Курс лекций

«Государственное регулирование экономики»

  • 57 страниц
Содержание

Введение .

Тема 1. Государственное регулирование экономики: сущность, цели, методы (1, 2, 3, 4, 5, 20, 24, 32, 41)* .

Тема 2. Государственное предпринимательство и государственная собственность как инструменты государственного регулирования (7, 39, 46, 47) .

Тема 3. Государственная поддержка конкурентной среды (9, 16, 23, 31, 40, 47) .

Тема 4. Государственная финансовая политика (3, 5, 6, 10, 28, 33, 34, 50) .

Тема 5. Денежно-кредитный механизм государственного регулирования экономики (3, 6, 13, 18) .

Тема 6. Государственное регулирование и пути реализации промышленной политики (3, 26, 30, 42, 45, 49) .

Тема 7. Государственная научно-техническая политика (3, 17, 23, 37, 42) .

Тема 8. Государственная региональная политика (3, 10, 19, 25, 27) .

Тема 9. Государственная социальная политика (3, 8, 12, 14, 15, 17, 22, 35, 38, 43, 44, 49) .

Тема 10. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (11, 21, 29, 36, 42, 49, 51) .

Введение

Учебный курс “Государственное регулирование экономики” является неотъемлемой частью экономической подготовки студентов специальности “Менеджмент”. Для вузов России это сравнительно новая дисциплина. Переход российской экономики от централизованно-управляемой, административно-командной, где государство всесильный монополист и всеоб-щий координатор, к рыночной обусловливает актуальность изучения курса.

Современный мир - это мир смешанных экономик, где государство функционирует в поло-жении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой - несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом. Роль государства тем самым не ограничивается выполнением функций “ночного сторожа”, а предполагает более широкое поле деятельности.

Исходя из этого, целями учебного курса являются обоснование принципиальной правомер-ности и необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйст-ва; изучение методов воздействия государства на экономику; характеристика инструментов го-сударственного регулирования. Следовательно, курс дает целостное представление о тех про-блемах, которые решает государство в экономике, базовых целях, основных понятиях. Это по-зволит, во-первых, будущим специалистам осмысливать реальные действия государства под углом зрения современной теории и соответственно принимать грамотные управленческие решения: во-вторых, осваивать специальную литературу.

Фрагмент работы

Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государст-венного регулирования.

Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических кон-цепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.

Представители меркантилизма - первой экономической школы - стояли за активное вмеша-тельство государства в экономику. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в за-конодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило по-литику в целях развития и защиты собственной промышленности.

Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую оче-редь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естест-венного права, основой которого является частная собственность.

Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предше-ственников, в частности меркантилистов - идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А.Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг “экономической свободы” и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь.

По мнению А.Смита, государство должно выполнять три обязанности:

- ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ;

- ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;

- создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами.

Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию. Логика неоклассистов подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмеша-тельства.

Заключение

Важным направлением деятельности государства в сфере внешнеэкономической политики является регулирование притока и вывоза капитала. Сейчас миграция капиталов превратилась в организованный, контролируемый и стимулируемый государством процесс. Иностранные част-ные и государственные инвестиции стали одним из факторов развития подавляющего большин-ства стран.

Регулирование притока иностранных инвестиций носит, как правило, двойственный харак-тер. С одной стороны, осуществляются меры по созданию в странах благоприятного инвестици-онного климата с помощью гарантий от национализации иностранной собственности, репатриа-ции капитала, в отношении прибылей, предоставление различных налоговых скидок и таможен-ных льгот и т.д. С другой стороны, государства проводят политику, направленную на соблюде-ние интересов принимающих стран, то есть собственных. С этой целью иностранные инвестиции ставятся под определенный контроль. Определяются отрасли экономики, доступные для иностранных инвесторов, и их максимальная доля в производстве отрасли. Устанавливается максимальная доля иностранного капитала в совместных предприятиях оговариваются участие национальных кадров в управлении данными предприятиями, условия в части использования компонентов национального производства. Ограничивается создание филиалов, репатриации капиталов и прибылей и другие. В Мексике, согласно закону об иностранных инвестициях, обя-зательным условием является участие национального капитала во всех предприятиях, создавае-мых иностранными инвесторами.

В других странах существуют запреты на участие иностранного капитала в ряде отраслей и сфер (оборонная промышленность, внешнеторговая деятельность и некоторые другие).

Список литературы

1. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. - М., 1978.

2. Лившиц А. Государство в рыночной экономике (краткий спецкурс) // Российский экономический журнал. - 1992. - №-12; 1993. - № 1.

3. Соколинский В., Исанова М. Экономическая политика (спецкурс) // Российский экономический журнал. - 1995. - №-12; 1996. - №1, 3.

4. Эрхард А. Благосостояние для всех. - М., 1991.

5. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. - М., 1995.

Дополнительная

6. Андреанов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Экономист. - 1996. - №5.

7. Ахмедуев А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. - 1994. - №8.

8. Балацкий Е. Государственное регулирование импорта рабочей силы // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №7.

9. Барабанов М. Промышленная политика России // Мировая экономика и международные отноше-ния. - 1994. - №11.

10. Богачева О. Бюджетная политика: проблемы России и зарубежный опыт // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №4.

11. Блинов Н., Кокарев М., Крашенников В. Об обеспечении экономической безопасности России // Экономист. - 1996. - №4.

12. Бурак П. Региональные программы социального развития в условиях формирования рынка // Российский экономический журнал. - 1996. - №3.

13. Василишен Э. Регулирование банковской ликвидности посредством экономических нормативов // Российский экономический журнал. - 1995. - №8.

14. Вишневская Н. Программы общественных работ // Мировая экономика и международные отно-шения. - 1994. - №4.

15. Волков А. Масштабы и кредиты социальной политики Северных стран // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №11.

16. Волков А. Государственное регулирование ценообразования в Швеции // Экономист. - 1995. - №8.

17. Волобуев В. Федеральный бюджет США: структура и приоритеты // Мировая экономика и меж-дународные отношения. - 1994. - №10.

18. Грядовая О. Кредитные риски и банковское кредитование // Российский экономический журнал. - 1995. - №5.

19. Гусева К., Федотова А. Механизм взаимодействия Федерации и ее субъектов при реализации инвестиционно-кредитной политики // Экономист. - 1995. - №9.

20. Диманис М. ХДС и СДПГ: два концептуальных подхода к государству // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №7.

21. Зотеев Г. Внешнеэкономические связи России // Экономист. - 1996. - №5.

22. Зубкова А. Становление социального партнерства // Российский экономический журнал. - 1995. - №10.

23. Иванова К. Малый инновационный бизнес в странах развитой рыночной экономики // Россий-ский экономический журнал. - 1995. - №12.

24. Ионов М. Роль государства в экономике // Экономист. - 1995. - №8.

25. Коровин В. Европейская интеграция и региональная политика // Мировая экономика и между-народные отношения. - 1994. - №4.

26. Кузин Д. Промышленная политика развитых стран: цели, инструменты, оценки // Вопросы эко-номики. - 1993. - №9.

27. Лексин В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Региональная политика России: концепции проблемы, решения // Российский экономический журнал. - 1993. - №9; 1994. - №7-8.

28. Логвина А. Вопросы налогового законодательства // Экономист. - 1996. - №2.

29. Максимова М. Внешнеэкономические приоритеты России // Экономист. - 1995. - №9.

30. Мухетдинова Н. К оценке новой правительственной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций // Российский экономический журнал. - 1995. - №10.

31. Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Государство и проблема монополии // Мировая экономи-ка и международные отношения. - 1994. - №7.

32. Ноув А. Государство и рынок в ХХ веке: о книге В. Мау ”Реформы и догмы (1914 - 1929)” // Во-просы экономики. - 1994. - №5.

33. Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга // Экономист. - 1996. - №4.

34. Пеньков Б. Оптимизация налоговой системы // Экономист. - 1996. - №5.

35. Плакся. Финансирование системы социальной защиты от безработицы // Российский экономи-ческий журнал. - 1995. - №11.

36. Романова З. Объединенный рынок США, Канады и Мексики // Экономист. - 1995. - №12.

37. Симановский С. “Утечка мозгов” и технологическая безопасность России // Российский эконо-мический журнал. - 1996. - №3.

38. Социальные проблемы современной России // Вопросы экономики. - 1995. - №9.

39. Таран В. Сочетание эффективности и социальной справедливости в экономике // Экономист. - 1996. - №4.

40. Улыбышева Е. Антимонопольное регулирование в ЕС // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №2.

41. Ходов А. Экономические интересы и государственное регулирование экономики: прямая и об-ратная связь // Российский экономический журнал. - 1995. - №1.

42. Шишков Ю. Тернистый путь России в мировую экономику // Российский экономический жур-нал. - 1996. - №1.

43. Шмелев Н. Экономика и общество // Вопросы экономики. - 1996. - №1.

44. Яковлев Р., Мамонтова Т. Политика доходов и социальная защита населения // Российский эко-номический журнал. - 1995. - №10.

45. Яковец Ю. Стратегия инвестирования // Экономист. - 1995. - №9.

Справочная

46. Гражданский кодекс Российской Федерации. - Спб., 1995.

47. Гражданское и торговое право капиталистических государств // Под ред. Е.А.Васильева. - М., 1993.

48. Доходы, уровень жизни // Экономист. - 1996. - №5.

49. Программа правительства Российской Федерации. “Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах” // Вопросы экономики. - 1995. - №4.

50. Россия и зарубежные страны: Сравнение по основным показателям (дефицит государственного бюджета и кредит денежных властей центральному правительству) // Вопросы экономики. - 1996. - №1.

51. Россия и зарубежные страны: сравнение по основным показателям (экспортная и импортная квоты) // Вопросы экономики. - 1996. - №4.

Примечания

Защищено на отлично!

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика