Курс лекций
«Хрестоматия по культурологии»
- 255 страниц
Предисловие
Раздел первый
СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
тема 1
Культура как предмет культурологии
Э. Дюркгейм
тема 2
Основные школы и концепции культурологии
И.Г. Гердер
Г.В.Ф. Гегель
А. Шопенгауэр
Ф. Ницше
О. Шпенглер
Н.А. Бердяев
Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда
З. Фрейд
Культура и коллективное бессознательное: концепция К.Г. Юнга
К.Г. Юнг
Й. Хейзинга
К. Леви-Строс
Ж. Деррида
тема 3
Культура как система
Н.П. Огарев
Р. Белла
М.М. Бахтин
С. Норман
К.Д. Кавелин
тема 4
Взаимоотношения
идеологической и
гуманистической
тенденции в художественной культуре
Н.Г. Чернышевский
Ж.П. Сартр
К. Маркс
Ф. Энгельс
В.С. Соловьев
С.Н. Булгаков
М.М. Бахтин
М. Хайдеггер
Раздел второй
РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
тема 5
Миф как форма культуры
А.Ф. Лосев
С.А. Токарев
А.А. Потебня
М. Мид
Д.Д. Фрэзер
Э. Кассирер
А. Белый
тема 6
Культура Древнего Востока
Бхагавадгита
Махабхарата
Рамаяна
Типитака
Нирвана
Лао-Цзы
Конфуций
тема 7
История античной культуры
Платон
Аристотель
Гораций
тема 8
Христианство как духовный стержень
европейской культуры
Библия
М. Вебер
тема 9
Культура Западной Европы
в средние века
Августин
Ценность как основополагающий принцип культуры
П.А. Сорокин
Р. Генон
Ле Гофф Ж.
тема 10
Культура западноевропейского Возрождения
Гуманизм ценностная основа культуры Возрождения
Л. Валла
Д. Пико Дела Мирандола
Д. Бруно
М. Монтень
тема 11
Реформация
и ее культурно-историческое значение
М. Вебер
тема 12
Культура эпохи Просвещения
Н. Буало
тема 13
Кризис культуры ХХ века и пути его преодоления
Н.А. Бердяев
тема 14
Художественная культура ХХ века:
модернизм и постмодернизм
Технический манифест футуристической литературы
Первый манифест футуризма Ф.Т. Маринетти
Манифест сюрреализма 1924 год. Андре Бретон
Манифест дадаизма
Хаусман и другие
Манифест сюрреализма. Иван Голль
Ю. Хабермас
Ж.-Ф. Лиотар
Раздел третий
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ
тема 15
Становление и развитие культуры России
С.М. Соловьев
П.Н. Милюков
Л. Шестов
Г.П. Федотов
В.И. Иванов
Д.С. Лихачев
В.В. Вейдле
Д.С. Лихачев
Н.А. Бердяев
И.А. Ильин
М. Горький
В.И. Ленин
тема 16
"Серебряный век" русской культуры
В.Я. Брюсов
В.И. Иванов
тема 17
Советский период развития культуры России
А.А. Жданов
А.Д. Сахаров
Коротко об авторах
Система современного образования ориентирована на актуализацию всех творческих способностей студентов: гармоническое развитие их интеллектуальных, профессиональных, нравственных и эстетических качеств. Значительную роль в решении этой задачи призвано сыграть изучение цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Ключевая роль в гуманитарной подготовке специалистов принадлежит культурологии. В соответствии с общеобразовательным стандартом "Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в ходе изучения культурологии студент должен научиться понимать и уметь объяснить явления культуры, их роль в человеческой жизнедеятельности, различать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы, знать историю мировой и отечественной культуры, заботиться о сохранении и приумножении национального и мирового культурного наследия.
Определенную помощь в освоении этих проблем способны оказать учебники и учебные пособия по культурологии. Однако глубокое постижение явлений культуры возможно только в результате ознакомления с первоисточниками трудами мыслителей разных эпох, а также литературными памятниками мировой культуры. Познакомить читателя с основными трудами в области культурологии, дать почувствовать своеобразие культурологической мысли, ее особенности и многообразные формы одна из главных целей предлагаемого учебного пособия.
Решению этих задач и был подчинен отбор материала для книги. Составители стремились, чтобы представленный в данном издании материал представлял культурологический процесс целостно и всесторонне. Подбор фрагментов был нацелен на то, чтобы они адекватно выражали взгляды соответствующих мыслителей и при этом были доступны для понимания широкой читательской аудитории. Структура учебного пособия соответствует программе курса "Культурология".
На первый взгляд нет ничего, по-видимому, легче, чем определить роль разделения труда. Разве действие его не известно всем и каждому? Поскольку оно увеличивает одновременно производительную силу и умение работника, оно составляет необходимое условие материального и интеллектуального развития общества, источник цивилизации. С другой стороны, так как цивилизации охотно приписывается абсолютная ценность, то даже не помышляют о том, чтобы искать другую функцию для разделения труда.
Что разделение труда действительно дает этот результат — этого невозможно и пытаться оспаривать. Но если бы оно не имело другого результата и не служило для чего-нибудь другого, то не было бы никакого основания приписывать ему моральный характер.
Действительно, услуги, оказываемые им таким образом, весьма далеки от моральной жизни или, по крайней мере, имеют к ней весьма косвенное и отдаленное отношение. Хотя теперь и принято отвечать на суровую критику Руссо дифирамбами обратного содержания, однако совсем не доказано, что цивилизация — нравственная вещь. Чтобы решить этот вопрос, нельзя обращаться к анализу понятий, которые неизбежно субъективны, но надо бы найти факт, пригодный для измерения уровня средней нравственности, и затем наблюдать, как он изменяется по мере прогресса цивилизации. К несчастью, у нас нет такой единицы измерения; зато у нас есть в отношении коллективной безнравственности. Действительно, среднее число самоубийств, преступлений всякого рода может служить для того, чтобы обозначить высоту безнравственности в данном обществе. Но если обратиться к опыту, то он мало говорит в пользу цивилизации, ибо число этих болезненных явлений, по-видимому, увеличивается по мере того, как прогрессирует наука, искусство и промышленность (См.: Alexander von Oettingen. Moralstatistik. Erlangen, 1882. параг. 37 etc.; Tarde. Criminalite comparee (P., F. Аlcan)/гл. II (О самоубийствах, см. ниже, кн. II, гл. 1, параг. II). Конечно, было бы несколько легкомысленно заключать отсюда, что цивилизация безнравственна, но можно, по
12
крайней мере, быть уверенным, что если она оказывает на моральную жизнь положительное, благотворное влияние, то это влияние довольно слабо.
Впрочем, если проанализировать тот плохо определяемый комплекс, который называют цивилизацией, то можно обнаружить, что элементы, из которых он состоит, лишены всякого морального характера.
Швейцарский психолог и философ, психиатр, основатель «аналитической психологии»— цюрихского направления психоанализа. Юнг считал, что бессознательное существует не только в психике индивида, но и в сознании коллектива («коллективное бессознательное», структурные элементы которого он назвал архетипами. Именно архетипы, по Юнгу, являются истоками общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений. В структуре индивидуальной психики Юнг выделял наряду с глубинным ядром и «тенью», «маску» persona, которая как бы отделяет личность от общества. Ввел понятие «комплекс». Целью психотерапии Юнг считал индивидуацию личности. Юнг оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию
Основные произведения (русск. перев.):
«Психоз и его содержание», «Психологические типы», «Архетип и символ», «Аналитическая психология».
Защищено на отлично!
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика