Дипломная работа
«Взаимосвязь психологического климата семьи с переживанием одиночества и проявлением агрессивности в поведении у подростков»
- 85 страниц
Введение….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СЕМЬИ, ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.7
1.1. Социально-психологическая сущность семьи….7
1.2 Психологический климат семьи и его роль в формировании личности подростка….12
1.3. Проблема одиночества в подростковом возрасте.….25
1.4. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте….37
Выводы ….44
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СЕМЬИ, ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ….47
2.1. Организация и методы исследования ….47
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования….60
Выводы.76
Заключение….78
Список использованной литературы….81
Приложения….85
Актуальность исследования обусловлена практическими проблемами взаимоотношений родителей и детей в современной семье. Семейный социально-психологический климат является основополагающей чертой, формирующей устойчивость внутрисемейных отношений, он влияет на самочувствие, эмоциональное благополучие детей и взрослых в семье. Психологический климат семьи - это не статичное образование, данное раз и навсегда. Он создается членами каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и подростков. Преобладающей тенденцией взаимодействия взрослых и детей в современной семье в большинстве случаев является целенаправленное воздействие на ребенка, а не взаимодействие с ним на уровне диалога. Отмечается, что это есть отражение общих принципов современного традиционного образования - субординации, монологизма, произвола, контроля и других, выражающих господство и доминирование мира взрослых над миром детства (А.Трубников), что не способствует формированию позитивной Я-концепции ребенка, его здоровой самооценки, необходимой для счастливой жизни и достижения успеха в деятельности.
В нашей стране исследовались проблемы семьи в основном в рамках психолого-педагогического подхода (М.Ю. Арутюнян, Ю.Е. Алешина, А.А. Бодалев, В.Б. Голофаст, А.В.Запорожец, К.Н. Волков, Н.И.Лисина, В.К.Копырло, А.Ф. Севериная, В.В. Столин, В.И Селиванов, Ю.А. Якубов, З.И. Янкова. и др.). В последнее время появились социально-психологические исследования семьи, которыми занимались Т.В. Андреева, Гозман Л.Я, С.И. Голод, Т.А. Гурко, О.А. Добрынина, В.А. Сысенко. В зарубежной психологии развивались различные школы оказания практической психологической помощи семье (Варга, В.Сатир, Д.Хейли, С.Минухин, М.Боуэн, Б.Хеллингер, С.Палацоли и др.), рассматривающие семью как открытую систему.
Анализ исследований, посвященных проблемам формирования Я-концепции ребенка в системе семейного общения, позволяет утверждать, что только в диалогическом общении «один человек становится для другого величайшем богатством», равноправным партнером, где признается его уникальность и неповторимость. Такие отношения характерны для духовно богатой семьи, где в атмосфере любви, доверия, принятия и диалогического общения возможно формирование адекватной и здоровой Я-концепции и самооценки ребенка.
По мнению большинства специалистов, семья является одним из источников проявления агрессивности у детей и подростков как формы отклоняющегося поведения. Вопросам проявления агрессивности в подростковом возрасте посвятили свои исследования Д.Коннор, В.Е. Степанов, Л.М.Барденштейн и Ю.Б.Можгинский, Т.В.Драгунова, Ф.Н.Прихожан, Семенюк Л.Н. и другие. В основном авторы посвящают свои труды проблеме отрицательного влияния неблагополучной семьи на уровень агрессивности, либо проблеме взаимосвязи уровня агрессии и характерных отклонений личности и т.п.
Подросток, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности.
Проблему психологических особенностей одиночества в подростковом и юношеском возрасте изучали И.С. Кон, О.Б. Долгинова, Н.В. Перешина, С.В. Малышева, И.М. Слободчиков. Одиночество появляется впервые в подростковом возрасте и связано это с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки.
Рассмотрение особенностей современной семьи с детьми подросткового возраста, и взаимосвязи с одиночеством и агрессивностью подростков представляет практический интерес. Поэтому исследование взаимосвязи между психологическим климатом семьи и переживанием одиночества и агрессивности подростков является актуальным.
Целью исследования является изучение взаимосвязи психологического климата, особенностей переживания одиночества и проявления агрессивности у подростков
Объект исследования: социально-психологическая сфера подростка
Предмет исследования - взаимосвязь переживания одиночества и проявления агрессивного поведения у подростков и психологического климата в их семьях.
В процессе изучения данного вопроса были поставлены и решены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научно-психологической литературы по проблемам психологического климата семьи, переживания одиночества и проявления агрессивного поведения подростков.
2. Изучить основные подходы к исследованию социально-психологического климата семьи
3. Изучить особенности подросткового одиночества, проявления агрессивности у подростков.
4. Провести социально-психологическое исследование переживания одиночества и агрессивного поведения подростков и их взаимосвязи с микроклиматом в семье
5. Проанализировать данные, полученные в результате исследования.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что социально-психологический климат семьи является существенным фактором жизнедеятельности человека, оказывающим влияние на всю систему социальных отношений, на их повседневное самочувствие, продуктивность, на уровень их творческой и личностной самореализации и на образ жизни в целом. Различают семьи с благоприятным (диалогическим) и неблагоприятным (монологическим) психологическим климатом.
Подростковый период считается наиболее противоречивым и дисгармоничным по сравнению с другими возрастными фазами личности. Возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы, интеллектуальной сферы, сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но более всего — личностной сферы, самосознания. В качестве ведущей деятельности этого периода выделяют общение со сверстниками. Подростки особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды в отношениях формирующих личность, является семья, которая в настоящее время признается основным социальным источником формирования агрессивного поведения. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, – а психологический климат, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.
Велика зависимость подростка от семьи. На становление агрессивного поведения ребенка влияют различные семейные факторы: низкая степень сплоченности семьи, конфликтность, недостаточная близость между родителями и ребенком, неблагоприятные взаимоотношения между детьми, неадекватный стиль семейного воспитания.
Для подросткового возраста одиночество – особое психоэмоциональное состояние аффективно-когнитивной природы, детерминирующее модели социального, личностного поведения подростка, ценностно-нормативных ориентаций.
Таким образом, проведя теоретическое исследование по теме работы, мы предполагаем, что одиночество и агрессивность подростков связана с психологическим климатом их семьи.
Нами было проведено эмпирическое исследование этой взаимосвязи, в ходе которого мы получили следующие результаты.
В выборке испытуемых подростков были выделены две категории: семьи с монологическим и с диалогическим климатом семейного общения.
В ходе психологического исследования были изучены особенности переживания одиночества подростков. У большинства подростков - выражено неглубокое переживание возможного одиночества, значительная часть подростков испытывают постоянное и острое переживание состояния одиночества, глубокое переживание одиночества у небольшой части подростков.
Сравнение переживания одиночества подростками из семей с разным психологическим климатом показало: неглубокое переживание одиночества выражено у подростков с диалогическим климатом семейного общения, постоянное острое переживание состояние одиночества у подростков с монологическим климатом общения и очень глубокое переживание одиночества выражено только у подростков с монологическим климатом общения в семье.
У подростков, испытывающих состояние одиночества, были выделены следующие виды переживания этого состояния: большинство испытуемых испытывают отчуждающее состояние одиночества, третья часть подростков испытывают диффузное одиночество, уедененность и диссоциированное подростки данной выборки не испытывают. Сравнение видов одиночества переживаемых подростками из семей с разным психологическим климатом показало, что и у подростков с монологическим климатом и подростков с диалогическим климатом семейного общения переживание отчуждающего одиночества выражено больше чем переживание диффузного одиночества.
Исследование агрессивности у испытуемых подростков показало, что у испытуемых подростков наиболее выражены у испытуемых подростков проявление негативных чувств, подозрительность, вербальная агрессия, обидчивость, раздражительность, использование физической силы против другого лица. Сравнительный анализ данных подростков из семей с разным психологическим климатом в семье говорит о том, что уровень агрессивности у подростков из семей с монологическим климатом общения данной выборки выше, чем у подростков с диалогическим климатом общения, что подтверждает теоретические исследования.
Итак, задачи, поставленные в начале работы реализованы, цель достигнута.
Гипотеза о том, что подростки, проявляющие агрессивное поведение испытывают состояние одиночества чаще, чем не агрессивные, подтверждена. Состояние одиночества и проявление агрессивного поведения у подростков взаимосвязаны с психологическим климатом в семье: чем выше уровень благополучия семейного климата, тем ниже уровень агрессивности и менее глубокое переживание одиночества. Проявление агрессивного поведения и переживания одиночества подростками в семьях с монологическим и диалогическим стилем общения отличаются.
Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что подростки, переживающие одиночество нуждаются в психологической помощи. С нашей точки зрения, большое значение имеет разработка содержания и методов психологической работы, направленной на снижение агрессивности подростков, переживающих одиночество.
Полученные данные могут быть использованы психологами и педагогами при работе с подростками, в том числе в процессе психологического консультирования.
1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - №6. –С.112-121.
2. Абульханова-Славская К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения. // Психологический журнал, 1999. - №5, том 20, с. 5-14.
3. Абраменкова В.В. Проблемы отчужденности в отечественной психологии // Вопросы психологии.- 1990.- N1, с. 5-12.
4. Ананьев Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания.
Избранные психологические труды – М., 2005
5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Академия, 2004.
6. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2007. — 244 с.
7. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. – М., 2007
8. Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическая агрессия подростков. – М.: Медпрактика-М, 2005.
9. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001.
10. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 2007
11. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч.: в 6 т. Т. 4. М., 1994.
12. Гуревич П.С. Психология и педагогика. – М.: ЮНИТИ, 2005.
13. Гуров В.Н. Социальная работа школы и семьи. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
14. Гримак Л.П. Грядущий век – век одиночества (к проблеме Интернета) // Мир психологии, 2000. - №2, с. 84 –90.
15. Дружинин В.Н. Психология семьи - Екатеринбург, 2007.
16. Диагностика семьи. Методики и тесты. //Ред. – сост. Д.Я. Райгородский. – М.: БАХРАХ – М, 2004.
17. Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития я-концепции ребенка, диссерт. 2005 -208с.
18. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: МПСИ, 2002.
19. Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М., 1988.
20. Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004.
21. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. – М.: Прайм-Еврознак, 2005.
22. Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М., 1997.
23. Кон И.С. Какими они себя видят. М., 1975.
24. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
25. Корчагина С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества Монография М.МПСИ. 2005
26. Корчагина С.Г. Психология одиночества учебное пособие. М.МПСИ. 2008
27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Хрестоматия М., 2001.
28. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков», Москва, 1988 год, стр.11-12
29. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») М., 1994.
30. Мид М. Одиночество, самостоятельность и взаимосвязь в контексте культуры // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989.
31. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход, Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.), 2002.-624с.
32. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов СПб, Речь, 2006
33. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М.: Просвещение, 1999.
34. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: «Академия», 2002.
35. Перлз Ф.С. Эго, голод и агрессия. – М.: Смысл, 2005.
36. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. – М., 1993.
37. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. // Вопросы психологии. 1996. №1. С. 20-33.
38. Прихожан А., Толстых Н. Что характерно для современного подростка. // Воспитание школьников. 1991. №5. С. 8-12.
39. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. - №5. – С.3-18.
40. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. - 1999. - №3. - С.6-7.
41. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 2002. - №5/6. – С.35-40.
42. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции, Москва, 1996, стр.38
43. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2001.
44. Солдатова. Психология развития и возрастная психология. – М.: Феникс, 2004.
45. Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2004.
46. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей - М., 1996.
47. Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы. — М., 1978.
48. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. — М.: Владос, 2008.
49. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. Пособие. – М.: Изд – во МПСИ; Воронеж: Изд – во НПО «МОДЭК», 2008.
50. Шильштейн Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. 2000. №6. С. 69-78.
51. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2008
Тема: | «Взаимосвязь психологического климата семьи с переживанием одиночества и проявлением агрессивности в поведении у подростков» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 85 | |
Цена: | 3500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Методы работы социального педагога общеобразовательной школы по профилактике агрессивного поведения младших подростков
Курсовая работа:
Характеристика агрессивности обучающихся в в промышленно-экономическом техникуме
Курсовая работа:
Характеристика агрессивности обучающихся в промышленно-экономическом техникуме
Дипломная работа:
Особенности проявления личностной тревожности и агрессивного поведения подростков (10 – 13 лет)
Дипломная работа:
Конституционно-правовое регулирование государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в россии