Курсовая работа
«Социально-психологические условия эффективности групповой деятельности»
- 37 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
1. ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ….5
1.1 Структура и процессуальные характеристики совместной деятельности.5
1.2 Критерии результативности совместной деятельности….12
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ….20
2.1 Методика и методы исследования….20
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….36
В социологии и социальной психологии совместная деятельность людей в малых группах получила название групповой деятельности. Актуальность исследования групповой деятельности обусловлена тем, что полученные выводы применяются в организации научного управления деятельностью различных малых групп общества, социальных коллективов и в первую очередь первичных производственных коллективов.
Многие исследователи занимались изучением процесса реализации эффективности групповой деятельности в конкретных социальных структурах - Саммнер (1906), Уайт (1949), Хоманс (1950), Оллпорт (1950), Шериф (1958), Тибо и Келли (1958), Тернер (1975), Стефан (1985); С.Л.Франк (1929), И.А.Ильин (1935) и Б.Ф.Поршнев (1966), В.П.Позняков, А.В.Петровский и др. Большая роль отводилась специфическим условиям взаимодействия и влиянию этих условий на процесс построения межличностных отношений.
Все это позволяет сделать вывод об актуальности избранной темы и перспективности исследования изучения влияния межличностных отношений в малой группе на эффективность совместной деятельности сотрудников.
Целью исследовательской работы является изучение влияния социально-психологических условий на эффективность групповой деятельности.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1. Анализ тенденций развития социально-психологических исследований для обоснованного выбора объекта, предмета исследования и соблюдения преемственности получаемых знаний.
2. Теоретико-методологическое исследование условий влияющих на эффективность совместной деятельности.
3. Проведение эмпирических исследований для изучения содержания и особенностей изучения влияния социально-психологических условий в малой группе на эффективность совместной деятельности сотрудников.
Объектом исследования является совместная деятельность сотрудников в малой группе. Малая группа рассматривается как форма, которая обеспечивает системные свойства: целостность и целенаправленность.
Предметом исследования является влияние социально-психологических условий на эффективность совместной деятельности.
Целью исследовательской работы является изучение влияния социально-психологических условий на эффективность групповой деятельности. В основу эмпирического исследования мы заложим одно из социально-психологических условий эффективности групповой деятельности: мотивацию участников группы.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1. Теоретико-методологическое обоснование эмпирического исследования.
2. Проведение эмпирических исследований для изучения содержания и особенностей изучения влияния социально-психологических условий в малой группе на эффективность совместной деятельности сотрудников.
3. Анализ данных, полученных в результате исследования. Предметом исследования является влияние социально-психологических условий на эффективность совместной деятельности. Объектом исследования является совместная деятельность педагогов Муниципального общеобразовательного учреждения Вечерняя (сменная) школа №1. Адрес организации: г. Сарапул, ул. Раскольникова, 137. Численность педагогического состава – 20 человек. Возраст: от 26 до 67 лет. По итогам первого полугодия 2006-2007 уч.г. коллектив имеет 24% качества и 82% успеваемости школьников, что является довольно не высоким показателем для общеобразовательной школы. Необходимо отметить, что низкие показатели являются субъективным фактором особенности контингента учащихся. Мы постараемся определить социально-психологические условия мотивации педагогов в эффективности деятельности школы.
При эмпирическом исследовании нами была использована методика А.А. Лобанова по исследованию мотивации совместной деятельности группы.
Для выявления мотивационного потенциала (МП) работников были выбраны 10 показателей, а именно:
- значимость, достижение - А;
- ответственность - R;
- контроль над ресурсами - С;
- разнообразие - D;
- законченность - F;
- профессиональный рост - Р;
- комфортность труда - К;
- вознаграждение - W;
- самостоятельность - S;
- обратная связь – В.
Итак, на наш взгляд, при исследовании совместной деятельности необходимо принять в качестве исходных посылок:
1) разделение понятий «групповая» и «совместная» деятельность, как на теоретическом, так и на операциональном уровнях;
2) нетождественность внешних (социально или экспериментально заданных) целей деятельности в группе и внутренних целей, т. е. вырабатываемых субъектом совместной деятельности;
3) представление о том, что субъект совместной деятельности не может быть задан до ее начала, а формируется (или не формируется) по мере становления совместной деятельности;
4) разделение категорий взаимодействия внутри социальных систем (как следствия общественного разделения труда) и взаимодействия как психологического процесса; постановку вопроса о способе распределения индивидуальных усилий как определяющей разные групповые формы деятельности;
5) вычленение трех возможных эффектов (результатов) совместной деятельности — предметного, личностного и социально-психологического — и необходимость соотнесения этих результатов с внутренними и внешними целями.
Эмпирическое исследование показало, что большинство работников МОУ ВСОШ №1 имеют низкий мотивационный потенциал. Лишь один работник, вероятно руководитель, имеет достаточную мотивацию и внутренние стимулы. Половина педагогов испытывают дефицит самостоятельности, что характеризует стиль управления коллективом как авторитарный и, вероятно, отрицательно влияет на эффективность деятельности коллектива. Неправильное распределение полномочий, недостаток доверия в руководстве, недостаток вознаграждения и плохо поставленная обратная связь и информированность педагогов об их вкладе в результаты и успех организации - вот основные факторы, снижающие эффективность работы всей организации. Этим и объясняется низкая эффективность групповой деятельности коллектива.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1994. – 324 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология.- М., 2000.–376 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности. - М., 1990.- 367с.
4. Борисов В.Н. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., 1995.-345с.
5. Горбов Ф.Д., Новиков М.А. Экспериментально-психологическое исследование группы космонавтов // Проблемы космической биологии. Т.4. М., Наука, 1965. – 17-26 с.
6. Горбунова М.Ю. Социальная психология. -Саратов, 2004.-345с.
7. Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 1984. – 208 с.
8. Журавлев А.Л. Социальная психология. - М., 2002. – 351 с.
9. Коллектив и личность. Под ред. К.К. Платонова. - М., 1975.-263 с.
10. Крылов А.А. Психология. - М., 2000.- 412с.
11. Крысько В.Г. Социальная психология. -М, 2003. – 448 с.
12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М., 1999. – 349 с.
13. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. // Метологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. – 151-164 с.
14. Межличностное восприятие в группе. //Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М., 1981. – 113-114 с.
15. Немов Р.С. Психология. 1 кн.: «Общие основы психологии». - М., 2003. – 688 с.
16. Обозов Н.Н. Межличностные отношения – М., 1979. – 152 с.
17. Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов //Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования. - Л. 1979. – 121-174 с.
18. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. - М., 1984.
19. Петровский Л. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982.
20. Петровский А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода. //Вопросы психологии. 1981. №1 – 61 с.
21. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПб., 2000.- 198 с.
22. Прикладная социальная психология. //Под ред. А.Н. Сухова и А. А. Деркача. - М., 1998. – 688 с.
23. Психологическая теория коллектива. //Под ред. Л, В. Петровского. - М., 1979. – 239 с.
24. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара, 2000. – 672 с.
25. Савва Л.И. Межличностное познание, общение и понимание. - Магнитогорск, 2000 г. – 134с.
26. Смирнова О.Е., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекции. - М., 2003. – 158 с.
27. Собчик Л.Н. Метод диагностики межличностных отношений. Модифицированный тест интерперсональной диагностики Т. Лири. - М., 1990 – 49 с.
28. Собчик Л.Н. Социально-психологическое изучение бригадной формы труда. - М., 1987. – 178
29. Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений. Ответ. ред. А.Л. Журавлев. М., 1997. – 142 с.
30. Социально-психологический климат в служебных коллективах. Методическое пособие под ред. М.И. Марьина. - М., 2001. – 451
31. Софья Нартова-Бочавер. Психология личности и межличностных отношений. - М., 2001. – 417 с.
32. Уманский Л.И. Групповой сенсомоторный интегратор. // Вопросы психологии. 1969. № 1.
33. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2005 г. - 490 с.
34. Харшиладзе М.И. Влияние межличностных отношений на эффективность совместной мыслительной деятельности. Вопросы психологии, 1990. №5.
35. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. - М., 2004. – 734 с.
36. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Учебное пособие. - М., 1995. - 544 с.
37. Шутц В. Социальная психология. - М., 2002. - 349
Тема: | «Социально-психологические условия эффективности групповой деятельности» | |
Раздел: | Социология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 37 | |
Цена: | 350 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Эмпирические исследования групповой деятельности
Дипломная работа:
Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе (на примере магазина одежды)
Отчет по практике:
Изучение социально-психологического климата
Дипломная работа:
Взаимосвязь детско-родительских отношений и эффективности учебной деятельности младшего школьника
Магистерская работа:
Взаимодействие стиля управления руководителя на психологический климат в педагогическом коллективе