Дипломная работа

«Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства»

  • 86 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 6

1.1.Проблемы идентификации малого бизнеса 6

1.2. Эволюция налогового законодательства РФ по налогообложению субъектов малого предпринимательства 18

1.3. Налоговое регулирование малого бизнеса за рубежом 23

2. АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 32

2.1. Анализ деятельности малых предприятий в регионах ЮФО 32

2.2. Системы налогообложения малого бизнеса 42

2.3. Анализ налоговой отчетности как инструмент современного налогового контроля в малом бизнесе 53

2.4. Меры налогового стимулирования в малом предпринимательстве 62

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 66

3.1. Основные направления налоговой политики РФ в сфере налогообложения малого предпринимательства 66

3.2.Пути реформирования специальных режимов для малого бизнеса 69

3.3.Переход на патентную систему налогообложения для малого бизнеса как альтернатива спецрежима для малого бизнеса 75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83

Введение

Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тянет за собой экономическое и социальное развитие.

В системе экономических и социальных отношений большинства государств малый бизнес выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения. Малый бизнес содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый «средний класс» – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.

Уровень развития малого предпринимательства в России сохраняется без существенных изменений с начала 21 века. Вследствие этого не используются значительные потенциальные возможности для роста производства товаров и услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический оборот имеющиеся значительные ресурсы.

До начала 1950-х годов малые предприятия не привлекали к себе специального внимания в экономической науке и рассматривались в качестве одной из многочисленных форм предпринимательской деятельности. В трудах классиков экономической теории А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, Д. Кейнса и др. можно найти упоминания о некоторых особенностях малого предпринимательства, но не специально посвященные ему исследования. В зарубежной науке положение изменилось в послевоенный период. Мотивом послужило появление специальных государственных программ поддержки малого бизнеса. Это обусловило активизацию научных исследований в рассматриваемой области, в которые включились специалисты в области экономики, менеджмента, маркетинга и права. В их число вошли Г. Берл, П. Вэйл, Д. Гэммон, М. Мескон, Я. Мэйтланд, П. Уилсон, Л. Роджерс, Д. Стэнворт, В. Хойер и др.

До начала рыночных преобразований отечественная наука, отражая приоритеты государственной экономической политики, уделяла основное внимание деятельности крупных хозяйствующих субъектов. Незначитель-ное внимание привлекала к себе потребительская кооперация, а в конце 1980-х годов – кооперативы нового типа. В 1990-х годах малое предпринимательство стало объектом постоянных исследований со стороны ученых и специалистов – практиков. В работах Т. Алимовой, А. Блинова, А. Виленского, А. Игнатьева, А. Крутика, А. Муравьева, П. Мягкова, М. Лапусты, А. Орлова, В. Радаева, С. Савельева и других нашли отражение многие организационные, экономические, социальные и юридические аспекты процесса зарождения и развития малых предприятий. Однако существует достаточно малое количество работ, в которых анализируются вопросы налогообложения малого бизнеса, что и определяет актуальность темы данной работы.

Целью работы является анализ путей, методов и способов оптимиза-ции налогообложения малого предпринимательства в современной экономике России. Поставленная цель позволяет решить следующие основные задачи:

• проанализировать сущность понятия «малый бизнес» и его основные составляющие;

• выявить основные организационно-правовые формы малого биз-неса;

• проанализировать зарубежный опыт налогообложения субъектов малого бизнеса;

• изучить становление и развитие субъектов малого бизнеса в нашей стране – проблемы и перспективы его развития;

• проанализировать систему налогообложения малого бизнеса в нашей стране;

• изучить общие черты и характерные особенности специальных налоговых режимов для малого бизнеса;

• проанализировать методы и способы улучшения налогообложения малого бизнеса в нашей стране.

Объектом исследования работы являются предприятия малого бизне-са. Предмет исследования данной работы – система налогообложения предприятий малого бизнеса.

При обосновании теоретических обобщений и практических рекомендаций широко использовались положения и выводы, содержащиеся в научной литературе, концептуальные подходы, реализуемые в законодательных и нормативных актах РФ, в методических документах органов государственного управления. Для обоснования теоретических положений использовались следующие методы статистического, экономического, категориального, сравнительного анализа; научного наблюдения и обобщения. В исследовании широко используются институциональный, структурно-функциональный и системный подходы.

Информационно-эмпирическая база исследования сформирована на основе научных исследований предприятий малого бизнеса.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, содержащих в об-щей сложности десять параграфов, заключения и списка использованных источников.

Фрагмент работы

Приступая к рассмотрению системы малого бизнеса необходимо, прежде всего, четко представлять его место, роль и отличительные осо-бенности, как в национальной, так и в мировой экономике.

Современная экономика имеет двухъярусную структуру: верхний ярус образуют большие монополии (корпорации, финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации), а нижний – предприятия среднего и малого предпринимательства (бизнеса). Число первых невелико (оно, как правило, исчерпывается перечнями 100-1000 компаний, обычно фигурирующих в широко известных финансово-экономических рейтингах). Число предприятий среднего и малого бизнеса в развитых странах достигает значительных величин (например, в США действует около 20 000 000 предпринимательских структур). При этом наблюдается характерная особенность: социально-экономический уровень страны прямо связан с числом хозяйствующих субъектов.

Как свидетельствует мировой опыт, эффективность функциониро-вания этой экономической системы может быть достигнута только в том случае, если на всех основных рынках товаров и услуг экспансия крупных производителей уравновешивается необходимым количеством мелких и средних производителей, которые в решающей степени обеспечивают формирование и сохранение конкуренции и препятствуют тенденциям монополизации рынков. Но, в то же самое время, одной из немаловажных причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой является то, что крупный бизнес не только не противопоставляется мелкому, а напротив, культивируется принцип сочетания крупных и малых предприятий: крупные и малые предприятия не противостоят, а взаимодополняют друг друга.

Важным аспектом налогообложения малого бизнеса является крите-рий признания предприятия малым. Обычно выделяют два вида таких критериев – количественные и качественные. Западные специалисты предлагают свои качественные критерии для определения малого бизнеса, к которым могут быть отнесены: личное управление предприятием, прямой личный контакт между высшими органами руководства и производственными рабочими, клиентурой и поставщиками, невозможность получить доступ к рынкам капитала и др. Однако на основании такого рода критериев установить различия между малыми и средними предприятиями еще труднее.

В конечном итоге в налоговом законодательстве большинства разви-тых стран при определении понятия «малое предприятие» в качестве базовых используются количественные показатели, но они почти всегда дополняются качественными характеристиками, о чем будет сказано далее.

Мировая практика свидетельствует о том, что :

Во-первых, малый бизнес является важнейшим структурообразую-щим сектором развитой экономики, деятельность которого напрямую влияет на успешное развитие не только крупного бизнеса, но и экономики страны в целом, обеспечивая наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, рост экспортного потенциала, решение проблем занятости и повышения уровня реальных доходов населения.

Заключение

Подводя итоги, следует отметить, что в ходе написания дипломной работы были сделаны следующие выводы.

Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяю-щий темпы экономического роста, структуру и качество валового нацио-нального продукта. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, так как он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые, в силу своей массовости, определяют социально-экономический, а также, в некоторой степени, и политический климат в стране. Малое предпринимательство принадлежит к самым широким социальным слоям общества и является одновременно как одним из самых больших производителей, так и одним из самых больших потребителей разнообразных товаров и услуг, образуя при этом самую большую сеть предприятий, непосредственно связанную с массовым потребителем, которая в силу небольших размеров составляющих ее единиц и их управленческой гибкостью позволяет быстро и эффективно реагировать на постоянно изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Налогообложение субъектов малого предпринимательства осуществляется, в основном не на общих основаниях, так и с помощью специальных налоговых режимов. Особый режим налогообложения для малого бизнеса принят в большинстве стран. Для этого существуют различные причины. Прежде всего, малое предпринимательство является важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка. Поддержка малого предпринимательства позволяет увеличить занятость населения и таким образом улучшить социальную атмосферу в обществе и уменьшить расходы на выплату пособий по безработице. Особенно важным с этой точки зрения является развитие малого предпринимательства при структурной перестройке экономики, когда растет безработица за счет сокращения производства в целых отраслях. Для стран с переходной экономикой поддержка малого бизнеса может быть немаловажной и по политическим причинам – формирование значительного слоя независимых самостоятельных предпринимателей, осознающих свои интересы, простившихся с иждивенческой психологией и заинтересованных в развитии демократических институтов, может улучшить атмосферу в обществе и способствовать рыночной направленности его развития. Мировой опыт показывает, что наряду с общеустановленным порядком налогообложения в целях улучшения ряда экономических показателей необходимо использовать специальные методы регулирования экономики для указанных субъектов предпринимательской деятельности, которые позволяют при правильном их применении (как правило, комплексном) в короткие сроки добиться положительных результатов.

Специальные налоговые режимы обладают не только особым поряд-ком применения бухгалтерского и налогового учета, но и характеризуются наличием таких элементов юридической конструкции налога, как налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая ставка, налоговый период, порядок и сроки уплаты налога. НК РФ установлено четыре специальных налоговых режима, составляющих часть системы налогообложения, это:

• система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

• упрощенная система налогообложения;

• система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

• система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Существует разновидность упрощенной системы налогообложения малого бизнеса, патентная система налогообложения, которая характеризуется следующим:

- патент существует в рамках упрощенной системы налогообложе-ния, и все ограничения, предусмотренные для упрощенной системы налогообложения, распространяются и на патент;

- применять патент могут только индивидуальные предприниматели;

- применение патента – это право предпринимателя, а не его обязан-ность;

- виды деятельности для применения патента ограничены и прописа-ны в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ;

- патент действует только на территории того субъекта РФ, в котором он выдан;

- можно одновременно применять два и более патента, в том числе на территории разных субъектов РФ;

- при работе на патенте можно иметь наемных работников, но не бо-лее пяти человек.

В настоящее время специальные налоговые режимы функционируют в налоговой системе Российской Федерации как самостоятельные и постоянные налоги, что не соответствует самой природе специальных налоговых режимов, применение которых должно носить временный и вынужденный характер в целях реализации стимулирующих задач налоговой политики. В связи с этим для совершенствования института специальных налоговых режимов необходимо ставить первостепенной задачей при введении их в действие ориентацию на стимулирование развития определенных отраслей экономики либо определенного круга экономических субъектов, наиболее выгодных для государства в на-стоящий момент.

К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые Правительством меры по поддержке малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран. Можно предположить, что одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства.

Для повышения конкурентоспособности российского малого предпринимательства необходим комплекс организационно-экономических и социально-правовых мер, направленных на создание щадящих (льготных) условий по линии их инвестирования, кредитования налогообложения, ценообразования и т.д. Необходимо устранение правовых, административных, экономических и организационных барьеров, ограничивающих их деятельность. Для дальнейшей оптимизации системы упрощенного налогообложения необходимо:

• снижение налогового бремени – снижение налоговых ставок по УСН;

• унификация критериев отнесения к субъектам малого предпринима-тельства (все малые предприятия, признанные таковыми в соответствии с законом «О государственной поддержке малого предпринимательства» должны иметь право применять упрощенную систему налогообложения);

• введение добровольного перехода на систему вмененного налогооб-ложения, поскольку данная система недостаточно эффективна в современ-ных российских условиях.

Для оптимизации налогообложения малого бизнеса необходимо также дальнейшее развитие патентного режима, в первую очередь, за счет расширения видов деятельности, подпадающих под него.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 21.04.2011).

3. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 21.04.2011).

4. Алешкин А.И. История развития малого предпринимательства в Рос-сии. // Безопасность бизнеса. 2010. №2.

5. Борисов А.Н. Комментарий к главе 26.3 НК РФ. – М.: Юристъ, 2007.

6. Варакса Н.Н. Трансформация систем налогообложения малого бизнеса в развитых странах.// Управленческий учет. 2009. №1.

7. Виленский А.В. Российские объединения малых предпринимателей как институт гражданского общества // Общественные науки и современность, 2008. № 1.

8. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория эко-номики): Учебник.  8 е перераб. и доп.  М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. С. 67.

9. Волков М.В. Этапы развития малого предпринимательства в России в 80 - 90-е годы XX века. // История отечественного государства и права. 2007. №13.

10. Ворот И.В. Экономика фирмы. – М.: Высшая школа, 2007.

11. Гильмиярова А.Ф. Методы государственного воздействия на предпринимательскую активность малого и среднего бизнеса. // Безопасность бизнеса. 2011. №3.

12. Горшков Г. Малый и средний бизнес: государство в помощь! // ЭЖ-Юрист. 2011. №32.

13. Единый социальный налог (ЕСН) с 2010 года заменяется страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды – Юридическая фирма «Гольцблат БЛП».

14. Золотухин В., Гаврилов А. К вопросу о содержании предпринимательства и формах его реализации// Управленческое консультирование. 2008. №1.

15. Зобова Е.П. Упрощенная система бухгалтерского учета для малого бизнеса. // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2011. №8/

16. Зобова Е.П. Меры поддержки малого и среднего бизнеса. // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. №5.

17. Ильин А.Ю. Специальные налоговые режимы: правовой механизм применения, развития и совершенствования. // Финансовое право. 2011. №3.

18. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: ИНФРА, 2007.

19. Лермонтов Ю.М. Практический комментарий к главе 26.2 НК «Упрощенная система налогообложения». – М.: Юстицинформ, 2007.

20. Лермонтов Ю.М. Комментарий к 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». – М.: Юстицинформ, 2007.

21. Лисица В.Н. О развитии малого и среднего предпринимательства в условиях финансово-экономического кризиса. // Предпринимательское право. 2009. №4.

22. Малое предпринимательство в РФ: общая характеристика, основные тенденции развития.// Доклад Правительства РФ. w*w.goverment.r*.

23. Матинов А.С. Применение специальных налоговых режимов субъектами малого бизнеса в системе налогообложения зарубежных стран. // Налоги. 2005. №4.

24. Матинов А.С. Специальные налоговые режимы. – М., 2006.

25. Налоговое право России. Особенная часть: Учебник / Отв. ред. Н.А. Шевелева. – М.: Юристъ, 2008.

26. Погонцев В. В Южном федеральном округе изменился вектор развития частного бизнеса. // Российская газета. 2011. №49.

27. Потапенкова Т.А. Важнейшие направления совершенствования правового регулирования малого и среднего предпринимательства. // Российская юстиция. 2011. №12.

28. Пучкова И.А. Постатейный комментарий к главе 26.4 Налогового ко-декса Российской Федерации «Система налогообложения при выпол-нении соглашений о разделе продукции». – М.: Юристъ, 2009.

29. Саакян Р.А. Налоговый паспорт и его значение при определении налогового потенциала субъекта Российской Федерации и планировании поступлений по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации. – М., 2008.

30. Сидоров М.А. Проблемы малого бизнеса в России. // Материалы VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2008 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

31. Синельников С. Проблемы налоговой реформы в России: анализ ситуации и перспективы развития. – М., Евразия, 2009.

32. Сытова Е.В. Роль малого бизнеса в экономике. // Безопасность бизнеса. 2009. №4.

33. Сытова Е.В. Стимулирование малого и среднего бизнеса в условиях кризиса. // Налоги. 2009. №26.

34. Терновцов А.В. Малый бизнес получит поддержку со стороны государства. // Безопасность бизнеса. 2009. №2.

35. Усенко Л.Н. Формирование условий для развития малого предпринимательства на региональном уровне.// Ведомости. 2007. №2.

36. Чхутиашвили Л.В. Упрощенная система налогообложения как под-держка малого бизнеса. // Налоги и налогообложение. 2010. №9.

37. w*w.donland.r*

Покупка готовой работы
Тема: «Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства»
Раздел: Налоговое право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 86
Цена: 4500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика