Курс лекций

«Социология журналистики»

  • 119 страниц(ы)
  • 3439 просмотров
фото автора

Автор: oksielen

Часть I

Введение. Предмет и задачи курса 3

Социология журналистики как область социологии 4

Предмет социологии 4

Структура социологии журналистики 9

Основные социологические теории СМИ 13

Функционирование СМИ в обществе 22

Социологическая информация в работе редакции 32

Зоны применения социологии в журналистике 32

Социологическое мышление журналиста 35

Публикация об итогах социсследований в СМИ 37

Структура социологического исследования 39

Важность знания журналистами этапов социологического исследования 39

Особенности программирования исследования 39

Выборка как основа репрезентативности 46

Этапы и процедуры социологического исследования 52

Часть II

Социологические методы в журналистике 58

Социологические методы в работе журналиста 58

Интервью и анкетирование в социологии и журналистике 61

Анализ документов в социологии и журналистике 72

Социологическое и журналистское наблюдение 83

Эксперимент как метод социологии и журналистики 87

Исследование аудитории 90

Предмет аудиторных исследований 90

Потребление СМИ. Аудиторное поведение 94

Функциональные ожидания от СМИ, мотивы выбора 98

Потребности и интересы аудитории 101

Типологические группы аудитории 106

Методы изучения аудитории. Медиаметрические исследования 114

Литература 116

Зачем журналисту изучать социологию? Поводов, и очень важных, для изучения социологии несколько.

Во-первых, социология дает прекрасный методологический фундамент для познания процессов, происходящих в обществе, для понимания сложности и динамичности развития социума и его различных групп, помогает понять строение общества, потребности и интересы народа, отдельных общностей и групп. Это знание поможет будущему журналисту лучше разбираться в жизни и в людях, в расстановке политических сил, в социальных процессах и ситуациях, а следовательно, сделает его деятельность более профессиональной.

СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ КАК ОБЛАСТЬ СОЦИОЛОГИИ

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

Прежде чем поговорить о социологии журналистики, мы должны вспом-нить, что такое социология. Вы знакомились с этим понятием в курсе общей социологии, но в применении к нашему курсу нужно его уточнить.

Родоначальник социологии, или «позитивной философии», французский исследователь Огюст Конт (1798–1857) в своем главном труде «Курс положительной философии» призывает изучать общественные процессы не умозрительно, не абстрактно, а при помощи позитивного знания, то есть путем наблюдения, опыта.

Электронный мониторинг с приставками, аудиометры или пиплметры

Медиаметрические исследования – это изучение количественного размера аудитории конкретного издания, программы, передачи. Такой метод берет начало в коммерческом подходе к СМИ, для которого главный показатель качества – зрительская аудитория, которая влияет на объем рекламы в зависимости от рейтингов изданий, программ, передач.

Рейтинг – это место, ранг в той или иной шкале изменения популярности. Произошло от английского слова rating – оценка, отнесение к тому или иному классу, рангу, разряду.

Сейчас появилось хорошее учебное пособие, в котором подробно описана эта область социологии журналистики: Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. – М., 2004. Советуем вам его почитать.

Исследованием аудитории и общественного мнения в России занимаются социологические центры:

ВЦИОМ (Всероссийский центр исследования общественного мнения)

ЛЕВАДА-ЦЕНТР (Центр Юрия Левады)

ФОМ (Фонд общественного мнения)

КОМКОН

МОНИТОРИНГ.РУ

Основные российские социологические журналы:

«Социологические исследования», «Социологический журнал»

«Социология: методология, методы, математические модели (Социоло-гия 4 М)».

Журналистика и социология / Под ред. И. Д. Фомичевой. – М., 1995.

Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналистское образование: взгляд социолога. – М., 1997.

Социология журналистики / Ред. С. Г. Корконосенко. – М., 2004.

Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию. – М., 2004.

Федотова И. Д. Социология массовой коммуникации. – СПб., 2003.

Основная

Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения: В 4 кн. – М., 2001, 2003.

Данилова Е. Е. Информационное развитие социальных систем. – М., 2002.

Журналистика и социология. Россия – 90-е годы / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. – СПб., 2001.

Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999.

Конецкая В. П. Социология коммуникавистики. – М., 1997.

Левада Ю. А. От мнения к пониманию. – М., 2000.

Массовая информация в советском промышленном городе / Под общ. ред. Б. А. Грушина и Л. А. Оникова. – М., 1980.

Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. – М., 2001.

Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. – М., 2004.

Реснянская Л. Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. – М., 1999.

Смирнова М. Г. Социологические исследования печати, радио и телевидения в развитых капиталистических странах. – М., 1984.

Социология журналистики. – М., 1980.

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. – М., 1999.

Дополнительная (по выбору)

Аверьянов Л. Я. Искусство задавать вопросы: заметки социолога. – М., 1987.

Белановский С. А. Методика и техника фокусированного интервью. – М., 1993.

Биографический метод. История. Методология. Практика. – М., 1994.

Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991.

Буданцев Ю. П. Социология массовой коммуникации. – М., 1994.

В поисках своего лица: общероссийская пресса на информационном рынке / Под ред. Л. Л. Реснянской и И. Д. Фомичевой. – М., 1998.

Верховская А.И. Методы анализа писем в редакционной работе. – М., 1984.

Гоуайзер Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. – М., 1997.

Гудимов А. Тайна чужой профессии. – М., 1967.

Гус М. За газетные кадры. – М; Л., 1930.

Дембо В. Бюджет работника печати. – М., 1927.

Дзялошинский И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. – М., 1996.

Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация: и проблема конструирования реальности. Анализ основных теоретических подходов. – Екатеринбург, 1999.

Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация: Модели влия-ния. Как формируется «повестка дня». – Екатеринбург, 2001.

Журналист: Российско-американские социологические исследования. – М., 1998.

Журналист: Социологические и социопсихологические исследования / Под ред. Л. Г. Свитич и А. А. Ширяевой. – М., 1992.

Западно-европейская социология ХIХ века: Тексты / Под ред. В. И. Доб-ренькова: В 2 т. – М., 1996.

Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после. – М., 2003.

Информационная и психологическая безопасность в СМИ. – Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации. – М., 2002.

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика. Общество и культура. – М., 2002.

Кашинская Л. В. Метод наблюдения в журналистике. – М., 1987.

Коробейников В. С. Пирамида мнений. – М., 1981.

Коробейников В. С. Редакция и аудитория. – М., 1993.

Кузин В. И. Психологическая культура журналиста. – СПб., 2001.

Литературная газета и ее аудитория. – М., 1979.

Лукина М. М. Технология ннтервью. – М., 2003.

Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизион-ной коммуникации. – М., 2000.

Мельник Г. С. MASS-MEDIA: психологические процессы и эффекты. – СПб., 1996.

Методология и методы социологических исследований / Под ред. О. М. Масловой. – М., 1996.

Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире. – М., 2000.

Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. – М., 1978.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. – М., 1996.

Общественное мнение России. – М., 2001.

Олешко В. Ф. Социожурналистика: Прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. – Екатеринбург, 1996.

Основные понятия теории журналистики. – М., 1993.

Парыгин Б. Д. Анатомия общения. – СПб., 1999.

Рабочая книга редактора районной газеты. – М., 1989. – Разд. 9.

Российская журналистика: свобода доступа к информации. – М., 1996.

Российская провинциальная пресса. – М., 1995.

Рубинов А. З. Операции без секретов. – М., 1980.

Свитич Л. Г. Как повысить эффективность журналистской работы? (Методики социологических исследований основных условий и факторов эффективности местных средств информации). – М., 1987.

Свитич Л. Г. Феномен журнализма. – М., 2000. – Разд. 2.4, 4.4.

Свитич Л. Г. Эффективность журналистской деятельности. – М., 1986.

Свитич Л. Г., Ширяева А.А. Профессиональное развитие будущего журналиста. – М., 1989.

Словарь прикладной социологии. – М., 1986.

Смелзер И. Дж. Социология. – М., 1994.

Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

Социологические исследования печати, телевидения и радио. – М., 1988.

Социологические исследования эффективности журналистики. – М., 1986.

Социология в России ХIХ – начала ХХ веков: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. – М., 1997. – Вып. 1, 2.

Социология и пресса. – М., 1996.

Социология / Под ред. Э. Тадевосяна. – М., 1995.

Таловов В. П. Читательский спрос на газету. – СПб., 1999.

Федотова Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. – М., 2001.

Фомичева И. Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. – М., 1987.

Фролов С. С. Социология. – М., 1994.

Шарков Ф. И, Родионов А. А. Социология массовой коммуникации. – М., 2002.

Шумилина Т. В. «Не могли бы Вы рассказать?» – М., 1976.

Примечания к работе

Защищено на отлично!

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика