Курсовая работа

«Статистика международного туризма»

  • 58 страниц
Содержание

Введение….….….

Глава 1 Теоретические аспекты статистики международного туризма….

1.1 Статистика туристских потоков….

1.2 Статистика туристских доходов и расходов….….

1.3 Методы статистического учета в туризме….….

1.4 Основные направления совершенствования статистики международного туризма…

Глава 2 Статистика развития международного туризма….…

Глава 3 Развитие туризма в России….….

3.1. Туризм в России….….

3.2. Статистика выезда из России с целью туризма….

Заключение….

Список используемой литературы….

Введение

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании Валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения.

Турим оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

Международный и национальный туризм тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как по природе своей они однородны, порождены одними и теми же причинами, образуют спрос в основном на одни и те же товары и услуги; во многих странах они имеют общую материально-техническую базу и единую сферу приложения труда. Для развития выездного туризма в России существуют объективные предпосылки: открытость для массового туризма, большой природный и культурный потенциал, привлекательный, окончательно не поделенный и очень перспективный рынок.

Экономическое значение туризма обусловило во многих странах организацию государственных и правительственных учреждений. Политика государств в области туризма сводится в основном к развитию национального туризма с целью сокращения пассивного туризма и увеличения активного, так как превышение расходов над доходами в платёжном балансе страны во многих случаях объясняется большими масштабами пассивного туризма.

Актуальность темы курсовой работы «Статистика международного туризма» очевидна, так как в настоящее время сфера туризма является глобальным бизнесом, постоянно расширяющийся рынок которого не оставляет без внимания ни одной страны в мире. В связи с тем, что туризм является межотраслевой сферой экономики, охватывающей не только средства размещения, но и транспорт, связь, индустрию питания, развлечений и многое другое, эта сфера влияет на каждый континент, государство или город.

В данной курсовой работе описывается статистика туризма и отдыха в Российской Федерации по сравнению с другими странами и вклад туризма и отдыха в экономики всех этих стран.

Целью данной курсовой работы является исследование статистических данных международного туризма. В соответствии с поставленной целью, задачами курсовой работы станут следующие:

- дать понятие международного туризма и теоретических аспектов статистики туризма и отдыха;

- проанализировать статистику международного туризма;

- охарактеризовать проблемы и перспективы развития туристического бизнеса в России.

Согласно установленным цели и задачам структура курсового проекта сформирована в составе: введение, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Тема «Статистика международного туризма» достаточно хорошо разработана в отечественной литературе. Особенно хотелось бы отметить работы: Балабанова И.Т., Гуляева В.Г. и Зориной Г.В.

Предметом исследования в курсовой выступает экономические отношения, связанные с туристической деятельностью. Объектом исследования являются статистические данные туризма за рубежом в России.

Фрагмент работы

Глава 1 Теоретические аспекты статистики международного туризма

1.1 Статистика туристских потоков

Статистика международного туризма включает два основных раздела: статистика туристских потоков и статистика туристских доходов и расходов. Для каждого из них ВТО разработала перечень основных показателей, информативных и относительно легко измеряемых. Важнейшими показателями туристских потоков являются количество прибытий (отбытий) и продолжительность пребывания.

Под количеством прибытий (отбытий) понимается число зарегистрированных туристов, прибывших в ту или иную страну (выбывших из нее) за определенный период времени, обычно календарный год.

Поскольку турист может посетить несколько стран в течение года и даже в ходе одной поездки побывать в разных государствах, фактическая численность туристов меньше количества прибытий.

Статистика прибытий (отбытий) содержит количественное описание туристских потоков в мире.

Статистические данные о прибытиях группируются по целям путешествия, видам используемого транспорта, месяцам заездов, регионам и странам происхождения туристов.

ВТО выделяет шесть, несколько отличных по составу от принятых в отечественной географии, туристских макрорегионов мира:

Европейский - страны Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы, включая все бывшие республики СССР, а также государства Восточного Средиземноморья (Израиль, Кипр, Турция);

Американский - страны Северной, Южной, Центральной Америки, островные государства и территории Карибского бассейна;

Заключение

Исследование статистики развития международного туризма на глобальном, региональном и локальном уровнях, позволяют сделать следующие выводы:

Анализ исследованных теоретических источников показал, что в сфере международного туризма происходят значительные изменения, влияющие на мировую экономику, и наоборот, мировая экономика существенно влияет на динамику развития международного туризма:

- кризисные явления в мировой экономике привели к определенной стагнации темпов его развития к концу 2010 г.;

- для некоторых стран международный туризм может оказаться более прибыльным, чем внутренний туризм;

- для получения измеримой прибыли международный туризм может быть успешно направлен на достижение определенных рыночных целей;

- несмотря на политический и экономический кризис, в туристском секторе отмечается рост показателей туристской деятельности;

- наблюдается большая конкуренция среди регионов в привлечении туристов.

Туризм в XXI века стал одним из ведущих направлений социально-экономической, культурной и политической деятельности большинства государств и регионов мира. Путешествия в настоящее время перестали быть просто удовольствием, развлечением или роскошью, а превратились в неотъемлемую часть жизни современного человека, связанную с удовлетворением духовных, интеллектуальных и иных потребностей, восстановлением и развитием физических сил человека, поддержанием необходимого уровня его жизнедеятельности. В то же время, «свободный, образованный, здоровый, активный человек - основа конкурентоспособности стран.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

2. Александрова А. Ю. Структура туристского рынка: Учеб/ пособие для вузов. – М.: Соло-Пресс, 2008. – 96 с.

3. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учеб/ пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 136 с.

4. Ананьев М.А. Международный туризм. – М.: Международные отношения, 2010. – 156 с.

5. Балабанов И.Т. Экономика туризма: учеб. пособие / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанова. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 163 с.

6. Биржаков М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. – СПб.: Издательский Торговый дом «Герда», 2010. – 98 с.

7. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности: учеб. пособие / В.Г. Гуляев. – М.: Нолидж, 2008. – 213 с.

8. Дурович А.П. Маркетинг в туризме / А.П. Дурович. – Мн.: Новое знание, 2007. – 245 с.

9. Ефимова М.П. Общая теория статистики / М.П. Ефимова, Е.В. Петрова, В.Г. Румянцев. – М.: ИНФРА, 2010. – 327 с.

10. Зорин Г.И. Основы туристской деятельности: учебник/ Г.И. Зорин, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др. – М.: Советский спорт, 2000. – 254 с.

11. Зорин И.В. Энциклопедия туризма: справочник / и.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 254 с.

12. Исмаев Д.К. Основы стратегии планирования и маркетинга в иностранном туризме. – М.: ТОО «Луч», 2008.

13. Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития. – М.: 2008. – 157 с.

14. Материалы интернет-сайта Российский союз туриндустрии // h**t://w*w.ratanews.r*/

15. Некоторые аспекты функционирования индустрии туризма / под общ. ред. А.Л. Лесника, И.П. Маницкого, А.В. Чернышева. – М.: Изд-во «Вестник», 2008. – 125 с.

16. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 208 с.

17. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. – М., 2009. – 214 с.

18. Раднаев С.Б. Участие России в международном туризме // Проблемы прогнозирования. – 2010, № 5.

19. Смирных Е. Современный подход к ценообразованию услуг в туризме // 4-я Всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Наука и молодежь". – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2009. – 14 с.

20. Стржалковский В.И. Актуальные проблемы развития туристической индустрии в России.// Федеральный информационно-публицистический альманах «Духовное и физическое здоровье нации». – М.: Издательский дом «ОТЕЧЕСТВО», 2008, с.322-327.

21. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: учеб. пособие / Г.А. Яковлев. – М.: Финансы и статистика, 2009.

22. Tourism Highlights Edition 2010, WTO, Madrid, Spain

23. Travel and tourism is the second largest US services export “Travel Business Roundtable” w*w.tbr. Org