Курсовая работа
«Процесс самоорганизации и самоуправления в формальных организациях»
- 34 страниц
Введение….
1. Синергетический подход: аспекты самоорганизации и самоуправления….
2. Анализ использования самоорганизации и самоуправления в стратегическом управлении предприятием….
Вывод….
Заключение….
Список литературы….
Деятельность любой организации базируется на уставных документах, законодательных и нормативных актах, должностных инструкциях для персонала, подразделений, отделов, цехов. Наряду со штатной управленческой деятельностью в организации происходят процессы, связанные с появлением неформальных лидеров, с несанкционированной организацией и управлением, называемые самоорганизацией и самоуправлением. Они могут при определенных условиях помогать штатным процессам или мешать им.
Самоорганизация и самоуправление – это естественные процессы, свойственные живой и неживой материи. Однако эволюционное развитие цивилизации поставило их в подчинение формализованным иерархическим процессам на уровне государственного, муниципального и другого корпоративного управления.
Самоорганизация и самоуправление компенсируют неохваченные области управления в случае недостаточно профессионального управления, а также инициируют развитие искусственного (формального) управления и организации.
Самоуправление в организации должно быть вторичным процессом в организации после формализованного управления. Самоуправление как элемент творческого труда эффективно только в рамках разрешенных сфер деятельности и налоговых регламентов. Поэтому руководитель должен в первую очередь укреплять формализованное управление и по мере необходимости содействовать самоуправлению.
В любой организации формализованное управление и самоуправление должны сочетаться на каждом уровне иерархии управления.
Для достижения взаимодействия между руководителем и подчиненным необходимо удовлетворять потребности и интересы как человека (работника), так и самой организации (общества).
Процесс самоуправления должен регламентироваться законодательными актами и положениями только по ключевым элементам деятельности, к которым относится деятельность людей, связанная с международными нормами и ограничениями.
Управленческая деятельность должна способствовать защите прав человека, получению финансовой прибыли. В случае жесткой регламентации самоуправление вырождается в обычное управление с потерей ряда активизирующих деятельность потребностей и интересов.
Цель работы: рассмотреть процесс самоорганизации и самоуправления в формальных организациях.
В ходе работы были сделаны следующие выводы:
Школы менеджмента делали предметом своих поисков наиболее эффективные способы воздействия субъекта на объект управления, чтобы за счет полного использования физического, интеллектуального, психологического, творческого и иного потенциала достичь поставленных стратегических целей.
В настоящее время предпринимаются многочисленные попытки спроецировать на современный менеджмент результаты исследований в области теории управления, синергетики, теории систем, которые тем или иным образом опираются на синергетический подход и теорию самоорганизации.
Процесс реорганизации является самоорганизацией, а сама организация задает лишь внешний вектор, требующий активизации и использования внутреннего потенциала человека, в этом случае сотрудник наделен самостоятельностью и свободой, которые в то же время неразрывны с ответственностью.
Самоорганизация и самоуправление на предприятии существуют наряду с формальной управленческой деятельностью, выражаются в происходящих нештатных процессах, несанкционированном управлении и организации. В настоящее время самоорганизация находится в подчиненном отношении по сравнению с формализованными процессами.
Применение синергетического подхода целесообразно еще и по той причине, что организация как инструмент бизнеса начинает исчерпывать свои возможности, подразделения, составляющие ее структуру утрачивают свое системообразующее значение, тем самым организация постепенно сливается с внешней средой.
Процесс формирования, принятия и реализации стратегических решений распределен между руководителями разного уровня, что позволяет им вносить в него свои опыт, знания (далеко не всегда формализуемые) и интуицию. Барьеры, существующие между работниками планового отдела; лицами, реализующими стратегию; лицами, использующими стратегию; клиентами предприятия, порождают классы серьезных проблем по согласованию и координации деятельности. Множество различных точек зрения и указанные барьеры порождают опасность формирования внутренне противоречивой стратегии, что указывает на проблему согласования и координации усилий различных подразделений и специалистов в процессе формирования и реализации стратегии.
Облегчая предприятию возможность гибко реагировать на изменения окружающей среды и конъюнктуры рынка, горизонтальные связи способствуют минимизации упущенной выгоды путем принятием на основе самоорганизации таких решений и создания такой структуры, которые способствуют наиболее полной реализации возможностей среды.
При правильном распределении компетенции у директората остаются задачи формирования и поддержания «правил взаимодействия», которые обеспечивают целостность развития предприятия, согласованность стратегии, управление общими службами и общественными благами, принятие подразделениями решений, выгодных для предприятия. У подразделений - текущие задачи, поиск новых и поддержание лояльности старых клиентов, организация оптимальной деятельности подразделений в рамках заданных директоратом «правил взаимодействия».
Управление «правилами взаимодействия» (процессами самоорганизации) сложная задача, порождающая ряд новых проблем координации деятельности, согласования интересов, настройки и изменения культуры корпорации.
К числу основных факторов самоорганизации предприятия относятся возможные состояния равновесия предприятия и уровень его фондовооруженности, стадии развития предприятия и рынка, корпоративная культура, накопленный опыт, тип управления персоналом.
Использование неквалифицированного труда заставляет, особенно в условиях текучести кадров, делать ставку на дисциплину и выполнение норм, предписаний и инструкций, исполнение которых подлежит контролю. Усиливается исполнительная вертикаль, и снижаются требования к уровню квалификации исполнителей.
Все это отражается и в корпоративной культуре. Низкая квалификация работников и жесткая дисциплина ставят дисциплину и исполнение предписаний на одно из первых мест в системе ценностей корпорации. Принятие собственных решений и проявление инициативы не поощряется ввиду низкой квалификации сотрудников. Система оплаты в такой ситуации обычно привязывается не к конечному результату, а к соблюдению дисциплины и предписаний, что также способствует формированию административно-ориентированной системы ценностей. Принятие решений и координация параллельных функциональных служб производятся при помощи исполнительной вертикали.
Высокая квалификация и делегирование полномочий позволяют работникам принимать собственные решения, что способствует замене административно-ориентированной системы ценностей на рыночно-ориентированную, что разгружает исполнительную вертикаль за счет использования горизонтальных связей для координации деятельности специалистов и подразделений.
Основное содержание стратегического управления на основе способности к самоорганизации (в отличие от управления, когда эта способность не рассматривается) заключается в том, чтобы перевести предприятие из низшего состояния равновесия в верхнее положение не столько за счет привлечения инвестиций, сколько счет повышения управленческой культуры и производительности труда персонала.
1. Брун М. Гиперконкуренция: характерные особенности, движущие силы и управление // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 3. С. 104-109.
2. Варнеке Х.-Ю. Революция в предпринимательской культуре. Фрактальное предрприятие: Пер. с нем. – М.: МАИК Наука / Интерпериодика, 1999.
3. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес–системах. – М.: Финпресс, 2001.
4. Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация. Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции. М.: Academia; Наука, 1999.
5. Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. Институциональная экономика. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
6. Макаров А. М. Стратегическое управление хозяйственной организацией в условиях становления постиндустриальной экономики. Ижевск: ИЭиУ УдГУ, 2004.
7. Менеджмент XXI века / Под ред. С. Чоудхари. М.: Инфра-М, 2002.
8. Сендж П. Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации: Пер. с англ. – М.: Олимп-бизнес, 2003.
9. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.
10. Тарасов В., Цыбин А. Новая конкурентная стратегия – построение самообучающихся предприятий // Проблемы теории и практики управления – 2005. – № 1. С. 76 – 84.
11. Теория организации / Иванова Т.Ю., Приходько В.И. – СПб.: Питер, 2004.
12. Шалыпеггер Ш. Формирование и реализация претензий групп интересов, связанных с предприятием // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 6. С. 67-72.
13. ЭльсницД., фон дер. Время вступления на рынок и успех предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 2. С. 110-115.
Тема: | «Процесс самоорганизации и самоуправления в формальных организациях» | |
Раздел: | Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 34 | |
Цена: | 800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Учет и налогообложение в бюджетных организациях
Дипломная работа:
Организация научно-исследовательской деятельности студентов в процессе изучения правовых дисциплин в образовательных организациях среднего профессионального образования
Дипломная работа:
Формирование кадрового резерва в образовательной организации профессионального образования
Дипломная работа:
Формирование и совершенствование кадровой политики организации (ФГПУ НИИ «Восход»)
Дипломная работа:
Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных организациях (сга)