Реферат
«Социолого экономическая грамотность в формировании успешного специалиста»
- 13 страниц
Введение 3
1 Значение экономической грамотности 4
2 Профессионализм и профессиональная компетентность 6
2.1 Критерии профессионализма 7
2.2 Структура профессионализма 9
Заключение 12
Библиографический список 13
Прежде чем раскрыть тему Социолога – экономическая грамотность в формуле успеха специалиста Я бы хоте раскрыть несколько определений.
Социология и экономика, важнейшие гуманитарными знаниями современного общества. Экономика как наука представляет собой отрасль социальных наук. Экономическая действительность является объектом экономических наук, которые подразделяется на научные и прикладные.
Грамотность — фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством. Но возможность не есть ещё факт.
Грамотность, как показывает её история, есть только орудие, которым нередко пользуется та или другая временно господствующая партия для пропаганды в народе своих идей. Чему и как служит грамотность — это зависит от дальнейших условий, в которые доставлено народное образование данной страны.
Специалист — работник, выполнение обязанностей которого предусматривает наличие начального, среднего или высшего профессионального (специального) образования.
Таким образом, исходя из темы реферата нам необходимо рассмотреть вопрос о значении, как социологии, так и экономики в подготовки грамотного специалиста. А вопрос конкурентно способности такого специалиста на рынки буди завесить от его способности к непрерывному образованию. В современном мире учеба становится стилем жизни.
1 Значение экономической грамотности
В условиях рыночной ориентации и многоукладной системы хозяйствования выдвигаются новые требования к экономической грамотности. Специалисту еще в стенах учебных заведений надо привить такие профессиональные качества, как инициативность, бережливость, предприимчивость и заинтересованность в достижении высоких и качественных конечных результатов производства.
В настоящее время общество предъявляет выпускнику особые требования, среди которых особое место занимают высокий профессионализм и творчество. Современная организация производства, новая техника, ускоренный технический прогресс требуют глубоких и разносторонних технических знаний. Для быстрого внедрения и освоения новой техники большое значение приобретает умение быстро и грамотно обрабатывать и передавать информацию, в том числе с помощью средств визуализации.
Требования к визуальной культуре постепенно становятся такими же, как требования к культуре речи.
Потребности человека в зрительно-образных впечатлениях, развитие экранных средств, усвоение информации с помощью зрительных образов – все это требует умения визуализировать информацию, критически к ней относиться, тщательно отбирать и использовать ее.
Визуальная грамотность – одна из универсальных основ развития существенных сил человека, включает в себя умения и навыки воспроизведения и анализа образа с помощью графических средств изображения (в том числе компьютерных) на основе имеющихся знаний, а также творческую импровизацию, воплощение идей с помощью изобразительной, технической или художественной техники. Благодаря визуальной грамотности, человек может одновременно развивать зрительные анализаторы, восприятие, воображение, мышление и другие, в том числе эмоциональные и психические процессы.
Изучение механизмов и законов порождения образа – закон специального раздела психологии, который получил название – «визуальное мышление». Визуальное мышление – это деятельность человека, продуктом которой, является порождение новых образов, новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым.
Формированием основ визуальной культуры в средних профессиональных учебных заведениях с помощью графических изображений занимается дисциплина «Инженерная графика».
Пространственное представление – это способность представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т.д. Пространственное представление – необходимая способность познания и всей практической деятельности, особенно профессионально – технической. Степень обобщенности и схематизации образа зависит от умения человека воспроизводить пространственные свойства объектов в различной графической форме (в виде рисунка, чертежа, схемы, символической записи и т.д.).
Визуальная грамотность помогает выпускнику в максимальной степени ориентироваться в профессиональном становлении личности.
Важнейшим качеством успешного специалиста является его способность, используя визуальную грамотность ориентироваться в быстро меняющейся информации. Экономическая информация меняется в наши дни стремительно. «Риски в финансовой системе могут перетекать из сектора в сектор. Банк выдает кредиты, ссуды, но все риски перекладывает на страховые компании, пенсионные организации. И дальше по цепочке – непосредственно на клиентов-потребителей. Таким образом, риски приходят к нам в дом. И поскольку их нельзя минимизировать, нужно хотя бы дать людям возможность управлять ими. Повышение финансовой грамотности специалистов приведет к большей стабильности финансовой системы.
2 Профессионализм и профессиональная компетентность
Личность человека-профессионала, прошедшего достаточно длительный период теоретического обучения и последующей адаптации к практической деятельности, приобретшего необходимый профессиональный опыт, следует рассматривать как профессионально обусловленную. В психологической литературе имеют место различные воззрения на свойства личности профессионала. Например, Э.Ф. Зеер в структуре личности профессионала выделяет четыре подструктуры:
1) подструктуру профессионально-значимых психофизиологических свойств (нейротизм, экстравертированность, реактивность и др.);
2) подструктуру профессионально-важных качеств (ПВК);
3) подструктуру профессиональной компетентности;
4) подструктуру профессиональной направленности. Существуют и иные подходы, отражающие научные приверженности исследователей, каждый из которых вносит свой вклад в раскрытие проблемы формирования личности профессионала.
Общим и бесспорным является то, что в процессе становления профессионализма у человека формируется особый, «профессиональный», тип личности, отличающийся от личности человека, не являющегося профессионалов в данном виде деятельности.
Мы полностью согласны с Е.А.Климовым, считающим необходимым рассматривать профессионализм не только как высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, но и как определенную системную организацию его психики. Более того, мы исходим из понимания, что профессионализм не сводим к совокупности признаков, он представляет собой некоторое системное свойство личности (систему определенным образом организованных компонентов).
Рассматривая связь профессионализма в «профессионально-ориентированной» структуре личности, упрощенно мы можем представить профессионализм в виде вершины пирамиды, в основании которой лежат профессиональные знания, на них «надстраивается» профессиональный опыт, профессиональная компетентность и профессиональная пригодность (в понимании В.А. Бодрова).
В динамике можно выделять следующие стадии развития профессионализма:
а) стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока;
б) стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенных внутренних и внешних критериев;
в) стадию суперпрофессионализма, или мастерства, соответствующую приближению к «акме» – вершине профессиональных достижений;
г) стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком наставником для других специалистов).
Личность человека-профессионала, прошедшего достаточно длительный период теоретического обучения и последующей адаптации к практической деятельности, приобретшего необходимый профессиональный опыт, следует рассматривать как профессионально обусловленную.
Критерии профессионализма, т.е. показатели, на основе которых можно судить об уровне профессионализма, могут быть двух видов: внешние по отношению к человеку (объективные) и внутренние (субъективные).
Конкретные исследования показывают, что происходит изменение самой структуры профессионализма (как системного образования психики), включая изменение состава образующих систему элементов и связей между ними. Этот процесс, протекающий во времени, имеет свои фазы (развития, застоя, деградации). Кратко рассмотрим фазы, характеризующие изменение структуры профессионализма.
Проблема формирования профессионализма тесно связана с вопросом о ресурсах психического развития. Б.Г.Ананьев писал, что «для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ресурсах самого человеческого развития, об истинных потенциалах этого развития, еще крайне недостаточно использующихся обществом». Эти положения не утратили своей актуальности и в наши дни.
Достижение человеком успехов в профессиональной деятельности опирается на соответствующие внутренние предпосылки и внешние условия. К внутренним предпосылкам может быть отнесено наличие у человека высокоразвитых общих способностей и определенных специальных способностей, обученности, профессионально-важных качеств, развитых эмоционально-волевых свойств личности. К внешним условиям относится влияние социально-экономической среды и профессионального окружения.
Успешность это осознание себя нужным.
1. Беккер Г. Природа профессии.// Этика успеха: вестник исследователей, консультантов и ЛПР., Выпуск 3/94. Тюмень- Москва, 2005, с.82-90.
2. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 2010. 250 с.
3. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 2010. 140 с.
4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: КАНОН, 2006. 135 с.
5. Крыштановская О.В. Инженеры: становление и развитие профессиональной группы М.: Наука, 2009. 505 с.
6. Хьюз Э. Исследование занятий.// Социология сегодня : проблемы и перспективы, М.: изд-во Прогресс, 2005- с. 499-501
7. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. 350 с.
8. Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 130 с.
9. Согомонов А. Тусобщество./ Аспекты социальной теории и современного общества. М.: ЦСО ИС РАН 2006, с. 53-71.
10. Фуко М. Порядок дискурса / Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: 2006 «Магистериум, Касталь», с.47-97
Тема: | «Социолого экономическая грамотность в формировании успешного специалиста» | |
Раздел: | Социология | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 13 | |
Цена: | 150 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие экономической мысли в России
Магистерская работа:
Организационно-методические условия формирования имиджа музыкального руководителя дошкольной образовательной организации
Дипломная работа:
Современные подходы к диагностике гражданской грамотности в системе общего образования
Дипломная работа:
Эволюция системы справочно-поисковых средств в 1993-2020гг
Дипломная работа:
Региональная система привлечения инвестиций в малый бизнес