Доклад

«Социальная политика»

  • 55 страниц
Введение

Принятый в рамках существующего законодательства курс на развитие местного самоуправления, несомненно, создает новые условия для деятельности муниципальных органов власти и управления, более широкие возможности их взаимодействия, вытекающие из общей логики и концепции территориальной самостоятельности. Однако, если взаимоотношения субъектов на уровне регионов РФ в целом определены, то взаимодействие муниципальных органов управления, местных властей с предприятиями и организациями социальной сферы, находящимися на территории последних, требуют специального рассмотрения. Причин тому несколько.

Во-первых, это происходящее на фоне общего спада экономики обострение существовавших прежде и появление новых (бедность, падение уровня жизни многочисленных групп населения, безработица) социальных проблем, рост социальной напряженности и многое другое, к чему в должной мере оказались не готовы органы власти на местах.

Во-вторых, становление и развитие рынка в социальной сфере происходит в условиях преобразования системы управления в направлении перехода от существовавшей прежде командно-административной системы к системе, основывающейся на принципах рыночной экономики. Но за этот период в жизни российского общества не бели созданы прочные основы методологии управления социальной сферой в изменившейся системе общественных отношений.

В-третьих, игнорирование социальной составляющей процесса реформирования экономики муниципальных образований не способствует разработке не только единой социально-экономической стратегии развития территории, но и политики социального развития в муниципальном образовании.

В-четвертых, требует уточнения сущность системы управления социальной сферой муниципальных образований, так как данная область управления отличается рядом особенностей. К числу таковых следует отнести высокую социальную значимость проблемы обеспечения населения услугами отраслей социальной инфраструктуры, необходимость выделения в системе управления социальной сферой федерального, регионального и местного компонентов (по оказанию бесплатной медицинской помощи населению, обеспечения занятости, защиты социально уязвимых слоев населения), важность точного разделения полномочий и ответственности в управлении социальной сферой муниципального образования между участниками управленческой вертикали.

Фрагмент работы

1 Социальная сфера РФ и проблемы ее развития

1.1 Задачи и принципы социальной политики в РФ

Социальная политика - политика государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Она реализует конституционные права граждан. Инструментами реализации служат программы, нормы и нормативы финансирования, стандарты, законы, гаранты.

Экономическая политика ориентируется на экономический рост и преумножение материального богатства, что расширяет свободу выбора в сфере распределения и открывает широкие возможности для реализации социальной политики. Социальная политика представляет собой основу программ развития партий и общественных групп, их мировоззренческих установок, объект политических разногласий. Существует два способа оптимизации социальных и экономических сторон развития общества: радикальный (централизованная модель социальной политики); эволюционный (западная модель социального государства). По обеим моделям государство отвечает за уровень жизни всего населения, происходит рост социальных расходов. Функциональные направления социальной политики:

- социальное обеспечение;

- социальное страхование;

- социальная помощь (благотворительность).

Этапы формирования системы социальной защиты населения:

1. Выделение из всего населения целевых групп, нуждающихся в социальной защите. Применяются механизмы контроля и критерии определения семейных доходов.

2. Привязка помощи к конкретным регионам страны или социальным группам населения.

3. Оценка уровня жизни для правильного определения целевых групп минимальная потребительская корзина.

4. Выбор способов предоставления пособий, дотаций, льгот в денежной или натуральной формах.

На современном этапе делается ставка на усиление роли системы трудовой и предпринимательской мотивации, на индивидуальный принцип зарабатывания эффективным трудом своего материального благополучия, на преодоление уравнительных иждивенческих тенденций.

Можно назвать следующие направления реформирования социальной сферы РФ:

1) Для обеспечения обоснованности и стабильности финансирования социальной сферы необходимо:

- уточнить состав и структуру прожиточного минимума в целом и по регионам, приближение МРОТ, пенсии и других социальных пособий к реальной величине прожиточного минимума;

- уточнить перечень социальных расходных статей бюджета.

2) Создание социально-ориентированного механизма бюджетного федерализма:

- четкое разграничение полномочий и предметов ведения в социальной сфере, утверждение общефедеральных социальных гарантий, региональных, повышающих уровень обеспечения, обоснование нормативов трансфертов регионам на выплату пособий по малообеспеченности, пособий по безработице на уровне регионального прожиточного минимума.

Заключение

Цель социальной политики – последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ. Важнейшими задачами муниципальной социальной политики, в том числе и социальной политики г. Новороссийска, является обеспечение целостности муниципального образования, его устойчивости и возможности динамичного развития, недопущение социальных конфликтов.

Поэтому муниципальное управление в социальной сфере заключается в осуществлении органами муниципального управления управленческой деятельности, направленной на поддержание и развитие основных отраслей социальной сферы муниципального образования, обеспечение целостности местного сообщества в соответствии с предоставленными законом полномочиями.

Специфика муниципального управления в социальной сфере состоит в сочетании двух видов воздействия: административного (государственного) и самоорганизации (самоуправления) и достижении целостности этих видов. Правовое регулирование управленческой деятельности органов муниципального управления в социальной сфере осуществляется большинством отраслей российского права, нормативно-правовыми актами, принимаемыми как на уровне Российской Федерации и ее субъектов, так и на уровне муниципальных образований, поэтому муниципальное управление в социальной сфере является деятельностью подзаконной и подконтрольной.

Анализ содержания деятельности органов местного самоуправления в социальной сфере позволяет сделать вывод о том, что социальная сфера является наиболее «управляемой» сферой с точки зрения возможности правового воздействия на ее состояние и развитие различными административно-правовыми средствами.

Современное состояние экономики и социальной сферы г. Новороссийска, к сожалению, не отвечает потенциальным возможностям этого города, поэтому необходимо создание условий для последовательного повышения уровня и качества жизни населения, развития перспективных экономических направлений и значительного увеличения доходной части местного бюджета, необходимо формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения.

Российское местное самоуправление переживает очередной переходный период, связанный с переосмыслением основ его организации, изменением законодательной базы. Формирование новых концептуальных основ организации публичной власти должно привести к появлению действенной, социально ориентированной местной власти. Следует признать, что эффективно действующая модель социальной политики, проводимой органами местного самоуправления, до настоящего времени не создана.

Поэтому только установление оптимальной модели муниципального управления, детальное законодательное закрепление полномочий органов муниципального управления в социальной сфере, изменение структуры местных и регулирующих налогов будет способствовать продолжению формирования местного самоуправления как института властных полномочий, совершенствованию системы управления социально-экономическими процессами в России, осуществлению государственных реформ и муниципального управления с учетом мнения населения на местах.

Список литературы

1. Горбунов Г.Ф. Стратегия развития социальной сферы региона. - СПб., 1998. – 517с.

2. Иванова С.А., Тишин Е.В. Стандарты качества жизни в системе социального управления. – СПб., 1998. - 610с.

3. Куракова Л.П., Викторов В.Н. Роль и значение социальной сферы в региональном развитии // Основы экономической теории. Кн.2. – Москва, 1999. – 295с.

4. Рабочая программа и методические указания по курсу «Экономика и управление социальной сферой» (для специальности «Менеджмент»). – СПб., 2000.-186с.

5. Реформа социальной сферы: федеральный и региональный аспекты // Экономист, 2004, № 5, 14-18с.

6. Тишин Е.В. Теоретические основы формирования социальной политики на местном уровне // Гуманитарные науки, 1997, № 2.- 311с.

7. Дмитриева Т.Б., Стародубов В.И. Социальная политика в сфере здравоохранения РФ // Социальная политика государства. – М., 1997, с. 261-288.

8. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». – СЗ РФ. М., 1995, № 35, - ст. 3506.

9. Социальные аспекты: российские реформы. – М. 1998.

10. Социальная политика государства: материалы Всероссийской конференции «Проблемы регулирования социальной политики государства: состояние и перспективы», Москва, 14 апреля 1997г. – М., 1997.

11. Солянникова С.П. Бюджеты территорий, М., 1995, с. 5-26.

12. Проблемы законодательства в части регулирования вопросов управления социальной сферой муниципального образования // Муниципальная власть, 2004, № 7, 29-31с.

13. Управление развитием: насущные проблемы и возможные варианты решений // Муниципальная власть, 2003, № 6, 20-23с.

14. Стратегический анализ социально-экономического развития муниципального образования: методологический аспект // Муниципальная власть, 2003, № 6, 25-30с.

15. Здравоохранение РФ (современное состояние, пути долгосрочного развития). – Москва, 2003.

16. Материалы администрации г. Новороссийска за 2003, 2004 годы – социальная сфера.

17. Муниципальное планирование. Учебное пособие // Под ред. Рохчина В.Е., Чекалина В.С. – СПб., 1999.

18. Проблемы городского здравоохранения // Под ред. Н.И. Вишнякова. – СПб., 1996.

19. Проект основных положений (концепция) государственной политики развития местного самоуправления в РФ // Российская газета, 1999, 13 апреля.

20. Рутгайзер В.М. Социальная сфера. Проблемы планирования, М., 1996.

21. Структурные проблемы развития экономики социальной сферы в рыночных условиях //Под ред. Е.Н. Жильцова, П.Н. Ломанова. – М., 1999.

22. Юферев О.В. Планирование социально-бытовой инфраструктуры. – М., 1999.

23. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

24. Муниципальное управление. Учебно-методическое пособие. – М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2001.

25. Муниципальный менеджмент. Учебное пособие / Под ред. Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 1998.

26. Основы местного самоуправления в Российской Федерации (введение в муниципальное управление) Учебно-методическое пособие. – М.:РИЦ «Муниципальная власть», 2000.

27. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований. Учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. Е.В. Тишина. Учебно-методическое пособие. – М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2001.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика