Курсовая работа

«Государство и власть в социально-политических воззрениях арабо-исламских мыслителей средневековья»

  • 42 страниц(ы)
  • 2484 просмотров
фото автора

Автор: sps03

ВВЕДЕНИЕ….3

1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АРАБО-ИСЛАМСКОЙ МЫСЛИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ….6

1.1 Основные течения и мыслители арабо-исламской общественно-политической мысли средневековья….6

1.2 Политико-правовые особенности ислама как основы воззрений

арабо-исламских мыслителей….9

2. СУЖДЕНИЯ АРАБО-ИСЛАМСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ О ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕ …14

2.1 Государство в понимании арабских мыслителей средневековья….14

2.2. Воззрения арабских мыслителей средневековья о власти….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….42

Рассматриваемая тема является актуальной. Фундаментальной идейной базой, на которой возникли социально-политические воззрениях арабо-исламских мыслителей средневековья, был ислам. Он был духовным ядром, вокруг которого и с помощью которого складывалась новая социальная общность. Но в качестве такового ислам ставил перед обращенными в эту веру новые для них вопросы, предлагал новые основания для осмысления мира и жизни.

Безусловно, вся арабская политическая мысль средних веков была так или иначе связана с исламом. То, что с ним была связана религиозная философия, само собой понятно. Но и светская философия, "фалсафа", в какой-то степени зависела от религиозной мысли. И не только в силу того, что она существовала внутри исламской культуры и должна была считаться с ее доминирующим положением, находясь в ней в соприкосновении или конфронтации, но и в силу того, что общие мыслительные структуры, которые принес ислам, были характерны и для "фалсафы". Тем не менее "фалсафа" в ее отношении к религии коренным образом отличается от религиозной философии. Ее содержание определяется, прежде всего, светскими интересами философов, их связью с социально-политической, государственной жизнью, задачами функционирования государства как светского учреждения. Деятельность философов, как правило, сочеталась с их серьезными естественнонаучными занятиями.

Все они были в той или иной степени государственными деятелями, советниками визиров, юристами, врачами, астрономами, математиками, занимались механикой, химией, музыкой и т. д. Их занятия философией были продолжением этих занятий, лежали в этой же плоскости. И поэтому, в отличие от европейской средневековой философии, которая развивалась в лоне теологии и которую нередко называют "служанкой религии", арабская "фалсафа" никак не была таковой. Наоборот, она стремилась вывести мысль человека из-под власти религии и противостояла притязаниям последней на всевластие.

Найти свой взгляд на великое прошлое и интригующее настоящее культуры арабов и других создавших ее мусульманских народов можно только познакомившись с ней, с ее многообразием, с ее потенциями и изъянами, которые присущи любой культуре и в то же время преломляются в каждой из них по-своему, составляя тем самым ее своеобразие и определяя ее место в общемировой цивилизации. Изучение истории арабо-исламской политической мысли – один из путей к этому. А события последней трети XX в. начала XXI в., связанные с подъемом мусульманского мира и ростом так называемого исламского фактора во внутренней и внешней политики отдельных государств и даже целых регионов еще более актуализируют для исследователей проблему появления и развития ислама и средневековой политической мысли Арабского Востока.

Более того, изучение средневековой арабской политической мысли имеет большое значение, не только само по себе, но и в контексте осознания античной политической философии. Так, большинство сочинений античных авторов, таких как Платон, Аристотель и др., дошли до нас именно в переводах арабских авторов. Кроме того, ряд идей и открытий исламского Востока были весьма востребованы европейцами. Многие писатели европейского Возрождения широко пользовались художественными средствами, разработанными в арабской и иранской классической поэзии. А сам термин «гуманизм» («человечность») был известен и на фарси, художественно осмыслялся Саади еще до европейского Ренессанса.

Степень научной разработанности. Необходимо сказать, что отдельные проблемные вопросы, касающиеся воззрений арабо-исламских мыслителей средневековья относительно государства и власти подвергались анализу в диссертациях, монографиях, научных публикациях и учебной литературе. Следует отметить работы, в которых изучаются различные аспекты арабо-мусульманской мысли – Бациевой С.М., Игнатенко A.A., Касымжанова А.Х., Степанянц М.Т. , Хайруллаева М.М., Фроловой Е.А., Шаймухамбетовой Г.Б. и др.

Объект исследования – арабо-исламская мысль средневековья.

Предмет – государство и власть в социально-политических воззрениях арабо-исламских мыслителей средневековья.

Цель исследования – рассмотреть государство и власть в социально-политических воззрениях арабо-исламских мыслителей средневековья.

Поставленная в работе цель обусловила задачи:

- рассмотреть основные течения и мыслители арабо-исламской общественно-политической мысли средневековья;

- изучить политико-правовые особенности ислама как основы воззрений арабо-исламских мыслителей;

- рассмотреть государство в понимании арабских мыслителей средневековья;

- охарактеризовать воззрения арабских мыслителей средневековья о власти.

Теоретико-методологическая основа исследования в курсовой работе: явились труды ученых, учебная и специальная литература по рассматриваемой проблематике.

Методы исследования: а) метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы;

б) метод анализа специальной литературы;

в) метод системного анализа.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы и обобщения, полученные в ходе анализа теоретико-правовых основ сущности, характеристик, условий, определяющих особенности правоотношений и их видов, позволяют проводить дальнейшее исследование вопросов, связанных с вопросами классификации правоотношений.

Положения и выводы курсовой работы опираются на анализ научных трудов выдающихся ученых в области теории государства и права, учебно-правовой литературы и статей периодических изданий.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, приводится список литературы использованной при написании данной работы.

В первой главе рассматриваются основные аспекты арабо-исламской мысли средневековья.

Во второй главе рассматриваются суждения арабо-исламских мыслителей средневековья о власти и государстве.

Поворот, наметившийся в сфере реальной политики мусульманского Востока, сказался на сфере социальных отношений. Современники оценивали их в категориях деградации и утраты существовавших когда-то моральных ценностей. Осознание причин нравственного упадка, с одной стороны, и ностальгия по «золотому веку» арабской утонченности и просвещения – с другой, нашли свое отражение в социальной утопии Ибн Баджи (ок.1070-1138). Его метод основан не столько на положениях шариата, сколько на принципах этики древнегреческих философов и ал-Фараби, в которых, в частности, предусматривается возможность отказа от ценностей окружающего мира. Подобная ориентация, безусловно, была маргинальной с точки зрения нормативной политико-социальной теории. Вместе с тем, она основывалась на принципах, ориентированных не на эгоизм, а на торжество гуманистических идей, реализация которых в конкретных исторических условиях была невозможна.

Несмотря на тот факт, что сам Ибн Баджа обладал политическим опытом, трудно оценивать его идеи как политические. Политика занимала его в минимальной степени и рассматривалась только как продолжение этики. Политика может стать предметом философской рефлексии в случае, если она согласуется с этикой, но не наоборот. Руководствуясь данным принципом, Ибн Баджа довольно поверхностно воспроизводит учение о «добродетельном городе» и его устройстве в том виде, в каком оно было закреплено в предшествующей традиции. При этом он концентрирует внимание на проблеме индивидуального счастья. Ибн Баджа оценивает разум как критерий человечности. Он также полагал, что те люди, которые обладают им в полной мере, не только постигают сущность предметов окружающего мира, но и способны применять эти знания во всех сферах жизни, включая политическую.

Учитывая все вышеизложенное, кратко сформулируем выводы по проведенному в курсовой работе исследованию.

В арабо-исламской общественно-политической мысли средневековья ученые выделяют три рационалистических течения: умозрительный рационализм; прагматический («поучения владыкам»); реалистический.

Сам термин арабо-исламская политическая мысль в целом достаточно условен. Рассмотрение разных течений рационалистической общественно-политической мысли показывает, что в средние века многие арабо-исламские мыслители подходили к проблемам государства и власти с относительно научных позиций.

В рамках исламской политической мысли сформировалось два основных подхода к изучению политики и государства: нормативно-юридический подход, который развивался самостоятельно и не испытывал сколько-нибудь значительного внешнего влияния; этико-философский подход, который опирался на наследие, прежде всего, античной политической философии.

Спустя несколько столетий с момента возникновения ислам выработал целостную систему правовых норм, которая получила название фикха (мусульманского права). Не создав церкви, но создав теократическое государство, ислам в отличие от других религий стремился не к тому, чтобы освятить религиозным авторитетом и придать достоинство реально существующему обществу, но к тому, чтобы реализовать, воплотить в жизнь религиозное сообщество. Это означало слияние духовного и светского начал. В отличие от христианства, ислам развивался в условиях религиозно-политической слитности, так что его предводителями и авторитетами были сами политические и одновременно религиозные вожди – пророк, халифы, имамы, эмиры, представители власти на местах.

Таким образом, ориентированность арабо-исламских мыслителей на конкретные социальные, экономические, финансовые проблемы, их нацеленность на практические результаты способствовали тому, что в произведениях этого жанра получали развитие относительно научные представления о разных сторонах жизни общества.

1. Бартольд В.В. Ислам // В.В. Бартольд. Работы по истории ислама и Арабского Халифата. – М.: Восточная литература, 2002. – С.81.

2. Бартольд В. В. Культура мусульманства. – М., 2008.

3. Бартольд В.В. Халиф и Султан. – М., 2009. С.19-20.

4. Баутин А.А. Средневековая политическая мысль Арабского Востока. – М., 2007. С. 90.

5. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965.

6. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. М., 2008.

7. Журавлев И.В., Мельков С.А., Шершнев Л.И. Путь воинов Аллаха. Ислам и политика России. – М.: Вече, 2004. – С. 40.

8. Ибн Баджа. Книга о душе. – Дамаск. 2001. С. 29.

9. Игнатенко А.А. Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М., 2008. С. 133-168.

10. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и. Среднего Востока IX—XIV вв. Сост. С. Н. Григорян и А. В. Сагадеев. М., 1961. С. 67.

11. Ирхин Ю.В. Политология: Учебник / Ю.В. Ирхин. – М.: Экзамен, 2006. – С.158.

12. Ислам: Краткий справочник. – М.: Наука, 1983. – С.57.

13. Ислам. Религия, общество, государство. М.,2006.

14. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

15. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: ИКД Зеркало-М, 2009. – С.101.

16. Коран. Пер. И. Ю. Крачковского. М., 2008.

17. Крымский А. Е. История арабов и арабской культуры. Ч. 1-2. М., 2009.

18. Массэ А. Ислам. Изд. 3. М., 1981.

19. Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1973.

20. Очерки арабо-мусульманской культуры V XV вв. М., 1982. С. 75-215.

21. Панова В. Ф., Вахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммада. М., 1990.

22. Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М., 1991.

23. Попова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. / В.Ф. Попова, Ю.Б. Вахтин. – М.: Политиздат, 1980. – С.8-10.

24. Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе / Ф. Роузентал. – М.: Наука, 1978. – С.2.

25. Советский энциклопедический словарь. – М.: Политиздат, 1980. – С.603.

26. Уотт Монтгомери У. Влияние ислама на средневековую Европу / У. Уотт Монтгомери. – М.: Наука, 1976. – С.17.

27. Фильштинский К. М., Шидфар Б. Я. Очерк арабо-мусульманской культуры. М., 1971.

28. Фролова Е. А. Проблемы веры и знания в арабской философии. М.,2009. С. 11-29.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика