Курс лекций
«Социология журналистики»
- 119 страниц
Часть I
Введение. Предмет и задачи курса 3
Социология журналистики как область социологии 4
Предмет социологии 4
Структура социологии журналистики 9
Основные социологические теории СМИ 13
Функционирование СМИ в обществе 22
Социологическая информация в работе редакции 32
Зоны применения социологии в журналистике 32
Социологическое мышление журналиста 35
Публикация об итогах социсследований в СМИ 37
Структура социологического исследования 39
Важность знания журналистами этапов социологического исследования 39
Особенности программирования исследования 39
Выборка как основа репрезентативности 46
Этапы и процедуры социологического исследования 52
Часть II
Социологические методы в журналистике 58
Социологические методы в работе журналиста 58
Интервью и анкетирование в социологии и журналистике 61
Анализ документов в социологии и журналистике 72
Социологическое и журналистское наблюдение 83
Эксперимент как метод социологии и журналистики 87
Исследование аудитории 90
Предмет аудиторных исследований 90
Потребление СМИ. Аудиторное поведение 94
Функциональные ожидания от СМИ, мотивы выбора 98
Потребности и интересы аудитории 101
Типологические группы аудитории 106
Методы изучения аудитории. Медиаметрические исследования 114
Литература 116
Зачем журналисту изучать социологию? Поводов, и очень важных, для изучения социологии несколько.
Во-первых, социология дает прекрасный методологический фундамент для познания процессов, происходящих в обществе, для понимания сложности и динамичности развития социума и его различных групп, помогает понять строение общества, потребности и интересы народа, отдельных общностей и групп. Это знание поможет будущему журналисту лучше разбираться в жизни и в людях, в расстановке политических сил, в социальных процессах и ситуациях, а следовательно, сделает его деятельность более профессиональной.
СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ КАК ОБЛАСТЬ СОЦИОЛОГИИ
ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
Прежде чем поговорить о социологии журналистики, мы должны вспом-нить, что такое социология. Вы знакомились с этим понятием в курсе общей социологии, но в применении к нашему курсу нужно его уточнить.
Родоначальник социологии, или «позитивной философии», французский исследователь Огюст Конт (1798–1857) в своем главном труде «Курс положительной философии» призывает изучать общественные процессы не умозрительно, не абстрактно, а при помощи позитивного знания, то есть путем наблюдения, опыта.
Электронный мониторинг с приставками, аудиометры или пиплметры
Медиаметрические исследования – это изучение количественного размера аудитории конкретного издания, программы, передачи. Такой метод берет начало в коммерческом подходе к СМИ, для которого главный показатель качества – зрительская аудитория, которая влияет на объем рекламы в зависимости от рейтингов изданий, программ, передач.
Рейтинг – это место, ранг в той или иной шкале изменения популярности. Произошло от английского слова rating – оценка, отнесение к тому или иному классу, рангу, разряду.
Сейчас появилось хорошее учебное пособие, в котором подробно описана эта область социологии журналистики: Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. – М., 2004. Советуем вам его почитать.
Исследованием аудитории и общественного мнения в России занимаются социологические центры:
ВЦИОМ (Всероссийский центр исследования общественного мнения)
ЛЕВАДА-ЦЕНТР (Центр Юрия Левады)
ФОМ (Фонд общественного мнения)
КОМКОН
МОНИТОРИНГ.РУ
Основные российские социологические журналы:
«Социологические исследования», «Социологический журнал»
«Социология: методология, методы, математические модели (Социоло-гия 4 М)».
Журналистика и социология / Под ред. И. Д. Фомичевой. – М., 1995.
Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналистское образование: взгляд социолога. – М., 1997.
Социология журналистики / Ред. С. Г. Корконосенко. – М., 2004.
Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию. – М., 2004.
Федотова И. Д. Социология массовой коммуникации. – СПб., 2003.
Основная
Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения: В 4 кн. – М., 2001, 2003.
Данилова Е. Е. Информационное развитие социальных систем. – М., 2002.
Журналистика и социология. Россия – 90-е годы / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. – СПб., 2001.
Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999.
Конецкая В. П. Социология коммуникавистики. – М., 1997.
Левада Ю. А. От мнения к пониманию. – М., 2000.
Массовая информация в советском промышленном городе / Под общ. ред. Б. А. Грушина и Л. А. Оникова. – М., 1980.
Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. – М., 2001.
Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. – М., 2004.
Реснянская Л. Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. – М., 1999.
Смирнова М. Г. Социологические исследования печати, радио и телевидения в развитых капиталистических странах. – М., 1984.
Социология журналистики. – М., 1980.
Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. – М., 1999.
Дополнительная (по выбору)
Аверьянов Л. Я. Искусство задавать вопросы: заметки социолога. – М., 1987.
Белановский С. А. Методика и техника фокусированного интервью. – М., 1993.
Биографический метод. История. Методология. Практика. – М., 1994.
Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991.
Буданцев Ю. П. Социология массовой коммуникации. – М., 1994.
В поисках своего лица: общероссийская пресса на информационном рынке / Под ред. Л. Л. Реснянской и И. Д. Фомичевой. – М., 1998.
Верховская А.И. Методы анализа писем в редакционной работе. – М., 1984.
Гоуайзер Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. – М., 1997.
Гудимов А. Тайна чужой профессии. – М., 1967.
Гус М. За газетные кадры. – М; Л., 1930.
Дембо В. Бюджет работника печати. – М., 1927.
Дзялошинский И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. – М., 1996.
Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация: и проблема конструирования реальности. Анализ основных теоретических подходов. – Екатеринбург, 1999.
Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация: Модели влия-ния. Как формируется «повестка дня». – Екатеринбург, 2001.
Журналист: Российско-американские социологические исследования. – М., 1998.
Журналист: Социологические и социопсихологические исследования / Под ред. Л. Г. Свитич и А. А. Ширяевой. – М., 1992.
Западно-европейская социология ХIХ века: Тексты / Под ред. В. И. Доб-ренькова: В 2 т. – М., 1996.
Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после. – М., 2003.
Информационная и психологическая безопасность в СМИ. – Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации. – М., 2002.
Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика. Общество и культура. – М., 2002.
Кашинская Л. В. Метод наблюдения в журналистике. – М., 1987.
Коробейников В. С. Пирамида мнений. – М., 1981.
Коробейников В. С. Редакция и аудитория. – М., 1993.
Кузин В. И. Психологическая культура журналиста. – СПб., 2001.
Литературная газета и ее аудитория. – М., 1979.
Лукина М. М. Технология ннтервью. – М., 2003.
Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизион-ной коммуникации. – М., 2000.
Мельник Г. С. MASS-MEDIA: психологические процессы и эффекты. – СПб., 1996.
Методология и методы социологических исследований / Под ред. О. М. Масловой. – М., 1996.
Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире. – М., 2000.
Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. – М., 1978.
Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. – М., 1996.
Общественное мнение России. – М., 2001.
Олешко В. Ф. Социожурналистика: Прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. – Екатеринбург, 1996.
Основные понятия теории журналистики. – М., 1993.
Парыгин Б. Д. Анатомия общения. – СПб., 1999.
Рабочая книга редактора районной газеты. – М., 1989. – Разд. 9.
Российская журналистика: свобода доступа к информации. – М., 1996.
Российская провинциальная пресса. – М., 1995.
Рубинов А. З. Операции без секретов. – М., 1980.
Свитич Л. Г. Как повысить эффективность журналистской работы? (Методики социологических исследований основных условий и факторов эффективности местных средств информации). – М., 1987.
Свитич Л. Г. Феномен журнализма. – М., 2000. – Разд. 2.4, 4.4.
Свитич Л. Г. Эффективность журналистской деятельности. – М., 1986.
Свитич Л. Г., Ширяева А.А. Профессиональное развитие будущего журналиста. – М., 1989.
Словарь прикладной социологии. – М., 1986.
Смелзер И. Дж. Социология. – М., 1994.
Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.
Социологические исследования печати, телевидения и радио. – М., 1988.
Социологические исследования эффективности журналистики. – М., 1986.
Социология в России ХIХ – начала ХХ веков: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. – М., 1997. – Вып. 1, 2.
Социология и пресса. – М., 1996.
Социология / Под ред. Э. Тадевосяна. – М., 1995.
Таловов В. П. Читательский спрос на газету. – СПб., 1999.
Федотова Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. – М., 2001.
Фомичева И. Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. – М., 1987.
Фролов С. С. Социология. – М., 1994.
Шарков Ф. И, Родионов А. А. Социология массовой коммуникации. – М., 2002.
Шумилина Т. В. «Не могли бы Вы рассказать?» – М., 1976.
Защищено на отлично!
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Социология Интернет-СМИ
Курс лекций:
История русской журналистики (1703—1917) Учебно-методичекий комплект (Учебное пособие; Хрестоматия; Темы курсовых работ)
Курс лекций:
Зарубежная журналистика
Реферат:
Проблемы зарубежной журналистики на страницах журнала Вестник МГУ в 90-х годах двадцатого века
Курс лекций:
История мировой журналистики