Реферат
«Сознание как высшая форма отражения действительности.»
- 17 страниц
Введение 3
1. Проблема сознания в истории философской мысли 4
2. Сознание как форма головного мозга 6
3. Сознание и самосознание 9
4. Сознание и компьютер 12
Заключение 15
Глоссарий 16
Список использованных источников 17
Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.
Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.
Целью данной работы является проанализировать тему: «Сознание как функция головного мозга».
1. Проблема сознания в истории философской мысли
Одна из центральных проблем человеческого миропонимания — феномен сознания и его природа. Она безусловная прерогатива философии вне зависимости от частных успешных результатов в исследовании феномена «сознание» в специальных науках.
Философия имеет дело с наиболее общими проблемами человеческого миропонимания: «мира в себе», «себя в мире», «мира вне нас». Такие проблемы выходят за границы возможностей конкретных наук (естественных, гуманитарных, социальных и т.п.).
Предельные проблемы, т.е. философские проблемы, которыми задается человек, связаны, например, с понятиями «сознание», «душа», «бытие», «первоначало Вселенной», «человек», «общество», «истина», «добро и зло», «свобода воли», «смысл жизни». Так как философия занимается наиболее общими понятиями, то им невозможно дать определение (дефиницию): для них, как правило, невозможно найти более общего родового понятия .
При этом изложение философии следует начать с утверж-дения, которое выражает безусловную, бесспорную истину (см. также раздел «Природа философских проблем, сферы реальности и основные разделы философских учений»).
Это утверждение — «Я есть». Эти слова выражают бесспорное для каждого человека состояние, называемое со-знанием (con-scientia) или самосознанием. Надо сказать, что нет оснований различать сознание и самосознание, поскольку сознание уже предполагает рефлексию чувственно-мыслительных состояний, обращенную на наше «Я», или, проще говоря, на нас. Следует также заметить, что «Я» связано, конечно, и с нашим телом, но оно находится вне материального генома, т.е. «Я» не наследуется, хотя и связано с нашим целостным организмом.
Не вызывает сомнений, что именно утверждение «Я есть» выражает первичную истину, поскольку в остальном мы можем сомневаться: есть ли кто-либо или что-либо кроме нас и вне нас, а если есть, то можем ли мы знать об этом.
Отдельный обширный вопрос — проблема сознания в истории философии и вообще человеческой мысли. Ниже приведена только предельно краткая выдержка, составленная из общеизвестных фактов.
Отмечу, что при осмыслении истории проблемы следует четко различать время явной постановки проблемы и период ее зарождения, когда мы «вычитываем» ее из контекста философских трудов. Например, философия появилась и философы философствовали раньше, чем возникло и сформировалось особое понятие «философия». Так и проблема сознания вряд ли не была проблемой для первых философов, хотя в явной постановке и терминологической определенности как «со-знание» она была сформулирована античными стоиками.
У античного философа Платона природа сознания, надо думать, была связана с первичным миром идей, который присутствует в интеллекте человека и проявляется в «припоминании». «Припоминание», по Платону, обусловлено пребыванием человека в «занебесном» метафизическом мире в прошлом, до его земного рождения.
Один из наиболее выдающихся представителей патристики Блаженный Августин развил концепцию о внутреннем опыте, что определило интроспективную концепцию сознания.
Философ и математик Нового времени Р.Декарт рассматривал сознание как осознание человеком внутреннего мыслительного процесса («Cogito ergo sum»).
Французские материалисты XVIII в. (Ламетри и др.) описывали сознание как функцию мозга.
Выдающийся немецкий философ XVIII в. И.Кант связывал человеческое сознание с восприятиями, которые определяются не столько актуальными состояниями человека, сколько влиянием на содержание восприятий результатов предшествующего опыта (такой феномен сознания называется апперцепцией, до Канта он был выделен Лейбницем в противоположность перцепции, т.е. непосредственным восприятиям) .
Г.Гегель в XIX в. представлял становление сознания как непрерывный процесс истории человеческой мысли, в ходе которой Абсолютный Дух переходит от самоотчуждения к самосознанию. Таким образом, в философии Гегеля человек просто орудие, средство самопознания первичного Мирового Духа. Полного самосознания Абсолютный Дух достигает в гегелевской философии, что, конечно, делает философию Гегеля абсурдной в ее заключительных положениях.
В диалектическом материализме сознание есть высшая форма всеобщего свойства отражения в природе, свойство высокоорганизованной материи, которое развивается в ходе общественно-исторического процесса. Положения диамата характеризуются однозначностью и декларативностью, хотя и не бессодержательны.
В заключение рассмотрения темы настоящего реферата необходимо резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:
1) Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
2) “Ядром” сознания, способом его существования является знание.
3) Формирование сознания связано с возникновением труда.
4) Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка.
Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.
5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.
6) Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно - единое целое.
7) Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.
1. Алексеев П.В. Панин А.В. "Философия" М.:Проспект,2006
2. Агофонов В.П. Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. "Философия" М-2005
3. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 2006. - 458 с.
4. Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. М.: МГУ, 2005 г. т. 3.
5. Капица П.Л. "Эксперимент. Теория. Практика" М 2006
6. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2006
7. Лешкевич Т.Г. "Философия науки: традиции и новации" М-2005
8. Лукашевич Н.П. Туленков Н.В."Социология"/ Н. П. Лукашевич Н. В. Туленков – М. 2006
9. Осипов Г.В. Социология/ Г.В. Осипов – М. 2006
10. Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред.
К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 2001. - 287с.
11. Социология: учебник для вузов/ В. Н. Лавритенко, Н. А. Нартов, О. А. М. 2006
12. Спиркин А.Г. "Основы философии" М.:Политиздат,2006
13. Фролов И.Т. "Введение в философию" Ч-2, М.:Политиздат,2005
14. Фролов С.С. Социология: Учебник: Для вузов. М.: Наука, 2004
15. Шереги Ф.Е. Основы прикладной социологии. М.: ИНТЕРПРАКС, 2005.
16. Щекин Г.В."Система социологического знания"/ Г. В. Щекин – М. 2006
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Происхождение и сущность сознания.
Реферат:
Сознание в отношении к другим формам отражения
Курсовая работа:
Закономерности психического отражения человека
Контрольная работа:
Сознание человека. Самосознание, его уровни
Курсовая работа:
Проблемы психологии сознания