Реферат
«Претензия в гражданском праве»
- 17 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕТЕНЗИЯ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 5
1.1 Сущность претензии, порядок ее предъявления и рассмотрения 5
1.2 Содержание претензии 8
2. ПРОБЛЕМЫ ПРЕТЕНЗИОННОГО ПОРЯДКА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРА И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ 11
2.1 Дискуссионные вопросы, связанные с претензионным порядком урегулирования спора 11
2.2 Методы и способы улучшения нормативно-правового регулирования претензионного порядка 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17
Претензия как современный институт гражданского права, в настоящее время приобретает большое значение. В современных условиях, из-за чрезмерной загруженности российских судов, в первую очередь, разрешающих дела в порядке арбитражного судопроизводства законодатель рассматривает и внедряет способы, альтернативные судебному разрешению споров. Одним из таких является обязательное соблюдение претензионного порядка в рамках досудебного урегулирования спора. В связи с этим, 2 марта 2016 г. в Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее – АПК РФ) были внесены со-ответствующие поправки, в результате которых по большинству хозяйственных споров обращению в суд обязательно должно предшествовать направление досудебной претензии. Но, при этом, следует отметить, что непосредственно направление и оформление претензий, а также ответов на эти претензии осталось вне рамок правового регулирования, что порождает вопросы, как для хозяйствующих субъектов, и, в первую очередь, их юридических служб, так и для судебной практики.
Вышеизложенное определяет актуальность темы данной работы.
Целью данной работы является анализ теоретических и практических аспектов претензии как института гражданского права. В соответствии с поставленной целью, в работе определены следующие задачи:
- проанализировать правовую сущность претензии и выявить особенности ее предъявления и рассмотрения;
- изучить особенности содержания претензии;
- выявить проблемы, связанные с претензионным регулированием споров и перспективы их правового решения.
Объект исследования данной работы – общественные отношения, связанные с правовым институтом претензии. Предмет исследования данной работы – нормативно-правовое регулирование правового института претензии.
Теоретическую базу исследования составляют труды ученых-юристов: Беляковой А.В., Бычихиной С.А. и др.
Методологическая база исследования содержит как общенаучные, так и частнонаучные методы: диалектический, описательный, системный и сравнительно-правовой.
Структура работы определена в соответствии с ее целями и задачами и включает в себя введение, две главы, включающие в себя четыре параграфа, заключение, а также список использованной литературы.
Анализируя правовую сущность гражданско-правового института претензии, прежде всего, следует отметить отсутствие ее легального определения в законодательстве. Имеет место отсутствие единства мнений по этому вопросу и в научной литературе. В качестве претензий определяют письма, заявления, сообщения, утверждения и иные письменные документы, которыми обмениваются контрагенты, участвующие в хозяйственном обороте.
Следует отметить, что различные правовые характеристики претензий содержатся в ряде нормативно-правовых документов, например:
- ст. 797 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ);
- ст. 124 Воздушного кодекса РФ;
- ст. 120 Устав железнодорожного транспорта РФ.
На основании анализа данных правовых положений возможно дать определение претензии в виде внесудебного (или досудебного) обращения, сделанного управомоченным лицом, содержащее требование о совершении определенных действий (или, наоборот, воздержания от них) в соответствии с предписаниями договора и (или) закона.
Например, претензия может требовать:
Подводя итоги проделанной работы, возможно сделать следующие выводы.
Претензия, по своей сути, является письменным обращением, которое содержит ряд требований о восстановлении нарушенных гражданских прав и основывается на законодательных нормах и договорных обязательствах. К ее правовым значениям относится возникновение, изменение, прекращение правовых обязанностей; досудебное обращение; а также информационно-правовое уведомление.
Претензия вручается лично, под расписку, либо отправляется почтой, с уведомлением о вручении и описью вложения. При этом, важно соблюсти сроки ее отправления. По общему правилу, в законодательстве обязательный ответ на нее не предусмотрен.
Содержание претензии законодательно не регламентируется. Обычаи делового оборота предусматривают в ней наличие реквизитов сторон и подписи автора претензии. Автор работы считает, что оптимальное содержание претензии должно включать вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную часть.
В арбитражном процессе судебная практика, связанная с надлежащим установлением наличия претензии, а также с тем, был ли соблюден досудебный претензионный порядок, еще не сложилась. Зачастую, она противоречива и содержит прямо противоположные выводы. В этих условиях, на взгляд автора, необходима детальная правовая регламентация содержания претензии, действий лица, получившего претензию, срок ответа на претензию, форму ответа на претензию, а также гражданско-правовая ответственность за нарушение лицом, получившим претензию, порядка ответа на нее.
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ.
3. Бакулин А.Ф., Смирнов Н.Н. Обязательность принятия мер по досудеб-ному урегулированию споров, возникших из гражданских правоотношений // Российский судья. 2016. №7. С. 10 - 15.
4. Белякова А.В. Причины длительного судопроизводства в арбитражных судах Российской Федерации // Вестник арбитражной практики. 2014. №3. С. 30-35.
5. Белякова А.В. Претензионный порядок урегулирования споров как один из способов преодоления длительного судопроизводства в арбитражном процессе. // Вестник арбитражной практики. 2016. №6. С. 20-27.
6. Бычихина С.А.Обязательный претензионный порядок урегулирования спора. Размышления на заданную тему. // Судья. 2017. №7. С. 30-36.
7. Мачучина О.А. Досудебный порядок и право на иск в арбитражном процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2016. №6. С. 8 - 11.
8. Родин Е., Аушева Х. Арбитражный процесс: перезагрузка // ЭЖ-Юрист. 2016. №31. С. 8.
9. Родин Ю.А. Актуальные изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // Информационно-аналитический журнал «Арбитражные споры». 2016. №3. С. 75-78.
Оригинальность - 70% АПЛ ВУЗ (по состоянию на декабрь 2017 г.)
Тема: | «Претензия в гражданском праве» | |
Раздел: | Гражданское право и процесс | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 17 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Понятие, значение и виды сроков в гражданском праве.
Курсовая работа:
Виды сроков в гражданском праве
Шпаргалка:
Примерный перечень экзаменационных вопросов для итогового (государственного) междисциплинарного экзамена направление 521400 (030500.68) «юриспруденция» магистерская программа: 521403 «гражданское право, семейное право, международное частное право»
Дипломная работа:
Исковая давность в гражданском праве: материально-правовой и процессуально-правовой аспекты в соответствии с российским законодательством