Контрольная работа
«Индивидуальный стиль деятельности педагога. Предмет: Педагогическая психология»
- 18 страниц
Содержание
Введение 3
1. Характеристика и значение индивидуальных способностей педагога. 5
2. Понятие индивидуального стиля педагогической деятельности. 8
3. Развитие индивидуального стиля педагога 12
Заключение. 15
Список литературы. 17
Изменения в социокультурной и экономической жизни общества, происходящие в последние годы, потребовали качественного преобразования деятельности педагогов в профессиональном поле, углубления оперативности и открытости учителя. В качестве основного фактора обновления системы образования сегодня выступает личность учителя. Высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто только при наличии высококлассных педагогов, постоянно совершенствующих свое мастерство, мобильно реагирующих на изменения, происходящие в образовательном пространстве.
Сегодня обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, готовые к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования. Очевидно, что система школьного образования нуждается в модернизации, чтобы соответствовать реалиям жизни в глобальном и быстро меняющемся мире.
Миссия учителя состоит в социокультурном воспроизводстве особой социально-педагогической сферы общества. При этом он выполняет функции реализации социального наследия, социальной адаптации и регулирования процессов становления и развития общества. Это первый, глобальный уровень проблемы.
Эти требования к педагогическому сообществу с неизбежностью повлекут за собой реформирование всей образовательной системы, но в первую очередь они замыкаются на личности педагога, от которого требуется высокий уровень профессионализма. Ведь конкретного ученика воспитывает конкретный учитель, а значит, качество знаний каждого ученика будет зависеть от качества профессионального подготовленности и мастерства каждого учителя. Учитель остается основным субъектом, призванным решать задачи развития образования. Это второй, личностный уровень проблемы.
При этом обновление системы повышения квалификации педагогических работников должно опираться на индивидуальные запросы развития личности конкретного учителя, ее акмеологические аспекты, быть ориентированной на перспективные потребности педагога.
Вместе с тем, анализ опыта реформирования системы повышения квалификации, и новые стоящие перед ней задачи, дают основания для внесения существенных корректив в стратегию и тактику ее развития, так как она остается недостаточно конкурентоспособной, не обеспечивает мобильность программ подготовки, разноуровневость запросов и возможностей учителей.
Заключение.
В заключение можно отметить, что индивидуальный стиль педагогической деятельности формируют три основных фактора. Факторы формирования стиля педагогической деятельности:
а) индивидуально-психологические особенности педагога;
б) особенности педагогической деятельности;
в) особенности обучающихся.
Индивидуально-психологические особенности учителя, формирующие стиль педагогической деятельности, включают индивидуально-типологические особенности, личностные и поведенческие особенности. Под особенностями педагогической деятельности понимаются как условия осуществления педагогом профессиональной деятельности, так и содержание дисциплины, курса, учебного материала. Особенности обучающихся, имеющие значение для стиля педагогической деятельности, определяются такими факторами, как возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.
Стиль поведения педагога описывается такими показателями, как личностная активность, ценности и смыслы, система их взаимодействия. Наиболее значимыми особенностями стиля поведения для педагогической деятельности являются характеристики поведения в ситуациях конфликта. В ситуациях затруднения, конфликта люди выявляют десять индивидуальных стилей поведения: конфликтный, конфронтационный, сглаживающий, сотруднический, компромиссный, приспособленческий, стиль избегания, подавления, соперничества и защиты. Эти стили поведения всегда сопутствуют тому или иному индивидуальному стилю деятельности, составляя его фон и придавая ему соответствующую эмоциональную окраску.
Особенности когнитивного стиля педагога формируют особенности его профессионального мышления и определяют способы принятия решений в педагогических ситуациях. Наиболее полно когнитивный стиль педагога описывается такими характеристиками, как импульсивность – рефлексивность (степень обдуманности собственных поступков), простота – сложность (количество способов оценки событий), полезависимость – поленезависимость (степень зависимости от окружения) и гибкость – ригидность (способность менять способы поведения, установки и т.д.)
Педагогическое мышление предполагает знание различных способов выхода из затруднительной ситуации, оценивание возможных последствий принятого решения для каждого участника ситуации, оценку личностных, интеллектуальных и других качеств учеников и коллег, что в конечном счете предполагает в каждой ситуации выбор наилучшей из возможных альтернатив.
Список литературы.
1. Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Классификация обучающих сред // Школьные технологии. 2000. N 3.
2. Климов Е. А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.
3. Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. СПб., 2001.
4. Крылова Н. Б. Культурология образования. М., 2000.
5. Оспенникова С. В. Информационно-образовательная среда и методы обучения // Школьные технологии. 2002. N 2.
6. Песоцкий Ю. С. Высокотехнологическая образовательная среда учебных заведений: теоретическая модель. М., 2002.
7. Песталоцци И. Г. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. I. / Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. М., 1981.
8. Тарева Е. Г. Технология формирования у студентов рационального стиля учебной деятельности // Инновации в образовании. 2001. N б.
9. Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000.
10. Торхова А. В. Индивидуальный стиль деятельности учителя // Педагогика. 2003. N 6.
11. Торхова А. В. Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя: теоретический аспект: Моногр. Минск, 2004.
12. Фрумин И. Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. 1993. N 1.
13. Левин В. А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. 2000. Т. 21. N 4.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Проблема формирования профессиональных качеств
Курсовая работа:
Обучение педагогически запущенных детей
Курсовая работа:
Характеристики, предметное содержание, мотивация функции и стили педагогической деятельности
Дипломная работа:
Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся первого класса общеобразовательной школы