Курсовая работа

«Эволюция механизма Российского государства»

  • 26 страниц(ы)
фото автора

Автор: rezultat

Введение…3

Глава 1 Общая характеристика эволюции механизма российского

государства с IX по XVI вв….6

1.1 Развитие механизма Российского государства в земский период

(IX - XIII вв.)….6

1.2 Развитие механизма Российского государства в московский период

(XIV - XVI вв.)….10

Глава 2 Общая характеристика эволюции механизма российского

государства с XVII по начало XXI вв…15

2.1 Развитие механизма Российского государства в период империи

(XVII - XIX вв.)….15

2.2 Исторические аспекты развития Российского государства в

XX - начале XXI веков….19

Заключение…24

Список использованной литературы….26

Задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его механизма. Государство как таковое существует, проявляет себя во вне, функционирует через свой механизм, через входящие в него государственные органы и работающих в них служащих. Механизм государства есть та организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм государства, охватывающий все государственные органы, является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь» . Государственный механизм является важным и необходимым атрибутом любого государства, его «материальной субстанцией» и «физическим воплощением государственной власти» . Очевидно, что без глубокого и всестороннего понимания природы и сущности государства, без представления о том, как оно функционирует и каков его механизм, практически невозможно грамотное и квалифицированное управление им .

При этом следует отметить, что механизм государства – явление исторически изменчивое. Указанное обстоятельство можно проследить на примере эволюции механизма российского государства. В зависимости от конкретного исторического периода в механизм государства включаются различные органы государственной власти, административно-чиновничий аппарат, государственные учреждения, судебные органы, армия, полиция, войска специального назначения, разведка, а также принудительные учреждения. С их помощью государство проводит свою политику и поддерживает определенный политический режим в обществе.

Принципы организации, структура, характер взаимодействия основных звеньев (элементов) механизма государства имеют свою специфику, предопределяемую особенностями исторического развития. Вместе с тем эти характеристики могут трансформироваться по мере развития государственных институтов (институтов власти) и в пределах одного исторического типа государства.

Организация государственной власти, построение государственного механизма во многом обусловлены сущностью государства, стоящими перед ним задачами и целями. На структуру и функционирование механизма государства влияют и форма государственного устройства, и форма правления, и политический режим. Можно сказать, что механизм государства в значительной степени конструируется в соответствии с задачами, которые стоят перед государством, с осуществляемыми им функциями. Нельзя не учитывать тот факт, что в настоящее время в России утвердился и продолжает формироваться новый тип государственного механизма.

Вопросами научного исследования механизма государства, его эволюции в российском государстве занимались Корельский В.М., Перевалов В.Д., Абдулаев М.И., Комаров С.А., Григонис Э.П. Однако до сих пор в науке теории государства и права нет единого мнения относительно понятия механизма государства, его системы, Объектом настоящей курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере эволюции российского государства в зависимости от различных этапов исторического развития. Предметом курсовой работы являются особенности механизма российского государства в различные исторические периоды.

В третий период своей истории - период империи - Российское государство из вотчинного превратилось в полицейское. В этот период произошло приращение территории Руси за счет земель, захваченных польско-литовской унией (фактически воссоединение древнерусских земель, создание общерусского государства) - путем воссоединения Украины с Россией в 1653 - 1654 гг.

Позднее, в XVIII веке, в состав Российской империи вошли Белоруссия, Литва, часть Польши. В результате русско-шведских войн к России были присоединены Лифляндия, Эстляндия, Финляндия. В конце века Россия получила северный берег Черного моря, в 1812 году была присоединена Бессарабия. Границы Сибири расширились до Амура и далее. Российское государство и право периода империи было ориентировано на восприятие западноевропейских и западнорусских форм, на изменение государственного строя, реформирование законодательства.

При Петре I власть в России изменила патриархально-вотчинный характер, стала существовать в интересах государства и для государства. Российский монарх получил новый титул - императора, что должно было подчеркнуть курс на западноевропейские традиции .

Петр I ликвидировал Боярскую думу как учреждение. Функции центрального органа управления осуществлял Сенат. В качестве отраслевых органов управления были созданы коллегии: военная, адмиралтейская, иностранная, духовная, камер-коллегия (доходы государства), штатс-контора (расходы государства), коммерц-коллегия (торговля), мануфактур-коллегия и др. (всего 12 коллегий).

Появилась должность генерал-прокурора. В 1802 году, при императоре Александре I, вместо коллегий были учреждены министерства.

Сенат постоянно менял свои функции и преобразовался в высшую судебную инстанцию. В 1810 - 1817 гг. в качестве высшего совещательного органа Российской империи функционировал Государственный совет.

Вся империя была поделена на губернии; губернии делились на провинции, впоследствии - уезды. Губернское руководство состояло из губернаторов (вице-губернаторов, генерал-губернаторов). Провинции управлялись воеводами, уезды - земскими исправниками, города - обер-комендантами и комендантами, а впоследствии - городничими.

Для судебных функций в городах были созданы надворные суды (в малых городах - городовые суды), впоследствии - земские суды.

В имперский период развития России утверждаются новый стиль взаимоотношений церкви и государства, новый взгляд на предназначение самой церкви в обществе. Именно в этот период церковь приобретает государственный характер . Поэтому представляется логичным рассмотреть вопрос, касающийся тенденций реформирования статуса церкви и ее государственной защиты в условиях Российской империи.

Отношение государственной власти к церкви было двойственным. С одной стороны, церковь, осуществляя идеологическую функцию, внедряла в массы идею, что царская власть - от Бога и повиновение ей является неоспоримой заповедью. А потому и власть поддерживала и защищала церковь, а господствовавшая религия имела статус государственной религии. Но, с другой стороны, абсолютизм не мог терпеть даже тени какой-либо власти, независимой от монарха .

В результате написания курсовой работы сделаем следующие выводы.

Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке. Они наделяются государственно-властными полномочиями. Свою деятельность осуществляют от имени и по поручению государства. В своей совокупности они образуют государственный аппарат, позволяющий осуществлять управляющее воздействие на общество, которое имеет двоякий характер: непосредственная реализация государственной власти, допускающая возможность принуждения; берет на себя финансовые обязательства по обеспечению общества набором обязательных услуг - медицина, образование, культура, местное самоуправление, правоохранительная деятельность и т.д.

Историю эволюции механизма развития российского государства можно было бы условно подразделить на две части - до XIX века включительно и XX - начало XXI века. При этом в истории до XX века, в свою очередь, выделяются три периода:

- земский период (IX - XIII вв.);

- московский период, т.е. период Московского государства (XIV - XVI вв.);

- период империи (XVII - XIX вв.).

Анализ эволюции механизма российского государства показал, что в различные исторические периоды, в зависимости от потребностей общества, истории, структура государства была различной.

Феодальное государство в России прошло все основные исторические формы - раннефеодальное государство, сословно-представительную монархию, абсолютизм. Русская феодальная государственность знает обе формы правления - не только монархию, но и республику. Правда, республики на Руси существовали лишь на стадии раннего феодализма, но на протяжении нескольких веков и в отличие от западноевропейских были громадными государствами. Здесь зародились первые представительные органы и даже непосредственное участие народа в управлении, опровергающие мнение о русских как исконных поклонниках монархии. Представительные органы и в центре, и на местах возникали затем и в монархической России. Форма государственного единства прошла путь от государства, связанного лишь отношениями сюзеренитета-вассалитета, до унитарного и бюрократически централизованного государства. При этом во все времена в составе России находились районы, обладающие особым правовым статусом, если не подрывающие ее унитаризм, то несколько разнообразившие его формы. Право России развивалось под влиянием условий жизни народов нашей страны, экономических и иных. Крупными вехами не только в истории нашей Родины, но и во всемирной истории государства и права явились Русская Правда, Соборное Уложение, Свод законов Российской империи.

Практика эволюции механизма российского государства, его реорганизации, особенно в переломные периоды развития нашего государства, свидетельствует о необходимости периодически приводить работу государственной машины в соответствие с меняющимся укладом общественной жизни. Аппарат государства нуждается практически в постоянной корректировке его деятельности, включая совершенствование работы государственных служащих.

Радикальные преобразования государственной жизни на рубеже XX - XXI вв. содержат богатый положительный опыт прогрессивных перемен. Вместе с тем они отягощены грузом неудачных решений, в ряде случаев необоснованных ломок государственных структур, произвольного увольнения работоспособных специалистов, что дестабилизировало работу государственного аппарата, порождало многие негативные явления в среде государственных служащих.

1. Источники

1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года М., 2010.

2. Научная литература

2. Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПб., 2003.

3. Алехина О.M. Теоретико-методологические аспекты определения понятия государственного механизма Российской Федерации. М.: НОРМА, 2001.

4. Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. № 3.

5. Буравлев Опыт преобразования советской модели государственного аппарата в современный механизм государственного управления в России // Административное право и процесс. 2006. № 3.

6. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник М.: Новый юрист, 2008.

Власов В.А. Советский государственный аппарат. M., 1959.

7. Григонис Э.П. Механизм государства (теоретико-правовой аспект). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, доктора юрид. наук. СПб., 2000.ъ

8. Иванченко С.В. Русская православная церковь как элемент государственного механизма Российской империи // История государства и права. 2010. № 13.

9. Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. M., 1956.

10. Козлов Ю.М. Органы государственного управления. M., 1960.

11. Копейчиков В.В. Механизм социалистического государства. M., 1968.

12. Курицын В.М. Концепции истории государства и права. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

13. Мамина О.И. О месте и роли органов правосудия в механизме государственной власти // Российская юстиция. 2007. № 3.

14. Михайлова Н.В., Шингарева Н.В. Разработка и реализация законодательства о веротерпимости и свободе совести во второй половине XIX века - феврале 1917 года. М., 2008.

15. Правоведение: учебное пособие /Под ред. В.И. Власова – Ростов на Дону: Феникс, 2001.

16. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства М.: Юрайт, 2001.

17. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 2007.

18. Хропанюк В.Н. Теория государства и права М.: Юрайт, 2006.

19. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт, 2002.

20. Шумилов В.М. Правоведение: учебник. М.: Проспект, 2009.

Покупка готовой работы
Тема: «Эволюция механизма Российского государства»
Раздел: История отечественного государства и права
Тип: Курсовая работа
Страниц: 26
Цена: 1000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика