Курсовая работа
«Правотворчество»
- 37 страниц
Введение.3
Глава 1. Теоретические основы правотворчества.5
1.1 Сущность и принципы правотворчества.5
1.2 Стадии и структура правотворческого процесса.12
Глава 2. Виды правотворческой деятельности и проблемы правотворчества.19
2.1 Виды правотворчества.19
2.2 Проблемы правотворчества в России.27
Глава 3. Перспективы развития правотворчества.32
Заключение.34
Список использованной литературы.36
В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.
Исторически правотворчество осуществляется различными субъектами: социальными группами, общественными объединениями и организациями, государством, его органами и должностными лицами. С развитием и укреплением государственности деятельность по созданию правовых норм все более концентрируется в руках соответствующих государственных органов и должностных лиц. Поэтому правотворчество в юридической науке чаще всего понимается как деятельность органов государства, направленная на создание правовых норм.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что правотворчество является одним из важных направлений работы любого государства. Это специфическая деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.
На основании вышеизложенного, определим цель, объект, предмет и задачи исследования.
ГЛАВА 2. ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
2.1 Виды правотворчества
Правотворческая деятельность может подразделяться на виды по двум важнейшим основаниям:
1) по субъектам (органам) правотворчества;
2) по содержанию издаваемых каждым органом правотворчества нормативных правовых актов.
По субъектам (органам) правотворчество осуществляется в трех основных формах: принятие нормативных актов органами государства, принятие нормативных актов непосредственно народом путем референдума; заключение соглашений, содержащих нормы права (между государственными органами и общественными объединениями, между работниками и работодателями и т.д.).
Принятие нормативных актов органами государства. В Российской Федерации именно в этой форме чаще всего осуществляется правотворчество. Правом принятия нормативных правовых актов обладают Федеральное Собрание и его обе палаты (Государственная Дума и Совет Федерации), Президент РФ, Правительство РФ, государственные комитеты, ведомства и министерства РФ.
На региональном уровне правотворческими правомочиями обладают законодательные (представительные) органы республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также органы местного самоуправления – районные, городское, районные в городах, поселковые и сельские. Правотворческую деятельность вправе также осуществлять президенты, правительства, министерства, государственные комитеты и ведомства субъектов РФ, главы администраций соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований.1
Полномочия на издание нормативных актов каждого государственного органа определяются Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ и иными законами в зависимости от места, занимаемого каждым из них в системе органов России.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Государственная Дума и Совет Федерации принимают также постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ.
Законы и постановления издаются как по вопросам, отнесенным Конституцией к исключительному ведению федеральных органов государственной власти, так и по вопросам совместного ведения Федерации и входящих в нее субъектов. Процедура принятия нормативных актов определяется Конституцией РФ и Регламентом палат Федерального Собрания.
Президент РФ как глава государства издает на основе Конституции и федеральных законов указы. Указы Президента РФ могут быть не только нормативного, но и оперативного характера (указы о награждении, о присвоении чинов и званий и др.). Правительство РФ является органом исполнительной власти и правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Федерации, если они не входят согласно Конституции и федеральным законам в компетенцию парламента и Президента РФ. Акты нормативного характера Правительство РФ издает в форме постановлений, а акты оперативного характера – в форме распоряжений.
Министерства, государственные комитеты, ведомства являются центральными органами государственного управления. Их полномочия в области руководства порученными им сферами управления, в том числе осуществляемые в форме издания нормативных актов, определены законами, указами Президента и Правительства. Чаще всего министерства издают нормативные акты в форме инструкций, а государственные комитеты – постановлений.
Издавая нормативные акты (обычно они имеют разные наименования – решения, постановления, распоряжения и т.д.) органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органами или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.
Особым видом правотворческих полномочий обладают администрации объединений, предприятий, учреждений. Они вправе издавать локальные нормативные акты, регулирующие отношения внутреннего порядка. Примером нормативного акта такого рода могут служить правила внутреннего трудового распорядка.
Референдум как вид правотворчества. Согласно ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является ее многона
В ходе написания данной курсовой работы, нами были составлены следующие основные выводы:
― правотворчество — это особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. Данное определение раскрывает понятие «правотворчество» в широком смысле этого слова, т. е. данный процесс начинается с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы. Принципы правотворчества - это демократизм и гласность, профессионализм, законность, научный характер, связь с правоприменительной практикой. Обязательным моментом в правотворческом процессе является планирование законодательных работ. При этом последующая правоприменительная практика выявляет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворческие потребности и возможности государства.
― законотворческий процесс представляет особый вид деятельности, носящий сугубо интеллектуальный характер, сложный по своему содержанию, осуществляемый в присущих ему формах с использованием специального юридического «инструментария» (методов), регламентированный несколькими видами правил, определяющих порядок подготовки, обсуждения и принятия законопроекта. Сущность законодательного процесса составляет, как отмечалось, формирование государственной воли, выступающей содержанием правовых норм.
― по субъектам (органам) правотворчество осуществляется в трех основных формах: принятие нормативных актов органами государства, принятие нормативных актов непосредственно народом путем референдума; заключение соглашений, содержащих нормы права (между государственными органами и общественными объединениями, между работниками и работодателями и т.д.).
― проблемы правотворчества можно сформулировать следующим образом: принятые законы лишены сведений относительно их авторов, разработчиков, инициаторов, которыми могут быть отдельные лица, коллективы, организации; название некоторых законов неоправданно растянуты, поэтому ссылаться на их титулы бесполезно; невразумительность закона; присутствие в законах ненужного материала; группировка законов в особые отрасли происходит обычно в тех случаях, когда законы, имеющие общий предмет регулирования, объединяются в кодекс.
1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2) Гражданской кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ в ред. ФЗ от 27 декабря 2009 г. № 352-ФЗ //СЗ РФ. 1994.
3) Абдулаев Н. Д. Диалектика правотворчества. Баку. 2006.
4) Большой юридический словарь. // Под ред. А.Я.Сухарева, В.Е. Крутских. М. 2009.
5) Братко А.Г., Лазарев В.В. Источники права: общая теория права и государства: Учебник. /Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юрид. лит. 2004.
6) Власенко Н.А. Правила законодательной техники в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.//Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сб. статей: В 2 т.//Под ред. д.ю.н., проф., акад. В.М.Баранова. М. 2001
7) Вольтер. О законах. // Избранные страницы. СПб. 2005.
8) Гродзинский М. М. Законодательная техника. М. 2007.
9) Дюрягин И.Л, Приголкин А.С. Правотворчество в советском Государстве - М.: Юрид. лит. 1974.
10) Концепция развития российского законодательства в целях обеспечения единого правового пространства в России. // Журнал российского права. № 6. 2002.
11) Лукашева А.В. Законотворческие ошибки. // Гражданин и право. 2005. № 3 - 4.
12) Лукич Р. Методология права. М.: Прогресс, 1981.
13) Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: Юристъ, 2008.
14) Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. М. 2007.
15) Мухина Ю. В. Понятие регионального законодательного процесса. // Юридический институт ИГУ. Сибирский Юридический Вестник. 2009.
16) Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М. 2005.
17) Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. М. 2005.
18) Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: Теория, практика, методика. // Под ред. А.В.Гайды, М.Ф.Казанцева, К.В.Киселева, В.Н.Руденко. Екатеринбург. 2007.
19) Приголкин А.С. Процессуальные формы правотворчества. / Под ред. П.Е. Недбайло, В.М. Горшенева. М.: Юрид. лит. 1976.
20) Проблемы общей теории государства и права. / Нерсесянц В. М.: 2007.
21) Проблемы теории государства и права: Учебное пособие. / Под ред. М.Н.Марченко. М.: Юристъ, 2010.
22) Системность законодательства как фактор повышения его качества. // Государство и право. № 8. 2007.
23) Теория государства и права: 100 экзаменационных ответов: Экспресс-справочник. // Отв. ред. д.ф.н., проф. В.И.Власов. Ростов н/Д. 2006.
24) Толстик В.А. Иерархия источников российского права: Монография. М. 2006.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Регулирование лоббизма на примере Южного Федерального округа (ЮФО) Российской Федерации.
Шпаргалка:
Ответы на билеты к госам по теории государства и права
Тест:
ОТВЕТЫ ТЕСТ Теория государства и права
Тест:
Ответы тест Теория государства и права Направление 050100 Педагогическое образование