Курсовая работа

«Государство и власть в социально-политических воззрениях арабо-исламских мыслителей средневековья»

  • 42 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АРАБО-ИСЛАМСКОЙ МЫСЛИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ….6

1.1 Основные течения и мыслители арабо-исламской общественно-политической мысли средневековья….6

1.2 Политико-правовые особенности ислама как основы воззрений

арабо-исламских мыслителей….9

2. СУЖДЕНИЯ АРАБО-ИСЛАМСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ О ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕ …14

2.1 Государство в понимании арабских мыслителей средневековья….14

2.2. Воззрения арабских мыслителей средневековья о власти….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….42

Введение

Рассматриваемая тема является актуальной. Фундаментальной идейной базой, на которой возникли социально-политические воззрениях арабо-исламских мыслителей средневековья, был ислам. Он был духовным ядром, вокруг которого и с помощью которого складывалась новая социальная общность. Но в качестве такового ислам ставил перед обращенными в эту веру новые для них вопросы, предлагал новые основания для осмысления мира и жизни.

Безусловно, вся арабская политическая мысль средних веков была так или иначе связана с исламом. То, что с ним была связана религиозная философия, само собой понятно. Но и светская философия, "фалсафа", в какой-то степени зависела от религиозной мысли. И не только в силу того, что она существовала внутри исламской культуры и должна была считаться с ее доминирующим положением, находясь в ней в соприкосновении или конфронтации, но и в силу того, что общие мыслительные структуры, которые принес ислам, были характерны и для "фалсафы". Тем не менее "фалсафа" в ее отношении к религии коренным образом отличается от религиозной философии. Ее содержание определяется, прежде всего, светскими интересами философов, их связью с социально-политической, государственной жизнью, задачами функционирования государства как светского учреждения. Деятельность философов, как правило, сочеталась с их серьезными естественнонаучными занятиями.

Все они были в той или иной степени государственными деятелями, советниками визиров, юристами, врачами, астрономами, математиками, занимались механикой, химией, музыкой и т. д. Их занятия философией были продолжением этих занятий, лежали в этой же плоскости. И поэтому, в отличие от европейской средневековой философии, которая развивалась в лоне теологии и которую нередко называют "служанкой религии", арабская "фалсафа" никак не была таковой. Наоборот, она стремилась вывести мысль человека из-под власти религии и противостояла притязаниям последней на всевластие.

Найти свой взгляд на великое прошлое и интригующее настоящее культуры арабов и других создавших ее мусульманских народов можно только познакомившись с ней, с ее многообразием, с ее потенциями и изъянами, которые присущи любой культуре и в то же время преломляются в каждой из них по-своему, составляя тем самым ее своеобразие и определяя ее место в общемировой цивилизации. Изучение истории арабо-исламской политической мысли – один из путей к этому. А события последней трети XX в. начала XXI в., связанные с подъемом мусульманского мира и ростом так называемого исламского фактора во внутренней и внешней политики отдельных государств и даже целых регионов еще более актуализируют для исследователей проблему появления и развития ислама и средневековой политической мысли Арабского Востока.

Более того, изучение средневековой арабской политической мысли имеет большое значение, не только само по себе, но и в контексте осознания античной политической философии. Так, большинство сочинений античных авторов, таких как Платон, Аристотель и др., дошли до нас именно в переводах арабских авторов. Кроме того, ряд идей и открытий исламского Востока были весьма востребованы европейцами. Многие писатели европейского Возрождения широко пользовались художественными средствами, разработанными в арабской и иранской классической поэзии. А сам термин «гуманизм» («человечность») был известен и на фарси, художественно осмыслялся Саади еще до европейского Ренессанса.

Степень научной разработанности. Необходимо сказать, что отдельные проблемные вопросы, касающиеся воззрений арабо-исламских мыслителей средневековья относительно государства и власти подвергались анализу в диссертациях, монографиях, научных публикациях и учебной литературе. Следует отметить работы, в которых изучаются различные аспекты арабо-мусульманской мысли – Бациевой С.М., Игнатенко A.A., Касымжанова А.Х., Степанянц М.Т. , Хайруллаева М.М., Фроловой Е.А., Шаймухамбетовой Г.Б. и др.

Объект исследования – арабо-исламская мысль средневековья.

Предмет – государство и власть в социально-политических воззрениях арабо-исламских мыслителей средневековья.

Цель исследования – рассмотреть государство и власть в социально-политических воззрениях арабо-исламских мыслителей средневековья.

Поставленная в работе цель обусловила задачи:

- рассмотреть основные течения и мыслители арабо-исламской общественно-политической мысли средневековья;

- изучить политико-правовые особенности ислама как основы воззрений арабо-исламских мыслителей;

- рассмотреть государство в понимании арабских мыслителей средневековья;

- охарактеризовать воззрения арабских мыслителей средневековья о власти.

Теоретико-методологическая основа исследования в курсовой работе: явились труды ученых, учебная и специальная литература по рассматриваемой проблематике.

Методы исследования: а) метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы;

б) метод анализа специальной литературы;

в) метод системного анализа.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы и обобщения, полученные в ходе анализа теоретико-правовых основ сущности, характеристик, условий, определяющих особенности правоотношений и их видов, позволяют проводить дальнейшее исследование вопросов, связанных с вопросами классификации правоотношений.

Положения и выводы курсовой работы опираются на анализ научных трудов выдающихся ученых в области теории государства и права, учебно-правовой литературы и статей периодических изданий.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, приводится список литературы использованной при написании данной работы.

В первой главе рассматриваются основные аспекты арабо-исламской мысли средневековья.

Во второй главе рассматриваются суждения арабо-исламских мыслителей средневековья о власти и государстве.

Фрагмент работы

Поворот, наметившийся в сфере реальной политики мусульманского Востока, сказался на сфере социальных отношений. Современники оценивали их в категориях деградации и утраты существовавших когда-то моральных ценностей. Осознание причин нравственного упадка, с одной стороны, и ностальгия по «золотому веку» арабской утонченности и просвещения – с другой, нашли свое отражение в социальной утопии Ибн Баджи (ок.1070-1138). Его метод основан не столько на положениях шариата, сколько на принципах этики древнегреческих философов и ал-Фараби, в которых, в частности, предусматривается возможность отказа от ценностей окружающего мира. Подобная ориентация, безусловно, была маргинальной с точки зрения нормативной политико-социальной теории. Вместе с тем, она основывалась на принципах, ориентированных не на эгоизм, а на торжество гуманистических идей, реализация которых в конкретных исторических условиях была невозможна.

Несмотря на тот факт, что сам Ибн Баджа обладал политическим опытом, трудно оценивать его идеи как политические. Политика занимала его в минимальной степени и рассматривалась только как продолжение этики. Политика может стать предметом философской рефлексии в случае, если она согласуется с этикой, но не наоборот. Руководствуясь данным принципом, Ибн Баджа довольно поверхностно воспроизводит учение о «добродетельном городе» и его устройстве в том виде, в каком оно было закреплено в предшествующей традиции. При этом он концентрирует внимание на проблеме индивидуального счастья. Ибн Баджа оценивает разум как критерий человечности. Он также полагал, что те люди, которые обладают им в полной мере, не только постигают сущность предметов окружающего мира, но и способны применять эти знания во всех сферах жизни, включая политическую.

Заключение

Учитывая все вышеизложенное, кратко сформулируем выводы по проведенному в курсовой работе исследованию.

В арабо-исламской общественно-политической мысли средневековья ученые выделяют три рационалистических течения: умозрительный рационализм; прагматический («поучения владыкам»); реалистический.

Сам термин арабо-исламская политическая мысль в целом достаточно условен. Рассмотрение разных течений рационалистической общественно-политической мысли показывает, что в средние века многие арабо-исламские мыслители подходили к проблемам государства и власти с относительно научных позиций.

В рамках исламской политической мысли сформировалось два основных подхода к изучению политики и государства: нормативно-юридический подход, который развивался самостоятельно и не испытывал сколько-нибудь значительного внешнего влияния; этико-философский подход, который опирался на наследие, прежде всего, античной политической философии.

Спустя несколько столетий с момента возникновения ислам выработал целостную систему правовых норм, которая получила название фикха (мусульманского права). Не создав церкви, но создав теократическое государство, ислам в отличие от других религий стремился не к тому, чтобы освятить религиозным авторитетом и придать достоинство реально существующему обществу, но к тому, чтобы реализовать, воплотить в жизнь религиозное сообщество. Это означало слияние духовного и светского начал. В отличие от христианства, ислам развивался в условиях религиозно-политической слитности, так что его предводителями и авторитетами были сами политические и одновременно религиозные вожди – пророк, халифы, имамы, эмиры, представители власти на местах.

Таким образом, ориентированность арабо-исламских мыслителей на конкретные социальные, экономические, финансовые проблемы, их нацеленность на практические результаты способствовали тому, что в произведениях этого жанра получали развитие относительно научные представления о разных сторонах жизни общества.

Список литературы

1. Бартольд В.В. Ислам // В.В. Бартольд. Работы по истории ислама и Арабского Халифата. – М.: Восточная литература, 2002. – С.81.

2. Бартольд В. В. Культура мусульманства. – М., 2008.

3. Бартольд В.В. Халиф и Султан. – М., 2009. С.19-20.

4. Баутин А.А. Средневековая политическая мысль Арабского Востока. – М., 2007. С. 90.

5. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965.

6. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. М., 2008.

7. Журавлев И.В., Мельков С.А., Шершнев Л.И. Путь воинов Аллаха. Ислам и политика России. – М.: Вече, 2004. – С. 40.

8. Ибн Баджа. Книга о душе. – Дамаск. 2001. С. 29.

9. Игнатенко А.А. Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М., 2008. С. 133-168.

10. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и. Среднего Востока IX—XIV вв. Сост. С. Н. Григорян и А. В. Сагадеев. М., 1961. С. 67.

11. Ирхин Ю.В. Политология: Учебник / Ю.В. Ирхин. – М.: Экзамен, 2006. – С.158.

12. Ислам: Краткий справочник. – М.: Наука, 1983. – С.57.

13. Ислам. Религия, общество, государство. М.,2006.

14. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

15. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: ИКД Зеркало-М, 2009. – С.101.

16. Коран. Пер. И. Ю. Крачковского. М., 2008.

17. Крымский А. Е. История арабов и арабской культуры. Ч. 1-2. М., 2009.

18. Массэ А. Ислам. Изд. 3. М., 1981.

19. Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1973.

20. Очерки арабо-мусульманской культуры V XV вв. М., 1982. С. 75-215.

21. Панова В. Ф., Вахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммада. М., 1990.

22. Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М., 1991.

23. Попова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. / В.Ф. Попова, Ю.Б. Вахтин. – М.: Политиздат, 1980. – С.8-10.

24. Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе / Ф. Роузентал. – М.: Наука, 1978. – С.2.

25. Советский энциклопедический словарь. – М.: Политиздат, 1980. – С.603.

26. Уотт Монтгомери У. Влияние ислама на средневековую Европу / У. Уотт Монтгомери. – М.: Наука, 1976. – С.17.

27. Фильштинский К. М., Шидфар Б. Я. Очерк арабо-мусульманской культуры. М., 1971.

28. Фролова Е. А. Проблемы веры и знания в арабской философии. М.,2009. С. 11-29.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика