Реферат
«Роль женщины в науке»
- 23 страниц
1. Введение….3
2. Четыре подхода к рассмотрению проблемы….4
3. Социально-психологический портрет современной женщины-ученого….9
4. Специфика научной деятельности женщин в России.10
5. Конференции, рассматривающие проблемы женщин в науке….12
6. Есть женщины в нашей науке….18
7. Заключение….22
8. Список литературы…23
В 21 веке имеет место противоречивость взглядов на роль женщины в научной сфере. Наука – это одна из сфер деятельности, функция которой состоит в выработке и теоритической систематизации знаний о действительности, и в отличие от других сфер, отличается своей объективностью, способностью проникать в сущность вещей и процессов. Во все времена ключевые позиции в науке занимали мужчины, хотя научные открытия делали и женщины.
Сегодня в Российской академии наук успешно занимаются более сорока процентов женщин (двадцать четыре тысячи). Однако, из шестидесяти тысяч академиков, всего 9 женщин. Все больше появляется женщин в лабораториях, но процент женщин-ученых по-прежнему низок? Почему же количество женщин в науке разительно отличается от мужчин?
Цель реферата: показать место и роль современной женщины в науке.
Задачи: выявить причины слабой интеграции женщин в науку и найти пути решения данной проблемы.
Четыре подхода к рассмотрению проблемы
А) Биологический. Заключает проблему различий в умственных способностях мужчин и женщин. Биологический подход полностью не нашел подтверждения у опрошенных женщин. Так, на вопрос: “Считаете ли вы, что существует различие в познавательных, умственных способностях у мужчин и женщин, женщины отвечали: Природа все делить поровну, и здесь я не вижу особой связи с полом”, “Женщина даже где-то умнее мужчин, мудрее что ли”. Мужчину же, наоборот, наиболее часто апеллировали к этой причине.
Тем не менее, факт считается остается фактом, что очень долгое время наука базировалась на мнении, что мужчина – дух, женщина – природа. Тем самым подчеркивалась социобиологическая предопределенность женской неполноценности в науке, часто связанная с ее интеллектуальными способностями. В подтверждение вышесказанного даже имеется теория, представленная Эрхардом, которые считают, что женщина может добиться успеха в науке, если у нее будет наблюдаться повышенное содержание мужских гормонов. При таком подходе женщины могут преуспевать лишь сознательно или неосознанно, имитируя черты, присущие мужчине, подражая мужчинам в выборе поведения ы научном обществе.
Б) Второй подход выдвигает в качестве главной принцип совмещения женщинами семейных и профессиональных ролей. Профессиональная деятельность женщины –ученого чаще зависит от необходимости менять место работы. Основным фактором является то, что нужно объединять семью и научную деятельность. Научная работа не легка – нет фиксированного рабочего времени, необходимо постоянное усовершенствование своих знаний. На вопрос интервью: “Почему женщины в науке имеют низкий статус”, почти все женщины ответили: “Нужно совмещать работу и дом, женщина всегда разрывается между работой и семьей”. Опрошенные мужчины также подчеркивали совмещение профессий и семейных ролей как сдерживающий фактор: “Женщине порой трудностей приходится преодолевать больше, чем мужчине. Она несет двойную нагрузку”.
Таким образом, чтобы женщина могла объединить научную карьеру и материнство, нужна стойкая финансовая ситуация и поддержка общества.
В) С точки зрения психологического фактора низкую продуктивность женщин нередко связывают и с отрицательным влиянием таких факторов, как неуверенность в себе и низкий уровень самооценки.
Социально-психологический портрет современной женщины-ученого
Российская женщина-ученый переходного периода от социалистической к рыночной экономики (рубеж XX и XXI вв.) – человек среднего, часто предпенсионного или пенсионного возраста, работающая в окружении себе подобных, руководимым мужчиной – ровесником или младшим по возрасту. Она происходит из семьи служащих или ученых, чаще замужем, имеет одного, реже двух детей. Она мало времени уделяет семье, обладает определенными особенностями мужского характера и т.д. Как правило, состоят в браке и имеют детей. У них низкий доход, покрывающий менее половины семейного бюджета. Большинство из них имеет высшее образование и учёную степень, а нередко два высших образования. Работают они 42,15 часа в неделю, и часто имеют ненормированный рабочий день. Характеризуются довольно высокой степенью эмоциональной вовлечённости в работу. Стремятся к такой работе, где они были бы наделены большей управленческой властью, избежав при этом ответственности, риска и напряжённого графика работы. Наибольшая удовлетворённость у них содержанием работы, наименьшая - в её оплате. Женщина-ученый умна, педантична, эффективна в делах, независима, сдержана, коммуникабельна, целеустремленная, дисциплинированная, смелая, нередко может оказаться “старой девой”.
Исследовав различные источники по данной теме, мы видим многочисленные проблемы, связанные с деятельностью женщин-ученых. Проблема гендерного неравенства, исторически укоренившееся недооценка вклада женщин в науку, проблема совмещения женщиной семейной и профессиональной сфер, дискриминация женщин с общим подъемом феминизации в условиях экономической неустойчивости России.
Нельзя не оценить вклад российских женщин-ученых в современную науку. Наши женщины прекрасно справляются и с ролью мамы и с ролью ученого. Однако, для роста и поддержки научной карьеры женщин необходимо: разработать специальные программы поддержки женщин-ученых: как ярких, одаренных, выделяющихся из общих рядов, так и рядовых, с целью повышения их самосознания и самооценки; должны быть устранены любые формы административных барьеров, связанные с полом работающего; обеспечение работой всех женщин — выпускниц вузов; предоставление преимущества трудоустройству женщин в тех научных отраслях, где они меньше представлены; специальная финансовая поддержка роста научной квалификации женщин, возврат их к научной деятельности после перерыва по уходу за детьми; установление при необходимости гибкого графика рабочего времени; содействие деятельности женских научных организаций.
Государство играет ключевую роль в достижении поставленной цели. Только выбор государственными органами необходимой политики может обеспечить реальную перспективу женского лидерства в науке и высшей школе.
1. Пушкарева Н. Женщина плюс, “История дискриминационных практик в отношении российских женщин-ученых”, №1, 2004г.
2. Золотухин В. Ведомости, пятница. ”Еще и мать” №12 (195).
3. Миронов И. Троцкий вариант №5 (24), 17 марта 2009г.
4. Народное слово. Женщины-ученые и развитие науки, 15.02.2008г.
5. Руковицина М. Итоги конференции Всероссийская научно-практическая конференция “Гендерное образование в России: состояние и проблемы становления”, 17 октября, 2008г.
6. Таницкая М. Информационный Бюллетень Центра Международного сотрудничества СПбГУ ИТМО, декабрь 2005г.
7. Проскурина (Ярович) Феминизация науки как социологическая проблема, 2002г.
8. Винокурова Н.А. Женщины в науке и образовании: гендерное равенство и неравенство - 2009, 299-311.
9. Сычева С. Портрет и статус женщины-ученого / С. Сычева // Независимая газета, 22.11.2006.
10. h**t://w*w.proza.r*/2007/02/267
11. Хоткина З.А. Гендерная асимметрия в сфере занятости // Материалы Первой российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96". М.: МЦГИ, 1997.
12. Емельяновой Т.П, Щавелева М.А. Статья “Социальные представления о женщине –научном работнике”.
Тема: | «Роль женщины в науке» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 23 | |
Цена: | 350 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Женщина в православной церкви
Статья:
Женщина в православной церкви
Курсовая работа:
Роль женщины в управлении корпорацией
Дипломная работа:
Образ женщины в художественной культуре XIX века
Дипломная работа:
Образ женщины в английских фразеологизмах