Реферат

«Философия жизни Фридриха Ницше»

  • 22 страниц(ы)
  • 3659 просмотров
фото автора

Автор: vlad1245

Введение 3

1 Религия 6

2 Мораль 9

3 Теория сверхчеловека 16

Заключение 20

Список использованной литературы 22

Последние десять лет, посвященных реорганизации советской жизни в жизнь новую, пока еще даже без названия, русские внезапно столкнулись с проблемой переосмысления уже привычных стереотипов. Внезапно оказалось, что, к примеру, капитализм, от которого в ужасе шарахались многие десятилетия, вроде бы и не так страшен, да и все наше отношение ко всему нужному требует переоценки, но в той или иной степени она коснулась всех сфер нашей жизни. Не избежала эта участь и философии. Не будем уж говорить, как изменились “философствования” дворовых лодырей, - изменилась зачастую сама основа философского восприятия мира. Тут уж поневоле приходится прислушиваться даже к “проклятьем заклейменным”, врагам по идеологии и т.п.

Ярчайший пример - Фридрих Ницше. Почему-то имя его знают с детства. Бог знает почему, учитывая практически патологическое отсутствие здорового интереса к нему, - вероятно, это одно из тех имен, которое мы сначала запоминаем, случайно услышав где-то, и лишь потом приходит его образ, туманный, часто противоречивый. Какие только ярлыки ни вешали на него последователи различных политических течений; как только ни использовали его; имморалист, нигилист, фашист, враг всего человеческого. Вплоть до уже совсем комичного - антихрист. Достаточно спорная аналогия с известным одноименным трудом. Все эти клейма вполне можно оспорить, более внимательно и непредвзято изучив труды Ницше. Но изучить Ницше - совсем не то, что изучить того же Омара Хайама (это отнюдь не камень в огород последнего). Ницше крайне сложен и противоречив. Среди ему подобных он, в первую очередь, нуждается в толковании, интерпретации. И таких интерпретаций было множество, большинство лишь далекими от истины. Но при всем этом работы его нашли своих почитателей и вплоть до известного казуса с присуждением ему статуса официального фашистского философа с последовавшими кровавыми событиями (догадывался ли сам философ, что когда-либо будет вызывать столь страшную ассоциацию) переживали свою популярность. Впрочем, популярность эта, до которой сам Ницше, к счастью, не дожил, едва ли стала бы бальзамом на душу. Мыслить “по Ницше” стало бы значить “мыслить модно”. Ницшеанцами стали называть себя чуть ли не все. Их мы встречаем у Р. Белого среди его революционеров - “интеллигентов”, среди босяков - маргиналов Горького. Идея Ницше стала неотвратимо притягивать то, против чего боролась - толпу с ее однообразностью, “серийностью” [3, c. 47]. Но и это было бы сносно, если бы даже малая часть этой толпы хотя бы в общих чертах знала суть его теории, хотя и это зачастую слишком мало. Конечно, можно простить молодую девушку, утверждающую, что Ницше - японский философ (хорошая фамилия для японца, не правда ли?), но когда у четырнадцатилетнего подонка спрашивают, зачем он отправил к праотцам того милого кота из подворотни, а он в ответ называет ряд причин, среди которых - принадлежность к ницшеанству, то это уже не милая глупость, как в первом случае. Это диагноз. Ну, скажите, пожалуйста, где Ницше призывает душить котов - в “Веселой науке”? Да, от этого она стала бы еще более веселой. И вообще: что такое ницшеанство? Можно с чистой душой говорить, к примеру, про Платонизм, но нет такого направления, как ницшеанство, по крайней мере, четко выраженного. Не было у Ницше учеников, и ярких последователей, по видимому, у него тоже не было. Он - единственный в своем роде. Что это, ницшеанство? Товарный знак, модный лейбл? Нет такого понятия. За этим термином открывается суррогат, подделка использующая известное имя. Идеи Ницше, да и вообще любые философские идеи нельзя приколоть, как булавку, - их нужно осмыслить, пережить самому. В своей статье “Фридрих Ницше: история одного поражения” профессор К.А. Свасьян приводит двустишие Иоганнеса Шефлера, поэта-мистика XVII века: “Крест на Голгофе не может спасти тебя от зла, если он не будет воздвигнут и в тебе самом”. Двустишие это подходит и в нашей ситуации. Крест этот, честно пронесенный по жизни Ницше, должен пронести каждый, кто когда-либо захочет сказать: “Я и Ницше”.

Крест этот - нигилизм в своей крайней форме, однако это отнюдь не тот нигилизм, который мы помним по “Отцам и детям”. Нигилизм Ницше - отрицание ради подтверждения. Доказание этого - и есть основная задача реферата. В соответствии с общественными правилами методов Декарта проблема разделена на несколько частей: расследование трактовок государства, религии (христианства), морали и, естественно, самой философии. Такая дифференциация вопроса вполне естественна и закономерна для изучения Ницше. Основные образы и символы Ницше прослеживаются почти через все его творчество, и поэтому вполне резонно выделять их в разделы. Интерпретация Фридриха Ницше - чрезвычайно сложное дело. Здесь гораздо легче ошибиться, чем быть уверенным в своей правоте. И все же непосредственно перед рассмотрением философии Ницше стоит привести то, с чем мы “несомненно” будем иметь дело. Это наиболее общие и поверхностные ее черты, сформулированные в 1986 годы Ф. Герхардом. Философия Ницше, по его мнению, является “экспериментальной философией”, и для нее характерны следующие 10 моментов:

1. несмотря ни на что, Ницше настаивает на том, что занимается философией (а, скажем, не поэзией);

2. такая экспериментальная философия разумеет себя как научную философию и ориентируется на образцы экспериментальной науки нового времени;

3. для этой философии характером метод критики, базирующийся на списке и сопровождающийся решимостью делать практические выводы (“скепсис безрассудной мужественности” знает толк в “ разрушении и разложении и располагает “доблестно-жесткой рукой аналитика” - “По ту сторону);

4. свои выводы экспериментальная философия вновь излагает в догматической форме с целью создать “новые ценности”;

5. всякий опыт восходит к “человеческому переживанию” (как ни старается Ницше стремиться от “человеческой перспективы”, он всякий разубеждается, что мы познаем “не сущность вещей, а свою природу, “человек застит нам вещи”, - записи 1881 и 1880 г.г.);

6. экспериментальная философия - философия экзистенциальная, коль скоро она ограничивается посторонним “бытием здесь”;

7. экспериментальная философия предполагает неповторимую “образцовость” существования философа (философ ценен постольку, поскольку может служить как образцом жизни);

8. будучи связана с жизнью и экзистенцией, экспериментальная философия может выступать лишь как практическая философия;

9. поскольку экспериментальная философия, отказываясь от абсолютного и высших критериев, возлагает свои надежды на искусство (в предельно скромном смысле слова), которое должно заполнить место абсолютного, она может быть названа эстетической философией;

10. примыкая к традиции понятийного познания, экспериментальная философия оказывается философией в традиционном смысле слова.

Говоря о философии Фридриха Ницше, будет просто преступлением не рассмотреть проблему морали.

Мораль - центральная точка философии Ницше, ее стержень. Все его идеи относительно государства ли, христианства или назначения философии неизбежно сводились к проблеме морали, на основе норм и ценностей которой, собственно, и строится все человеческое существование. Элементы морали органически вплетаются в нашу жизнь в процессе воспитания и составляют даже не столько основу, сколько уже каркас нашего мировоззрения и мировосприятия, взаимодействия с окружающей физической и социальной сферой. Таким образом, общественная мораль, в какой форме она ни воплощается в нашем сознании, накладывает неизгладимый отпечаток на всю жизнь человеческого существа, зачастую определяя его жизненные пути. С одной стороны, эта функция морали обладает высокой ценностью, направляя человеческие возможности, с другой - она эти возможности ограничивает, заставляя мыслить и действовать посредством своих понятий и ни коим образом вне их. Отсюда вывод: у общественной морали есть свои недостатки, и недостатки эти при этом весьма существенны. Будет логично рассудить, что несовершенная мораль, как и любая другая несовершенная вещь, в соответствии с законами должна быть пересмотрена, переоценена и по возможности заменена или хотя бы реорганизована в подобную, но белее совершенную форму.

Ницше, с самого своего рождения вращаясь в кругах, близких по сути своей к философской науке, не мог не заинтересоваться проблемами морали. Первая проба пера, конечно, была несколько примитивной и с улыбкой, не лишенной, правда, некоторой доли иронии, воспринималась затем уже зрелым, “обстрелянным” философом. Но все же она стала чем-то вроде отправной точки для Ницше, в дальнейшем развившись в нечто гораздо более сложное, совершенное, а главное, волнующее умы людей отнюдь не последних. Причем, волнующее не в том виде, какой мы увидели затем в развившейся моде на ницшеанство. Ницше породил споры на раскрытую им тему, он заставил людей думать, оценивать и - решать.

Эпицентром всех его размышлений о морали является написанная зимой 1885-1886 г.г. “прелюдия к философии будущего” - книга “По ту сторону добра и зла”, по его словам, “ужасная книга, проистекшая на сей раз из моей души, - очень черная”. Ницше прекрасно понимал, что перешел за некую грань и стал чем-то вроде интеллектуального диссидента, бросившего вызов лжи тысячелетий. Именно здесь он, убежденный в том, что в человеке тварь и творец слились воедино, разрушает в себе тварь, чтобы спасти творца. Но закончился этот кошмарный эксперимент тем, что разрушенной оказалась не только тварь, но и разум творца.

За сорок четыре года жизни, прожитых с ясным рассудком (с 1844 по 1889 годы) Фридрих Ницше успел создать теории, не имевшие и не имеющие себе аналогов как по высказанным в них идеям, так и по масштабам охвата. Интересы Ницше как философа простирались буквально всюду. Ещё будучи начинающим философом, он ловил себя на чересчур широком спектре интересов, став же философом и приобретя, хоть и малое, но уже звучное имя на этой стезе,он со свойственной ему активностью бросился к анализу и переоценке не просто какого-либо направления ,но человека ,совмещающего в себе весь накопленный им опыт.

Ницше можно не любить, не принимать, оспаривать с полным на то правом. Как говорит сам философ: “Вы - верующие в Заратустру. Но что толку в Заратустре? Вы ещё не искали себя, когда нашли меня”. Что толку во всех тупо следующих своим учителям? Но игнорировать Ницше вообще глупо, более того - преступно. Конечно, легко сказать, что Ницше- фашист, идеолог жестокости и вседозволенности, но это в первую очередь будет означать глупость самого сказавшего подобные слова. Конечно, были в нашей истории факты, не с лучшей стороны показавшие Ницше, и в первую очередь - это казус с его архива, борьба за который началась сразу же после начала душевной болезни философа. В дальнейшем архив перешёл к сестре - Элизабет Фёрстер-Ницше, его единственной ученице, впрочем, так и непризнанной великим братом из-за явных расхождений в теориях. Прикрываясь именем брата, она приложила все усилия для фальсификации его трудов. Для изображения масштабов фальсификации следует сказать лишь то, что, к примеру, “ Воля к власти “, к которой Ницше при жизни успел написать 372 заметки, так и не отшлифованные, оставшиеся в первоначальном варианте, была составлена уже после потери им разума, причём, кроме уже упомянутых заметок в книгу вошли и другие его черновые записи; в результате общее число заметок перевалило за тысячу и существенно исказило общую модельность задуманного сочинения. В последствии “Воля к власти” стала одной из самых скандальных книг Ницше, за что сам он, как мы видим, ответственность не несёт [8, c. 134].

Далее были Гитлер и его приспешники, антигитлеровская пропаганда, мнение толпы, церковь. Дошло до того, что само имя Ницше приобрело чуть ли не ругательный оттенок. И всё оттого, что среднестатистический человек более полагается на мнение своего соседа, не шли на своё, полученное в результате самостоятельного изучения проблемы.

Всё это может означать лишь одно: Ницше должен быть интересным, должен изучаться, обсуждаться вновь и вновь. Более того - его идеи должны развиваться, не оставаться в одной точке. Мы просто ещё недостаточно “выросли” как люди, не достигли своей высшей ступени, чтобы понять. Каковым бы ни казался нам он: ангелом или демоном его нельзя игнорировать. Ницше можно сравнить с куском угля: в тени он, сам тёмный, пугает своей чернотой, но стоит его поднести под луч света, как он засверкает, покажет свою действительную суть, и будет радовать глаз и душу, а что, как не радость, превозносил Фридрих Ницше?

1. Ницше Фридрих Так говорил Заратустра, Москва: Изд-во Московского ун-та, 1990, 316 с.

2. К.А. Свасьян Фридрих Ницше: история одного поражения // Ф. Ницше: избранные произведения, Москва: “Просвещение”, 1993, 417 с.

3. Михайлов А. В. Предисловие к публикации // Вопросы философии, 1995, № 5, 98 с.

4. Вундт В. Введение в философию, Москва: Прогресс, 1998, 428 с.

5. Франк С. Фридрих. Ницше и этика "любви к дальнему" // Соч. Москва: Правда, 1990, 459 с.

6. Ницше Ф. Генеалогия морали // Избр. Произведения в 2 т., Ленинград: Сирин, 1990. Т.2, 345 с.

7. Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Москва: Мысль, 1990, Т.2, 570 с.

8. Данилевский Р. Русский образ Ф.Ницше // На рубеже XIX-XX веков, Ленинград: Наука, 1991, 431 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Философия жизни Фридриха Ницше»
Раздел: Философия
Тип: Реферат
Страниц: 22
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика

Похожие материалы