Дипломная работа
«Особенности системы личностных ценностей сотрудников РОВД, принимавших участие в чеченской военной кампании »
- 91 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 6
1.1.Подходы к пониманию личностных ценностей в рамках разных наук 29
1.2 Система ценностей как основа социальной деятельности личности
1.3. Личностные особенности сотрудников органов внутренних дел 37
ГЛАВА 2. ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР УЧАСТИЯ В ВОЕННЫХ КОМПАНИЯХ 37
2.1. Сущность посттравматического стресса у участников военных кампаний….
2.2. Психологические основы построения системы реабилитации в Вооруженных силах 19
2.3. Основные направления работы, организационные формы и эффективные методы деятельности военного психолога, обеспечивающие функционирование системы реабилитации в Вооруженных силах 26
2.4 Технологии социальной работы с участниками военных конфликтов по их психосоциальной адаптации к условиям мирной жизни 44
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА И ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАСТНИКОВ ВОЕННОЙ КАМПАНИИ 37
3.1. Организация исследования 42
3.2. Анализ и интерпретация экспериментальных данных 44
3.3. Ценностная сфера сотрудников органов внутренних дел, переживших посттравматический стресс 55
3.4. Рекомендации по психосоциальной работе с сотрудниками РОВД, находящимися в состоянии посттравматического стресса 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Актуальность проблемы исследования. Проблема психического здоровья ветеранов локальных войн относится к разряду актуальных и социально значимых проблем современного российского общества в силу тенденции к росту вооруженных конфликтов, особенностей психолого-психиатрического состояния населения и труднопрогнозируемой динамикой отечественного социума на данном этапе развития.
Экстремальные условия деятельности, с которыми не редко приходится сталкиваться работникам внутренних дел, с психологической точки зрения характеризуется сильным психотравмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств на психику сотрудника. Это воздействие может быть мощным и однократным (применение оружия, задержания вооруженного преступника, стихийное бедствие) или интенсивным и многократным, требующим периода адаптации к постоянным действующим источникам стресса (несение службы при чрезвычайных обстоятельств, участие в боевых действиях против незаконных вооруженных формирований). Оно характеризуется различной степенью внезапности, масштабности; может служить источником как объективно, так и субъективно обусловлено стресса (из-за недостаточной опытности, психологической неподготовленности, низкой эмоциональной устойчивости конкретного сотрудника).
Наиболее мощными, или экстремальными, стрессорами являются угроза собственной жизни, товарищей по службе, некоторых категорий граждан (детей, женщин, стариков); потери среди личного состава подразделений, попадание в «ситуацию заложника», применение оружия и поражение или смертельное ранение человека; катастрофа или разрушительное стихийное бедствие, повлекшие массовую гибель людей. Лиц, переживших подобные ситуации, принято относить к группе повышенного риска возникновения психических нарушений, получивших наименование посттравматический стресс.
Последствия боевой психической травмы не ограничиваются пределами театра военных действий, а их манифестация нередко происходит спустя месяцы и даже годы после возвращения ветеранов к мирной жизни. Более того, установлены данные о деструктивном влиянии посттравматического стресса на последующие поколения, как по причине особых взаимоотношений в семьях ветеранов, так и в результате возможного генетического унаследования приобретённых патологических изменений.
Воздействие экстремальных ситуаций и посттравматического стресса на сотрудников милиции, так и механизм развития у них посттравматического стресса остаются недостаточно изученными.
В связи с обострившейся криминогенной обстановкой в стране, в последнее десятилетие все больший интерес у исследователей вызывает проблема формирования, развития посттравматического стресса и рассмотрения форм его проявления и влияния на изменения некоторых личностных характеристик. В дальнейшем будут рассмотрены различные точки зрения по этому вопросу, но наиболее интересным и малоизученным аспектом для нас является рассмотрение возможных изменений в системе ценностных ориентаций.
Цель – исследовать особенности системы личностных ценностей сотрудников РОВД, принимавших участие в чеченской военной кампании.
Объект исследования – ценностные ориентации сотрудников РОВД, принимавших участие в чеченской военной кампании
Предмет исследования – особенности системы личностных ценностей сотрудников РОВД, принимавших участие в чеченской военной кампании.
Гипотеза исследования: различия в ценностных ориентациях сотрудников РОВД, принимавших участие в чеченской военной кампании, и системы ценностей сотрудников РОВД, не имеющих опыта участия в чеченской военной кампании.
Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические предпосылки исследования системы ценностей сотрудников органов внутренних дел.
2. Теоретически изучить психологические последствия участия сотрудников РОВД в военных компаниях.
3. Подобрать психодиагностический инструментарий для диагностики проявлений боевого стресса и выявление иерархии личностных ценностей сотрудников.
4. Экспериментально исследовать проявления посттравматического стресса и особенностей ценностных ориентаций у сотрудников.
5. Разработать рекомендации по психосоциальной работе с сотрудниками РОВД, находящимися в состоянии посттравматического стресса.
Для проведения экспериментального исследования и сбора психодиагностических данных, необходимых для проверки гипотезы, были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Ценностные ориентации» Рокича;
2. «Опросник травматического стресса» Котенева.
Психологические последствия посттравматического стресса, возникающей в результате воздействия на человека экстремальных условий, выходящих за рамки человеческого опыта, в последнее время привлекают все больше внимания. Актуальность подобных исследований сегодня еще более возросла и теперь уже речь идет о психологической помощи военнослужащих. Первопричиной возникновения стресса является критический инцидент или травмирующее событие.
Непрерывно возрастающие интенсивность и напряженность профессиональной деятельности военнослужащих, связанные с постоянным совершенствованием различных видов оружия, наличием факторов витальной угрозы оказывают неблагоприятное влияние на здоровье военнослужащих и проявляются на психологическом уровне в виде увеличения частоты отрицательных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций. Максимально выраженное психоэмоциональное и физическое напряжение военнослужащие испытывают при участии в боевых действиях.
Стресс является широким понятием и включает в себя реакцию организма на воздействие разнообразных экзогенных факторов (психогенных, соматогенных, экологических и др.). Многие из этих факторов, воздействуя непосредственно на метаболические или нейрофизиологические процессы, не воспринимаются личностью в качестве травмирующих событий, тем не менее являются компонентами многомерной этиологии психогенных расстройств, основой "приобретенного расположения" к их развитию.
На тяжесть и возможность возникновения посттравматического стресса у сотрудников большое влияние оказывают их личностные характеристики, особенности, в частности готовность к немедленному реагированию на возникновение внезапной опасности.
Изменения, происходящие под воздействием посттравматического стресса, также занимают умы многих исследователей. Нами был рассмотрен такой аспект, как ценностные ориентации.
Ценность – это отражение действительности в сознании человека через отношение и оценку этой действительности. Таким образом, ценности через оценку и оценочный акт, выступают как критерии по которым человек строит свое отношение к миру, тем самым познавая его и себя, поэтому сюда включается и отношение к себе (само отношение).
Ценности, будучи образованием мотивационной сферы, представляют собой некоторые конечные (идеальные) цели, к которым стремится индивид. Тем самым ценности организуют, направляют, ориентируют поведение человека на определенные цели, дают возможность принять решение в ситуации социального выбора. В этой ипостаси ценности реализуются в ценностных ориентациях и представляют собой элемент диспозиционной структуры личности. Более того, ценности в тоже время «детерминируют когнитивную работу с информацией» и являются «смысловыми образованиями», придавая личности определенную ценность. Таким образом, ценности рассматриваются, как когнитивные и мотивационные образования в структуре личности.
Исследователи, занимающиеся изучением посттравматического стресса, считают, что под воздействием стресса система оценочных представлений (система ценностей) претерпевает особые изменения, т.е. перестраивается.
Проблема психологических последствий локальных конфликтов является актуальной. Требуется разработка и внедрение новых, комплексных методик по преодолению последствий посттравматического стресса.
1. Абдурахманов Р.А. Психологические проблемы послевоенной адаптации ветеранов Афганистана // Психологический журнал 1992. Т.13 №1. 34-39с.
2. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство потребление. М. Мысль 2008. 253 с.
3. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы// Вестник МГУ, сер.14.,Психология, 1995, №4., 47c.
4. Аристотель. Сочинения: в 4 т. — М.: Мысль, 1984. - Т.4. - 830 с.
5. Ахмедова Х.Б. Посттравматические личностные изменения у гражданских лиц, переживших угрозу жизни// Вопросы психологии, 2004, №3, 102с.
6. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная система//Психологический журнал.-1999.-№5 - 38-44с.
7. Военная психология. Под. ред. Шеляга В.В. и др.-М.,1972.-309с.
8. Войцеховский К. Развитие личности и ценности // Моральные ценности и личность / Под. ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева. — М.: Изд-во МГУ, 1994. – 304с.
9. Выжлецов Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. -1995.- № 6.-81c .
10. Выжлецов Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. — 1996. - № 1. -99c.
11. Дильтей В. Описательная психология // История психологии (10-е - 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 2-е изд. – 346с.
12. ДиогенЛаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1986. - 571 с.
13. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: Пер. С франц. - М.: Канон, 1995. - 352 с.
14 Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М.: МГУ, 2007. 567 с.
15 Ивин А.А. Ценности и понимание // Вопросы философии 1986. - №8 -. 27-36с.
16 Калмыкова Е.С., Миско Е.А., Тарабрина Н.В. Особенности психотерапии ПТСР//Психологический журнал.-2001.-№4.
17 Кант И. Сочинения: в 6 т: Пер. с нем. - М.: Мысль, 1965. - Т.4. - Ч.2. - 544 с.
18 Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей сухопутных войск в локальных военных конфликтах. М., 1998, С. 164.
19 Китайская философия: Энциклопедический словарь / под ред. М. Л. Титаренко. — М.: Мысль, 1994. — 573 с.
20 Клаузевиц К. О войне.-М.,2000.-367с.
21 Конфуций. Изречения / Перевод, предисловие и комментарии И. И. Семененко. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 128 с.
22 Лазебная Е.О Тарабрина Н.В. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние проблемы. // Психологический журнал 1992. - Т.13 - №2. - 31-39с.
23 Лазебная Е.О., Зеленова М.Е. Военно-травматический стресс: особенности посттравматической адаптации участников боевых действий// Психологический журнал, 1999, Т.20, №5, С.63.
24 Лосский Н. О. Бог и мировое зло. - М.: Республика, 1994. - 432 с.
25 Магомед-Эминов М. Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация // Вестник МГУ. Сер. Психология. 1996. №4. С.26
26 Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: Пер с англ. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.
27 Мясищев В. Н. Психологическая наука в СССР. – Т 2. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2003. 567 с.
28 Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей: Пер. С нем. — М.: РЕРЬЬоок, 1994. —352 с.
29 Оллпорт Г. Личность в психологии: Пер. С англ. - М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. - 345 с.
30 Особенности жизненной перспективы у ветеранов войны в Афганистане и ликвидаторов аварии на ЧАЭС// Психологический журнал, 2004, Т.25, №3, 44c.
31 Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.С. ПТСР.-М.,2000.-145с.
32 Рассел Б. История западной философии: в 2 т. - М.: Миф, 1993. - Т 1. -509 с.
33 Рассел Б. История западной философии: в 2 т. — М.: Миф, 1993. — Т.2. -445 с.
34 Соловьев И. Жизнь после войны: преодоление психологических последствий// Солдат удачи, 1999, №8, 41c.
35 Семененко И. И. Афоризмы Конфуция. - М.: МГУ, 1987. - 302 с.
36 Тарабрина Н.В. Синдром ПТСР, нарушения, современное состояние и проблемы//Психологический журнал.-1992.-№2.
37 Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. С англ. И нем. — М.: Прогресс, 1990. —368 с.
38 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер. С англ. — М., 1994. — 447 с.
39 Философский энциклопедический словарь/ под ред. Л. Ф. Ильичева и др. — М.: Сов. энциклопедия. — 1983. — 840 с.
40 Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М. Зерцало 2006. 352с.
41 Цыбаева Л. Социально-психологическая адаптация участников боевых действий // Развитие личности. № 1. 2007. 54c.
42 Яницкий М.С. Ценностные ориентации как динамическая система.-Кемерово,2000.-204с.
43 Якушин Н.В. Психологическая помощь воинам-афганцам в реабилитационном центре республики Беларусь // Психологический журнал 1996. №5, 65с. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
44. Свядощ А.М. Неврозы. -М., 1982.-336 с.
45. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2002. – 350 с.
46. Снетков В. Н., Литвинцев С. В., Фастовцев Г. А. Стрессогенные психические расстройства у раненых // Актуальные вопросы военной и экологической психиатрии. — СПб.: ВМедА, 1995. — С. 79-82.
47. Справочник военнослужащих – участников контртеррористических операций на территории Чеченской Республики. Информационно – правовой центр «Надежда».Н.В.Кузнецова, С.А.Белякин, А.В.Ломакин, Е.В.Кузнецова. Москва 2003г.
48. Справочник практического психолога. –СПб.:Сова, М.: ЭКСМО, 2003. – 928с:ил. Таланов В.Л., Малкина – Пых И.Г.
49.Удинцов Е. И. Социально-гигиенические аспекты инвалидности. — М.: Медицина, 1985. — 125 с.
50. Шанин В. Ю., Стрельников А. А. Типические патологические процессы периода реабилитации после ранений и пребывания в условиях боевой обстановки // Раневая болезнь и медицинская реабилитация. - СПб.: Глаголъ, 1995. - С. 116-120.
Тема: | «Особенности системы личностных ценностей сотрудников РОВД, принимавших участие в чеченской военной кампании » | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 91 | |
Цена: | 5000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Организационно-методические условия подготовки обучающихся к участию в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности
Дипломная работа:
Взаимосвязь профессионального выгорания и особенностей ценностно-смысловой сферы сотрудников мчс
Дипломная работа:
Психологические особенности личности женщин-сотрудников органов внутренних дел МВД России
Тест:
Ответы на тесты введение в педагогическую деятельность
Курсовая работа:
Особенности ценностных ориентаций в период зрелости