Курс лекций
«Политическая теория политические технологии»
- 255 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ 4
ГЛАВА 1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 4
1. Процесс формирования политической науки 4
Структура политического знания. 4
Общее и особенное в развитии научно-теоретического знания 5
Функции политической науки 6
Этапы развития научно-теоретического знания 7
2. Особенности и структура политической науки 9
Особенности политической науки 9
Проблема предмета политической науки 10
Статус политической науки 11
3. Методы политических исследований 14
Сущность и основные этапы эволюции методов изучения политики 14
Противоречивость методов изучения политики 15
Бихевиоризм 16
Основные современные методы изучения политики 17
Особенности современного этапа исследования политики 18
Роль традиций в изучении политики 20
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ 21
1. Теологическая парадигма 21
Природа парадигмального мышления 21
Теологическая парадигма 23
2. Натуралистическая парадигма 24
Сущность натуралистического подхода к политике 24
Географическая парадигма 24
Биополитическая парадигма 26
Психологизаторская парадигма 28
3. Социоцентристская парадигма 29
Сущность социоцентристской парадигмы 29
Теория К. Шмитта 30
Культурологическая парадигма 31
Рационально-критические подходы 32
Парадигма конфликта 33
Парадигма консенсуса 33
РАЗДЕЛ II. ПОЛИТИКА И ЕЕ СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА 35
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ 35
1. Происхождение политики 35
Причины возникновения политики 35
Политика как социальная сфера 37
Функции политики 38
Структура политики 39
Уровни организации политики 40
2. Свойства политики 41
Структура политических свойств 41
Свойство проникновения 42
Пространственные свойства политики 44
Темпоральные свойства политики 45
Морфологические свойства политики 46
3. Взаимоотношения политики с другими сферами общества 47
Характер политики с другими сферами общественной жизни 47
Политика и экономика 49
Политика и право 50
Политика и мораль 52
Возможна ли нравственная политика? 54
ГЛАВА 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ 56
1. Природа и сущность политической власти 56
Власть и ее исторические формы 56
Сущность политической власти 59
Процесс властвования 61
2. Свойства политической власти 63
Универсальные черты политической власти 63
Специфические черты политической власти 64
Явные и теневые формы политической власти 66
3. Легитимность политической власти 67
Понятие легитимности политической власти 67
Источники легитимности 67
Типы легитимности 68
Кризисы легитимности и способы их урегулирования 70
РАЗДЕЛ III. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 71
ГЛАВА 5. ИНДИВИД КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ 71
1. Человек и власть 71
Понятие и структура основных субъектов политики 71
Особенности индивида как субъекта политики 72
Исторические модели взаимоотношений власти и человека 73
2. Права человека 75
Понятие прав человека 75
Основные теоретические трактовки прав человека 77
Типология прав человека 78
Основные нарушения прав человека 80
3. Политическое участие 81
Понятие политического участия 81
Основные подходы к трактовке политического участия 82
Факторы политического участия 84
Формы и типы политического участия 85
Политический протест 86
ГЛАВА 6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ И ЛИДЕРЫ 87
1. Формирование и развитие элитистских подходов 87
Формирование элитистских представлений 87
Учения В. Парето и Г. Моски 88
Современные элитистские теории 90
2. Сущность, структура и функции политической элиты 91
Место и роль элит в политическом процессе 91
Основные функции политической элиты 92
Структура политической элиты 93
Способы определения состава правящей политической элиты 95
Государственная бюрократия как составная часть политической элиты 96
3. Политическое лидерство 97
Основные трактовки политического лидерства 97
Сущность политического лидерства как института власти 98
Функции политического лидерства 100
Типология политического лидерства 101
Способы рекрутирования политических лидеров и элит 101
ГЛАВА 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ КАК СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ 103
1. Система социального представительства 103
Понятие системы 103
Социальная стратификация: сущность и отличительные особенности. 104
Социальная мобильность и декомпозиция 106
2. Самоорганизация группы как политического субъекта 108
Процесс артикуляции групповых интересов 108
Процесс агрегирования групповых интересов 110
Формирование представительных структур 111
3. Динамика социальной структуры в современном мире 111
Социальные источники политических изменений в стабильных и переходных обществах 112
Роль среднего класса в индустриально развитых странах 113
Социальные факторы политических изменений в переходных обществах 114
Особенности социальной стратификации в современном российском обществе 115
ГЛАВА 8 НАЦИЯ КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ 116
1. Нации в политическом измерении 116
Основные подходы в трактовке наций 117
Конструктивистское понимание нации 118
Примордиалистские трактовки нации 118
2. Национализм 121
Сущность национализма 121
Место национализма в политике 122
Типы национальных конфликтов 123
Структура национализма 125
Понятие национальных интересов 126
Принцип национального самоопределения 127
3. Национальные движения в современном мире 128
Типы национализма 128
Национализм и демократия 129
РАЗДЕЛ IV ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ 131
ГЛАВА 9 ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 131
1. Природа и сущность государства 131
Понятие и теории происхождения государства 131
Причины возникновения государства 133
Основные признаки государства 134
2. Внутреннее устройство государств 135
Формы территориального устройства государств 135
Формы государственного правления 138
3. Типы современных государств 139
Правовое государство 139
Разделение властей в правовом государстве 141
Социальное государство 142
Тенденции и проблемы развития государства 143
ГЛАВА 10. ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ И ПАРТИИ 144
1. Группы интересов 144
Понятие групп интересов 144
Типология групп интересов 145
Место и роль групп давления в политическом процессе 147
2. Политические партии 149
Понятие политической партии 149
Функции политических партий 150
Основные этапы партогенеза 151
2. Типы партий и партийных систем 154
Типология партий 154
Сущность и разновидности партийных систем 156
РАЗДЕЛ V. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ПРОЦЕССЫ 158
ГЛАВА 11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 158
1. Принципы системного описания политики 158
Зарождение и развитие системного анализа политики 158
Основные теории политических систем 160
Постсистемные трактовки политики 162
Сущность, структура и функции политической системы 163
2. Политический режим 165
Сущность и особенности политического режима 165
Понятие политической стабильности 166
Политическая оппозиция 167
3. Типология политических систем 169
Основные типологии политических систем 169
Интеграционная типологизация политических систем 171
ГЛАВА 12. АВТОРИТАРНАЯ И ТОТАЛИТАРНАЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 172
1. Авторитарная политическая система 172
Сущность и особенности авторитарной политической системы 172
Структурные особенности авторитаризма 174
Разновидности авторитаризма 175
2. Тоталитарная политическая система 176
Формирование теории тоталитаризма 176
Предпосылки возникновения, сущность и отличительные свойства тоталитаризма 177
Особенности тоталитарных идеологий 179
Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма 181
Тоталитаризм и современность 183
ГЛАВА 13. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ТИПА 184
1. Основные теории демократии 184
Основные трактовки демократии 184
Современные теории демократии 186
2. Особенности демократической политической системы 189
Сущность политической системы демократического типа 189
Универсальные свойства демократии 190
Гражданское общество 192
3. Формирование и развитие демократических политических систем 194
Внутренние противоречия и угрозы демократии 196
ГЛАВА 14. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 199
1. Сущность и типы политических процессов 199
Понятие политического процесса 199
Типы политических изменений 200
Особенности политических процессов 200
Типология политических процессов 201
Особенности политического развития 203
2. Политическая модернизация 205
Начальный этап развития теории политической модернизации 205
Второй этап развития теории политической модернизации 206
Основные этапы преобразований на пути к «современности» 208
3. Особенности перехода к демократии в современных условиях 210
Основные тенденции развития «современных» государств 210
Особенности модернизации современного российского общества 212
ГЛАВА 15. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 214
1. Международная политика 214
Особенности международных политических процессов 214
Теоретический спор реалистов и идеалистов о понимании мировой политики 217
Теоретические дискуссии о мировой политике второй половины XX в. 218
2. Геополитика 220
Возникновение и сущность геополитики 220
Классические геополитические теории 221
Геополитические идеи середины-конца XX в. 222
3. Современные тенденции развития мировой политики 224
Новейшие тенденции развития мировой политики 224
Особенности современной внешнеполитической стратегии России 226
РАЗДЕЛ VI НЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ 227
ГЛАВА 16 ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ 227
1. Политическое сознание 227
Понятие политического сознания 227
Структура и функции политического сознания 229
2. Сущность и функции политической идеологии 229
Понятие политической идеологии 229
Уровни политической идеологии 232
3. Основные идеологические течения в современном мире 233
Либерализм и неолиберализм 233
Консерватизм и неоконсерватизм 235
Коммунистическая и социалистическая идеология 238
Социал-демократия 239
Фашизм 239
Идеологический дискурс 241
ГЛАВА 17 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 242
1. Сущность и особенности политической психологии 242
Понятие и значение политической психологии 243
Роль политической психологии в политическом процессе 245
Особенности политической психологии 247
Феномен толпы 249
2. Структура и функции политической психологии 250
Структура политической психологии 250
Устойчивые элементы политической психологии 251
Политические настроения 252
3. Политическое поведение 254
Сущность политического поведения 254
Типы политического поведения 255
ГЛАВА 18 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 256
1. Понятие политической культуры 256
Сущность и понятие политической культуры 256
Функции политической культуры 259
Структура политической культуры 260
2. Типы политической культуры 261
Критерии типологизации политической культуры 262
Особенности политических культур западного и восточного типов 263
Особенности современной российской политической культуры 265
3. Политическая социализация 267
Сущность политической социализации 267
Основные способы и механизмы политической социализации 267
Этапы политической социализации 269
ГЛАВА 19 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ 270
1. Сущность и особенности коммуникативных процессов в политической сфере 271
Сущность коммуникации как политического процесса 271
Теоретические трактовки информационно-коммуникативных процессов 272
Структура политической коммуникации 273
2. Массовые политические коммуникации 275
Сущность и особенности массовых политических коммуникаций 275
СМИ в системе массовой коммуникации 277
Структура СМИ и проблемы их функционирования 279
3. Общественное мнение 281
Понятие общественного 281
Отличительные черты, структура и функции общественного мнения 282
Формирование общественного мнения 284
РАЗДЕЛ VII ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 285
ГЛАВА 20 РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 285
1. Сущность и отличительные особенности политических технологий 285
Понятие политических технологий 285
Структура политических технологий 288
Процедурные и технические компоненты политических технологий 290
2. Типы политических технологий 291
Разнообразие политических технологий 291
Нормативные и девиантные технологии 292
3. Формирование политических технологий 293
Субъективный способ формирования технологий 293
Аналитический способ формирования технологий 294
ГЛАВА 21 ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 295
1. Сущность и особенности политического анализа 295
Место и роль политического анализа в исследовании политики 295
Особенности политического анализа 297
Структура политического анализа 300
Процесс политического анализа 301
2. Методы политического анализа 303
Структура и отличительные черты общих методов политического анализа 303
Частные методы политического анализа 307
3. Политическое консультирование 311
Причины возникновения и задачи политического консультирования 311
Основные формы и типы политического консультирования 312
Критерии эффективности процесса политического консультирования 314
4. Стадии и способы консультирования 316
Подготовительная и начальная стадии политического консультирования 316
Завершающие этапы консультирования 317
ГЛАВА 22 ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ 318
1. Структура и содержание конфликтов 318
Структура и основные формы политических конфликтов 318
Источники политических конфликтов 320
Типология политических конфликтов 322
2. Технологии контроля и управления политическими конфликтами 323
Сущность управления и контроля за конфликтами 323
Основные стратегии управления конфликтами 324
3. Этапы урегулирования и разрешения конфликтов 325
Критерии этапизации процесса управления конфликтами 325
Пошаговая этапизация конфликта 326
Техники переговорного процесса 330
ГЛАВА 23 ПРИНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 332
1. Принятие решений в сфере государственного управления 332
Понятие и основные подходы к принятию решений 332
Особенности сферы государственного управления 333
Особенности государства как субъекта принятия решений 335
2. Технологии формирования государственной политики 338
Политическое прогнозирование 338
Планирование и программирование 339
Технологии управления рисками 340
Кризисные технологии 342
3. Этапы принятия решений 344
Подготовительный этап принятия решений 344
Этап постановки целей 346
Этап реализации целей 348
ГЛАВА 24 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 349
1. Информационные технологии в принятии решений 349
Факторы формирования информационных технологий 349
Информационные технологии выработки и принятия решений 350
Технологии функционального преобразования информации и принятия решений 352
Особенности технологий на информационном рынке 354
Стратегии поведения государства на информационном рынке 355
2. Технологии агитационно-пропагандистского и маркетингового типа 356
Информационные технологии агитационно-пропагандистского типа 356
Технологии паблик рилейшнз (ПР) 357
Информационные технологии создания имиджа 359
Политическая реклама 361
3. Компьютерные технологии на информационном политическом рынке 364
Информационная революция и политика 364
Интернет как средство коммуникации 365
Содержание и технологии Интернета 367
ГЛАВА 25 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 367
1. Избирательный процесс и избирательная кампания 367
Избирательные системы 367
Избирательный процесс и избирательная кампания 369
Избирательные технологии 370
2. Структурные звенья избирательной кампании 371
Анализ предвыборной ситуаци 371
Стратегия избирательной кампании 372
Адресные группы 374
Имидж кандидата 375
3. Тактика избирательной кампании 377
Тактические технологии в избирательных кампаниях 377
Конкурентная борьба в избирательном процессе 379
СЛОВАРЬ 381
CОДЕРЖАНИЕ 384
С незапамятных времен политика была и остается важнейшим источником и механизмом организации совместной жизни людей, мощным орудием целенаправленных преобразований как в отдельных странах, так и жизни человеческого сообщества в целом. Вместе с тем она и поныне является едва ли не самым таинственным и многоликим явлением, многие парадоксы и противоречия которого человек так и не смог расколдовать за многие тысячелетия своей истории.
Еще древнегреческие мыслители говорили об «обреченности» человека жить в политическом пространстве. В справедливости этих мыслей приходится убеждаться и сегодня, поскольку в современном мире ни один из живущих на земле людей не может прямо или косвенно не вклю-чаться в сложные и противоречивые процессы перераспределения общественных ресурсов или изменения социального положения различных слоев населения, совершаемые государственной властью. Но, по-своему регулируя социальные процессы, политика демонстрирует обществу не только свой гуманизм, облик власти, заботящейся о своих гражданах и судьбах отечества. Нередко она предстает и как весьма жесткий механизм борения и конкуренции людей за жизненные ресурсы, не брезгующий при этом ни принуждением, ни насилием.
Люди всегда пытались рассекретить историческое движение политики, разобраться в ее хитросплетениях и противоречиях, изучить законы ее развития и на этой основе понять собственные возможности управления этой социальной материей. Пройдя долгий путь развития, наука накопила множество бесценных наблюдений, открыла важнейшие зависимости в сфере формирования государственной власти. Этот корпус научных знаний, бесценный опыт человечества, запечатленный в учениях и доктринах, не раз становился основой множества социальных и полити-ческих преобразований.
Современная политическая наука – вечно развивающееся знание, процесс бесконечного обновления и уточнения тех представлений, которые человек обрел, изучая мир власти. Здесь нет заскорузлых истин, справедливых для всех времен и народов, сконструированных раз и навсегда, отныне и до веку. Политология – это сложный и подвижный корпус представлений, где накопленный опыт переплетается с поисковым и опережающим знанием, выводами экспериментального характера. В ней постоянно сосуществуют множественные подходы, с разных сторон описывающие политическую динамику. Пытаясь глубже высветить ее закономерности, наука постоянно обновляет теоретические образы власти, способы объяснения поведения людей в сфере распределения государственных ресурсов и полномочий. От описания жизни царей, правителей, героев и иных лиц, многие века находившихся на авансцене политической жизни, политическая мысль постепенно сосредоточилась на изучении поведения групповых субъектов, норм и институтов власти, своеобразии политических культур, психологических настроений и поведения людей. Благодаря усложнению своего научного инструментария, эта отрасль научного знания стала столь же сложной и одновременно такой же подвижной, как и сама политика.
Термин «политика» возник еще в Древней Греции (от греч. polis – город) и первоначально означал различные формы государственного правления. Так, название одного из первых произведений, посвященных изучению политики, трактат Аристотеля «La politika» дословно так и переводится: «То, что относится к государству». Впоследствии за политикой закрепилось множество смыслов: сфера, линия поведения и действий, способ урегулирования, характер человеческих отношений и т.д. По мере накопления представлений о свойствах и сущности политики, полученных с помощью разных областей знания, по мере составления ее многочисленных типологизаций, классификаций и оценок, подготавливалась почва для того «информационного шока», который не только разнообразит понимание политической действительности, но и нередко блокирует саму возможность выделить в ней нечто главное.
В то же время во всей совокупности научных представлений о политике существуют и такие теоретические конструкции, которые концептуализируют всю гамму идей, оценок, чувств, представлений. Эти основополагающие по своему характеру представления о природе и сущности политики выступают своеобразным теоретическим фундаментом, на котором выстраивается вся совокупность наблюдений и выводов о разнообразных, описываемых на протяжении веков, формах государственного устройства, отношений между элитарными и неэлитарными слоями общества, деятельности структур институтов власти и т.д. Выражая те или иные принципы понимания политики, эти основополагающие воззрения задают направленность исследованию данной области действительности, служат критерием выбора методов ее исследования и отбора фактов, выступают основанием для соответствующих обобщений и классификаций политических явлений.
Для того чтобы подчеркнуть специфику такого рода теоретических построений в общественной науке в целом, в 20-х гг. XX столетия американский историк науки Т. Кун ввел в научный оборот понятие «парадигма». В целом он дал более двадцати определений этого понятия, связывая их с этапами развития научного знания и определения статуса науки. Однако в наиболее общем смысле он трактовал парадигму как своеобразную логическую модель постановки и решения познавательной проблемы. Правда, при таком подходе парадигмальным характером могли обладать любые целенаправленные исследования, в том числе и посвященные изучению отдельных сторон и компонентов политической жизни (например, поведения элит, деятельности партийных и государственных институтов и т.д.).
Борьба с конкурентами продумывается и планируется не менее тщательно, чем позитивная реклама собственной программы. Например, один из избирательных штабов в ходе президентских выборов в России намечал провести следующие мероприятия: после обнародования кандидатом своей предвыборной программы дать специальный блок статей о том, что программа вызвала недовольство в партийном руководстве и региональных отделениях партии; продолжить серию статей, в которых предполагалось рассказать о том, что в этой партии нет единства и идет постоянная борьба; продолжить в СМИ тему о том, что данная партия играет деструктивную роль в нынешней Государственной Думе; провести тщательный анализ списка доверенных лиц кандидата и подготовить материалы по выявленным нарушениям ими закона или норм морали; обеспечить ближе к выборам публичный отказ одного-двух доверенных лиц от представления интересов кандидата в связи с тем, что он «неконструктивен и обманывает общество».
Обычным делом в практике предвыборной борьбы является выброс в средства массовой информации материалов, компрометирующих соперника. Такие материалы готовятся заранее: изучается биография конкурента, выявляются его сомнительные связи и неблаговидные поступки, его слабости и недостатки. В избирательной кампании бывает важно точно рассчитать время выброса компромата: если это сделать рано, то люди под влиянием новой информации просто забудут о нем, а если ближе ко дню выборов, то можно не успеть «раскрутить» его в средствах массовой информации. Если не удается собрать компрометирующие материалы, в антирекламе могут обыгрываться любые особенности поведения кандидата. Его могут показывать по телевидению то запинающимся, то заикающимся, комментаторы могут акцентировать внимание зрителей на его возрасте, состоянии здоровья, манере поведения и т.д.
К сожалению, в борьбе с соперниками нередко применяются так называемые «грязные технологии». В этом случае речь уже идет не о сборе компрометирующих материалов, имевших место на самом деле, а о сознательной подтасовке или искажении фактов. К «грязным технологиям» также относятся: подкуп избирателей; выставление в изби-рательном округе однофамильцев кандидатов-соперников с целью дезориентации избирателей; распространение листовок от имени конкурирующего избирательного объединения в день, когда агитация запрещена законом; распространение анонимной антирекламы, порочащей честь и достоинство конкурентов, и т.д.
Конкуренция в избирательном процессе делает неизбежной агитацию «за» и «против» любого кандидата. Законодательство в демократических странах не запрещает контррекламу, но определяет ту грань, через которую не может переходить ни один кандидат и его команда в их борьбе с соперниками. Эта борьба не может основываться на ложных фактах, на сознательных провокациях, на нарушении закона. Только при таких условиях конкурентная борьба может выполнить свою главную задачу – помочь выдвинуться тем, кто не запятнал себя грязными делами, кто не замешен в различных авантюрах, кто завоевал симпатии большинства избирателей.
Итак, избирательные технологии – это способы организации и проведения избирательной кампании, включающие разнообразные направления действий кандидата и его команды, ориентированных на достижение определенных политических целей. Эффективность этих действий зависит, во-первых, от того, насколько глубоко инициаторы избирательной кампании смогли проанализировать ситуацию в избирательном округе и выстроить адекватную этой ситуации стратегию избирательной кампании, и, во-вторых, от того, насколько творчески они подошли к ее проведению, смогли ли предложить массам нечто оригинальное и одновременно отвечающее их интересам и чаяниям.
Защищено на отлично!
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Технологии социальной работы в образовании
Контрольная работа:
Развитие политической мысли. Политические конфликты и их разрешение.
Реферат:
Общие и частные налоговые теории
Реферат:
Политическая доктрина Блаженного Августина
Реферат:
Политическая и правовая мысль Древнего Китая. Даосизм и конфуцианство