Доклад

«Культурология - лекции»

  • 185 страниц(ы)
  • 2545 просмотров
фото автора

Автор: oksielen

Тема 1. Предмет культурологии как науки

1.1. Предмет культурологии

1.2. Методы культурологии

1.3. Закономерности развития культуры

1.3.1. Общесоциологические законы культуры

1.3.2. Общеформационные закономерности

1.3.3. Конкретно-формационные закономерности развития культуры

1.3.4. Цивилизационные закономерности культуры

1.3.5. Закономерности отдельных сфер, форм, видов культуры

1.4. Возрастание роли культуры и культурологии

Тема 2. Развитие представлений о культуре в истории человеческой мысли

2.1. Зарождение представлений о культуре в Античности

2.2. Понимание культуры в период Средневековья

2.3. Осмысление культуры в Новое Время

Тема 3. Основные направления, школы и концепции в культурологии

3.1. Условия возникновения основных направлений, школ и концепций в культурологии

3.2. Просветительское направление в культурологии

3.3. Эволюционизм и его особенности

3.4. Цивилизационное направление в культурологии

3.5. Фрейдизм и его вклад в развитие культурологии

3.6. Структурно-функциональное направление в культурологических исследованиях

Тема 4. Типы культуры и их особенности

4.1. Специфика классификации типов культуры

4.2. Материал как основание классификации культур

4.3. Культура как отношение человека к природе и её типы

4.4. Цивилизация как тип культуры

4.5. Формационный тип культуры

4.6. Типы духовной культуры

4.7. Культурология о многообразии типов культур

Тема 5. Возникновение культуры и особенности её ранних форм

5.1. Проблема возникновения культуры и пути её решения

5.2. Антропогенез - процесс порождения человека

5.3. Социогенез

5.4. Культурогенез

5.5. "Неолитическая революция" и её культурные последствия

5.6. Характерные черты ранних форм культуры

Тема 6. Культура древних цивилизаций Востока

6.1. Культура и её понимание на Востоке

6.2. Формационное своеобразие культуры Востока

6.3. Модели культуры цивилизаций Древнего Востока

6.4. Специфика развития культуры Востока: от древности к современности

6.5. Особенности "восточной" культуры в её сопоставлении с "западной"

Тема 7. Культура цивилизации античной Греции

7.1. Основные этапы становления и развития культуры античной Греции

7.2. Характерные черты культуры античной цивилизации Греции

7.3. Достижения и ценности культуры цивилизации Античной Греции

Тема 8. Культура цивилизации Древнего Рима

8.1. Этапы становления и развития культуры античного Рима

8.2. Особенности культуры Древнего Рима

8.3. Достижения и ценности культуры цивилизации Древнего Рима

Тема 9. Культура средневековой цивилизации Европы

9.1. Условия возникновения и этапы развития культуры Средневековья

9.2. Характерные черты и особенности средневековой культуры

9.3. Достижения и ценности культуры Средневековья

9.3.1. Литература раннего Средневековья

Тема 10. Культура Возрождения

10.1. Условия становления и этапы развития культуры Возрождения

10.2. Характерные черты и особенности культуры Возрождения

10.3. Достижения и ценности культуры Возрождения

Тема 11. Культура Нового времени (Абсолютизма и Просвещения)

11.1. Условия и этапы развития культуры Нового времени

11.2. Культура Абсолютизма и её особенности

11.3. Культура Просвещения и её специфика

11.4. Достижения и ценности культуры Нового Времени

Тема 12. Культура современной цивилизации

12.1. Этапы становления и развития культуры современной цивилизации, её характерные черты

12.1.1. Футурошок

12.1.2. Рост разнообразия

12.1.3. Постиндустриальная культура

12.1.4. Телекоммуникационная революция

12.1.5. Цивилизационная характеристика современной культуры

12.2. Основные направления в развитии духовной культуры современной цивилизации

12.3. Обновление культуры современной цивилизации. Модерн и постмодерн

12.3.1. Культура модернизма

12.3.2. Культура постмодернизма

12.4. Культурология и концепция модернизации

12.5. Противоречия культуры современной цивилизации. Китч-культура и её социальное значение

12.5.1. Китч

Тема 13. Культура предков Руси

13.1. Культура индоевропейцев и её особенности

13.2. Культура предков Руси

13.2.1. "Норманнский" миф

13.2.2. Кто такой Рюрик?

13.3. Достижения и ценность культуры предков Руси

Тема 14. Культура Киевской Руси

14.1. Особенности возникновения культуры Киевской Руси

14.2. Характерные черты и особенности культуры Киевской Руси

14.3. Достижения и ценности культуры Киевской Руси

14.3.1. Искусство русских мастеров

Тема 15. Культура России

15.1. От культуры Московской Руси к культуре России

15.2. Петровские реформы и их влияние на культуру России

15.3. Российская культура в пору её расцвета

Тема 16. Культура постреволюционной России

16.1. Условия становления и этапы развития культуры постреволюционной России

16.2. Характерные черты и особенности культуры советской России

16.3. Достижения и ценности культуры советской России

16.4. Культурная реформа и её демократическое содержание

Тема 17. Охрана и использование культурного наследия

17.1. Культурное наследие современной цивилизации и его особенности

17.2. Судьба культурного наследия в Советской России

17.3. Культурное наследие, его использование и охрана в современной России

Литература

Интерес к культуре сопровождает всю историю человечества. Но никогда ещё она не вызывала такого пристального внимания, как в наши дни. Поэтому не случайно и появление особой отрасли человеческого знания, изучающей культуру, и культурологии, соответствующей учебной дисциплины.

Любой человек, приступающий к изучению новой для него области знания, сталкивается с проблемой выяснения его специфики, непохожести на другие системы знания, его неповторимости и уникальности. Чем отличается культурология от политологии или других дисциплин, что нового он узнает, познакомившись со сведениями, содержащемся в этом учебнике? На первый взгляд, все учебники похожи - ведь речь в них идёт об обществе, о человеке, об их истории, развитии. И такое представление имеет под собой реальное основание, ведь все социальные и гуманитарные науки имеют единый объект исследования: они изучают общество и человека в нём. Но общество и человек - это многокачественные образования. Их разные стороны развиваются неравномерно. Они имеют разное значение для практики. Поэтому те или иные стороны этого единого объекта - человека в обществе, или общественного человека, - попадают в поле внимания исследователей не одновременно, накопление полученных знаний происходит неравномерно; естественно, и рекомендации для практики вырабатываются различные. В результате этого различия формируются различные системы знания со своими, относительно самостоятельными, законами и областями исследования, то есть различные предметы. Таким образом, у каждой учебной дисциплины складывается свой предмет изучения.

Политология - изучает общество и человека в нём, но под углом зрения политики, в их отношении к власти.

Экономика - изучает общество и человека в нём, но в их специфическом "экономическом" качестве, в системе экономических отношений.

Культурология - изучает общество и человека, но взятых в их "культурном" бытии, их отношениях по поводу культуры, её возникновения, развития и изменения в будущем.

1.2. Методы культурологии

Любая наука использует свои специфические методики, приемы рассмотрения тех или иных процессов и явлений, которые она изучает. Методы, применяемые в физике, отличаются от методов, применяемых в социологии или других науках. Но иногда применяются методы схожие, тождественные для различных наук. Граница между методами - подвижна; приемы, вырабатываемые в рамках одной науки, начинают успешно применяться в других. Раньше считалось, что подобно тому, как любая наука имеет свой предмет изучения, она должна иметь и свой специфический метод. Позднее выяснилось, что не ко всем наукам это применимо, особенно к социальным и гуманитарным. Чаще всего выделяют 3 группы методов. Первую группу методов составляет все философское знание, поскольку оно выступает в своей научной, диалектико-материалистической форме. Вторую группу образуют методы, характерные для научного знания, современной науки, в её отличие от иных форм познания, например, искусства. Третью группу методов образуют те приемы, которые чаще всего используются данной наукой, к примеру, культурологией и составляют её специфические методы исследования.

Рассмотрим эти отмеченные методы применительно к культурологии.

Общефилософские методы исследования, которые используются культурологией. К их числу относится все философское знание - законы, категории, принципы. Методы, которые использует философия в своём познании природы, общества и человека. Научная, диалектико- материалистическая, или как её сейчас называют, системная философия, выступает общей методологической основой для различных форм познания и исследования, в том числе и для науки, каковой стремится стать культурология. Например, принцип развития, утверждающийся философией во взглядах на человека, общество, мир, их окружающий, требует, чтобы и те или иные культуры также рассматривались как развивающиеся в пространстве и времени, как "преходящие", превращающиеся в своё "иное". Законы диалектики, развивающейся действительности, например, количественно-качественных изменений путем скачка, прерыва постепенности, находят своё применение и при рассмотрении культурных форм. Методологическую роль в познании культурных форм играет и социальная философия, позволяющая рассмотреть процессы развития культур исторически различных общественных систем, связать изменения в базисе общества, системе отношений собственности с надстроечными, вторичными формами. Социальная философия позволяет указать на первичные, определяющие факторы в развитии культуры, а именно: утверждающееся соответствие в развитии производительных сил общества и системы производственных отношений.

Пресса и президентские структуры ссылаются на Гаагскую конвенцию (1907 г.), но она говорит о методах ведения войны, о недопустимости разрушения культуры. В ней война не была объявлена международным преступлением, а признавалась нормальным явлением межгосударственных отношений.

Только Версальский договор 1918 г. признал войну преступлением и рекомендовал Германии вернуть утраченную Венскую библиотеку.

В 1990 г. был подписан договор об окончательном урегулировании отношений между ФРГ и ГДР, с одной стороны, и "четверкой" государств - СССР, США, Францией, Англией, с другой ("два плюс четыре"). МИДы ФРГ и ГДР направили в адрес "четвёрки" письмо, которое является приложением к Договору "два плюс четыре". В письме содержалось обязательство: "Меры по изъятию имущества, осуществленные на основе прав и верховенства оккупационных властей в 1945-1949 гг., являются необратимыми. Правительство ФРГ обязуется ничего не предпринимать против этих мер.

Хотя Госдума приняла закон "О культурных ценностях, перемещённых в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" президентские структуры отправили протест по поводу принятия Закона в Конституционный суд. Но суд 6 апреля принял постановление, обязывающее Президента подписать Закон и обнародовать его не позднее 13 апреля 1998 г. Но это не было сделано.

К сожалению, некоторые деятели культуры стали на защиту расхитителей общественного достояния. Одни делают это открыто, другие - маскируя свою заинтересованность за лживыми фразами. Примером последнего может служить такого рода рассуждение.

"Когда смотришь телеинформацию о вывозе за рубеж уникальных ценностей и смотришь истерические комментарии к ней, то возникает недоумение, почему слова не подкреплены показом.

Если же познакомиться с теми произведениями искусства, которые были задержаны на таможне и реквизированы, то обнаружится их невысокая художественная ценность, поэтому волноваться не стоит: "Почему весьма банальную икону возводят в ранг национальной ценности? Чем руководствовались мэтры правопорядка, когда определяли ценностные критерии произведений?"".

На территории России находится 1143 музея, где хранится почти 27 миллионов памятников культуры. Более чем в 3 тысячах церковных приходах размещены сотни тысяч уникальных произведений древнерусской живописи и прикладного искусства. Сегодня всё это находится под прицелом "антикварной" мафии.

В прошлом году ущерб от краж произведений искусства и культурных ценностей составил 13 миллионов долларов (сумма возросла в сравнении с 1990 годов в 17(!) раз). Но и эта цифра не отражает истинного положения вещей".

Недавно в Москве разоблачена преступная группа, в состав которой входили руководители служб центральных архивных учреждений страны. Ими были похищены письма Екатерины Второй, уникальные документы следственной комиссии по делу декабристов, документы и письма семьи М. Кутузова и многие другие материалы, часть которых уже была приготовлена для отправки контрабандой за границу.

Согласно данным оперативников, в Западной Европе действовало около 40 группировок из числа бывших граждан СССР. Все они используют оставшиеся в России связи и знакомства для скупки и нелегального вывоза антиквариата.

По сведениям Национального бюро Интерпола, из России вывезено 80% (!) икон, созданных до 1917 года. На Западе открыто более ста магазинов, где иконная мафия открыто торгует незаконно приобретёнными предметами культуры. Такие магазины есть в Германии, Израиле, Италии, США, Англии, Франции.

Как мы видим, проблема сохранения культурного наследия имеет комплексный характер. Да, она покоится на сложных экономических процессах, но не сводится только к ним. Огромную роль здесь играет политика, право, мораль, решимость сохранить поистине бесценное культурное наследие, доставшееся нам, освоить его и передать нашим детям в преумноженном, обновленном, облагороженном долгом, патриотизмом, заботой о будущем, виде.

Литература 1

1. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.

Литература 2

1. Деяния вселенских соборов. - Казань, 1887.

2. Монтень М. Опыты.- М.-Л., 1957-1960.

Литература 3

1. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого "я". - М., 1925.

2. Фрейд З. Будущность единой иллюзии.- М.-Л., 1930.

3. Freud S. Das Unbehagen in der Kultur. - F.-M., 1961-1967.

4. Фрейд З. Положение о двух типах психологической деятельности.- М.-Л., 1927.

Литература 4

1. Материальная культура. Вып. 3.- М., 1989.

2. Социально-экономическая и соционормативная культура. Свод этнографических понятий и терминов.- М.: Наука, 1986.

3. Кантор К. М. Четвертый виток истории // Вопросы философии, №8. - 1996.

4. Мид М. Культура и мир детства.- М., 1988.

Литература 5

1. Алексеева Л. В. Полицикличность размножения у приматов и антропогенез.- М., 1977.

2. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20, С. 491.

3. Иловецкий М. Трусцой к разуму // Наука и техника, № 12. - 1988.

4. Известия: 10.09. - 1977.

5. Семёнов С. А. Развитие техники в каменном веке. - М.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.

7. Иванова И. К. О геологическом возрасте ископаемого человека. Атеизм и проблемы проис-хождения человечества.//Тезисы докладов научно-теоретической конференции ИААН СССР. - М., 1974.

8. Семёнов С. А. Развитие техники в каменном веке. - Л., 1968.

9. Першиц А. И., Мончайт А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. - М., 1982.

10. Чайльд В. Г. Древний Восток в свете новых раскопок. - М., 1956.

Литература 6

1. Иэнага Сабуро. История японской культуры.- М., 1972.

2. Никифоров В. Н. Восток и всемирная история. - М., 1975.

3. Tokei F. Sur le mode de production asiatique. - Budapest, 1966.

4. Варга Е. С. Очерки по проблемам политэкономии капитализма. - М., 1965.

5. Седов Л. А. О социально-экономических типах развития //Общее и особенное в историче-ском развитии стран Востока. - М., 1966.

6. Мамонтова М. Р. Запад и Восток. Традиции и новации рациональности мышления. - М.:МГУ, 1991.

7. Маркс К., Энгельс Ф., ПСС т. 25, ч. II; "Капитал" т. 3, с. 354

8. Качановский Ю. В. Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства? - М., 1971.

9. История Древнего мира. тт. 1,2. - М. 1982.

10. Констэбл Дж. Неандертальцы. - М., 1978.

11. Ремпель Л. Н. Восток и Запад как историко-культурная и художественная проблема // Проблемы взаимодействия художеств. Культур Запада и Востока в новое и новейшее время. - М.,1972.

12. Янагида К. Философия истории. - М., 1969.

13. Конрад Н. И. Об эпохе Возрождения // Избр. Тр. История - М., 1974.

14. Бэкон Фр. О достоинстве и приумножении наук // Соч. В 2х тт., Т.1. - М.,1971.

15. Коршунов А. Н., Мантатов В. В. Гуманитарное знание и понимание // Фс. П., № 5. - 1986.

Литература 7

1. Вебер А. История культуры как культурная социология. - Лейден, 1955.

2. Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э. - Л., 1985.

3. Геббель Ф. Трагедии. - М., 1934.

4. Вайнберг И. П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. - М., 1986.

5. Аристотель. Политика. - М., 1911.

Литература 8

1. Берёзкин Ю. Е. Инки. Исторически опыт империи. - М., 1991.

2. Утченко С. Л. Политические учения древнего Рима. IV - I вв. до н. э. - М., 1977.

3. Культура древнего Рима, Т. 1. - М., 1985.

4. Культура древнего Рима, Т. 2. - М., 1985.

5. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. - М., 1991.

6. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977.

7. Клочков И. С. Древняя культура Вавилонии: Человек, судьба, время. - М., 1983.

8. Кузмин В. И. Античное классическое рабство как экономическая система. - М., 1990.

9. Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. - М.: МГУ, 1992.

Литература 9

1. Сидорова Н. А. Средневековая культура и идеология в странах Западной Европы (V-XIII вв.) - История средних веков. - М., 1966.

2. Удальцова З. В. Культура Византии, гл. 1, 5, 9, 13, Заключение.- М., 1984.

3. Брагинский И. С. Проблемы востоковедения. - М., 1978.

4. Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина.- М., 1984 г.

5. Михайлов А. В. Языки культуры. - М. 1995.

6. Рабинович В. С. Алхимия как феномен средневековой культуры. - М.Н., 1979.

7. Аверинцев С. О. Поэтика ранневизантийской литературы.- М.Н., 1977.

8. Гр. Турский. История франков. - М., 1987.

9. Григорий Турский. История франков.- М., 1987.

10. Мельникова Е. А. Меч и лира. - М. Н., 1987.

11. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры.- М., 1981.

12. Даркевич В. П. Народная культура Средневековья.- М., 1988.

13. Мельникова Е. А. Меч и лира. - М., 1987.

14. Тюрго А. Р. Избранные философские произведения.- М., 1937.

15. Очерки по истории. Мир культуры. Язык русской культуры. - 1997.

Литература 10

1. Мир архитектуры.- М., 1990.

2. Петров М. Г. Об исторической модели "мирового Возрождения" в связи с некоторыми по-литико-культурными характеристиками Западноевропейского Ренессанса.// Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI-XVII вв.- М., 1990.

3. Вебер Г. Всеобщая история, Т.5. - М., 1983.

4. Боккаччо Дж. Декамерон.- Владивосток., 1988.

5. Гращенков В. Н. О принципах и системе периодизации искусства Возрождения // Типоло-гия и периодизация культуры Возрождения.- М., 1976.

6. К. Ясперс. Смысл и познание истории. - М., 1994.

7. Петров М. Н. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса.- Л., 1982.

8. Петров М. Н. Проблемы Возрождения в советской науке: спорные вопросы региональных ренессансов. - Л., 1989.

9. Брагинский И. С. Теоретические проблемы восточных литератур. - М., 1969.

10. Баткин Л. М. Замечания о границах Возрождения // Советское искусствознание 78. Вып. 2.- М., 1979.

11. Очерки по истории мир. Культуры. - М., 1997.

12. Генрис Инститориус, Яков Шпренгер. "Молот ведьм", вышел в свет 1487 г.

Примечания к работе

Защищено на отлично!

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика