Реферат

«Концепция системогенеза профессиональной деятельности»

  • 23 страниц
Содержание

Введение 3

1.Понятие и теория системогенеза. 5

2. Психологический феномен профессионализма человека как системного образования 8

3. Становление профессионализма как результат реализации индивидуального ресурса профессионального развития 16

Заключение 21

Список литературы 22

Введение

Проблемы формирования профессионалов и профессионализма человека тесно связана с вопросом о потенциалах и ресурсах психического развития. Б.Г.Ананьев писал, что «для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ресурсах самого человеческого развития, об истинных потенциалах этого развития, еще крайне недостаточно использующиеся обществом» [1; С.4]. Эти положения не утратили своей актуальности и в наши дни.

Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, а может и не приобрести его, а лишь «числиться» профессионалом.

В последнее десятилетие проблемы профессионализма стали предметом пристального рассмотрения психологической науки [17, 19, 22, 24]. Имеющиеся теоретические разработки и накопленные эмпирические данные по различным видам профессиональной деятельности дают возможность говорить о существенном продвижении по пути познания сущности профессионализма как психологического феномена. В инженерной психологии это работы В.А.Бодрова по психологии профессиональной пригодности [3], Ю.К.Стрелкова – по проблемам операционально-смысловой структуры профессионального опыта, Г.С.Никифорова по проблемам надежности профессионала, Г.В.Суходольского – по психологической теории деятельности [9]. В психологии труда это работы В.Д.Шадрикова по проблемам системогенеза профессиональной деятельности, М.А.Дмитриевой – по психологическому анализу системы «человек-профсреда» [7], Е.А.Климова по проблемам профессионального самоопределения [16], О.Н.Родиной по анализу успешности трудовой деятельности [26], Е.П.Ермолаевой по изучению преобразующих и идентификационных аспектов профессионализма [11], Д.И.Завалишиной по анализу взаимосвязи профессионального развития и профессионального мышления [13]. Профессионализация личности в зрелом возрасте рассматриваются в акмеологии (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, А.П.Ситников). Однако в полной мере задача раскрытия психологических механизмов формирование и развития профессионализма субъекта труда, влияния на становление человека-профессионала его внутренних ресурсов и ресурсов профессионального сообщества не нашла своего решения.

Фрагмент работы

Системогенез поведенческого акта не ограничивается «квантами» поведения, направленными на, удовлетворение биологических потребностей индивидов.

У человека он включает становление и совершенствование деятельности, обеспечивающей удовлетворение социальных потребностей, стремление к профессиональному образованию, культуре, различным формам общественной и государственной деятельности.

Системогенез распространяется на особенности формировании функциональных систем психической деятельности в различные возрастные периоды жизни человека, их становление, автоматизацию и динамическое элиминирование. Формирование функциональных систем психической деятельности связано с развитием речи ребенка, общеобразовательным и специальным (музыкальным, художественным и др.) обучением. В этих функциональных системах нередко отсутствует внешнее поведенческое звено, оно заменяется психическими процессами. Различные функциональные системы психического уровня определяют поведение человека и постоянно контролируют его.

Системогенез охватывает различные ведущие черты жизнедеятельности человека от эмбриогенеза до глубокой старости, причем новообразование функциональных систем не заканчивается по достижении зрелости. Оно продолжается в зрелый период, однако происходит при участии морфологически зрелых элементов и автоматизированных поведенческих стереотипов. В процессе естественного старения, по-видимому, избирательно выключаются определенные функциональные системы или их отдельные компоненты. При этом еще возможно новообразование некоторых компенсаторных функциональных систем стареющего организма.[13]

В детском возрасте у человека созревает функциональная система группового общения, которая может рассматриваться как этапная форма перехода к сложному социальному поведению. Представления о

Заключение

Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, а может и не приобрести его, а лишь «числиться» профессионалом.

Индивидуальный ресурс обеспечивает возможность профессионального развития человека. Пути же, которые он выбирает, могут быть различными. Успех при этом определяется не столько самими ресурсами, сколько степенью продуктивности их использования и активностью человека как субъекта труда и жизни в целом.

Анализ работ отечественный и зарубежный исследователей показывает, что в психологии достаточно подробно исследованы различные аспекты становления специалиста-профессионала, содержания и организации учебно-воспитательной работы в вузах.

В то же время можно сказать о стагнации и даже наличии негативным тенденций, которые проявляются в устойчивым стереотипах и отсутствии творческих инновационных моделей, алгоритмов, технологий в обучении и воспитании будущих специалистов; в отрыве образовательного процесса от жизнедеятельности общества, от практики функционирования сфер деятельности всех форм собственности; в отсутствии системной связи со смежными образовательными структурами. Эти тенденции указывают на наличие противоречий и недостатков в профессиональном становлении кадров, ориентированным на социально-экономическую и прогностическую работу.

Список литературы

1. Welford A.T. On the human demands of automation: Mental work conceptual model, satisfaction and training // Industrial and business psychology. – Copenhagen, 1961, Vol. 5.

2. Ансимова Н.П. Психология постановки учебных целей [Текст]: Монография /Н.П. Ансимова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ. 2006. - 267 с.

3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.

4. Венгер А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии, 1994, № 4. – С.82-92.

5. Габдреев Р.В. Методология, теория психологические резервы инженерной подготовки. – М.: Наука, 2001. – 167 с.

6. Галактионов А.И., Янушкин В.Н. Исследование и практическое использование кривых обучения оператора // Психологические факторы операторской деятельности – М.: Наука, 1988. - С.25-43.

7. Дмитриева М.А. Психологический анализ системы человек - профессиональная среда // Вестник ЛГУ, Серия 6. Психология, 1990, Вып.1. – С.82-90.

8. Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал. – М.: ТЕЗАРУС, 2001, № 22. – С.44-45.

9. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. – 242 с.

10. Дружинин В.В., Конторов Д.С. Проблемы системологии. – М.: «Сов. Радио», 1976. – 296 с.

11. Ермолаева Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза // Психол. журн., 1998, том 19, № 4. – С.80-87.

12. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психол. журн., 2001, том 22, № 4. – С.51-59.

13. Завалишина Д.Н. Профессиональное развитие и профессиональное мышление // Вестник Балтийской педагогической академии: Научное издание БПА. – СПб.: Изд-во БПА, 1998. – Вып. 18. – С.71-75.

14. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журн., 1997, № 6. - С.35-44.

15. Исмагилова Ф.С. Профессиональный опыт специалиста в организации и на рынке труда. – Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 1999.– 208 с.

16. Карпова Е.В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности [Текст]: Монография / Е.В. Карпова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. 596 с.

17. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 400 с.

18. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с.

19. Мережников А.П. Формирование концептуальной модели профессиональной деятельности педагога (на примере исследования профессиональной деятельности учителя начальной школы). – Автореф. дисс. канд. психол. наук. – СПб., 1999.

20. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта: Моск. психолого-социальн. ин-т, 1998. – 200 с.

21. Нижегородцева Н.В, Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей [Текст] / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2010.- 256

22. Нижегородцева Н.В. Комплексная диагностика готовности детей к началу школьного обучения (КДГд). [Текст] / Н.В. Нижегородцева. - Ярославль: Аверс Пресс, 2004, 85 с.

23. Нижегородцева Н.В. Понятие учебной деятельности: системогенетический подход [Текст] / Н.В. Нижегородцева // Материалы чтений К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания в современной психолого-педагогической теории и практике. Часть 2. Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2008. – 0,4 п.л.

24. Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению [Текст]: Монография. / Н.В. Нижегородцева. - Ярославль: Аверс Пресс, 2010.

25. Нижегородцева Н.В., Жукова Т.В. Комплексная диагностика готовности студентов к обучению в вузе (КДГс). [Текст] / Н.В. Нижегородцева, Т.В. Жукова. - Ярославль: Титул, 2009 г.

26. Нижегородцева Н.В., Жукова Т.В. Опыт разработки комплексной диагностики готовности студентов к обучению в вузе (КДГс) [Текст] / Н.В. Нижегородцева, Т.В. Жукова.// Материалы IV Национальной научно-практической конференции «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение». - Москва, ФПО, 2007. – 0,3 п.л.

27. Нижегородцева Н.В., Жукова Т.В. Психологическая готовность студентов к обучению в вузе и профессиональной деятельности [Текст] / Н.В. Нижегородцева, Т.В. Жукова. // Материалы международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего» - Москва, ИП РАН, 2007. - 0,4п.

28. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. [Текст] / В.Д. Шадриков. - М.: Изд. Корпорация «Логос», 1994.- 320 с.

29. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В.Д. Шадриков. - М.: Наука, 1982. – 183 с.

30. Шадриков В.Д. Психология производственного обучения [Текст] / В.Д. Шадриков. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1974.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика