Контрольная работа
«Педагогика как наука и искусство. Характер и темперамент личности. Социальные типы в профессиональной деятельности.»
- 19 страниц
2 Педагогика как наука и искусство 3
17 Характер и темперамент личности 7
27 Социальные типы в профессиональной деятельности 16
Список использованных источников 19
Стоящие перед педагогикой как наукой вопросы:
1 Вопрос о целеполагании. Цели педагогической деятельности. Зачем, для чего учить, воспитывать?
2 Вопрос о содержании воспитания и обучения. Чему учить, воспитывать?
3 Методы и средства работы учителя. Как учить, воспитывать?
Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями.
Воспитание – это исторически определенный способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого. Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребенком, необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей.
Обучение – специально организованный целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение ЗУН (знаний, умений и навыков), способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.
Образование (по Бабанскому Ю.К.) – это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей. Освоение определенного обществом уровня культурного наследия и связанный с ним уровня ее индивидуального развития.
«Темперамент», «характер», «личность» – в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности – того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл.
Слова «темперамент», «характер», «личность» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют, В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.
Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека – подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент,
1 Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.
Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой – большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.
2 Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).
3 Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.
Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения.
Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:
сила процессов возбуждения и торможения;
уравновешенность процессов возбуждения и торможения;
подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.
Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.
Социальный тип – в современном понимании и исходя из охарактеризованных выше потребностей социологии – это определенное число людей, находящихся в сходном социальном положении, обладающих близкими социальными и ценностными установками (т. е. некоторым ментальным родством) и примерными социальными возможностями, реализующих единую модель образа жизни. Особо важен третий признак типа (равные социальные возможности), под которыми здесь понимается присущий данному типу потенциал социальной мобильности, т.е. возможность перехода индивида из одного конкретного типа в другой. Именно переходы – а фактически это реализация потенциала (степени) социальной свободы, или, иными словами, потенциала судьбы – связывают типы в социальную структуру, образуя ее «пространственную геометрию».
Теоретически почти не существует ограничений в перемещении индивида из одного социального типа в другой (кроме демографически обусловленных), однако на деле мы видим вполне определенные, статистически значимые закономерности. Фактически социальная структура общества раскрывается именно через закономерности человеческих судеб, и чем более стабильно общество, тем более статистически значимы вероятности межтиповых миграций. Например, в советское время среди освобожденных секретарей райкомов можно было выделить вполне ощутимую группу бывших рабочих; но среди бывших освобожденных секретарей райкомов рабочих не оказывалось вовсе, т. е. эта социальная миграция была односторонней. На основе анализа биографий и применения процедур идентификации социальных типов можно отследить статистическую вероятность миграции для каждого типа, а путем достаточно несложного опроса – желаемые направления миграций. Таким образом, получаем две важнейшие характеристики социальной структуры: усредненную иерархию привлекательности социальных типов, характеризующую соположение социальных типов в обществе по проективной вертикали, направление и вероятность межтиповых миграций. Эта характеристика говорит о качестве типа куда больше предыдущей. Проективная вертикаль во многом результат социальных иллюзий, и в реальности многие типы, представляющиеся внешнему наблюдателю привлекательными, являются «проходными», т. е. ведут к достаточно быстрому переходу в нежелательные типы
Главная опасность, подстерегающая социолога при работе в рамках данной гипотезы, – постоянное искушение подменить социальный тип психологическим или функциональным (социоролевым). Однако возможность исследования общества исходя из наполненной конкретным жизненным материалом категории социального типа – и теснейшим образом связанных с ней категорий социальной структуры, социальной свободы и судьбы конкретного человека – представляется потенциально плодотворной.
1 Левитов Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 2003.– 392 с.
2 Пидкасистый П.И. Педагогические теории, системы, технологии.– М.: ИНФРА-М, 1995.– 406 с.
3 Подиасий И.П. Педагогика.– М.: Владос, 1996.– 392 с.
4 Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность, М.: Наука, 2005.– 322 с.
5 Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии.– М.– ЮНИТИ, 2005.– 368 с.
6 Якубовский А.Э. Социальный тип-гипотеза и инструмент исследования социальной структуры.– h**t://ecsocman.edu.r*
Психология и педагогика
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Разработка информационно-тестирующего ресурса для поддержки принятия решений о приеме на работу на руководящие должности
Курсовая работа:
Социальная работа как общественное явление
Контрольная работа:
Вопросы квалификации нарушения авторских и смежных прав
Отчет по практике:
Личнoсть и управление ее развитием на предприятии
Контрольная работа:
Оперативно-розыскная деятельность как наука и учебная дисциплина. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью