Курс лекций

«Журналистика как творчество»

  • 169 страниц(ы)
  • 1854 просмотров
фото автора

Автор: oksielen

НЕОБХОДИМОЕ АВТОРСКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

ЧАСТЬ I. ЖУРНАЛИСТИКА В СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ

Массовая коммуникация и ее исследования

Мир общения

Диалог и формы «человекотворчества»

Ваше величество, творчество

Креативность как усиление себя

Программирование на успех

Ментальность и менталитет

Индивид, «потерявший» лицо

Свобода есть

Ограничения творческости

Аккумулятор творческой энергии

ЧАСТЬ П. ТВОРЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДИАЛОГА

К согласию через плюрализм интересов?

Феномен мифотворчества

Аудитория СМИ как система

Диалог и ролевые «игры»

Необъяснимо, но влекуще

Предъявите Ваш. имидж

Гляжусь в тебя, как в зеркало

Управление имиджем журналиста

Творчество: и система, и импровизация

А можно ль алгеброй гармонию поверить?

Я открываю себя и профессию

В поисках темы и информации

Есть ли философия у новостей?

Идеалистична ли такая философия?

Техника информационной безопасности

Создаем философию вместе

С чего начинается творчество?

Мысль тянется к перу, перо к бумаге…

Современные герои и ситуации

Технологии, но не только

Читательский интерактив

Творчество в стиле on-line

ЧАСТЬ III. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И АУДИТОРИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ДИАЛОГА

Факторы развития диалоговых отношений

О каналах обратной связи

Психология здравого смысла

Новые времена – новые песни

Там, где кончается. журналистика

Феномен «общественного» и «индивидуального»

Технологии диалога

«Конструирование» коммуникаций

Взаимовлияние СМИ и аудитории

Технологии игрореализации

Игра и псевдоигра

«Хэппенинг»: представление случайности

Театральный эксперимент

Прагматическая игрореализация

«Человек играющий»

Эксперимент в поле игрореализации

Игры в средствах массовой информации

ЧАСТЬ IV. МЕНЕДЖМЕНТ, МАРКЕТИНГ СМИ: ПОЭЗИЯ И ПРОЗА ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Тиражная политика издания: факторы творчества

Маркетинг как искусство «облизывания»?

Практика моделирования: расписание на. послезавтра

Бизнес и идеи развития творчества

«Последний герой» – кто он?

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

ТЕСТЫ

Работа журналиста: Ваш творческий потенциал

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОБРАЗЦЫ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Документ 1. Бланк стандартизованного интервью

Документ 2. Бланк кодирования результатов контент-анализа

Документ 3. Анкета эксперта

Документ 4. Анкета эксперта

Документ 5. Сценарий «Фокус-групп» по актуальным проблемам практической журналистской деятельности

Документ 6. Единицы анализа материалов (Доминанта – Диалогичность)

Чем сегодня можно привлечь внимание такого искушенного читателя, как журналист? Ведь он, словно в том анекдоте, по определению: не читатель, а «описатель», в чем-то сродни родовому определению – «писатель». Только как там, у А.П. Чехова: что плотник супротив столяра?.

Так вот, чем его, знающего (или предполагающего, что знает) толк и в том, и в этом, можно увлечь? Темой? Это вряд ли. Фактами? Да где набрать столько «эксклюзива»? Прагматикой! Да. Но только тем, что пригодится именно сегодня, именно сейчас, именно в моей газете или телекомпании. Тем более что и время такое. Какой век на дворе? – Информационный. Не случайно ведь именно на рубеже XX и XXI веков явно наметился повышенный интерес к исследованиям междисциплинарного и прикладного характера в сфере массовой коммуникации. Но написать эту книгу я решил еще по одной причине.

В журналистике я с 1972 года. Работал в «районке», областных газетах, публиковался в журналах и книгах, почти 20 лет преподаю на факультете журналистики Уральского государственного университета. Так вот, практика последних лет меня все больше убеждает в том, что в творческих профессиях, а в журналистике прежде всего, порой надо не учить, а разучать от установок, с которыми молодые приходят в профессию: «бронированными» и «панцирными», то есть людьми несвободными, к тому же иногда и изначально «ангажированными» кем-то или чем-то. Приобрести состояние внутренней, творческой свободы (а я уверен в том, что творчество и есть суть личности) – значит войти, по выражению писателя Андрея Битова, в сердце профессии.

На занятиях со студентами или даже на семинарах журналистов-практиков, куда нас часто приглашают, мы, преподаватели, обычно апеллируем к знаниям коллег. Но ведь знания в информационный век столь объемны и многомерны, что мы, видимо, должны не столько учить друг друга чему-то конкретному, сколько объяснять, где это можно взять, а также обмениваться творческими идеями.

Издавна известен пример диалектики. У меня есть яблоко и у вас есть яблоко. Если вы отдали мне свое, то у меня будет два яблока, у вас – ни одного. Если же мы обменяемся идеями, то и у вас и у меня будет по две идеи.

Сегодня задача любого научения в сфере массмедиа – подключать прежде всего мотивационную сферу, если хотите: этически просвещать и программировать поведение личности журналиста на истинно творческую деятельность в любой профессиональной или даже жизненной ситуации.

И еще. Отличие истинного профессионала от начинающего – обладание неким внелогическим знанием, знанием большинству людей совершенно непонятным; а также он обычно характеризуется феноменальной наблюдательностью. Именно эти две составляющие и являются основой журналистики как творчества или, точнее сказать, как особого вида творческой деятельности.

Очень точно подмечено, что если философия – самосознание человеческой культуры, то журналистика – это представление общества и отдельной личности о себе. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» – это ведь и о взаимоотношениях различных социальных институтов общества и средств массовой коммуникации, журналистики и общества, журналиста и отдельной личности.

Современный мир сложен, многообразен и динамичен. Он противоречив, но взаимозависим и во многом целостен. Его динамика и целостность проявляются прежде всего в развитии общественных отношений, углублении общения (коммуникации) и разветвлении информационных связей различных уровней. Надо сказать, что по проблемам информации и коммуникации уже более двух десятков лет ведутся широкие дискуссии представителями как гуманитарных (философия, социология, политология, социальная психология, лингвистика, культурология, теория журналистики), так и технических (информатика, кибернетика) и естественных (психология, биология) дисциплин. Еще более актуализировал их стремительный прогресс в развитии технологической базы средств коммуникации: прежде всего такого мощного информационного канала, как телевидение, а в последние годы и различных систем компьютерных сетей.

В структуре профессиональной культуры в целом и ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЖУРНАЛИСТА в частности можно выделить две органически взаимодополняющих друг друга стороны: праксеологическую и ментальную.

Праксеологическая сторона характеризует способ взаимодействия субъекта профессиональной культуры с орудиями, средствами и предметами труда (на этом, зачастую, сегодня и делается акцент при обучении студентов-журналистов), а также степень его готовности к осуществлению конкретного вида деятельности. В ее составе выделяются такие элементы, как профессиональные знания, навыки и умения, в том числе стиль профессионального мышления, то есть алгоритмы коллективной и индивидуальной профессиональной деятельности.

Примечания к работе

Защищено на отлично!

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика