Дипломная работа

«Организация профильного обучения истории в старшей школе»

  • 65 страниц(ы)
  • 3341 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: vtasrauaa

Введение

Глава 1. Профильное обучение – необходимое условие и средство модернизации образования.

1.1. Проблемы развития старшей школы в современных условиях.

1.2. Идея профилирования старшей школы: отечественный опыт реализации в XX веке.

1.3. Особенности Концепции профильного обучения.

Глава 2. Профильное обучение истории в школе.

2.1. Цели и содержание профильного обучения истории в школе.

2.2. Проблемы организации учебной деятельности в условиях профильного обучения истории в школе.

2.3. Современный учебник истории для профильных школ.

Одним из направлений модернизации является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой, в свою очередь, вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику.

Необходимость перехода на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.» ,где ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Цель данной работы – раскрыть место и особенности профильного обучения истории в системе современного образования.

В связи с этим выделяются следующие задачи:

 анализ научно-методической литературы и нормативных актов для того, чтобы дать полную картину концепции профильного обучения в школе;

 выявить проблемы старшей школы и показать, как профильное обучение помогает их решать;

 изучить предполагаемую структуру и систему профильного обучения истории в школе;

 показать образовательные возможности различных профилей при обучении истории в школе;

 осветить различные аспекты организации учебной деятельности в процессе изучения истории на профильном уровне.

Объект исследования – система профильного обучения в школе.

Предмет исследования – система обучения истории в профильной школе.

Методы исследования – анализ литературы, сравнительно-исторический, анализ и синтез системы профильного обучения.

Научная новизна работы заключается в осмыслении первых начинаний профильного обучения с позиций науки.

Вопросы, рассматриваемые в данной работе, в настоящее время очень актуальны для всех учителей профильных школ. Перед ними стоит сложная задача корректировки предметных курсов и теоретических разработок, по необходимости внесение изменений, уточнений и дополнений, поиск наиболее эффективных их вариантов. Система профильного обучения только начинает реализовываться и от того, как она будет изучена, зависит качество работы учителя и эффективность реализации.

Профилизация старшей ступени общеобразовательной школы является одним из главных направлений модернизации российского образования. В нашей стране в течение продолжительного времени идет становление профильной школы по нескольким направлениям: развиваются школы с углубленным изучением отдельных предметов; отрабатываются модели связи школы с вузами; создаются школы и классы с профильным обучением.

Основная педагогическая идея профильного обучения заключается в том, чтобы придать системе образования индивидуализированный, личностный характер, а саму систему образования сделать более эффективной и качественной. Профильная система необходима в связи с новыми приоритетами, которые характеризуются сменой целевых ориентиров в системе общего образования, обусловленных произошедшими в Российской Федерации социально-экономическими, социально-культурными и другими изменениями.

Изучение истории на профильном уровне способствует расширению социального опыта учащихся, развивает умение критически анализировать полученную информацию, помогает определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности и дискуссионным вопросам истории. В связи с данными требованиями перед учителем, преподающим историю в профильной школе встают новые задачи и проблемы. Основными из них являются: отбор материала для базового курса предмета в различных профилях; технология преподавания истории в различных профилях; проблема выбора места профилизации (взаимодействие школ с необразовательными учреждениями); изменение системы оценок учащихся профильных классов (портфолио). Кроме того, школа должна быть обеспечена учебно-методическим комплексом по истории в русле разных профилей. Сегодня очевидно, что не только учебники по базовому предмету для различных профилей должны быть совершенно различными, но и даже рабочие тетради, хрестоматии, задачники и дидактические материалы также должны иметь иные принципы создания.

Меняются и требования, предъявляемые к учителю и к выпускнику профильной школы. Учитель должен хорошо разбираться в содержании профильного обучения, знать новые методологические концепции, применять новые формы процесса обучения. Выпускник должен уметь самостоятельно приобретать знания и применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить; быть коммуникабельным контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях.

Соответственно меняется и роль школы. Одна из главных ее задач – это создание условий для формирования личности. Это те условия, которые призваны обеспечить следующие возможности: вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, совместная работа, сотрудничество при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения, предоставление свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого и аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможность ее всестороннего исследования, постоянное испытание своих интеллектуальных возможностей.

Профильное обучение является необходимым условием и средством модернизации российского образования, т.к. стремительно возрастает его роль, усиливается влияние на все сферы социальной жизни. Усиление роли знаний в общественном развитии, превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного мира. Эти процессы в значительной степени опираются на использование и развитие образовательных систем различного уровня: от обычного общеобразовательного учреждения до международных проектов, охватывающих своим влиянием несколько стран.

В то же время существенно увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом.

1. Алексеева Л.П. Повышение квалификации преподавателей вузов России в условиях реформирования высшей школы / Л.П. Алексеева, Н.С. Шаблыгина, Л.Н. Агеева // Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования: Обзорная информация / НИИВО. – 2002. – Вып.9.

2. Алексеева М.Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории / Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, № 4.

3. Андреев А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л. Андреев // Педагогика. – 2002. - № 6.

4. Артемова Л.К. Профильное обучение учащихся в системе общего среднего образования. – М.: - Новокузнецк, 2002.

5. Бартенева Н.В., Дворникова О.Л. Научно-исследовательская работа учащихся / Преподавание истории в школе, 2005, № 3.

6. Вяземский Е.Е. Проблемы перехода на старшей ступени средней школы к профильному обучению и пути их решения / Е.Е. Вяземский. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: Сборник учебно-методич. Материалов / Под ред. Е.Е. Вяземского. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.

7. Давыдов В.П. Теоретические и методологические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста / В.П. Давыдов, О.Х-А. Рахимов // Инновации в образовании. – 2002.- № 2.

8. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 3266 – 1 – ФЗ от 10 июля 1992., с изменениями и дополнениями. – М.: Издательство «Омега – Л», 2008.

9. Клименко А.В. и др. Проектная деятельность учащихся / Преподавание истории и обществознания в школе, 2002, № 9

10. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2000г.

11. Козленко С.И. О месте профильной школы в российской системе образования / Изучение истории на профильном уровне в современной школе: Сборник учебно-методич. Материалов / Под ред. Е.Е. Вяземского. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.

12. Козленко С.И., Саплина Е.В. Профильное обучение и современные образовательные технологии. Курс лекций для дистанционного обучения / История, 2007, № 17 (833)

13. Козленко С.И., Саплина Е.В. Профильное обучение и современные образовательные технологии. Курс лекций для дистанционного обучения / История, 2007, № 18 (834)

14. Короткова М.В. Вопросы методологии и методики профильного исторического образования / Изучение истории на профильном уровне в современной школе: Сборник учебно-методич. Материалов / Под ред. Е.Е. Вяземского. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.

15. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - № 1.

16. «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» № 2783 от 18 июля 2002г.

17. Методика создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: Письмо Минобразования России (с приложениями) // Официальные документы в образовании. 2002. – № 18.

18. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительством РФ от 4 октября 2000г. № 751).

19. «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования» №334 от 9 июня 2003г.

20. «Об утверждении плана графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана графика повышения квалификации работников в условиях введения профильного обучения» № 2757 от 26 июня 2003г.

21. «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» №1312 от 9 марта 2004г.

22. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» № 1089 от 5 марта 2004г.

23. Образовательная политика России на современном этапе: Справка Госсовета России // Официальные документы в образовании. – 2002. - № 2.

24. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001.

Покупка готовой работы
Тема: «Организация профильного обучения истории в старшей школе»
Раздел: История
Тип: Дипломная работа
Страниц: 65
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика