Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Процессы права как форма культуры» - Реферат

  • 29 страниц(ы)
фото автора

Автор: Abkzrbyf

Содержание

Введение.3

1. Процессы права как форма культуры от древних культур.5

2. Древняя Индия. Законы Ману.13

3. Античная культура .18

Заключение.26

Список литературы.29


Введение

Культурологический подход к праву возможен и необходим по той причине, что правовые явления несут в себе, кроме сугубо юридических значений, еще много смыслов внеюридического характера. В них сосредоточены богатейшие культурно-историческая семантика и символика.

Культурологический метод позволяет рассматривать любой правовой феномен не сам по себе, а внутри интеллектуального пространства культурных смыслов, в результате чего тот утрачивает жесткость прежних, исключительно юридических границ. В той жe мере он способен делать это и по отношению к праву в целом. Культурология, ставя перед правовым мышлением вопросы, которые оно само перед собой, как правило, не ставит. Она же стремится к созданию культурологических моделей правовых реалий. При этом на передний план выходит то обстоятельство, что культура по своей сути метафизична, т. е. связана с миром высших, абсолютных смыслов и сущностей. Вместе с тем культура и символична, поскольку стремится доводить до человека эти абсолютные смыслы посредством зримых форм.

С позиций культурологического подхода всякий искусственный предмет или феномен — это символ. Равным образом он позволяет видеть в нормах и ценностях права символы сверхличных энергий, участвующих в творении социального мира и правопорядка. Этот подход предполагает, что через нормы и ценности права человек приобщается к высшей, абсолютной гармонии бытия, для которой социальный правопорядок — только частная, локальная форма. То есть задача метафизической культурологии состоит в выявлении не столько относительных, сколько абсолютных смыслов бытия.

Человек живет в мире природных явлений, естественных и рукотворных вещей, а также разнообразных социальных символов. Его социальное и культурное бытие — это жизнь в символической вселенной, где за каждым словом, звуком и жестом — концентрированные сгустки смыслов, спрессованные временем и опытом многих поколений. Метафизическая культурология, имея дело с относительным и преходящим, с тем, что пребывает в конкретных пространственно-временных пределах, видит в нормативно-ценностных структурах знаки вечного и абсолютного. Исследуя социально-правовую реальность со всеми ее уровнями и элементами, она помнит о метафизической сверхреальности, внутри которой пребывают ее нормы и ценности в качестве ее частных модусов. За данными эмпирических наблюдений и рассудочной аналитики она прозревает метафизику сверхличного с экзистенциалами души, судьбы, бессмертия, пребывающими вне логики рациональных доказательств и опровержений. При построении объяснительных моделей сущего и должного она не забывает о том, что за причинами правовых явлений и процессов всегда стоят еще «причины причин», абстрагироваться от которых человеческий дух не может.


Выдержка из текста работы

Для культуры первобытного общества было характерным то, что деятельность человека, связанная с собирательством, охотой, была вплетена в природные процессы, человек не выделяет себя из природы, и поэтому никакого духовного производства не существовало. Культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры — первобытный синкретизм, т.е. ее нерасчлененность на отдельные формы. Полная зависимость человека от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым — все это неизбежно вело к тому, что сознание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим.

В области социальных отношений господствует родовой строй. Особое значение в развитии первобытной культуры сыграла экзогамия. Запрет на половые контакты между членами одного рода содействовал физическому выживанию человечества, а также культурному взаимодействию между родами. Межродовые отношения регулируются по принципу «око за око, зуб за зуб», внутри же рода господствует принцип табу — система запретов на совершение определенного рода действий, нарушение которых карается сверхъестественными силами.

Поскольку культура — явление социальное, то все процессы, происходящие в ней, следует рассматривать в связи с развитием материального производства. Вместе с усложнением производственной деятельности, развитием земледелия, скотоводства в процессе «неолитической революции» растут запасы знаний, накапливается опыт, формируются иные представления об окружающей действительности, совершенствуются виды искусства. Примитивные формы верований заменяются различного рода культами: культ вождей, предков и т.д. Развитие производительных сил ведет к появлению прибавочного продукта, который концентрируется в руках жрецов, вождей, старейшин. Таким образом, формируется «верхушка» и рабы, появляется частная собственность, оформляется государство.

Древний Восток: единство и многообразие

С первых тысячелетий Homo sapiens начинает осваивать мир и добиваться немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбу человечества и развитие культуры: возникновение речи, изобретение орудий, умение пользоваться огнем и появление на Древнем Востоке высоких культур.

Древний Египет, Шумер и Вавилон, древние Индия и Китай — это истинная колыбель современной цивилизации. Именно здесь сложились огромные государства, возникли письменность, литература, искусство, техника, были заложены элементы математики, астрономии, медицины, других наук, в том числе зачатки философии. Центрами цивилизации Древнего Востока, в основном, стали долины рек. В долине реки Нил сложилась древнеегипетская цивилизация, в междуречье Ефрата и Тигра — шумерская, которую последовательно сменили другие цивилизации, в долине реки Инд — индийская, а в долине реки Хуанхэ — древнекитайская цивилизация .

Культура Древнего Египта

Древний Египет — первое государство на Земле, первая могущественная, великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.


Заключение

Одной из наиболее ранних по своему историческому происхождению культурем является миф. Задавая нормативные образцы социального поведения, формулируя представления о должном, описывая с помощью чрезвычайно выразительных средств недолжное и запретное, миф выполнял свою регулятивную функцию, подводил архаическое сознание к пониманию сути нормы и меры для человека и социума. С окончанием родовой эпохи и возникновением правовых цивилизаций мифы сохранили свою духовно-практическую действенность, трансформировавшись в мифологемы — устойчивые, постоянно воспроизводящиеся на коллективно-бессознательном уровне общественной психики нормативные структуры, фиксирующие коренные противоречия человеческого существования. Особой культурно-исторической модификацией мифологемы является теологема. Ее своеобразие состоит в том, что в ней каузально-смысловые объяснения морально-правовых проблем и противоречий вводятся в контекст трансцендентной реальности и восходят к абсолюту Бога. От Бога как законодательного первопринципа миропорядка исходят все нормативные предписания, в том числе нормы нравственности и естественного права.

Важное место в системе культурем занимает имагиома (от англ. image — образ, изображение). В отличие от художественного образа как единичной эстетической формы, имагиома — комплексная, полиморфная художественная структура. Концентрируя в своем содержании богатый социальный опыт, она выявляет из стихии общественной жизни существенные морально-правовые коллизии, фиксирует их нормативно-ценностные структуры и тем самым открывает дополнительную возможность для их философско-правового осмысления. Культурно-историческая традиция издавна воспринимает искусство как средство, позволяющее компенсировать ограниченность исключительно рационального познания. Гуманитарное познание предполагает активное использование художественной информации для выстраивания различных теоретических и философских моделей морально-правовой реальности. В пределах имагиомы морально-правовой опыт как бы сгущается, концентрируется, обретает вид своеобразного ценностно-смыслового «микрокосма» с характерной структурой и внутренней динамикой, обусловленной логикой развития помещенного в центр его содержания морально-правового противоречия. Там, где конкретному творцу такого «микрокосма» удается достаточно основательно воссоздать эту логику при помощи соответствующих художественно-эстетических средств, вся система образных средств неизменно обнаруживает свою нормативно-ценностную ориентированность уже не только на сущее, но и на должное, а значит, и собственную включенность в процесс утверждения соответствующих нравственно-правовых императивов и идеалов.

В культуремах сосредоточен обширный материал о генезисе и историческом развитии морально-правовой реальности. Уже на начальных этапах развития цивилизации мифологическое, религиозное и художественное сознание внимательнейшим образом с помощью доступных им средств всматривались во все то, что имело непосредственное отношение к родовому праву, к процессам стихийного и сознательного правотворчества. Многие памятники религиозно-философской культуры, в том числе греческие мифы, Ветхий Завет, поэма «Даодэцзин», запечатлели переход от стихийности доправового хаоса к упорядоченности морально-правового космоса, от состояния полудикого «протоморализма» к организованному правопорядку. Они были свидетелями опытов раннего нормотворчества, в результате которых возникли качественно новые регуляторы социальной жизни, нацеливавшие индивидов на исполнение общественно значимых задач по созданию и совершенствованию цивилизованного мира.


Список литературы

1. Барулин B.C. Социально-философская антропология. - М., 1994

2. Введение в культурологию, - М., 1995

3. Введение в культурологию: Учеб. пособие. - В 3-х ч. - М., 1997

4. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учеб.пособие. В 2-х ч. - М. , 1994

5. История культуры России, - М., 1993.

6. Кармин А. С. Основы культурологии. - СПб, 1997.

7. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М. , 1994.

8. Культурология. Основы теории и истории культуры / Под ред. И.Ф.Кефели. - СПб, 1996.

9. Культурология. - Ростов-на-Дону, 1995.

10. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. - Минск, 1998.

11. Маллюга Ю.А. Культурология. - М., 1998.

12. Мамонтов СП. Основы культурологии. - М., 1996.

13. Мыльников А.С. Основы исторической типологии культуры: Учеб. пособие. - Л., 1979

14. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. - М., 1992

15. Орлова Э.А. Введение в социальную, культурную антропологию. - М., 1994 .

16. Основы теории и истории культуры. - СПб., 1996.

17. Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. - М., 1997.

18. Полищук В.И. Культурология. - М., 1998.

19. Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 1994.


Тема: «Процессы права как форма культуры»
Раздел: Право
Тип: Реферат
Страниц: 29
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика