Курсовая работа

«Особенности формы Российского государства. Теория государства и права»

  • 40 страниц(ы)
  • 2839 просмотров
фото автора

Автор: oksielen

Введение….

1. Понятие формы и структуры государства….

1.1 Понятие формы государства….

1.2 Форма правления и государственное устройство…

1.3 Понятие и типология политических режимов….

2. Особенности формы Российского государства….

2.1 Форма правления в России….

2.2 Форма государственного устройства России….

2.3 Политический режим Российского государства….

Заключение….

Список литературы….

Для постижения такого сложного социального института, как государство, в теории государства и права особое внимание уделяется изучению формы государства. Форма государства обычно рассматривается как совокупность трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

В период становления демократического общества в России особенно острой становится проблема теории и практики развития формы государства.

Актуальность проблемы построения правового государства в нашей стране обусловила необходимость более пристального изучения и исследования теоретических и практических правовых аспектов формы государства. Тем более, что отечественная юридическая наука богата идеями и концепциями, которые накопились в длительный период становления и развития формы Российского государства.

Изменения, происходящие в последнее время (создание новых органов государственной власти, появление федеральных округов, изменения в избирательной системе и пр.), порождают серьезные научные споры. В связи с этим, необходим пересмотр на проблему формы Российского государства с учетом современных реалий. Четкое понимание о современном государственно-правовом состоянии России позволит определить факторы, тенденции, пути и перспективы развития формы Российского государства в будущем.

Актуальность названных проблем определили цели и задачи настоящей курсовой работы.

Цель исследования – анализ особенностей формы Российского государства на современном этапе развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить понятие формы государства, ее основных элементов и дать их характеристику;

- исследовать особенности элементов формы государства в России на современном этапе;

- на основе полученных знаний выявить тенденции эволюции формы Российского государства.

Успешность выполнения поставленных задач в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования. В работе использовались следующие методы: изучение и анализ научной литературы, обобщение научных взглядов, абстрагирование, анализ, синтез, дедукция, сравнение.

Для написания работы использовались Конституция РФ и иные нормативно-правовые акты, учебная литература, научные публикации в средствах массовой информации.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.

1. Понятие формы и структуры государства

1.1 Понятие формы государства

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

Форма государства - это способ образования, организации и осуществления государственной власти. [4, С.123]

Понятие формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Научное исследование различных аспектов формы государственности имеет важное теоретическое и практическое значение. Подтверждением служит современное государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а порой и человеческими жертвами. Здесь необходимо обращаться к накопленному международному опыту, избегая шаблоны и стереотипы.

Категория "форма государства" является одной из самых важных и емких понятий государствоведения. Она констатирует совокупность определенного круга общих признаков и взаимосвязей, что характеризуют государство как общественный феномен. Наиболее значащие признаки государств, что в своей совокупности раскрывают самые важные характеристики форм государства, объединяются в такие группы:

- признаки, которые характеризуют порядок организации и взаимодействия вышестоящих органов государственных властей и управление. Совокупность этих признаков называется формой государственного правления.

- признаки, которые характеризуют территориальный строй государства и соответствующую организацию государственных органов, прежде всего соотношение государства как целого с ее составными частями. Эта совокупность признаков раскрывает форму государственного устройства.

- признаки, которые раскрывают формы и методы осуществления государственной власти. Совокупность этой группы признаков характеризует государственно - правовой режим.

Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы.

Форма государства – это сложное, неоднозначное явление, которое может изменяться под влиянием различных факторов – политических, экономических, социальных и т.п.

В Конституции Российской Федерации 1993 года закреплено, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Исследователи затрудняются четко определить к какому типу республик стоит относить Российскую Федерацию: к президентской или особому типу – смешанной (или полупрезидентской) республике. Конституция РФ не дает ответа на этот вопрос, что дает основания ученым приводить различные доводы в пользу той или иной точек зрения.

Однако происходящие в последнее десятилетие события в нашей стране, после прихода к власти ранее действующего Президента В.В. Путина, позволяют говорить о республике с сильной президентской властью. Несмотря на то, что Президент РФ не входит ни в одну ветвь власти – законодательную, исполнительную и судебную, он в определенной степени имеет влияние на каждую из них. Положительным моментом этого является то, что Президент имеет возможность быстро воплощать в жизнь свои политические решения, работать с единомышленниками, которые его поддерживают. Однако сосредоточение значительных властных полномочий в одних руках вызывают вполне обоснованную тревогу и беспокойство у ряда политиков, правоведов.

Так, неоднозначную реакцию вызвало законодательно утвержденное предложение Президента Д.И. Медведева о внесение поправок в Конституцию РФ, согласно которым увеличивается срок полномочий Президента РФ и Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно. Данные поправки уже вступили в законную силу. Их действие будет распространяться на избранных на следующих выборах Президента РФ и состав Государственной Думы.

Как ожидается, положительное действие данных изменений выразится в том, что Президент сможет больше внимания уделять выполнению своих служебных обязанностей и не терять лишний год на предвыборные мероприятия. Кроме того, увеличения срока полномочий Президента и Государственной Думы позволит существенно сэкономить расходы бюджета на проведение выборов. Однако существует и противная точка зрения, сторонники которой опасаются застоя политической системы, возможности возврата к прошлому, когда у власти длительное время стоял один и тот же человек.

Автор полагает, что укрепление республиканской формы правления с ее строгой законностью, периодической выборностью, реальным общественным контролем за их деятельностью, с преодолением бюрократизма, коррупции, произвола чиновников необходимо в России. Однако следует помнить, что «сильное» государство определяется «силой» всех государственных органов, а не одного из них. Поэтому изменения, происходящие в политической жизни страны, должны касаться в равной мере всех государственно-властных структур. При этом данные мероприятия должны полностью соответствовать конституционным нормам и действующему законодательству.

Россия – федеративное государство, имеющее в своем составе самостоятельных субъектов Федерации. В последние годы наблюдается тенденция к объединению некоторых субъектов Федерации, что однако не является основанием полагать, что это изменит государственное устройство России.

Конституционное положение о том, что Россия является демократическим правовым государством часто подвергается критике со стороны политиков, которые показывают несоответствие этого постулата реальной жизни. Однако существенные достижения России в реализации конституционных положений очевидны.

Следует отметить, что процесс становления демократической правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Наивно полагать, что правовое государство можно «ввести» всего лишь закреплением в законодательном акте, даже если этот акт – высший закон Конституция. Для построения подлинного демократического правового государства необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем.

С момента принятия Конституции РФ 1993 г. прошло почти 19 лет. За этот период сделано очень многое для воплощения принципов правового государства. Руководством страны проведены существенные преобразования в социально-экономической, политической, культурной, образовательной и иных сферах жизни. Однако еще очень многое предстоит сделать, чтобы можно было уверено заявить: «Россия – демократическое правовое государство.

1. Васильев Д.А. Теория государства и права. – М., 2007.

2. Марченко М.Н. Теория государства и права. Курс лекций. – М., 2011.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2009.

4. Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М., 2010.

5. 2.5. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2008.

6. Любашиц В.Я. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2011.

7. Летушева Н.И., Летушева М.В. теория государства и права. – М., 2010.

8. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М., 2009.

9. Теория государства и права. А.В. Малько. – М. 2008.

10. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – М., 2008.

11. Мукаев Р.Т. Теория государства и права. – М., 2007.

12. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М., 2011.

13. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М. 2009.

14. Темнов М.Б. Теория государства и права. – М., 2004.

15. Чиркин В.Е. Государствоведение. – М., 2009.

16. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М., 2007.

17. Теория государства и права. / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М., 2008.

18. Теория государства и права: учебник. / Под ред. Кикотя В.Я, Лазарева В.В. – М., 2008.

19. Теория государства и права. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 2007.

20. Основы государства и права. 4-е изд. / Под ред. С.А.Комарова. – СПб.: Питер, 2007.

21. Теория государства и права / под ред. В.В. Лазарева. – М., 2011.

22. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. – М. 2007.

23. Теория государства и права. / Под ред. Л.В.Смирнова. – М., 2009.

24. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. Профессора В.Г. Стрекоза. – М. 2006.

25. Электронные ресурсы.

Примечания к работе

Защищена на отлично!

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика