Курсовая работа
«Особенности формы Российского государства. Теория государства и права»
- 40 страниц
Введение….
1. Понятие формы и структуры государства….
1.1 Понятие формы государства….
1.2 Форма правления и государственное устройство…
1.3 Понятие и типология политических режимов….
2. Особенности формы Российского государства….
2.1 Форма правления в России….
2.2 Форма государственного устройства России….
2.3 Политический режим Российского государства….
Заключение….
Список литературы….
Для постижения такого сложного социального института, как государство, в теории государства и права особое внимание уделяется изучению формы государства. Форма государства обычно рассматривается как совокупность трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
В период становления демократического общества в России особенно острой становится проблема теории и практики развития формы государства.
Актуальность проблемы построения правового государства в нашей стране обусловила необходимость более пристального изучения и исследования теоретических и практических правовых аспектов формы государства. Тем более, что отечественная юридическая наука богата идеями и концепциями, которые накопились в длительный период становления и развития формы Российского государства.
Изменения, происходящие в последнее время (создание новых органов государственной власти, появление федеральных округов, изменения в избирательной системе и пр.), порождают серьезные научные споры. В связи с этим, необходим пересмотр на проблему формы Российского государства с учетом современных реалий. Четкое понимание о современном государственно-правовом состоянии России позволит определить факторы, тенденции, пути и перспективы развития формы Российского государства в будущем.
Актуальность названных проблем определили цели и задачи настоящей курсовой работы.
Цель исследования – анализ особенностей формы Российского государства на современном этапе развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие формы государства, ее основных элементов и дать их характеристику;
- исследовать особенности элементов формы государства в России на современном этапе;
- на основе полученных знаний выявить тенденции эволюции формы Российского государства.
Успешность выполнения поставленных задач в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования. В работе использовались следующие методы: изучение и анализ научной литературы, обобщение научных взглядов, абстрагирование, анализ, синтез, дедукция, сравнение.
Для написания работы использовались Конституция РФ и иные нормативно-правовые акты, учебная литература, научные публикации в средствах массовой информации.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.
1. Понятие формы и структуры государства
1.1 Понятие формы государства
Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.
Форма государства - это способ образования, организации и осуществления государственной власти. [4, С.123]
Понятие формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Научное исследование различных аспектов формы государственности имеет важное теоретическое и практическое значение. Подтверждением служит современное государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а порой и человеческими жертвами. Здесь необходимо обращаться к накопленному международному опыту, избегая шаблоны и стереотипы.
Категория "форма государства" является одной из самых важных и емких понятий государствоведения. Она констатирует совокупность определенного круга общих признаков и взаимосвязей, что характеризуют государство как общественный феномен. Наиболее значащие признаки государств, что в своей совокупности раскрывают самые важные характеристики форм государства, объединяются в такие группы:
- признаки, которые характеризуют порядок организации и взаимодействия вышестоящих органов государственных властей и управление. Совокупность этих признаков называется формой государственного правления.
- признаки, которые характеризуют территориальный строй государства и соответствующую организацию государственных органов, прежде всего соотношение государства как целого с ее составными частями. Эта совокупность признаков раскрывает форму государственного устройства.
- признаки, которые раскрывают формы и методы осуществления государственной власти. Совокупность этой группы признаков характеризует государственно - правовой режим.
Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы.
Форма государства – это сложное, неоднозначное явление, которое может изменяться под влиянием различных факторов – политических, экономических, социальных и т.п.
В Конституции Российской Федерации 1993 года закреплено, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Исследователи затрудняются четко определить к какому типу республик стоит относить Российскую Федерацию: к президентской или особому типу – смешанной (или полупрезидентской) республике. Конституция РФ не дает ответа на этот вопрос, что дает основания ученым приводить различные доводы в пользу той или иной точек зрения.
Однако происходящие в последнее десятилетие события в нашей стране, после прихода к власти ранее действующего Президента В.В. Путина, позволяют говорить о республике с сильной президентской властью. Несмотря на то, что Президент РФ не входит ни в одну ветвь власти – законодательную, исполнительную и судебную, он в определенной степени имеет влияние на каждую из них. Положительным моментом этого является то, что Президент имеет возможность быстро воплощать в жизнь свои политические решения, работать с единомышленниками, которые его поддерживают. Однако сосредоточение значительных властных полномочий в одних руках вызывают вполне обоснованную тревогу и беспокойство у ряда политиков, правоведов.
Так, неоднозначную реакцию вызвало законодательно утвержденное предложение Президента Д.И. Медведева о внесение поправок в Конституцию РФ, согласно которым увеличивается срок полномочий Президента РФ и Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно. Данные поправки уже вступили в законную силу. Их действие будет распространяться на избранных на следующих выборах Президента РФ и состав Государственной Думы.
Как ожидается, положительное действие данных изменений выразится в том, что Президент сможет больше внимания уделять выполнению своих служебных обязанностей и не терять лишний год на предвыборные мероприятия. Кроме того, увеличения срока полномочий Президента и Государственной Думы позволит существенно сэкономить расходы бюджета на проведение выборов. Однако существует и противная точка зрения, сторонники которой опасаются застоя политической системы, возможности возврата к прошлому, когда у власти длительное время стоял один и тот же человек.
Автор полагает, что укрепление республиканской формы правления с ее строгой законностью, периодической выборностью, реальным общественным контролем за их деятельностью, с преодолением бюрократизма, коррупции, произвола чиновников необходимо в России. Однако следует помнить, что «сильное» государство определяется «силой» всех государственных органов, а не одного из них. Поэтому изменения, происходящие в политической жизни страны, должны касаться в равной мере всех государственно-властных структур. При этом данные мероприятия должны полностью соответствовать конституционным нормам и действующему законодательству.
Россия – федеративное государство, имеющее в своем составе самостоятельных субъектов Федерации. В последние годы наблюдается тенденция к объединению некоторых субъектов Федерации, что однако не является основанием полагать, что это изменит государственное устройство России.
Конституционное положение о том, что Россия является демократическим правовым государством часто подвергается критике со стороны политиков, которые показывают несоответствие этого постулата реальной жизни. Однако существенные достижения России в реализации конституционных положений очевидны.
Следует отметить, что процесс становления демократической правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Наивно полагать, что правовое государство можно «ввести» всего лишь закреплением в законодательном акте, даже если этот акт – высший закон Конституция. Для построения подлинного демократического правового государства необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем.
С момента принятия Конституции РФ 1993 г. прошло почти 19 лет. За этот период сделано очень многое для воплощения принципов правового государства. Руководством страны проведены существенные преобразования в социально-экономической, политической, культурной, образовательной и иных сферах жизни. Однако еще очень многое предстоит сделать, чтобы можно было уверено заявить: «Россия – демократическое правовое государство.
1. Васильев Д.А. Теория государства и права. – М., 2007.
2. Марченко М.Н. Теория государства и права. Курс лекций. – М., 2011.
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2009.
4. Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М., 2010.
5. 2.5. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2008.
6. Любашиц В.Я. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2011.
7. Летушева Н.И., Летушева М.В. теория государства и права. – М., 2010.
8. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М., 2009.
9. Теория государства и права. А.В. Малько. – М. 2008.
10. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – М., 2008.
11. Мукаев Р.Т. Теория государства и права. – М., 2007.
12. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М., 2011.
13. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М. 2009.
14. Темнов М.Б. Теория государства и права. – М., 2004.
15. Чиркин В.Е. Государствоведение. – М., 2009.
16. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М., 2007.
17. Теория государства и права. / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М., 2008.
18. Теория государства и права: учебник. / Под ред. Кикотя В.Я, Лазарева В.В. – М., 2008.
19. Теория государства и права. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 2007.
20. Основы государства и права. 4-е изд. / Под ред. С.А.Комарова. – СПб.: Питер, 2007.
21. Теория государства и права / под ред. В.В. Лазарева. – М., 2011.
22. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. – М. 2007.
23. Теория государства и права. / Под ред. Л.В.Смирнова. – М., 2009.
24. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. Профессора В.Г. Стрекоза. – М. 2006.
25. Электронные ресурсы.
Защищена на отлично!
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Вопросы к гос. экзаменам по теории государства и права, 117 вопросов
Шпаргалка:
Ответы на экзаменационные вопросы по учебной дисциплине «Проблемы теории государства и права»
Тест:
Ответы тест Теория государства и права Направление 050100 Педагогическое образование
Шпаргалка:
Список вопросов к государственной аттестации по специальности 030501 «Юриспруденция» (кафедра государственно-правовых дисциплин) Теория государства и права
Курсовая работа:
Формы государственного устройства