Реферат

«Сознание как высшая форма отражения действительности.»

  • 17 страниц(ы)
  • 3667 просмотров
фото автора

Автор: vlad1245

Введение 3

1. Проблема сознания в истории философской мысли 4

2. Сознание как форма головного мозга 6

3. Сознание и самосознание 9

4. Сознание и компьютер 12

Заключение 15

Глоссарий 16

Список использованных источников 17

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

Целью данной работы является проанализировать тему: «Сознание как функция головного мозга».

1. Проблема сознания в истории философской мысли

Одна из центральных проблем человеческого миропонимания — феномен сознания и его природа. Она безусловная прерогатива философии вне зависимости от частных успешных результатов в исследовании феномена «сознание» в специальных науках.

Философия имеет дело с наиболее общими проблемами человеческого миропонимания: «мира в себе», «себя в мире», «мира вне нас». Такие проблемы выходят за границы возможностей конкретных наук (естественных, гуманитарных, социальных и т.п.).

Предельные проблемы, т.е. философские проблемы, которыми задается человек, связаны, например, с понятиями «сознание», «душа», «бытие», «первоначало Вселенной», «человек», «общество», «истина», «добро и зло», «свобода воли», «смысл жизни». Так как философия занимается наиболее общими понятиями, то им невозможно дать определение (дефиницию): для них, как правило, невозможно найти более общего родового понятия .

При этом изложение философии следует начать с утверж-дения, которое выражает безусловную, бесспорную истину (см. также раздел «Природа философских проблем, сферы реальности и основные разделы философских учений»).

Это утверждение — «Я есть». Эти слова выражают бесспорное для каждого человека состояние, называемое со-знанием (con-scientia) или самосознанием. Надо сказать, что нет оснований различать сознание и самосознание, поскольку сознание уже предполагает рефлексию чувственно-мыслительных состояний, обращенную на наше «Я», или, проще говоря, на нас. Следует также заметить, что «Я» связано, конечно, и с нашим телом, но оно находится вне материального генома, т.е. «Я» не наследуется, хотя и связано с нашим целостным организмом.

Не вызывает сомнений, что именно утверждение «Я есть» выражает первичную истину, поскольку в остальном мы можем сомневаться: есть ли кто-либо или что-либо кроме нас и вне нас, а если есть, то можем ли мы знать об этом.

Отдельный обширный вопрос — проблема сознания в истории философии и вообще человеческой мысли. Ниже приведена только предельно краткая выдержка, составленная из общеизвестных фактов.

Отмечу, что при осмыслении истории проблемы следует четко различать время явной постановки проблемы и период ее зарождения, когда мы «вычитываем» ее из контекста философских трудов. Например, философия появилась и философы философствовали раньше, чем возникло и сформировалось особое понятие «философия». Так и проблема сознания вряд ли не была проблемой для первых философов, хотя в явной постановке и терминологической определенности как «со-знание» она была сформулирована античными стоиками.

У античного философа Платона природа сознания, надо думать, была связана с первичным миром идей, который присутствует в интеллекте человека и проявляется в «припоминании». «Припоминание», по Платону, обусловлено пребыванием человека в «занебесном» метафизическом мире в прошлом, до его земного рождения.

Один из наиболее выдающихся представителей патристики Блаженный Августин развил концепцию о внутреннем опыте, что определило интроспективную концепцию сознания.

Философ и математик Нового времени Р.Декарт рассматривал сознание как осознание человеком внутреннего мыслительного процесса («Cogito ergo sum»).

Французские материалисты XVIII в. (Ламетри и др.) описывали сознание как функцию мозга.

Выдающийся немецкий философ XVIII в. И.Кант связывал человеческое сознание с восприятиями, которые определяются не столько актуальными состояниями человека, сколько влиянием на содержание восприятий результатов предшествующего опыта (такой феномен сознания называется апперцепцией, до Канта он был выделен Лейбницем в противоположность перцепции, т.е. непосредственным восприятиям) .

Г.Гегель в XIX в. представлял становление сознания как непрерывный процесс истории человеческой мысли, в ходе которой Абсолютный Дух переходит от самоотчуждения к самосознанию. Таким образом, в философии Гегеля человек просто орудие, средство самопознания первичного Мирового Духа. Полного самосознания Абсолютный Дух достигает в гегелевской философии, что, конечно, делает философию Гегеля абсурдной в ее заключительных положениях.

В диалектическом материализме сознание есть высшая форма всеобщего свойства отражения в природе, свойство высокоорганизованной материи, которое развивается в ходе общественно-исторического процесса. Положения диамата характеризуются однозначностью и декларативностью, хотя и не бессодержательны.

В заключение рассмотрения темы настоящего реферата необходимо резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:

1) Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

2) “Ядром” сознания, способом его существования является знание.

3) Формирование сознания связано с возникновением труда.

4) Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка.

Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.

5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.

6) Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно - единое целое.

7) Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.

1. Алексеев П.В. Панин А.В. "Философия" М.:Проспект,2006

2. Агофонов В.П. Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. "Философия" М-2005

3. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 2006. - 458 с.

4. Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. М.: МГУ, 2005 г. т. 3.

5. Капица П.Л. "Эксперимент. Теория. Практика" М 2006

6. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2006

7. Лешкевич Т.Г. "Философия науки: традиции и новации" М-2005

8. Лукашевич Н.П. Туленков Н.В."Социология"/ Н. П. Лукашевич Н. В. Туленков – М. 2006

9. Осипов Г.В. Социология/ Г.В. Осипов – М. 2006

10. Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред.

К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 2001. - 287с.

11. Социология: учебник для вузов/ В. Н. Лавритенко, Н. А. Нартов, О. А. М. 2006

12. Спиркин А.Г. "Основы философии" М.:Политиздат,2006

13. Фролов И.Т. "Введение в философию" Ч-2, М.:Политиздат,2005

14. Фролов С.С. Социология: Учебник: Для вузов. М.: Наука, 2004

15. Шереги Ф.Е. Основы прикладной социологии. М.: ИНТЕРПРАКС, 2005.

16. Щекин Г.В."Система социологического знания"/ Г. В. Щекин – М. 2006

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика

Похожие материалы