Курсовая работа

«Проблемы дидактики»

  • 26 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ДИДАКТИКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ 5

1.1 Содержание и методы дидактики 5

1.2 Основные принципы дидактики 10

2. ОСНОВНЫЕ ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДИДАКТИКИ 15

2.1 Проблемы постановки задач обучения 15

2.2 Проблемы построения содержания образования 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

ЛИТЕРАТУРА 26

Введение

Потребность обучения возникла с возникновением общества и постоянно совершенствуется в соответствии с его развитием. Процесс обучения можно определить как передачу опыта, который включает в себя, прежде всего, знания об окружающей действительности и способы применения этих знаний в практической деятельности. Для постоянного развития, для постоянного познания мира, общество вооружает подрастающие поколения и способами добывания новых знаний. И, самое главное, общество передает и свое отношение к имеющимся знаниям, к самому процессу познания окружающего мира и к миру в целом. Следовательно, и процесс обучения в средних и высших учебных заведениях, можно назвать процессом передачи накопленного опыта обществом подрастающему поколению.

Процесс обучения это социальный процесс, который возник с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта. Сегодня меняются общественные ценности, поэтому естественно, меняются цели обучения, меняется его содержание.

Современная дидактика, образно говоря, представляет собой «теоретический стержень» педагогики. Формально дидактика (от греческого didasko – учить, доказывать, объяснять) определяется как отрасль педагогики, исследующая научные основы обучения и образования. Другое определение дидактики – теория обучения – также характеризует ее как науку о способах и методах целенаправленного процесса приобретения или/и передачи знаний. Важным моментом в этом определении является указание на необходимость организации специальных условий для передачи знаний. Эти условия реализуются в ходе функционирования системы образования, элементами которой являются семья, дошкольные и школьные учреждения, вузы и другие институты образования. В современном мире, когда объем знаний в каждой предметной области стремительно растет, причем скорость этого роста также увеличивается, актуальность вопросов «чему» и «как» становится беспрецедентной. Люди должны овладевать постоянно растущими знаниями. И именно дидактика призвана искать выход из этой парадоксальной ситуации.

Цель работы – анализ проблем современной дидактики. Задачи работы:

• изучение содержания и методов дидактики;

• анализ основных принципов дидактики;

• классификация основных проблем современной дидактики и выяв-ление содержания этих проблем.

Фрагмент работы

Понятие «образование» включает в себя как бы два аспекта: с одной стороны – это процесс передачи социального опыта обществом подрастающим поколениям, то есть процесс обучения, и с другой – это уровень овладения человеком социального опыта, который в данном случае включает в себя процесс передачи накопленных знаний о природе, обществе и человеке, способов применения этих знаний в практической деятельности, способов добывания новых знаний и характера отношений к окружающей действительности на основе накопленных знаний и опыта. В процессе передачи обществом опыта подрастающим поколениям у них формируется и собственное отношение к окружающей действительности.

С развитием познания, с накоплением человечеством знаний о природе, обществе и человеке, с постепенным повышением роли знаний в осуществлении наиболее общих видов трудовой деятельности, наряду с таким специфическим видом образования, которое впоследствии стало именоваться как профессиональное, возникло общее образование. В процессе количественного накопления человечеством знаний о естественной природе общее образование все в большей степени становилось ведущим видом образования, поэтому неслучайно этот традиционный вид образования (общее) в базисном учебном плане рассматривается как «фундаментальное (общенаучное и общекультурное) образование».

С усилением роли общего образования в осуществлении непосредственной практической деятельности, с возникновением и развитием механизмов и машин в общественном производстве человечество, наряду с углублением познания законов природы, создавало так называемую «вторую природу». С развитием этой второй природы (т.е., природы, созданной человеком) в ней самой стали проявляться свои специфические законы и закономерности, познание и применение которых в непосредственной практической деятельности способствовало повышению эффективности общественного производства. Постепенно это привело к возникновению нового, третьего, из важнейших видов образования – политехнического.

Политехническое образование – это как бы овладение законами и закономерностями, протекающими в природе, созданной человечеством (во второй природе).

Заключение

Три важнейших вида образования (профессиональное, общее и политехническое) закономерно возникли в процессе эволюции важнейшего социального явления – процесса образования. Эти три компонента остаются важнейшими целями образования и в настоящее время.

Обучение – это процесс двусторонней активности. Эти виды деятельности (обучающего и обучающихся) могут осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется. В самом общем плане эти способы деятельности и рассматриваются как методы процесса обучения.

К числу классических принципов дидактики следует отнести целый ряд устоявшихся в сознании как учащихся, так и педагогов положений. Все принципы дидактики очень тесно связаны друг с другом и в этом смысле образуют некую комплексную систему из взаимно дополняющих и взаимно выводимых положений. Другими словами, эта система не является минимальной, когда каждый принцип является базисным и не выводится из оставшихся. Система дидактических принципов скорее может характеризоваться как избыточная, она не является полной и законченной, список ее положений будет развиваться и дополняться, как минимум, по мере развития методов, способов и систем обучения.

Перед современной теорией обучения стоят те же сакраментальные для педагогики вопросы, что стояли во все времена ее развития. Это вопросы «чему учить?» и «как учить?». Вечные проблемы дидактики, такие, как проблема сущности образовательного процесса, проблема содержания образования, соотношения количества обязательных и элективных предметов, объема отдельных предметных курсов, методов и форм обучения, проблема роли учителя в образовательном процессе в сегодняшней педагогической практике, приобретают новое звучание. Причины этого связаны, естественно, как с ростом объема знаний человечества, так и с появлением новых технических и технологических возможностей по обработке, хранению, передаче и предоставлению учебной информации.

Список литературы

1. Гессен С.И. Основы современной дидактики. // Проблемы дидактики и методики преподавания. 2006. №1.

2. Голуб А.Б. Основы общей дидактики. – М.: Владос, 1999.

3. Ирхина, И.В. Дидактическая система учителя: концепция и технология – Белгород : изд-во БелГУ, 2005.

4. Левичев О.Ф. Принцип законности в современной дидактике. – М.: 2004.

5. Логинов И.И. Дидактика: история и современные проблемы. – М.: 2003.

6. Логвинов И.И. О некоторых проблемах современной дидактики. / Образование и общество. 2007. №3.

7. Мкртчян М. Проблемы современной дидактики. // Школьные техноло-гии: научно-практический журнал. 2009. №1.

8. Ситаров В.А. Дидактика. – М.: 2000.

9. Уман А.И. На пути к антропологической дидактике. // Образование и общество. 2009. №3.

10. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.

Покупка готовой работы
Тема: «Проблемы дидактики»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 26
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика