Курсовая работа
«Государственное управление социально-культурной сферой»
- 39 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ….…7
1.1.Управление в области образования….7
1.2. Правовой статус и организация управления высшим и послевузовским профессиональным образованием….13
1.3. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования….14
1.4. Управление высшим учебным заведением….16
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ В ДРУГИХ ОБЛАСТЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ….….18
2.1. Управление в области культуры….18
2.2. Управление в области труда и социального развития…21
2.3. Управление здравоохранением….25
2.4. Управление в сфере печати, телерадиовещания и других средств массовой информации….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….38
Социальная сфера жизни общества включает труд, здравоохранение, образование, науку, культуру, иные социальные отношения. Их нередко сложно отделить от экономических и политических отношений (например, труд — это не только социальное явление, но и важнейшая экономическая категория, а отношения социальных коллективов часто приобретают политический характер).
В современных условиях главная задача государственного регулирования социальных отношений состоит в том, чтобы содействовать социальной солидарности и социальной справедливости, а поскольку борьба различных классов и социальных слоев за удовлетворение собственных интересов неизбежна, она должна протекать на основе состязательности и в рамках правового поля, в целях поиска согласия, компромиссов.
Для решения этих задач парламенты (в том числе в России) принимают соответствующие законы: о порядке разрешения трудовых конфликтов (в том числе о забастовках), о создании трехсторонних комиссий, состоящих из представителей государства, профсоюзов (работников) и предпринимателей (работодателей), об установлении минимальных размеров оплаты труда, об оплачиваемых выходных днях и отпусках и т.д. Все эти нормы распространяются на все предприятия, независимо от формы собственности. Законы, принятые парламентом, устанавливают справедливые пропорции уплаты налогов: с больших доходов уплачивают большие налоги, а низкие доходы освобождаются от налогообложения (в России с 2001 г. установлена единая ставка подоходного налога для всех — 13%). Действуют законы о пенсиях, медицинском обслуживании, образовании и т.д., устанавливаются льготы для малообеспеченных и многодетных семей, инвалидов, ветеранов войны и труда и т.д. Парламент поощряет благотворительность, уменьшая налогооблагаемую базу на соответствующий размер, и т.д.
Как и в сфере экономики, в области социальных отношений глава государства и правительство контролируют исполнение принятых законов, своими актами развивают их положения. Оперативным управлением ведают министерства (ведомства), на местном уровне — их территориальные управления и отделы. Особенностью сферы социального регулирования является то, что в ней преобладают учреждения (в экономической сфере — предприятия).
Решающее значение в жизни общества имеет труд. Положения о роли труда содержатся во многих зарубежных конституциях (Испания, Италия, Португалия и др.). С вопросами труда связаны многие аспекты социального развития, пенсионное обеспечение, трудовая и иная миграция (территориальное перемещение, сопровождающееся изменением места жительства населения), вопросы отдыха и быта.
Регулированием вопросов труда и связанных с ними, отношений почти во всех странах занимаются министерства труда. В России Министерство труда и социального развития проводит государственную политику в области труда, занятости и социальной защиты населения, координирует по этим вопросам деятельность других органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов. Оно создает территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров (министерство возглавляет службу урегулирования трудовых споров), разрабатывает комплексные программы использования трудовых ресурсов, повышения доходов граждан, развития социального страхования, организации пенсионного обеспечения, совершенствования социального партнерства государства, труда и капитала, социальной защиты женщин, детей, ветеранов, проводит мероприятия по охране труда и технике безопасности. Министерство труда готовит проекты законов по пенсионному обслуживанию населения (вопросами пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников, органов безопасности занимаются другие ведомства), разрабатывает целевые программы, осуществляет социальные выплаты в виде пособий по безработице, совместно с органами самоуправления содействуют гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников.
Труд человека непосредственно связан с состоянием его здоровья, физического и психического. Федеральным органом, осуществляющим управление в области охраны здоровья и координирующим в этой сфере деятельность других органов исполнительной власти, является Министерство здравоохранения РФ. Оно действует в тесном контакте с соответствующими органами субъектов Федерации, с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Российской академией медицинских наук, обществом Красного креста и Красного полумесяца, с профессиональными медицинскими ассоциациями. На местах в систему министерства входят его территориальные органы (управления, отделы), государственные лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные учреждения, санатории, курорты, аптеки, предприятия, санитарно-эпидемиологические станции (в системе министерства есть специальная служба, которая занимается санитарно-эпидемиологическими вопросами, ее возглавляет Главный санитарный врач РФ).
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материн-ства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается сис-тема социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Социально-культурное строительство - сложная и специфическая сфера государственного управления. Она включает несколько отраслей, каждая из которых имеет ряд особенностей. Вначале некоторые общие замечания относительно характера, содержания и степени правовой урегулированности отраслей, составляющих социально-культурное строительство. Сам этот термин условен, хотя в течение длительного времени он использовался в конституциях и прочно укоренился в учебниках по административному праву.
В связи с формированием в России рыночных отношений все больше проявляется тенденция (которая в дальнейшем будет возрастать) к децентрализации управления отраслями данной сферы, возрастанию элементов самостоятельности, самоуправляемости структур, предприятий и организаций, составляющих каждую из отраслей данной сферы. Что же касается законодательного и в целом правового регулирования каждой из них, то в настоящее время имеется пакет законодательных и иных юридических актов, регламентирующих статус этих отраслей. В целом в сферу социально-культурного строительства включаются следующие отрасли (области), являющиеся объектом правового регулирования и управления: образование, наука, культура, здравоохранение труд и социальное развитие, печать, телерадиовещание и другие СМИ.
Социальная сфера жизни общества включает труд, здравоохранение, образование, науку, культуру, иные социальные отношения.
Образование - сложный и целенаправленный процесс, который включает различные виды обучения (образования) и образовательных учреждений.
Специальным комплексным правовым актом, затрагивающим различные аспекты деятельности в области образования, является Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. в редакции Федеральных законов от 12 июля 1995 г., от 16 ноября 1997 г., от 20 июля 2000 г.
В задачи Минобразования входят:
осуществление государственной политики в сфере образования, обес-печивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования и удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;
разработка системы управления и координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях и организациях системы образования;
реализация государственной кадровой политики в области образования и научной деятельности в системе образования;
разработка и утверждение федеральных требований к содержанию об-разования;
создание системы оценки деятельности образовательных учреждений;
совершенствование организационно-экономического механизма функ-ционирования сферы образования и др.
Руководство и управление в области культуры осуществляют соответ-ствующие органы на основании нормативных правовых актов.
Прежде всего, это Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. Область применения Основ, регулирующих культурную деятельность, которая определяется как деятельност.
1. Конституция РФ . Принята Всенародным голосованием 12.12.1993 г.Москва. 2004 г.
2. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании "//СЗ РФ по состоянию на 20 января 2007 г. М.Норма,2007 г.
3. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ//СЗ РФ по состоянию на 20 января 2007 г. М.Норма,2007 г.
4. Закон РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" от 15 апреля 1993 г. .//СЗ РФ по состоянию на 20 января 2007 г. М.Норма,2007 г.
5. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. в редакции Федеральных законов от 12 июля 1995 г., от 16 ноября 1997 г., от 20 июля 2000 г.//СЗ РФ по состоянию на 20 января 2007 г. М.Норма,2007 г.
6. Указ Президента Российской Федерации "О структуре федеральных органов исполнительной власти и в Российской Федерации" от 14 августа 1996 г.
7. Положение о Министерстве образования РФ , утверждено постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 258
8. Положение Министерства культуры Российской Федерации от 6 июня 1997 г.
9. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.
10. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций утверждено постановлением Правительства РФ от 10 сентября 1999 г. № 1022//. СЗ РФ. 1999. № 37. Ст. 4508.
11. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления//учебник для вузов. М., 2004 г.
12. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ//учебное пособие для вузов. М. Норма, 2007 г.
13. Государственное управление: Основы теории и организации/под ред. В.А. Козбаненко. М., 2005 г.
14. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право: учебник.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 г.
15. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник. —
М.: ЮНИТИ, 2006.
16. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс /Под ред. Т.Г. Морозовой и А.В. Пикулькина. — М.: Финстатинформ,
2006 г.
17. Управление организацией: Учебник/под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой.-2 –е изд. ИНФРА-М, 2004 г.
Тема: | «Государственное управление социально-культурной сферой» | |
Раздел: | Государственное регулирование, Таможня, Налоги | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 39 | |
Цена: | 100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Государственное управление социальной сферой
Магистерская работа:
Правовое регулирование деятельности органов государственной власти в сфере управления финансами
Курсовая работа:
Государственное управление и его социальная сущность. Системные характеристики государственного управления
Дипломная работа:
Реализация государственной политики в сфере культуры (на примере ДК Альфа)