Курсовая работа

«Социально-психологические условия эффективности групповой деятельности»

  • 37 страниц(ы)
  • 2324 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: prokopiev26

ВВЕДЕНИЕ….3

1. ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ….5

1.1 Структура и процессуальные характеристики совместной деятельности.5

1.2 Критерии результативности совместной деятельности….12

2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ….20

2.1 Методика и методы исследования….20

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….36

В социологии и социальной психологии совместная деятельность людей в малых группах получила название групповой деятельности. Актуальность исследования групповой деятельности обусловлена тем, что полученные выводы применяются в организации научного управления деятельностью различных малых групп общества, социальных коллективов и в первую очередь первичных производственных коллективов.

Многие исследователи занимались изучением процесса реализации эффективности групповой деятельности в конкретных социальных структурах - Саммнер (1906), Уайт (1949), Хоманс (1950), Оллпорт (1950), Шериф (1958), Тибо и Келли (1958), Тернер (1975), Стефан (1985); С.Л.Франк (1929), И.А.Ильин (1935) и Б.Ф.Поршнев (1966), В.П.Позняков, А.В.Петровский и др. Большая роль отводилась специфическим условиям взаимодействия и влиянию этих условий на процесс построения межличностных отношений.

Все это позволяет сделать вывод об актуальности избранной темы и перспективности исследования изучения влияния межличностных отношений в малой группе на эффективность совместной деятельности сотрудников.

Целью исследовательской работы является изучение влияния социально-психологических условий на эффективность групповой деятельности.

Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

1. Анализ тенденций развития социально-психологических исследований для обоснованного выбора объекта, предмета исследования и соблюдения преемственности получаемых знаний.

2. Теоретико-методологическое исследование условий влияющих на эффективность совместной деятельности.

3. Проведение эмпирических исследований для изучения содержания и особенностей изучения влияния социально-психологических условий в малой группе на эффективность совместной деятельности сотрудников.

Объектом исследования является совместная деятельность сотрудников в малой группе. Малая группа рассматривается как форма, которая обеспечивает системные свойства: целостность и целенаправленность.

Предметом исследования является влияние социально-психологических условий на эффективность совместной деятельности.

Целью исследовательской работы является изучение влияния социально-психологических условий на эффективность групповой деятельности. В основу эмпирического исследования мы заложим одно из социально-психологических условий эффективности групповой деятельности: мотивацию участников группы.

Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

1. Теоретико-методологическое обоснование эмпирического исследования.

2. Проведение эмпирических исследований для изучения содержания и особенностей изучения влияния социально-психологических условий в малой группе на эффективность совместной деятельности сотрудников.

3. Анализ данных, полученных в результате исследования. Предметом исследования является влияние социально-психологических условий на эффективность совместной деятельности. Объектом исследования является совместная деятельность педагогов Муниципального общеобразовательного учреждения Вечерняя (сменная) школа №1. Адрес организации: г. Сарапул, ул. Раскольникова, 137. Численность педагогического состава – 20 человек. Возраст: от 26 до 67 лет. По итогам первого полугодия 2006-2007 уч.г. коллектив имеет 24% качества и 82% успеваемости школьников, что является довольно не высоким показателем для общеобразовательной школы. Необходимо отметить, что низкие показатели являются субъективным фактором особенности контингента учащихся. Мы постараемся определить социально-психологические условия мотивации педагогов в эффективности деятельности школы.

При эмпирическом исследовании нами была использована методика А.А. Лобанова по исследованию мотивации совместной деятельности группы.

Для выявления мотивационного потенциала (МП) работников были выбраны 10 показателей, а именно:

- значимость, достижение - А;

- ответственность - R;

- контроль над ресурсами - С;

- разнообразие - D;

- законченность - F;

- профессиональный рост - Р;

- комфортность труда - К;

- вознаграждение - W;

- самостоятельность - S;

- обратная связь – В.

Итак, на наш взгляд, при исследовании совместной деятельности необходимо принять в качестве исходных посылок:

1) разделение понятий «групповая» и «совместная» деятельность, как на теоретическом, так и на операциональном уровнях;

2) нетождественность внешних (социально или экспериментально заданных) целей деятельности в группе и внутренних целей, т. е. вырабатываемых субъектом совместной деятельности;

3) представление о том, что субъект совместной деятельности не может быть задан до ее начала, а формируется (или не формируется) по мере становления совместной деятельности;

4) разделение категорий взаимодействия внутри социальных систем (как следствия общественного разделения труда) и взаимодействия как психологического процесса; постановку вопроса о способе распределения индивидуальных усилий как определяющей разные групповые формы деятельности;

5) вычленение трех возможных эффектов (результатов) совместной деятельности — предметного, личностного и социально-психологического — и необходимость соотнесения этих результатов с внутренними и внешними целями.

Эмпирическое исследование показало, что большинство работников МОУ ВСОШ №1 имеют низкий мотивационный потенциал. Лишь один работник, вероятно руководитель, имеет достаточную мотивацию и внутренние стимулы. Половина педагогов испытывают дефицит самостоятельности, что характеризует стиль управления коллективом как авторитарный и, вероятно, отрицательно влияет на эффективность деятельности коллектива. Неправильное распределение полномочий, недостаток доверия в руководстве, недостаток вознаграждения и плохо поставленная обратная связь и информированность педагогов об их вкладе в результаты и успех организации - вот основные факторы, снижающие эффективность работы всей организации. Этим и объясняется низкая эффективность групповой деятельности коллектива.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1994. – 324 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология.- М., 2000.–376 с.

3. Асмолов А. Г. Психология личности. - М., 1990.- 367с.

4. Борисов В.Н. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., 1995.-345с.

5. Горбов Ф.Д., Новиков М.А. Экспериментально-психологическое исследование группы космонавтов // Проблемы космической биологии. Т.4. М., Наука, 1965. – 17-26 с.

6. Горбунова М.Ю. Социальная психология. -Саратов, 2004.-345с.

7. Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 1984. – 208 с.

8. Журавлев А.Л. Социальная психология. - М., 2002. – 351 с.

9. Коллектив и личность. Под ред. К.К. Платонова. - М., 1975.-263 с.

10. Крылов А.А. Психология. - М., 2000.- 412с.

11. Крысько В.Г. Социальная психология. -М, 2003. – 448 с.

12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М., 1999. – 349 с.

13. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. // Метологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. – 151-164 с.

14. Межличностное восприятие в группе. //Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М., 1981. – 113-114 с.

15. Немов Р.С. Психология. 1 кн.: «Общие основы психологии». - М., 2003. – 688 с.

16. Обозов Н.Н. Межличностные отношения – М., 1979. – 152 с.

17. Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов //Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования. - Л. 1979. – 121-174 с.

18. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. - М., 1984.

19. Петровский Л. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982.

20. Петровский А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода. //Вопросы психологии. 1981. №1 – 61 с.

21. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПб., 2000.- 198 с.

22. Прикладная социальная психология. //Под ред. А.Н. Сухова и А. А. Деркача. - М., 1998. – 688 с.

23. Психологическая теория коллектива. //Под ред. Л, В. Петровского. - М., 1979. – 239 с.

24. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара, 2000. – 672 с.

25. Савва Л.И. Межличностное познание, общение и понимание. - Магнитогорск, 2000 г. – 134с.

26. Смирнова О.Е., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекции. - М., 2003. – 158 с.

27. Собчик Л.Н. Метод диагностики межличностных отношений. Модифицированный тест интерперсональной диагностики Т. Лири. - М., 1990 – 49 с.

28. Собчик Л.Н. Социально-психологическое изучение бригадной формы труда. - М., 1987. – 178

29. Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений. Ответ. ред. А.Л. Журавлев. М., 1997. – 142 с.

30. Социально-психологический климат в служебных коллективах. Методическое пособие под ред. М.И. Марьина. - М., 2001. – 451

31. Софья Нартова-Бочавер. Психология личности и межличностных отношений. - М., 2001. – 417 с.

32. Уманский Л.И. Групповой сенсомоторный интегратор. // Вопросы психологии. 1969. № 1.

33. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2005 г. - 490 с.

34. Харшиладзе М.И. Влияние межличностных отношений на эффективность совместной мыслительной деятельности. Вопросы психологии, 1990. №5.

35. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. - М., 2004. – 734 с.

36. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Учебное пособие. - М., 1995. - 544 с.

37. Шутц В. Социальная психология. - М., 2002. - 349

Покупка готовой работы
Тема: «Социально-психологические условия эффективности групповой деятельности»
Раздел: Социология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 37
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика