Курс лекций
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ - учебное пособие»
- 255 страниц
ПРЕДИСЛОВИЕ 4
ГЛАВА ПЕРВАЯ ОБРАЗЦЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ 6
1. КАК ЕГИПЕТСКИЕ ЖРЕЦЫ ПРИШЛИ К ИДЕЕ ПИРАМИДЫ 6
2. ЭКОНОМИКА С КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ 17
3. ДВЕ ЖИЗНИ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА 30
4. ОСМЫСЛЕНИЕ ОБРАЗЦОВ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, 45
ГЛАВА ВТОРАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ПРЕДМЕТ 47
1. ОБЩАЯ ПАНОРАМА 47
2. ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ 50
3. ДИЛЕММЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ 55
ГЛАВА ТРЕТЬЯ КОНЦЕПЦИИ (ПАРАДИГМЫ) КУЛЬТУРОЛОГИИ 60
1.ЭВОЛЮЦИОНИСТСКАЯ, ПАРАДИГМА 60
2. КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ 62
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА 67
4. ФУНКЦИОНАЛИСТСКАЯ ПАРАДИГМА 71
5. СТРУКТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА 70
6. ПАРАДИГМА ПОНИМАЮЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ 73
7. ПАРАДИГМА ПОСТМОДЕРНА 79
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ГЕНЕЗИС ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ОТ «ПЕРВОГО ЧЕЛОВЕКА» ДО АНТИЧНОГО ПОЛИСА) 84
1. СЕМИОТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА 84
2. КУЛЬТУРНО-СЕМИОТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 87
3. АРХАИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 94
4. КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦАРСТВ 108
5. ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 116
6. ЗАКАТ ВЕЛИКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ЗАРОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ 120
7. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА 123
8. ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 145
ГЛАВА ПЯТАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ 148
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ 148
2. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ 150
3. ТРЕХСЛОЙНАЯ СХЕМА НАУКИ 158
4. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ И ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОДЫ 166
5. ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД В КУЛЬТУРОЛОГИИ 171
6. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ 173
7. ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА 176
8. КУЛЬТУРА КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ 178
9. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 182
ГЛАВА ШЕСТАЯ ЛИЧНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ 189
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ «ЛИЧНОСТЬ» И «ИНДИВИД» 189
3. КОНЦЕПЦИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ ПО М. ФУКО 202
4. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОТНОШЕНИЯ, ЛИЧНОСТЬ-КУЛЬТУРА 212
5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ 216
6. ЧЕЛОВЕК - СЕМИОТИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО 218
7. СТАНОВЛЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ 228
8. ОБРАТНОЕ ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ НА КУЛЬТУРУ 235
9. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИЧНОСТИ 240
10.РЕНЕССАНСНАЯ ЛИЧНОСТЬ 255
11. ПОНЯТИЕ «ЛИЧНОСТЬ» В РАБОТАХ И. КАНТА 259
12. КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛИЧНОСТИ 261
13. ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ 264
14. ЛИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОТЕХНИЧЕСКОГО ПОДХОДА 272
15. ЭВОЛЮЦИЯ ЛИЧНОСТИ М. ФУКО 275
16. ОТ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ К ЛИЧНОСТИ «ВОЗМОЖНОЙ» 285
ГЛАВА СЕДЬМАЯ ОСОБЕННОСТИ ПРИКЛАДНЫХ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК 296
1. КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЕВРЕЙСКОЙ ШКОЛЫ) 296
2. ОБЪЯСНЕНИЕ Л. ИОНИНЫМ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 307
3. ПОНИМАНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ 312
4. ПРИРОДА И СМЫСЛ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 320
ГЛАВА ВОСЬМАЯ МУЗЫКА КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫИ ПСИХИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 333
1. ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ 333
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МУЗЫКОВЕДЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ Э. КУРТА И Б. АСАФЬЕВА 343
3. МУЗЫКА НА РУБЕЖЕ XXI В. 352
4. ИСКУССТВО КАК ФОРМА СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ И «ПОСТАВ» 359
ПРИЛОЖЕНИЯ 374
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРЫ 374
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ШКОЛЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ 377
ЛИТЕРАТУРА 382
Пирамиды до сих пор поражают воображение людей. В древнем мире их считали одним из чудес света, сегодня — загадкой. Для могил, даже могил фараонов, они слишком велики, хотя именно в пирамидах были найдены мумии фараонов. Но и многое другое: утварь, скульптурные изображения, настенные росписи — целый музей. Какие только объяснения не давали исследователи происхождению пирамид за последние два века, от самых обыденных, да, мол, действительно, это все-таки гробницы фараонов и символы их власти, до крайних, экзотических, например, что строительство пирамид было способом занять избыточное население Египта и сплотить нацию или что пирамиды — это таинственные космические знаки египетских жрецов, свидетельствующие о наличии у них прямых связей с живым Космосом. Многие из этих теорий интересны, но или не выдерживают серьезной критики или малоубедительны, за этими объяснениями не чувствуется правдоподобной реальности. В то же время сегодня быстро складывается новая научная дисциплина — культурология, которой сам Бог велел решать подобные задачи-загадки.
Вряд ли такие грандиозные работы, как строительство пирамид (а в этом строительстве, как известно, было занято чуть ли не все население Египта и тянулось оно непрерывно многие века), предпринимались по наитию, без, как бы мы сегодня сказали, концепции или проекта. Но ни концепция, ни ее обоснование до нас не дошли, возможно, действительно, жрецы умели хранить свои тайны. Поэтому у культуролога нет другого пути, как реконструировать подобную концепцию, а точнее — определенный комплекс правдоподобных идей, заставлявших фараонов, жрецов и все остальное население Древнего Египта тратить огромные ресурсы, время и силы на эти поражающие воображение «стройки века». Забегая вперед, скажу, что культурологическая реконструкция происхождения египетских пирамид для самого культуролога интересна тем, что позволяет показать, как создание пирамид выступило способом разрешения одной из ключевых проблем египетской культуры (а именно, вопроса о природе смерти фараона), причем этот способ одновременно синтезировал («конфигурировал») несколько важных планов этой культуры (связал мир богов и людей, небо и землю, текущую жизнь с вечностью).
«Гробница царя, — пишет Т. Шеркова, — считалась горой, по которой его душа поднималась на небо. Образом священной горы являлась и мастаба, в которой хоронили царей первых двух династий, ступенчатая пирамида, по которой взбирались души царей третьей династии, обычная пирамида с прямыми и чуть изломанными гранями, чей идеальный образ многократно был повторен царями четвертой, пятой и даже более поздних династий Среднего царства, наконец, даже пирамида в форме саркофага. Как известно, цари династии Нового царства погребены в Долине царей, однако и здесь сохранился образ священной горы, ибо скальные гробницы прорубались у подножия огромной естественной горы, именовавшейся Мертсегер — богиней смерти, любящей молчание. В скальных гробницах хоронили и частных лиц, начиная со Среднего царства, когда каждый умерший считался Озирисом имярек» [175. С. 67].
Последовательно реализуя эту идею, фараоны строили свои пирамиды все выше и выше с тем, чтобы они касались самого неба. Но когда пирамиды действительно уперлись в небо, соединяя его с землей, они стали космическими объектами, идея сакральной лестницы стала ослабевать.
Ее стала вытеснять другая концепция. Ближе к вершине пирамиды и на расстоянии от нее ступени переставали различаться, и все большее значение приобретали расчеты объема пирамиды и каменных работ, которые велись на основе математической модели пирамиды. Для человека той эпохи математические (знаковые) модели воспринимались как сакральные сущности, сообщенные жрецам богами, сущности, определяющие божественный закон и порядок. Не мудрено, что в скором времени египетские жрецы истинной формой захоронения фараона стали считать не гору или ступенчатую пирамиду, а математическую пирамиду.
Вторая проблема была решена не менее изящно: пирамиде был придан образ самой земли, ее лона. Египетская пирамида строилась не как дом или дворец (т.е. образующими внутри пустое пространство, где и совершается обычная жизнь), а наоборот, сплошной и из камня. Получалось, что пирамида как бы поднимается,, вырастает из земли, являясь ее прямым продолжением. Кстати, древнеегипетские мифы гласили, что первоначально жизнь возникла на холме, который поднялся (вырос) в океане. Такая пирамида воспроизводила и подобный первохолм (гору) жизни.
Культурно-историческая школа — направление в западной культурной антропологии первой половины XX в., условно выделяемое по близости теоретико-методологических установок его представителей. Сложилась на волне критики органицистских и логицистских оснований эволюционизма с позиций сторонников конкретно-эмпирического познания в культурной антропологии. Теоретически это направление опиралось на проводимое Баденской школой неокантианства и Дильтеем разведение «наук о природе» — естественных наук, ориентированных на теоретическое познание явлений природной действительности с помощью номотетических, генерализующих методов, и «наук о духе» — познания человека как творческого духовного субъекта и того, что им исторически создано, которое может осуществляться лишь через идиографическое феноменальное исследование и понимание. Методологической основой систематизации изучаемого материала исторических и современных этнических культур для этой школы стал диффузионизм — направление, опиравшееся на объяснение культурной динамики через процессы распространения и заимствования инноваций — процессы, не получившие достаточного отражения в эволюционных теориях, исходивших из понимания культурного как реализации имманентного присущего ей потенциала. С позиций диффузионизма любая культурная форма (язык, институт, норма и т.д.) возникает в культуре единожды как инновация и далее проходит сложный путь трансформации и заимствования ее другими культурами, реализующийся через завоевания, торговлю, миграцию, миссионерскую деятельность, подражание и т.д. Именно эти процессы многообразных культурных контактов, через которые прослеживалось взаимопроникновение культур, стали основным предметом изучения для диффузионизма.
Лит.: Левин М.Г., Токарев С.А. «Культурно-историческая школа» на новом этапе // Современная этнография. 1953. № 4. [82. С. 234.]
Расово-антропологическая школа (или антропосоциология) — одна из влиятельных школ в социологии и антропологии второй половины XIX — начала XX в.; основная идея — решающее воздействие расового фактора на историческое и культурное развитие народов. Сформировалась в условиях роста популярности учения Дарвина о борьбе за существование и естественном отборе, господства биологического подхода в социологии, широкого распространения всевозможных антропометрических измерений и попыток биологической классификации рас. Ориентировалась на позитивистский идеал научности (построение социального знания по образцу естественных наук), носила на себе отчетливый отпечаток механистичности и биологизма, была тесно связана с социал-дарвинизмом и, при отсутствии необходимой фактической информации, часто прибегала к домыслам и спекуляциям, подменяя научные выводы наукообразными спекулятивными построениями.
Лит.: Чемберлен Х.С. Арийское мировоззрение. М., 1913. [82. С. 365.]
1. Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959.
2. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992.
3. Августин. Исповедь // Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. Киев, 1880.
4. Августин. О Граде Божием. Ч. 4. Киев, 1905.
5. Андреев Д. Роза мира. М., 1991.
6. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.
7. Античная лирика. М., 1968.
8. Апресян Р.Г. Свобода // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001. Т. 3.
9. Апулей. Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии // Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. М., 1960.
10. Аристотель. Метафизика. М.; Л., 1934.
11. Аристотель. Аналитики. М., 1952.
12. Аронсон О.В. Технологии сообщества // Традиционная и современная технология. ИФ РАН. М., 1999.
13. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.
14. Асафьев Б. Процесс оформления звучащего вещества // Временник Разряда истории и теории Государственного института истории искусств. Л., 1925. Вып. I.
15. Асмолов А.Г., Леонтьев Д.А. Личность // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001. Т. 2.
16. Ачкасова Л. Гносеологическая проблема в концепции Паустовского-гуманиста // Романтический метод и романтические тенденции в русской и зарубежной литературе. Казань, 1975.
17. Ахиезер А.С. Массовые ценности и проблема реформ // Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994.
18. Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля. М., 1960.
19. АхутинА.В. Открытие сознания // Человек и культура. М., 1990.
20. Бандуровский К.В. Личность // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001. Т. 2.
21. Баткин Л.М. Понятие об индивиде по переписке Никколо Макьявелли с Франческо Веттори и другими // Человек и культура. М., 1990.
22. Бахтин М. Автор и герой в эстетической реальности // Эстетика словесного творчества. М., 1979.
23. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
24. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
25. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
26. Бежин Л. Под знаком «ветра и потока». Образ жизни художника в Китае в III-IV вв. М„ 1982.
27. Бердяев Н. Новое Средневековье // Вестник высшей школы. 1991. № 3.
28. Бердяев Н. Опыт эсхатологической метафизики. Париж, 1940.
29. Бердяев Н. Самопознание. М., 1990.
30. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.
31. Библер B.C. Школа диалога культур. М., 1992.
32. Библер B.C. Образ Простеца и идея личности в культуре средних веков // Человек и культура. М., 1990.
33. Библер B.C. Диалектика и диалогика // Архэ. Ежегодник культурологического семинара 1998. Вып. 3. М., 1998.
34. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность (Философские размышления о проблемах). М., 1990.
35. Библер B.C. Цивилизация и культура // Библер B.C. На гранях логики культуры. М., 1997.
36. Бланшо М. Язык будней // Искусство кино. 1996. № 10.
37. Брагинская Н. Надпись и изображение в греческой вазописи // Культура и искусство античного мира. М., 1980.
38. Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя. СПб., 1914.
39. Бурсов Б. Судьба Пушкина // Звезда. № 6. 1974.
40. Бэкон Ф. Новый органон. Л., 1935.
41. Ван-дер-Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. М., 1959.
42. Вайман А.А. Шумеро-вавилонская математика. М., 1961.
43. Вебер М. Исследования по методологии науки. М., 1980.
44. Винделъбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Культурология. XX век. Антология. М., 1995.
45. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. Л., 1930.
46. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 1.
47. Выготский Л. С. Конспект к лекции по психологии детей дошкольного возраста // Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
48. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
49. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.
50. Гайденко П.П. Категория времени в буржуазной европейской истории философии XX в. // Философские проблемы исторической науки. М., 1969.
51. Гайденко П.П. Индивидуум // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001. Т. 2.
52. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия наук // Философия духа. М., 1956.
53. Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: дом и космос. Новосибирск, 1990.
54. Гордин Я. Годы борьбы // Звезда. 1974. № 6.
55. Григорьева Н.И. Парадоксы платоновского «Тимея»: диалог и гимн // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981.
56. Громыко Ю.В. Проблемы восстановления справедливости в России // Россия 2010. № 3. 1994.
57. Гуревич А.Я. Время как проблема истории культуры // Вопросы философии. 1969. № 3.
58. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Общество. Культура. Философия. М., 1983.
59. Данилова И.Е. О композиции итальянской картины кватроченто // Советское искусствознание. 1973. М., 1974.
60. Делёз Ж. Различение и повторение. СПб., 1998.
61. Демина Н.А. Черты героической действительности XVI—XV вв. в образах людей Андрея Рублева и художников его круга. М.; Л., 1956.
62. Дильтей В. Описательная психология. М., 1924.
63. Дилътей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. Культурология. XX век. М., 1995.
64. Дэвид-Нилъ А. Мистики и маги Тибета. 1992.
65. Евангелие от Иоанна.
66. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.
67. Ерасов Б.С. Инверсионный характер российской модернизации // Модернизация и национальная культура. М., 1995.
68. Ерофеева Н. Лук // Мифы народов мира. М.; Л., 1982.
69. Злобин Н.С. Культура и общественный процесс. М., 1980.
70. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
71. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения: В 4 т. на немецком и русском языках. М., 1997. Т. 3.
72. Кантор В. В поисках личности: опыт русской классики. М., 1994.
73. Кассирер Э. Лекции по философии и культуре // Культурология. XX век. Антология. М., 1995.
74. Клочков И. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983.
75. Клямкин ИМ. Какой авторитарный режим возможен сегодня в России? Российское общество в преддверии 21 сентября // Полис. 1993. № 5.
76. Копен В. Театр и симфония. М., 1968.
77. Кравченко И.И. Модернизация и судьбы сегодняшней России // Модернизация и национальная культура. М., 1995.
78. Крамер С. Мифология Шумера и Аккада // Мифология древнего мира. М., 1977.
79. Кудрин Б.И. Введение в технетику. Томск, 1993.
80. Кудрин Б.И. Технетика: Новая парадигма философии техники (третья научная картина мира). Репринт. Томск, 1998.
81. Кузанец (Николай Кузанский). Собрание сочинений: В 2 т. М., 1979—1980. Т. 2.
82. Культурология. XX век: Словарь. СПб., 1997.
83. Курт, Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха. М., 1931.
84. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. М., 1983.
85. Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967.
86. Латынина Ю. К истории капитализма /'/ Знание — Сила. 1995. № 5.
87. Латышев В. О преподавании геометрии. СПб., 1877.
88. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М., 1934.
89. Леон-Портилья М. Философия нагуа. М., 1961.
90. Лиотар Ж.Ф. Постсовременное состояние // Культурология. Ростов н/Д, 1995.
91. Лотман Ю. Сотворение Карамзина. М., 1987.
92. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб., 1997.
93. Лотман Ю., Успенский Б. О семиотическом механизме культуры // Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. Вып. V.
94. Мазель Л. Проблемы классической гармонии. М., 1972.
95. Мазель Л., Рыжкин И. Очерки по истории теоретического музыкознания. М.; Л., 1939. Вып. 2.
96. Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1998.
97. Маркс К. Капитал. Т. 1. М., 1932.
98. Мамардашвили М. Литературная критика как акт чтения // Как я понимаю философию. М., 1990.
99. Мамардашвили М. Лекции о Прусте. М., 1995.
100. Межуев В.М. Классическая модель культуры: проблема культуры в философии Нового времени // Культура: теории и проблемы. М., 1995.
101. Межуев В.М. Философия — это суть европейской культуры // Философские науки. 2000. № 1.
102. Мелетинский Е. Клод Леви-Строс. Только этология? // Вопросы литературы. 1967. № 4.
103. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
104. Мопассан Г. Ласки // Собр. соч.: В 12 т. М., 1958. Т, 10.
105. Нейгебауер О. Точные науки в древности. М., 1968.
106. Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка. М., 1994.
107. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995.
108. Неретина С.С., Огурцов А.П. Время культуры. СПб., 2000.
109. Новицкий И.Б. Римское право. М., 1993.
ПО. Ольденберг Г. Будда, его жизнь и община. М., 1995.
111. Орлова Э. Борис Асафьев. М., 1964.
112. Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.
113. Орлова Э.А. Культурная антропология в XX веке: объяснение униформности и многообразия культурных феноменов // Культура: теории и проблемы. М., 1995.
114. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
115. Осипов Г. Вступительная статья // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965.
116. Перепелкин Ю.Я. Частная собственность в представлении египтян Старого царства // Палестинский сборник. М.; Л., 1966.
117. Петрушевский Д.М. Очерки из истории средневекового общества и государства. М., 1922.
118. Пика делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // История эстетики. М., 1962. Т. 1.
119. Платон. Федон. Т. 2. М., 1993.
120. Платон. Апология Сократа // Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 1.
121. Платон, Пир // Платон. Собр. соч.: В 3 т. М., 1970. Т. 2.
122. Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева. М., 1974.
123. Подорога В.А. Ницше // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001. Т. 3.
124. Померанц Г.С. Постмодернизм // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001. Т. 3.
125. Порус В.Н. Наука — культура — цивилизация // Культура: теория и проблемы. М., 1995.
126. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. М., 1968.
127. Пушкин А.С. Сочинения. Переписка. М., 1941. Т. 13, 14.
128. Раугаенбах Б. Пространственные построения в живописи. М., 1980.
129. Рачков В.П. Техника и ее роль в судьбах человечества. Свердловск, 1991.
130. Разин В.М. Психическая реальность, способности и здоровье человека. М., 2001.
131. Разин В.М. Эзотерическое мироощущение в контексте культуры. ОНС. 1993. № 5.
132. Разин В.М. Как решали математические задачи в Древнем Вавилоне // Природа. 1980. № 6.
133. Разин В.М. Размышление о смерти и бессмертии (культурно-антропологический и эзотерический аспекты) // Параплюс. 1996. № 2.
134. Разин В.М. К проблеме метода научной реконструкции истории точных наук // Историко-астрономические исследования. М., 1989.
135. Разин В.М. Культурология. М., 1998-2001.
136. Разин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Красноярск. 1989.
137. Разин В.М. Путешествие в страну эзотерической реальности. Избранные эзотерические учения. М., 1998.
138. Разин В.М. Семиотические исследования. М., 2001.
139. Разин В.М. Эзотерический мир // Общественные науки и современность. 1992. № 4.
140. Разин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М., 1996.
141. Разин В.М. Психология: теория и практика. М., 1997.
142. Разин В.М. Диспозитив техники // Традиционная и современная технология. ИФ РАН. М., 1999.
143. Разин В.М. Здоровье как социально-философская и психологическая проблема // Мир психологии. 2000. № 1.
144. Разин В.М. Знание или схемы: познание мира или его конституирование? // КЕНТАВР. 2001. Вып. 27.
145. Разин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание. М., 1999.
146. Ратман X. Педагогический идеал еврейской школы // Рукопись. Архив журнала «Новая еврейская школа».
147. Рывкина Р. Евреи в постсоветской России — кто они? М., 1996.
148. «Сегодня». 1993. № 40.
149. Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных. М., 1980.
150. Степин B.C. Становление научной теории. М., 1967.
151. Стенин B.C. Научные революции как «точки» бифуркации в развитии знания // Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987.
152. Столяр А.Д. О генезисе изобразительной деятельности и се роли в становлении сознания // Ранние формы искусства. М., 1972.
153. Табачникова С. Мишель Фуко: историк настоящего // Фуко. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.
154. Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
155. Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891.
156. Федотова В.Г. Плюсы и минусы модели «догоняющей» модернизации // Модернизация и национальная культура. М., 1995.
157. Федотова В.Г. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук // Анархия и порядок. М., 2000.
158. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997.
159. ФлнерА.Я. Культура как смысл истории или обоснование исторической культурологии // Философские науки. 2000. № 1.
160. Фуко М. Воля к истине. М., 1996.
161. Фуко М. Что такое Просвещение // Вопросы методологии. 1996. № 1—2.
162. Фуко М. Герменевтика субъекта //Социо-Логос. М., 1991.
163. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.
164. Хейзинга И. Homo ludens // Хейзинга И. Соч.: В 3 т. М., 1997. Т. 2.
165. Хейердал Т. Аку-Аку. М., 1959.
166. Хесле В. Философия техники М. Хайдеггера // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991.
167. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. М.; Л., Харьков, 1997.
168. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.
169. Цветаева М. Мой Пушкин // Наука и жизнь. 1967. № 2.
170. Цымбурский В.Л. Остров Россия (Перспективы российской геополитики) // Полис. 1993. № 5.
171. Цымбурский В.Л. Полемика с А.С. Панариным // Модернизация и национальная культура. М., 1996.
172. Чавчавадзе Н.Э. О ценностном аспекте понятия нации // Философские проблемы культуры. Тбилиси, 1980.
173. Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика // Восток-Запад. М., 1988.
174. Шеманов А.Ю. Проблема единства культурологии: с позиции философа // Философия науки. 2000. № 1.
175. Шеркова Т. Выхождение в день // Архетип. 1996. № 1.
176. Штайнзальц А. Дом Иакова // Евреи и еврейство: Сб. историко-философских эссе. Иерусалим, 1991.
177. Штейнер Р. Очерк Тайноведения. М., 1916.
178. Щедровицкий Г.П. О методе семиотического исследования знаковых систем // Семиотика и восточные языки. М., 1967.
179. Щедровиикий Л.П. А был ли ММК? // Вопросы методологии. 1997. № 1-2.
180. Юнг К. Психология бессознательного. Из раздела «Архетипы коллективного бессознательного» // Культурология. Учеб. пособие и хрестоматия для студентов. Ростов н/Д, 1995.
181. Krober А., К, Kluclwhn. A Critical Review of Concepts and Definition. Cambridge, Mass., 1952.
182. Rattansi P. The Social Interpretation of Science in Seventeen Centura // Science and Society, 1600-1900. L., 1972.
Защищено на отлично!
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Создание электронного учебного пособия по разработке программ модульной структуры
Дипломная работа:
Создание электронного учебного пособия «Алгоритмизация»
Дипломная работа:
Электронное учебное пособие «первое знакомство с информатикой»
Дипломная работа:
Мультимедиа adobe captivate. электронное учебное пособие
ВКР:
Разработка электронного учебного пособия по информатике. раздел информационные модели.