Доклад

«Курс лекций «Территориальная организация населения». Часть 1.»

  • 119 страниц
Введение

Территориальная общность как категория социально-экономической географии.

Понятие «территориальная общность» (территориально- социальная общность, ТО) в последние годы признается одним из ключевых понятий социально-экономической географии. Среди множества определений территориальной общности цели данного исследования отвечает подход, предложенный Б. С. Хоревым, который называет территориальной общностью совокупность людей, население, объединяемое определенными социальными связями на определенной территории, выступающей в качестве предпосылки формирования общих интересов и характера деятельности° (Хорев, 1981, с.26).Отношения между людьми, вытекающие из факта проживания на общей территории, характеризуют ТО как территориально-социальную (или территориальную социально- экономическую) систему, представление о которой более принято в социально-экономической географии. Внутренние, системообразующие связи ТО представляют собой непосредственные и опосредованные взаимодействия людей: межличностное общение, совместный труд и отдых, совместное пользование объектами инфраструктуры, природной среды и т.д.

Внутрисистемные связи ТО, как правило, имеют стохастический характер - например, межличностное общение. Определить границу ТО по таким видам связей можно лишь условно, через определенный предел вероятности. Другие внутрисистемные связи более четко структурированы, имеют определенные объекты-организаторы (учреждения сферы обслуживания, органы территориального управления и т.д.). Подобные объекты-организаторы выступают в роли узлов элементарных пространственных систем взаимодействий, которые формируют =живую ткань° ТО. Пространственное наложение элементарных узловых систем различных по функциональному назначению объектов-организаторов формирует пространство ТО - территорию наибольшей вероятности взаимодействий. Задача определения границ ТО значительно облегчается при наличии административных границ, которые четко фиксируют на территории определенные виды взаимодействий, в первую очередь посредством местных органов управления как одного из видов организующих центров.

Исходя из представлений об основных видах системообразующих связей выделяют два класса территориальных общностей.

Нормативные, которые рассматриваются в заранее установленных границах. Они подразделяются на конституированные, имеющие официальные административные границы, и неконституированные, имеющие нестрогие границы в рамках кустовых, внутриобластных и межобластных систем расселения. Самоорганизующиеся системы («групповые», «контактные»), границы которых выделяются по зонам тяготения к определенным объектам-организаторам территории.

Представления о целях социально-экономического развития общностей разного типа и ранга и способах их достижения связывают с понятием территориальных интересов (ТИ). Предпочтительное состояние как выражение целей развития ТО описывается множеством параметров, поэтому территориальные интересы любой общности могут быть разбиты на множество частных интересов. По аналогии с оценкой экономико-географического положения, выполняемой по единой схеме для разных географических объектов, мы можем, используя типовую методику, получить комплексную по форме, но индивидуальную по содержанию характеристику территориальных интересов той или иной общности. Вся совокупность Территориальных интересов разделена нами на четыре основные группы: социальные, экономические, экологические и духовные. Экологические интересы занимают особое место: для некоторых ТО, прежде всего локальных, они имеют четко выраженную социальную окраску и поэтому включены в группу социальных интересов. Для других общностей интересы, связанные с природопользованием, выступают прежде всего как экономические - для ТО села, области и включены в группу экономических интересов. Широкий экологический интерес обеспечения качества среды обитания присутствует у всех территориальных общностей, но реализуется через действия специальных органов контроля и управления только на уровне города и региона. Для таких ТО экологические интересы выделены в самостоятельную группу. На уровне внутригородских и сельских общностей этот интерес имеет социально-экологическое содержание и обеспечивается прежде всего разумной планировкой и благоустройством территории.

Фрагмент работы

Тема 1 Территория и Границы РФ – фактор развития российского государства.

Вопросы:

1. Исторические аспекты развития территорий России.

2. Формирование территориальных структур в дореволюционной России.

3. Основные направления развития территорий России.

4. Экономико-географические проблемы развития территориальных структур в России.

1. Ресурсный, экономический потенциал России, ее территория, население, производственные и научно-технические фонды, природные ресурсы, транспортная и информационная инфраструктура – огромны, что создает прочную основу для прогресса управляемых рыночных отношений, а значит – экономики, культуры, благосостояния народа. Территория (свыше 17 млн. км2) – самая обширная из всех государств, а по численности населения (около 150 млн.чел) страна занимает шестое место в мире.

Вместе с тем есть и факторы, осложняющие экономическое и геополитическое положение России. Основная часть ее территории расположена в умеренном и холодном агроклиматических поясах, и лишь 2/5 общей площади – относительно благоприятны для сельского хозяйства и проживания населения. Исторически сложился территориальный разрыв между размещением главных природных богатств и основным массивом расселения. Например, районы Европейской части страны сосредотачивают 4/5 всего населения и лишь 1/10 – топливно-энергетических ресурсов.

В связи с большой протяженностью территории – 9 тыс.км с запада на восток и 4 тыс.км с севера на юг – обостряются проблемы транспортной доступности и издержек на перемещение товаров и людей, а также обмена деловой и культурной информацией. К этому добавляется ухудшение геополитического положения страны после разрушения СССР (утрата ряда важных источников минерального сырья, промышленных баз, морских портов, отошедших в ближнее зарубежье, снижение снабженческо-сбытовых и кооперационных связей с бывшими советскими республиками и т.д.). Продолжить.

2. Рассматривая исторические аспекты ТОН, следует затронуть и вопросы формирования территориальных органов государственного управления в дореволюционный период. Наиболее заметными были реформы регионального управления в начале XVIII в., когда по указу Петра I были созданы новые административно-территориальные единицы — губернии. В 1708 г. их было 8: Московская, Ингерманландская (с 1710г. переименована в Санкт-Петербургскую), Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская, Сибирская). В 1719—1720 гг. губернии были разделены на 45 провинций (позднее их стало 50).

Губернии управлялись назначаемыми царем губернаторами, генерал-губернаторами. Таким образом, институт губернаторства имеет глубокие исторические корни. Деление России на губернии диктовалось, с одной стороны, экономическими причинами, с другой — военно-политическими (не случайно многие губернаторы были военными), учитывался и природно-географический фактор. Так, 5 губерний — Ингерманландская, Рижская, Архангелогородская, Азовская и Астраханская — считались приморскими.

В 1712г. при губернаторах были созданы так называемые особые советы — ландраты. Предполагалось, что это будет представительный своеобразный орган губернии, избираемый всеми дворянами городов или провинций. Однако эта идея не была реализована, ибо не было фактически нормативных документов, регулирующих процедуру голосования. В силу этого формировал ландраты Правительствующий Сенат на основании списков кандидатов, которые поступали из губерний. Интересная деталь: преимущественным правом стать членом ландрата по указу 1716 г. пользовались офицеры, уволенные с действительной службы по ранению или по выслуге лет и не имевшие деревень.

Каким был статус ландратов? По указу 24 апреля 1713 г. ландратам было поручено «все дела с губернатором делать и подписывать», «губернатор у них не яко властитель, но яко президент». Ландраты не входили в систему губернаторской власти. И хотя они наделялись не только функциями консультационными, но и определенного контроля над деятельностью губернаторских учреждений, это было, так сказать, теоретически, фактически же ландраты находились под влиянием губернатора. Права губернаторов были весьма значительными: они выполняли административные, полицейские, финансовые, судебные функции, командовали войсками, находящимися на территории губерний. В состав администрации губернатора входили вице-губернатор, ландрихтер (руководитель судебными делами), обер-комендант (руководитель военного управления), обер-комиссар и обер-провиантмейстер (руководитель финансами, провиантскими сборами).

В ноябре 1775 г. было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи». Во вводной части этого документа отмечалось, что необходимость нового реформирования связана с тем, что существующие губернии весьма обширны по размерам, несовершенна структура губернского управления.

При Екатерине II число губерний было увеличено до 51. Столичные губернии и крупные регионы (в них входило по две губернии) теперь возглавлялись крупными сановниками и ответственными перед царицей наместниками. Они наделялись, как правило, чрезвычайными полномочиями. Губернии управлялись губернаторами, назначаемыми Сенатом, и губернскими правлениями (последние, как и ландраты, фактически были в подчинении у губернаторов). Все должностные лица и учреждения регионов (губерний) подразделялись на три группы. Первая — административно-полицейская — включала губернатора, губернское правление и Приказ общественного призрения (этот орган состоял из заседателей от губернских сословных судов и управлял школами, медицинскими и благотворительными учреждениями, «работными» и «смирительными» домами). Второй группой губернских учреждений были финансово-хозяйственные. Основной из них была казенная палата, в функции которой входили налоговые дела, финансовый контроль, руководство государственным имуществом, подрядами, надзор за частной торговлей и промышленностью, ведение учетно-статистическои работы по ревизиям — переписям населения. Как правило, руководил казенной палатой вице-губернатор.

И, наконец, к третьей группе губернских учреждений относились судебные — палаты уголовного и палата гражданского суда. В губерниях того времени функционировали верхний земский суд для дворян, губернский магистрат — для горожан, верхняя расправа — для государственных, дворцовых крестьян, ямщиков. В губерниях также существовала прокурорская служба во главе с губернским прокурором.

В середине XIX в. в России уже насчитывалось 52 губернии, их возглавляли генерал-губернаторы, которые подчинялись Министерству внутренних дел. В администрацию губернатора входили канцелярия, правление, различные комитеты и комиссии, присутствия. Заметную роль играли губернские дворянские собрания — коллективные органы местной дворянской корпорации.

Заключение

1. «Депрессивные регионы». Это районы с высокой безработицей, высокой скрытой безработицей и низким уровнем жизни населения. Работа по становлению рынка труда в таких районах носит вялотекущий характер. Здесь целесообразно проведение мероприятий по дополнительному стимулированию развития малого и среднего бизнеса, развитие самозанятости, введение и активное использование режима неполного рабочего дня, выделение дотаций и субсидий из бюджетов различных уровней, изменение коэффициента сменности.

2. «Регионы переходного периода». Это районы с высокой безработицей, низкой скрытой безработицей и низким уровнем жизни. Здесь деятельность по становлению рынка проводится, но желаемый уровень развития регионального хозяйства пока не достигнут. Для таких регионов можно рекомендовать, наряду с изложенным выше, организацию подготовки и переподготовки кадров, увеличение пособий по безработице и других дотаций из фонда занятости, обеспечение финансовой поддержки убыточных предприятий.

3. «Регионы становления». Это районы с низкой безработицей, невысокой скрытой безработицей и относительно высоким (по сравнению с двумя предшествующими группами) уровнем жизни. В этих районах элементы рыночной экономики приобретают доминирующий характер, что находит проявление в положительной динамике уровня доходов населения (при сохранении значительной дифференциации доходов у отдельных категорий и групп населения). Для регионов становления важными мероприятиями являются подготовка и переподготовка кадров, увеличение притока инвестиций и открытие новых рабочих мест, санация предприятий и проведение структурной перестройки хозяйственного комплекса.

4. «Кризисные регионы». Это районы с низкой безработицей, высокой скрытой безработицей и низким уровнем жизни. Здесь реализация мероприятий, направленных на реформирование экономики, носит формальный характер и не затрагивает глубинных основ, обусловивших возникновение и развитие кризисных явлений в российской системе хозяйствования. Для регионов кризисного состояния в качестве первоочередных мер выступают подготовка и переподготовка кадров, стимулирование малого и среднего бизнеса, санация предприятий.

5. «Стабилизационные регионы». Это районы с высокой безработицей, низкой скрытой безработицей и высоким уровнем жизни. Здесь реформы проводятся весьма интенсивно. Для регионов стабилизации актуальными проблемами являются стимулирование малого и среднего бизнеса, развитие самозанятости, увеличение притока инвестиций, миграция рабочей силы в другие регионы и т.д.

Государственное регулирование занятости населения на региональном уровне направлено на учет многообразных особенностей развития субъектов РФ. Только на такой основе возможна разработка комплекса мероприятий по созданию условий для обеспечения продуктивной, свободно избранной занятости населения в рамках конкретных территорий с учетом природно-географических и национально-этнических факторов, различных форм собственно-сти, размеров и отраслевой (ведомственной) принадлежности предприятий и т.п.

Широкие возможности для стабилизации региональных рынков труда открывает использование нестандартных организационных форм, к которым следует отнести некоторые весьма специфические виды занятости. Во-первых, это частичная занятость. Она базируется на использовании рабочей силы в течение времени нестандартной продолжительности и включает: временную занятость, которая в свою очередь делится на сезонную, поденную, работу по контракту, временные общественные работы и т.п.;

занятость в течение неполного рабочего дня (неполной рабочей недели); чередование на рабочем месте, которое предусматривает распределение рабочего места в течение смены нормальной продолжительности между несколькими работниками.

Во-вторых, это разновидности занятости, основанные на нетрадиционных способах организации трудовой деятельности (рабочего места), К ним относятся надомный труд, совместительство, гибкие графики труда (рабочего времени).

В-третьих, это самозанятость, как одно из важных направлений предупреждения и смягчения безработицы. Ее формами являются индивидуальная трудовая деятельность, предпринимательство в сфере малого бизнеса и др. Самозанятость предполагает самостоятельный поиск трудовых занятий и создание рабочих мест отдельными гражданами за счет их собственных средств в целях получения постоянного или временного дохода и удовлетворения личных потребностей в самореализации трудовых и профессиональных навыков.

Примечания

Защищено на отлично!

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика