Доклад
«Культурология - лекции»
- 185 страниц
Тема 1. Предмет культурологии как науки
1.1. Предмет культурологии
1.2. Методы культурологии
1.3. Закономерности развития культуры
1.3.1. Общесоциологические законы культуры
1.3.2. Общеформационные закономерности
1.3.3. Конкретно-формационные закономерности развития культуры
1.3.4. Цивилизационные закономерности культуры
1.3.5. Закономерности отдельных сфер, форм, видов культуры
1.4. Возрастание роли культуры и культурологии
Тема 2. Развитие представлений о культуре в истории человеческой мысли
2.1. Зарождение представлений о культуре в Античности
2.2. Понимание культуры в период Средневековья
2.3. Осмысление культуры в Новое Время
Тема 3. Основные направления, школы и концепции в культурологии
3.1. Условия возникновения основных направлений, школ и концепций в культурологии
3.2. Просветительское направление в культурологии
3.3. Эволюционизм и его особенности
3.4. Цивилизационное направление в культурологии
3.5. Фрейдизм и его вклад в развитие культурологии
3.6. Структурно-функциональное направление в культурологических исследованиях
Тема 4. Типы культуры и их особенности
4.1. Специфика классификации типов культуры
4.2. Материал как основание классификации культур
4.3. Культура как отношение человека к природе и её типы
4.4. Цивилизация как тип культуры
4.5. Формационный тип культуры
4.6. Типы духовной культуры
4.7. Культурология о многообразии типов культур
Тема 5. Возникновение культуры и особенности её ранних форм
5.1. Проблема возникновения культуры и пути её решения
5.2. Антропогенез - процесс порождения человека
5.3. Социогенез
5.4. Культурогенез
5.5. "Неолитическая революция" и её культурные последствия
5.6. Характерные черты ранних форм культуры
Тема 6. Культура древних цивилизаций Востока
6.1. Культура и её понимание на Востоке
6.2. Формационное своеобразие культуры Востока
6.3. Модели культуры цивилизаций Древнего Востока
6.4. Специфика развития культуры Востока: от древности к современности
6.5. Особенности "восточной" культуры в её сопоставлении с "западной"
Тема 7. Культура цивилизации античной Греции
7.1. Основные этапы становления и развития культуры античной Греции
7.2. Характерные черты культуры античной цивилизации Греции
7.3. Достижения и ценности культуры цивилизации Античной Греции
Тема 8. Культура цивилизации Древнего Рима
8.1. Этапы становления и развития культуры античного Рима
8.2. Особенности культуры Древнего Рима
8.3. Достижения и ценности культуры цивилизации Древнего Рима
Тема 9. Культура средневековой цивилизации Европы
9.1. Условия возникновения и этапы развития культуры Средневековья
9.2. Характерные черты и особенности средневековой культуры
9.3. Достижения и ценности культуры Средневековья
9.3.1. Литература раннего Средневековья
Тема 10. Культура Возрождения
10.1. Условия становления и этапы развития культуры Возрождения
10.2. Характерные черты и особенности культуры Возрождения
10.3. Достижения и ценности культуры Возрождения
Тема 11. Культура Нового времени (Абсолютизма и Просвещения)
11.1. Условия и этапы развития культуры Нового времени
11.2. Культура Абсолютизма и её особенности
11.3. Культура Просвещения и её специфика
11.4. Достижения и ценности культуры Нового Времени
Тема 12. Культура современной цивилизации
12.1. Этапы становления и развития культуры современной цивилизации, её характерные черты
12.1.1. Футурошок
12.1.2. Рост разнообразия
12.1.3. Постиндустриальная культура
12.1.4. Телекоммуникационная революция
12.1.5. Цивилизационная характеристика современной культуры
12.2. Основные направления в развитии духовной культуры современной цивилизации
12.3. Обновление культуры современной цивилизации. Модерн и постмодерн
12.3.1. Культура модернизма
12.3.2. Культура постмодернизма
12.4. Культурология и концепция модернизации
12.5. Противоречия культуры современной цивилизации. Китч-культура и её социальное значение
12.5.1. Китч
Тема 13. Культура предков Руси
13.1. Культура индоевропейцев и её особенности
13.2. Культура предков Руси
13.2.1. "Норманнский" миф
13.2.2. Кто такой Рюрик?
13.3. Достижения и ценность культуры предков Руси
Тема 14. Культура Киевской Руси
14.1. Особенности возникновения культуры Киевской Руси
14.2. Характерные черты и особенности культуры Киевской Руси
14.3. Достижения и ценности культуры Киевской Руси
14.3.1. Искусство русских мастеров
Тема 15. Культура России
15.1. От культуры Московской Руси к культуре России
15.2. Петровские реформы и их влияние на культуру России
15.3. Российская культура в пору её расцвета
Тема 16. Культура постреволюционной России
16.1. Условия становления и этапы развития культуры постреволюционной России
16.2. Характерные черты и особенности культуры советской России
16.3. Достижения и ценности культуры советской России
16.4. Культурная реформа и её демократическое содержание
Тема 17. Охрана и использование культурного наследия
17.1. Культурное наследие современной цивилизации и его особенности
17.2. Судьба культурного наследия в Советской России
17.3. Культурное наследие, его использование и охрана в современной России
Литература
Интерес к культуре сопровождает всю историю человечества. Но никогда ещё она не вызывала такого пристального внимания, как в наши дни. Поэтому не случайно и появление особой отрасли человеческого знания, изучающей культуру, и культурологии, соответствующей учебной дисциплины.
Любой человек, приступающий к изучению новой для него области знания, сталкивается с проблемой выяснения его специфики, непохожести на другие системы знания, его неповторимости и уникальности. Чем отличается культурология от политологии или других дисциплин, что нового он узнает, познакомившись со сведениями, содержащемся в этом учебнике? На первый взгляд, все учебники похожи - ведь речь в них идёт об обществе, о человеке, об их истории, развитии. И такое представление имеет под собой реальное основание, ведь все социальные и гуманитарные науки имеют единый объект исследования: они изучают общество и человека в нём. Но общество и человек - это многокачественные образования. Их разные стороны развиваются неравномерно. Они имеют разное значение для практики. Поэтому те или иные стороны этого единого объекта - человека в обществе, или общественного человека, - попадают в поле внимания исследователей не одновременно, накопление полученных знаний происходит неравномерно; естественно, и рекомендации для практики вырабатываются различные. В результате этого различия формируются различные системы знания со своими, относительно самостоятельными, законами и областями исследования, то есть различные предметы. Таким образом, у каждой учебной дисциплины складывается свой предмет изучения.
Политология - изучает общество и человека в нём, но под углом зрения политики, в их отношении к власти.
Экономика - изучает общество и человека в нём, но в их специфическом "экономическом" качестве, в системе экономических отношений.
Культурология - изучает общество и человека, но взятых в их "культурном" бытии, их отношениях по поводу культуры, её возникновения, развития и изменения в будущем.
1.2. Методы культурологии
Любая наука использует свои специфические методики, приемы рассмотрения тех или иных процессов и явлений, которые она изучает. Методы, применяемые в физике, отличаются от методов, применяемых в социологии или других науках. Но иногда применяются методы схожие, тождественные для различных наук. Граница между методами - подвижна; приемы, вырабатываемые в рамках одной науки, начинают успешно применяться в других. Раньше считалось, что подобно тому, как любая наука имеет свой предмет изучения, она должна иметь и свой специфический метод. Позднее выяснилось, что не ко всем наукам это применимо, особенно к социальным и гуманитарным. Чаще всего выделяют 3 группы методов. Первую группу методов составляет все философское знание, поскольку оно выступает в своей научной, диалектико-материалистической форме. Вторую группу образуют методы, характерные для научного знания, современной науки, в её отличие от иных форм познания, например, искусства. Третью группу методов образуют те приемы, которые чаще всего используются данной наукой, к примеру, культурологией и составляют её специфические методы исследования.
Рассмотрим эти отмеченные методы применительно к культурологии.
Общефилософские методы исследования, которые используются культурологией. К их числу относится все философское знание - законы, категории, принципы. Методы, которые использует философия в своём познании природы, общества и человека. Научная, диалектико- материалистическая, или как её сейчас называют, системная философия, выступает общей методологической основой для различных форм познания и исследования, в том числе и для науки, каковой стремится стать культурология. Например, принцип развития, утверждающийся философией во взглядах на человека, общество, мир, их окружающий, требует, чтобы и те или иные культуры также рассматривались как развивающиеся в пространстве и времени, как "преходящие", превращающиеся в своё "иное". Законы диалектики, развивающейся действительности, например, количественно-качественных изменений путем скачка, прерыва постепенности, находят своё применение и при рассмотрении культурных форм. Методологическую роль в познании культурных форм играет и социальная философия, позволяющая рассмотреть процессы развития культур исторически различных общественных систем, связать изменения в базисе общества, системе отношений собственности с надстроечными, вторичными формами. Социальная философия позволяет указать на первичные, определяющие факторы в развитии культуры, а именно: утверждающееся соответствие в развитии производительных сил общества и системы производственных отношений.
Пресса и президентские структуры ссылаются на Гаагскую конвенцию (1907 г.), но она говорит о методах ведения войны, о недопустимости разрушения культуры. В ней война не была объявлена международным преступлением, а признавалась нормальным явлением межгосударственных отношений.
Только Версальский договор 1918 г. признал войну преступлением и рекомендовал Германии вернуть утраченную Венскую библиотеку.
В 1990 г. был подписан договор об окончательном урегулировании отношений между ФРГ и ГДР, с одной стороны, и "четверкой" государств - СССР, США, Францией, Англией, с другой ("два плюс четыре"). МИДы ФРГ и ГДР направили в адрес "четвёрки" письмо, которое является приложением к Договору "два плюс четыре". В письме содержалось обязательство: "Меры по изъятию имущества, осуществленные на основе прав и верховенства оккупационных властей в 1945-1949 гг., являются необратимыми. Правительство ФРГ обязуется ничего не предпринимать против этих мер.
Хотя Госдума приняла закон "О культурных ценностях, перемещённых в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" президентские структуры отправили протест по поводу принятия Закона в Конституционный суд. Но суд 6 апреля принял постановление, обязывающее Президента подписать Закон и обнародовать его не позднее 13 апреля 1998 г. Но это не было сделано.
К сожалению, некоторые деятели культуры стали на защиту расхитителей общественного достояния. Одни делают это открыто, другие - маскируя свою заинтересованность за лживыми фразами. Примером последнего может служить такого рода рассуждение.
"Когда смотришь телеинформацию о вывозе за рубеж уникальных ценностей и смотришь истерические комментарии к ней, то возникает недоумение, почему слова не подкреплены показом.
Если же познакомиться с теми произведениями искусства, которые были задержаны на таможне и реквизированы, то обнаружится их невысокая художественная ценность, поэтому волноваться не стоит: "Почему весьма банальную икону возводят в ранг национальной ценности? Чем руководствовались мэтры правопорядка, когда определяли ценностные критерии произведений?"".
На территории России находится 1143 музея, где хранится почти 27 миллионов памятников культуры. Более чем в 3 тысячах церковных приходах размещены сотни тысяч уникальных произведений древнерусской живописи и прикладного искусства. Сегодня всё это находится под прицелом "антикварной" мафии.
В прошлом году ущерб от краж произведений искусства и культурных ценностей составил 13 миллионов долларов (сумма возросла в сравнении с 1990 годов в 17(!) раз). Но и эта цифра не отражает истинного положения вещей".
Недавно в Москве разоблачена преступная группа, в состав которой входили руководители служб центральных архивных учреждений страны. Ими были похищены письма Екатерины Второй, уникальные документы следственной комиссии по делу декабристов, документы и письма семьи М. Кутузова и многие другие материалы, часть которых уже была приготовлена для отправки контрабандой за границу.
Согласно данным оперативников, в Западной Европе действовало около 40 группировок из числа бывших граждан СССР. Все они используют оставшиеся в России связи и знакомства для скупки и нелегального вывоза антиквариата.
По сведениям Национального бюро Интерпола, из России вывезено 80% (!) икон, созданных до 1917 года. На Западе открыто более ста магазинов, где иконная мафия открыто торгует незаконно приобретёнными предметами культуры. Такие магазины есть в Германии, Израиле, Италии, США, Англии, Франции.
Как мы видим, проблема сохранения культурного наследия имеет комплексный характер. Да, она покоится на сложных экономических процессах, но не сводится только к ним. Огромную роль здесь играет политика, право, мораль, решимость сохранить поистине бесценное культурное наследие, доставшееся нам, освоить его и передать нашим детям в преумноженном, обновленном, облагороженном долгом, патриотизмом, заботой о будущем, виде.
Литература 1
1. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.
Литература 2
1. Деяния вселенских соборов. - Казань, 1887.
2. Монтень М. Опыты.- М.-Л., 1957-1960.
Литература 3
1. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого "я". - М., 1925.
2. Фрейд З. Будущность единой иллюзии.- М.-Л., 1930.
3. Freud S. Das Unbehagen in der Kultur. - F.-M., 1961-1967.
4. Фрейд З. Положение о двух типах психологической деятельности.- М.-Л., 1927.
Литература 4
1. Материальная культура. Вып. 3.- М., 1989.
2. Социально-экономическая и соционормативная культура. Свод этнографических понятий и терминов.- М.: Наука, 1986.
3. Кантор К. М. Четвертый виток истории // Вопросы философии, №8. - 1996.
4. Мид М. Культура и мир детства.- М., 1988.
Литература 5
1. Алексеева Л. В. Полицикличность размножения у приматов и антропогенез.- М., 1977.
2. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20, С. 491.
3. Иловецкий М. Трусцой к разуму // Наука и техника, № 12. - 1988.
4. Известия: 10.09. - 1977.
5. Семёнов С. А. Развитие техники в каменном веке. - М.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.
7. Иванова И. К. О геологическом возрасте ископаемого человека. Атеизм и проблемы проис-хождения человечества.//Тезисы докладов научно-теоретической конференции ИААН СССР. - М., 1974.
8. Семёнов С. А. Развитие техники в каменном веке. - Л., 1968.
9. Першиц А. И., Мончайт А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. - М., 1982.
10. Чайльд В. Г. Древний Восток в свете новых раскопок. - М., 1956.
Литература 6
1. Иэнага Сабуро. История японской культуры.- М., 1972.
2. Никифоров В. Н. Восток и всемирная история. - М., 1975.
3. Tokei F. Sur le mode de production asiatique. - Budapest, 1966.
4. Варга Е. С. Очерки по проблемам политэкономии капитализма. - М., 1965.
5. Седов Л. А. О социально-экономических типах развития //Общее и особенное в историче-ском развитии стран Востока. - М., 1966.
6. Мамонтова М. Р. Запад и Восток. Традиции и новации рациональности мышления. - М.:МГУ, 1991.
7. Маркс К., Энгельс Ф., ПСС т. 25, ч. II; "Капитал" т. 3, с. 354
8. Качановский Ю. В. Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства? - М., 1971.
9. История Древнего мира. тт. 1,2. - М. 1982.
10. Констэбл Дж. Неандертальцы. - М., 1978.
11. Ремпель Л. Н. Восток и Запад как историко-культурная и художественная проблема // Проблемы взаимодействия художеств. Культур Запада и Востока в новое и новейшее время. - М.,1972.
12. Янагида К. Философия истории. - М., 1969.
13. Конрад Н. И. Об эпохе Возрождения // Избр. Тр. История - М., 1974.
14. Бэкон Фр. О достоинстве и приумножении наук // Соч. В 2х тт., Т.1. - М.,1971.
15. Коршунов А. Н., Мантатов В. В. Гуманитарное знание и понимание // Фс. П., № 5. - 1986.
Литература 7
1. Вебер А. История культуры как культурная социология. - Лейден, 1955.
2. Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э. - Л., 1985.
3. Геббель Ф. Трагедии. - М., 1934.
4. Вайнберг И. П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. - М., 1986.
5. Аристотель. Политика. - М., 1911.
Литература 8
1. Берёзкин Ю. Е. Инки. Исторически опыт империи. - М., 1991.
2. Утченко С. Л. Политические учения древнего Рима. IV - I вв. до н. э. - М., 1977.
3. Культура древнего Рима, Т. 1. - М., 1985.
4. Культура древнего Рима, Т. 2. - М., 1985.
5. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. - М., 1991.
6. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977.
7. Клочков И. С. Древняя культура Вавилонии: Человек, судьба, время. - М., 1983.
8. Кузмин В. И. Античное классическое рабство как экономическая система. - М., 1990.
9. Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. - М.: МГУ, 1992.
Литература 9
1. Сидорова Н. А. Средневековая культура и идеология в странах Западной Европы (V-XIII вв.) - История средних веков. - М., 1966.
2. Удальцова З. В. Культура Византии, гл. 1, 5, 9, 13, Заключение.- М., 1984.
3. Брагинский И. С. Проблемы востоковедения. - М., 1978.
4. Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина.- М., 1984 г.
5. Михайлов А. В. Языки культуры. - М. 1995.
6. Рабинович В. С. Алхимия как феномен средневековой культуры. - М.Н., 1979.
7. Аверинцев С. О. Поэтика ранневизантийской литературы.- М.Н., 1977.
8. Гр. Турский. История франков. - М., 1987.
9. Григорий Турский. История франков.- М., 1987.
10. Мельникова Е. А. Меч и лира. - М. Н., 1987.
11. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры.- М., 1981.
12. Даркевич В. П. Народная культура Средневековья.- М., 1988.
13. Мельникова Е. А. Меч и лира. - М., 1987.
14. Тюрго А. Р. Избранные философские произведения.- М., 1937.
15. Очерки по истории. Мир культуры. Язык русской культуры. - 1997.
Литература 10
1. Мир архитектуры.- М., 1990.
2. Петров М. Г. Об исторической модели "мирового Возрождения" в связи с некоторыми по-литико-культурными характеристиками Западноевропейского Ренессанса.// Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI-XVII вв.- М., 1990.
3. Вебер Г. Всеобщая история, Т.5. - М., 1983.
4. Боккаччо Дж. Декамерон.- Владивосток., 1988.
5. Гращенков В. Н. О принципах и системе периодизации искусства Возрождения // Типоло-гия и периодизация культуры Возрождения.- М., 1976.
6. К. Ясперс. Смысл и познание истории. - М., 1994.
7. Петров М. Н. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса.- Л., 1982.
8. Петров М. Н. Проблемы Возрождения в советской науке: спорные вопросы региональных ренессансов. - Л., 1989.
9. Брагинский И. С. Теоретические проблемы восточных литератур. - М., 1969.
10. Баткин Л. М. Замечания о границах Возрождения // Советское искусствознание 78. Вып. 2.- М., 1979.
11. Очерки по истории мир. Культуры. - М., 1997.
12. Генрис Инститориус, Яков Шпренгер. "Молот ведьм", вышел в свет 1487 г.
Защищено на отлично!
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика