Курсовая работа

«Аутистическое мышление»

  • 31 страниц
Содержание

Содержание

Введение 3

Глава 1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности 5

1.1. Основные виды мышления человека. 5

1.2. Аутистическое мышление: понятие, характеристика. 9

Глава 2. Проявления аутистического мышления 14

2.1.Мышления ребенка в учении Ж. Пиаже и Э. Блейлер 14

2.2. Характеристика аутистического мышления у шизоида 17

Глава 3. Эмпирическое исследование аутистического мышления. 20

Заключение 29

Список литературы 31

Введение

Введение

Среди различных видов мышления мышление аутистическое занимает особое место. Оно плохо соответствует традиционному определению мышления, так как вроде бы не стремится к отражению «объективной реальности». Оно по сути дела не изучалось теми методами, которые обычно используют для исследования мышления. Но особенно важно то, что мышление это кажется не характерным для здорового человека, его обычно связывают с различными отклонениями от нормы. Это — мышление при некоторых психических заболеваниях. Это — сновидное мышление или специфическое мышление ребенка — детский аутизм.

Совсем иначе трактуется аутистическое мышление в работах Блейлера, Рибо и ряда других психологов. Если отталкиваться от их взглядов, то любое мышление можно представить состоящим их двух важных составляющих: аутистической и реалистической. Более отчетливо эта идея звучит у Рибо, который говорит о воображении и «рацио», как образующих единое мышление. Для нас важно то обстоятельство, что при таком подходе снимается исключительность мышления аутистического.

Одновременно это означает, что аутистический компонент должен присутствовать в любом мышлении, что обычное мышление — это своеобразная гармония, «равновесие» между реалистической и аутистической составляющими.

В данной курсовой работе мы попытались, опираясь на известные работы Блейлера и Рибо, рассмотреть различные случаи нормы и патологии мышления как динамическое взаимодействие этих составляющих. Блейлер подчеркивает, что «Аутистическое мышление во многих отношениях противоположно реалистическому».

Реалистическое мышление представительствует действительность; аутистическое мышление представляет себе то, что соответствует аффекту. Целью реалистических функций является создание правильного познания окружающего мира, нахождение истины. Аутистические функции стремятся вызвать представления, окрашенные аффектом (в большинстве случаев аф фектом удовольствия) и вытеснить представления, окрашенные противо положным аффектом. Реалистические механизмы регулируют наше отношение к внешнему миру; они служат для сохранения жизни, для добывания пищи, для нападения и защиты; аутистические механизмы создают непосредственно удовольствие, вызывая окрашенные удовольствием представления, и не допускают неудовольствия, преграждая доступ представлениям, связанным с неудовольствием. Таким образом, существует аутистическое и реалистическое удовлетворение своих потребностей. Тот, кто удовлетворяется аутистическим путем, имеет меньше оснований или вовсе не имеет оснований к тому, чтобы действовать».

Реалистическое мышление заставляет отслеживать и анализировать неприятные ситуации, запоминать их и в последующем действовать, опираясь на полученный раннее негативный опыт, избегая повторения ошибки и опираясь, таким образом, на логическое мышление. Если мы начинаем работать с неприятными внешними переживаниями (или с ситуациями, окрашенными неприятными внешними переживаниями), не стараемся их забыть, не прячемся, создавая иллюзорные защиты. Таким способом одновременно преодолеваем свой страх, неуверенность перед тем или иным событием. В результате получаем удовлетворение, т.е. положительно окрашенный аффект.

Заключение

Заключение

Аутизм часто является сам носителем тех конфликтов, которые возникают у нас под влиянием аффектов. С нормальным человеком происходит событие, доставляющее ему боль. Эта боль, как и всякий другой аффект, имеет тенденцию, закрепиться, продолжиться дольше, чем вызвавшее ее событие, иррадиировать также и на другие переживания, короче говоря, создать длительное болезненное настроение. Это настроение преодолевается независимо от предполагаемого действия, оказываемого временем таким образом, что новые переживания закрепляют свои аффекты. При этом радость может, разумеется, заставить забыть боль или смягчить ее, но лишь до тех пор, пока радость эта сама существует. Неприятное событие остается при этих процессах способным к воспоминанию, как и всякий другой опыт. Иначе обстоит дело, когда в ход против боли приводится аутистическое защитное приспособление: в большинстве случаев оно отгораживает от сознания боль вместе с представлением, окрашенным болью. Возможно ли таким путем совершенно выключить аффект из мира переживаний - я не знаю. Во всяком случае, как при нормальных, так и при патологических условиях обнаруживается множество таких изолированных от сознания аффектов, и мы видим действие этих аффектов даже в тех случаях, когда аффект, как таковой, не осознается его носителем (в мимике, в болезненных симптомах). Из этого мы видим, что, по крайней мере, во многих случаях соответствующие аффекты лишь отщеплены от сознания, но не подавлены, и тогда становится само собою понятным, что и в данном случае налицо имеется присущая всем аффектам внутренняя тенденция овладеть душевной жизнью. Следовательно, „вытеснение» должно всегда поддерживаться аутистическими механизмами, и, наоборот, в проявлениях аутизма всегда выступают вытесненные аффекты или их действие. Шизофреник или даже сновидящий здоровый человек ошибочно верит в смерть близкого человека и поэтому безутешен У него некогда была идея о смерти этого человека в форме желания, однако она тотчас (обычно еще прежде, чем она дошла до сознания) была подавлена, так как она доставляла сильную боль. Теперь она опять всплывает в аутизме и вместе с осуществлением желания доставляет пациенту боль, которой он хотел избежать.

Список литературы

Список литературы

1. Блейлер Э. Аутистическое мышление.- Одесса, 1927.

2. Блейлер Э.Аффективность,внушаемость и паранойя, Одесса ,1929г.

3. Бурно М.Е. Трудный характер и пьянство.- Киев, 1990.

4. Гуссерль Э. «Картезианские размышления» Москва «АСТ» 2000г.

5. Кант К. «Критика чистого разума» Минск, «Литература» 1997г.

6. Кречмер Э. Строение тела и характер.- Москва, 1994.

7. Немов Р.С. Психология, Москва, 2003

8. Платон «Государство» , Москва, «Мысль» 1999г.

9. Ясперс К. «Общая психопатология» Москва, «Практика» 1997г.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика