Контрольная работа
«Институт образования»
- 20 страниц
Введение 3
1. Образование и общество. Функции института образования 5
2. Проблемы образования в современной России 8
Практические задания 12
1. Проанализируйте значение образования для социализации личности 12
2. Перечислите факторы, которые влияют (позитивно и негативно) на качество высшего образования 14
3. Рассмотрите причины образовательного бума в современной России 15
Заключение 18
Список литературы 20
Образование – это обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением. На представлении учения специализируется школьные, дошкольные и высшие, базовые и специальные учебные заведения, а также различные субъекты, влияющие на процесс развития и обучения личности. «Школа» — это греческое слово, означающее «времяпрепровождение», «досуг». И это не просто так: в системе образования молодой человек находится до четверти века под контролем педагогов, воспитателей в учебное и во внеучебное время. Посему ставится задача именно образованию формировать законопослушных граждан, относящихся с уважением к нормам, традициям, властным институтам. Правда, на этот счет есть и другие точки зрения. В 1971 г. в США вышла книга Ивана Иллиха «Общество, отказавшееся от образования». Автор предложил отменить обязательное обучение, запретить спрашивать документы об образовании при приеме на работу. По его мнению, школа не развивает ребенка, а готовит детали для общественной машины, подавляет личность. Этим был поставлен вопрос о реформации образования и его ограничении: что правильного в системе образования и чему эта система должна содействовать для индустриального развивающегося общества. Другими словами следовало определить и чётко разграничить функции системы образования.
Этому вопросу уделяли значительное внимание такие учёные, как Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Герберт Спенсер. По мнению Эмиля Дюркгейма основной функцией образования является передача ценностей господствующей культуры. По мнению Макса Вебера социальные функции образования связаны с экономическими, политическими процессами, которые происходят в обществе на данном этапе. Для примера можно взять образование в оккупации. Именно после оккупационных режимов нацистской Германии, после второй мировой войны проблемы образования выходят на новый виток своего развития; социология образования образовалась как самостоятельная область знаний.
На данном этапе функциями образования занимаются Я. Щепанский, В.А. Конева, Н.Д. Сорокина и др.
Вхождение в европейский простор, подписание Болонского договора, внедрение кредитно-модульной системы, развитие учебных заведений инновационного типа требуют нового подхода к феномену образования, а прежде чем найти новые организационные формы обучения и воспитания, обновить содержание учебно-воспитательного процесса следует выделить функции образования, проблемы образования в современной России. Это и является целью представленной работы.
1. Образование и общество. Функции института образования
Социальный институт образования это организация деятельности и социальных взаимодействий, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены необходимостью развития способностей и социализации индивидов, передачи им накопленных знаний, умений и навыков с целью приумножения последних в интересах сохранения общества, его развития, совершенствования и гармонизации.
Институт образования обладает специфическими особенностями, которые проявляются, в частности, в следующем [3, с.55]:
- это подлинно социальный институт, так как в нем реализуются социальные интересы представителей всех без исключения общественных классов и социальных групп;
- он задает тональность в развитии и совершенствовании общества, его участники это люди разных возрастов и поколений; - это специализированная сфера самовыражения личности как субъекта социальных взаимодействий;
- это такая форма организации жизни, при которой происходит одноцелевое взаимодействие индивидов, представляющих различные социальные статусные группы и значительно различающиеся по своим знаниям, навыкам, опыту.
Социальная организация института образования строится с учетом горизонтальных и вертикальных перемещений его субъектов. Горизонтальная организация выражает переход человека из одного состояния развивающегося обучения и воспитания в другое. В настоящее время в Украине действует такая горизонтальная организация: дошкольное образование и воспитание; общее среднее образование; внешкольное образование и воспитание; профессионально-техническое образование; средне-специальное образование; высшее образование; последипломное образование; аспирантура, докторантура; самообразование.
Суть вертикальной организации заключается: в упорядочении социальных взаимодействий между субъектами образования; в обеспечении рациональных, целенаправленных социальных действий и взаимодействий между различными типами школ с целью взаимообогащения опытом обучения и воспитания, повышения учащихся по ступенькам знаний, умений, навыков и максимального раскрытия способностей обучаемых и обучающих [5, с.47].
Социальные институты образования, независимо от общественно- экономического устройства и политической организации, ряда других особенностей той или иной страны, выполняют следующие общие функции:
- социального воспроизводства /репродуктивную/;
- социального перемещения /изменения социального статуса/;
- культурно-репродуктивную;
- коммуникативную;
- селективную;
- социального регулирования и контроля;
- инструментальную.
Функция социального воспроизводства состоит в том, что образование репродуцирует различные стороны социальной жизни. За счет образования происходит накопление непосредственно духовного и опосредованно материального богатства общества. Суть этой функции выражается через социально-экономическое развитие, которое в конечном итоге выигрывает та страна, у которой лучшая система образования. Функция социального перемещения связана с изменением положения человека в обществе.
Образование дает основание для изменения социального статуса личности. В этом случае многое определяется социальными ориентациями обучающегося.
Как резюме, можно заключить, что образование в современном мире, благодаря её функциям, играет интегративную роль при формировании социальных общностей, социальных институтов общества, формировании взаимодействующей личности. Образование является единственным институтом общества, на котором строится наибольшее количество взаимоотношений между социальными общностями и представителями их. Образование является ведущим мотивом в каждой деятельности. В капиталистическом развитии общества значительную роль играет предпринимательство и т.п. Благодаря вложений в качественное образование значительно увеличивается мощность экономики страны. Образование готовит для человечества готовые образцы поведения и обуславивает возможность развития их. Именно благодаря образованию осуществляется обмен знаниями, информацией, а, следовательно, и возможностями между слоями общества, между коллективами, государствами, людьми; так осуществляется коммуникативная функция образования. Всякие функции образования обуславливают взаимодействие, интеграцию в обществе, что обуславливает гуманитарная функция образования, из которой происходят все остальные функции института образования, роль и значение которых в обществе очень существенные.
Функции института образования условно можно поделить на социально-культурные, социально-экономические, социально-правовые. При этом эти функции взаимообогащаются. Деление является всего лишь условным, так как существуют функции, не входящие ни в один из классов или причислить которые можно в несколько.
Роль этих функций заключается в том, что гуманистическая функция определяет развитие системы образования и воспитания на постсоветском пространстве; благодаря тому, что распространение информации стало значительным, требуется выпускать уже не узкопрофильных специалистов, а компетентных личностей, благодаря чему преобразуются социально-культурные функции образования и функция социального и культурного изменения, что предполагает уже гуманитаризацию процесса образования и более гибкую подготовку квалифицированных кадров учебных заведений.
1. Арапов М. В. Образование по-русски: иллюзии и реальность // Энергия. 2002. N 9.
2. Арапов М. В., Либкинд А. Н., Маркусова В. А., Минин В. А. Фундаментальные научные исследования в отечественных провинциальных вузах // Научно-техническая информация. Сер. 1.2004. N5.
3. Архангельская Н. Кто беден в России // Эксперт. 2004. N 16.
4. Высшее образование в России - 2002. Статистический сборник. М.: Инфра-М, 2003.
5. Забелин А.Г. Задачи профессионального образования страны на современном этапе. - М.: «Макс-Пресс». 2005.
6. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997.
7. Плаксий С. И. Блеск и нищета российского высшего образования. М.: Цифра, 2004.
8. Полетаев А. В., Савельева И. М. Спрос и предложение услуг в сфере среднего и высшего образования в России. М.: Флинта, 2001.
9. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000 - 2001 годы - Государственный доклад. Министерство образования Российской Федерации. М.: наука, 2002.
10. Проблемы доступности высшего образования. Препринт WP3/2003/01/ Независимый институт социальной политики. М.: Наука, 2003.
11. Соломатин А. М. Платность и доступность образования: взаимоисключение или взаимодополнение? // Университетское управление: теория и практика. 2001. N 2(17).
12. Якуба Е.А. Социология. Учебное пособие для студентов, Харьков: Издательство "Константа", 2006
Тема: | «Институт образования» | |
Раздел: | Социология | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 20 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Совершенствование системы наставничества в условиях цифровизации образования
Дипломная работа:
Управление довузовским образованием (на примере Ростовского архитектурного института)
Дипломная работа:
ЕГЭ как институт образовательного права
Реферат:
Семья как социальный институт
Магистерская работа:
Мониторинг рынка труда в сфере образования республики башкортостан