Контрольная работа
«Становление теории принятия и разработки решений. Психологические особенности коллективных решений»
- 11 страниц
Тема 1. Становление теории принятия и разработки решений
1.1. Покажите связь философских представлений о соотношении свободы и необходимости с проблемой принятия решений.
1.2. Покажите, чем и по каким основаниям отличаются дескриптивная и нормативная теории принятия решения, продолжив заполнять следующую таблицу 1
Тема 9. Психологические особенности коллективных решений.
9.1. Нарисуйте кривую, отражающую зависимость между качеством решения и количеством членов группы.
9.2. Какие меры можно предпринять для преодоления феномена группового мышления?
9.3. В чем положительные и отрицательные эффекта конформизма? Приведите примеры из опыта разработки решений в Вашей организации.
ЛИТЕРАТУРА
Свобода - это одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.
Выделяется несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов. Во-первых, это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый и непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Это трудный и опасный путь, чреватый тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись в борьбу за свободу, попасть в еще худшее рабство. Во-вторых, это бегство от мира, когда человек не в силах обрести свободу среди людей и бежит в монастырь, в скит, в себя, в свой "мир", чтобы там обрести способ свободной самореализации. В-трётьих, человек адаптируется к миру, жертвуя в чем-то своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме.
Групповое мышление (термин употребляет Дж. Джанис (1)) скорее относится к процессу принятия решения группой. Джанис отмечает феномен группового мышления в специально организованных для «делания» решений экспертных группах: в сфере политики, экономики, управления.
Групповое мышление имеет несколько главных условий возникновения в группе:
1. Высокая сплоченность («высокая степень связанности» — Джанис) группы, которая ведет к принятию одобренной группой версии действительности. Все силы в группе работают на то, чтобы держать всех членов вместе. Это — мера желания членов группы держаться вместе, оставаться вместе как группа, принадлежать группе.
Участники такой группы более восприимчивы к взаимному давлению. Последствием высокой связанности группы является сокращение конфликтов в группе, избегание столкновения альтернативных мнений. Группа не хочет «раскачивать лодку» (Джанис). Сама групповая сплоченность — естественный и закономерный групповой механизм. Однако высокий ее уровень может привести к принятию решений с низкой вероятностью успешных результатов.
2. «Структурные недостатки» групповой организации. Этих недостатков или характеристик четыре:
- групповая изоляция (изоляция группы, изолированная группа), что приводит членов группы к сознанию собственной групповой важности;
- наличие директивного лидера, который ориентирует группу в выгодном для него направлении при выработке решения;
- однородность (гомогенность) группы, которая развивается вследствие недопущения (часто лидером) существования разных мнений или ценностей;
- отсутствие ясных процедурных норм, особенности в ситуации напряжения или стресса.
3. «Ситуационные провокационные контексты» (Джанис) или ситуации стресса. Групповое мышление не «функционирует» в обычных ситуациях. Но возможность его проявления увеличивается, когда способная к высокой связанности группа со структурными недостатками находится в ситуации кризиса, стресса. Во-первых, это приводит к чувству неуверенности и напряжению у участников группы, и они используют группу как средство создания ясности в решении проблем; во-вторых, у членов группы в стрессе происходит снижение самооценки и повышение оценки группы как средства выхода из кризиса. Все это придает группе высокую ценность и определяет стремление членов группы к быстрому и безболезненному единодушию. Все вышесказанное приводит к тому, что участники группы склонны подавлять собственные мнения, отказываться от собственных путей решения ради возможности «принадлежать» группе.
С точки зрения выработки решений эффективнее работать с нонконформистами – они отличаются оригинальностью взглядов, имеют собственное мнение и зачастую предлагают отличные решения. С точки зрения внедрения решения важна поддержка лидера, большинство членов группы поддержат решение с целью заслужить одобрение или избежать порицания других лиц, входящих в группу.
Задача руководителей, организующих совещания по принятию решений, состоит в том, чтобы учитывать эти эффекты и своевременно «блокировать» их негативное воздействие на работу группы.
1. Ерманский О.А. Научная организация труда в системе Тейлора. 2-е изд. — М., 1925.
2. История менеджмента: Учеб. пособие./Под ред. Д. В. Валового. — М.: ИНФРА — М, 1997.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури. Основы менеджмента. — М.: Дело 1992
4. Современное управление. Энциклопедический справочник. Том 1. 3. М.: Издатцентр, 1997
5. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. — М., 1991.
6. Файоль А. Общее и промышленное управление. — М., 1991.
Тема: | «Становление теории принятия и разработки решений. Психологические особенности коллективных решений» | |
Раздел: | Управление | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 11 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности социально-психологического развития трудового коллектива, предприятий малого бизнеса на стадии его становления в контексте ролевой модели эффективных команд Р. Белбин( на примере салона красоты)
Курсовая работа:
Система власти – методы и стиль управления на предприятиях АПК на примере
Курсовая работа:
Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования
Отчет по практике:
Технология научного исследования феноменов возрастной и педагогической психологии
Реферат:
Формы и способы педагогической работы со школьной молодежью (14-17 лет)