциях. Так же, как и регулярная полиция в городах, земская выборная полиция взяла на себя большинство функций общего внутреннего управления и стала одним из необходимых исполнительных органов местной, провинциальной власти.

Процесс развития и деятельности регулярной полиции и земской выборной полиции был взаимосвязанным, обусловленным общими правовыми нормами. Этот фактор оказал благотворное воздействие не только на сохранение земской полиции, но и на совершенствование её функциональной деятельности. Екатерина II, учреждая сельскую полицию, активно использует этот опыт.

1. Об учреждении Судного Сыскного Приказов, об апелляции на них Московской Губернии в Юстиц-коллегию, а на нее в Сенат и разобрании прежних судных дел. Именной указ. 22 июля 1730 г. (Извлечение)

2. Об учреждении Канцелярии для дел, переданных по именному указу от 24 марта 1731 г. в ведомство Генерала Ушакова, об именовании оной канцелярии Тайных розыскных дел и о сношении оной Канцелярии с Коллегиями. Сенатский указ. 6 апреля 1731 г. (Извлечение)

3. Об учреждении полиции в городах. Высочайшая резолюция на доклад Полицмейстерской Канцелярии. 23 апреля 1733 г. (Извлечение)

4. Об уничтожении Тайной Розыскной Канцелярии. Манифест. 21 апреля 1762 г. (Извлечение)

5.Устав благочиния или полицейский. 8 апреля 1782 г. (Извлечение)

Научная и специальная литература

1. Анисимов Е. «Время Петровских реформ», Ленинград, Лениздат, 1989. – 496с.

2. Борисов А.В. «Полиция самодержавной России в первой четверти XIX века», М.: Академия МВД СССР, 1982. – 100 с.

3. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 2005. –с.241

4. Власть и реформы. От самодержавной к советской России. – Спб., 1996. С. 111-190.

5.Голикова Н.Б. Государственные учреждения России XVI-XVIII вв. М: \"Норма\", 2001.

6. Демин В.А. Очерки истории органов внутренних дел Российского государства, Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2001.

7. Иванова Е.А. Правовые основы организации и деятельности общей полиции России (XVIII - начало XX в.). Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2003. С.203.

8. Императорский период: антология // Сост. М. Дэвид-Фокс. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2000. – 332 с.

9. И. Зонненфельс в «Основаниях полиции, промышленности и финансов» (1756). с.87

10. Каменский А. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. Серия: Historia Rossica. – М.: Новое литературное обозрение. – 1999. – 328 с.

11. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. – 575 с.

12. Курицын В.М. История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы. Учебное пособие. М., 2006.

13.Латкин В.Н. Учебник истории русского права периода империи (XVIII-XIX вв.). М.: Зерцало, 2004.

14. Лурье Ф.М. Политический сыск в России, Изд. ЗАО Центрполигаф, М.: 2006.

15. Медушевский А. Н. Административные реформы в России в XVIII-XIX вв. в сравнительно-исторической перспективе. – М., 1990.

16. Мироненко С. В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. – М., 1989.

17. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиевя Н.Г., Сивохина Т. А. История России. Учебник. – М.:«ПРОСПЕКТ», 1997. – 544 с.

18. Павленко Н. Страсти у трона. История дворцовых переворотов, с.216-318.

19. Проект императрицы Екатерины II об устройстве свободных сельских обывателей // Сборник императорского русского исторического общества / Под ред. В.И.Вешнякова. Т. 20. – Спб., 1877. – С.447-498.

20. Раев М. Регулярное полицейское государство и понятие модернизма в Европе XVII-XVIII веков: попытка сравнительного подхода к проблеме//Американская русистика. Императорский период. – Cамара, 2000. – с.48-79.

21. Развитие русского права второй половины XVII-XVIII вв. - М, 1992.

22. Реформы или революция? Россия 1861-1917: Материалы междунар. коллоквиума историков. – СПб., 1992.

23. Сизиков М. И. Становление центрального и столичного аппарата регулярной полиции России в первой четверти XVIII в. – М.: 2000.

24. Тарасов И. История русской полиции и отношения ее к юстиции // Юридический вестник. 1857.

25. Трушков В. Становление России в зеркале политической культуры. – М.: «Обозреватель», № 6, 2000.

26. Уортман Р. Правители и судьи. Развитие правового сознания в императорской России. – М., 2004.

27. Шубинский С. Н. Исторические очерки и рассказы. – Спб., 1893.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика