Реферат

«Роль женщины в науке»

  • 23 страниц
Содержание

1. Введение….3

2. Четыре подхода к рассмотрению проблемы….4

3. Социально-психологический портрет современной женщины-ученого….9

4. Специфика научной деятельности женщин в России.10

5. Конференции, рассматривающие проблемы женщин в науке….12

6. Есть женщины в нашей науке….18

7. Заключение….22

8. Список литературы…23

Введение

В 21 веке имеет место противоречивость взглядов на роль женщины в научной сфере. Наука – это одна из сфер деятельности, функция которой состоит в выработке и теоритической систематизации знаний о действительности, и в отличие от других сфер, отличается своей объективностью, способностью проникать в сущность вещей и процессов. Во все времена ключевые позиции в науке занимали мужчины, хотя научные открытия делали и женщины.

Сегодня в Российской академии наук успешно занимаются более сорока процентов женщин (двадцать четыре тысячи). Однако, из шестидесяти тысяч академиков, всего 9 женщин. Все больше появляется женщин в лабораториях, но процент женщин-ученых по-прежнему низок? Почему же количество женщин в науке разительно отличается от мужчин?

Цель реферата: показать место и роль современной женщины в науке.

Задачи: выявить причины слабой интеграции женщин в науку и найти пути решения данной проблемы.

Фрагмент работы

Четыре подхода к рассмотрению проблемы

А) Биологический. Заключает проблему различий в умственных способностях мужчин и женщин. Биологический подход полностью не нашел подтверждения у опрошенных женщин. Так, на вопрос: “Считаете ли вы, что существует различие в познавательных, умственных способностях у мужчин и женщин, женщины отвечали: Природа все делить поровну, и здесь я не вижу особой связи с полом”, “Женщина даже где-то умнее мужчин, мудрее что ли”. Мужчину же, наоборот, наиболее часто апеллировали к этой причине.

Тем не менее, факт считается остается фактом, что очень долгое время наука базировалась на мнении, что мужчина – дух, женщина – природа. Тем самым подчеркивалась социобиологическая предопределенность женской неполноценности в науке, часто связанная с ее интеллектуальными способностями. В подтверждение вышесказанного даже имеется теория, представленная Эрхардом, которые считают, что женщина может добиться успеха в науке, если у нее будет наблюдаться повышенное содержание мужских гормонов. При таком подходе женщины могут преуспевать лишь сознательно или неосознанно, имитируя черты, присущие мужчине, подражая мужчинам в выборе поведения ы научном обществе.

Б) Второй подход выдвигает в качестве главной принцип совмещения женщинами семейных и профессиональных ролей. Профессиональная деятельность женщины –ученого чаще зависит от необходимости менять место работы. Основным фактором является то, что нужно объединять семью и научную деятельность. Научная работа не легка – нет фиксированного рабочего времени, необходимо постоянное усовершенствование своих знаний. На вопрос интервью: “Почему женщины в науке имеют низкий статус”, почти все женщины ответили: “Нужно совмещать работу и дом, женщина всегда разрывается между работой и семьей”. Опрошенные мужчины также подчеркивали совмещение профессий и семейных ролей как сдерживающий фактор: “Женщине порой трудностей приходится преодолевать больше, чем мужчине. Она несет двойную нагрузку”.

Таким образом, чтобы женщина могла объединить научную карьеру и материнство, нужна стойкая финансовая ситуация и поддержка общества.

В) С точки зрения психологического фактора низкую продуктивность женщин нередко связывают и с отрицательным влиянием таких факторов, как неуверенность в себе и низкий уровень самооценки.

Социально-психологический портрет современной женщины-ученого

Российская женщина-ученый переходного периода от социалистической к рыночной экономики (рубеж XX и XXI вв.) – человек среднего, часто предпенсионного или пенсионного возраста, работающая в окружении себе подобных, руководимым мужчиной – ровесником или младшим по возрасту. Она происходит из семьи служащих или ученых, чаще замужем, имеет одного, реже двух детей. Она мало времени уделяет семье, обладает определенными особенностями мужского характера и т.д. Как правило, состоят в браке и имеют детей. У них низкий доход, покрывающий менее половины семейного бюджета. Большинство из них имеет высшее образование и учёную степень, а нередко два высших образования. Работают они 42,15 часа в неделю, и часто имеют ненормированный рабочий день. Характеризуются довольно высокой степенью эмоциональной вовлечённости в работу. Стремятся к такой работе, где они были бы наделены большей управленческой властью, избежав при этом ответственности, риска и напряжённого графика работы. Наибольшая удовлетворённость у них содержанием работы, наименьшая - в её оплате. Женщина-ученый умна, педантична, эффективна в делах, независима, сдержана, коммуникабельна, целеустремленная, дисциплинированная, смелая, нередко может оказаться “старой девой”.

Заключение

Исследовав различные источники по данной теме, мы видим многочисленные проблемы, связанные с деятельностью женщин-ученых. Проблема гендерного неравенства, исторически укоренившееся недооценка вклада женщин в науку, проблема совмещения женщиной семейной и профессиональной сфер, дискриминация женщин с общим подъемом феминизации в условиях экономической неустойчивости России.

Нельзя не оценить вклад российских женщин-ученых в современную науку. Наши женщины прекрасно справляются и с ролью мамы и с ролью ученого. Однако, для роста и поддержки научной карьеры женщин необходимо: разработать специальные программы поддержки женщин-ученых: как ярких, одаренных, выделяющихся из общих рядов, так и рядовых, с целью повышения их самосознания и самооценки; должны быть устранены любые формы административных барьеров, связанные с полом работающего; обеспечение работой всех женщин — выпускниц вузов; предоставление преимущества трудоустройству женщин в тех научных отраслях, где они меньше представлены; специальная финансовая поддержка роста научной квалификации женщин, возврат их к научной деятельности после перерыва по уходу за детьми; установление при необходимости гибкого графика рабочего времени; содействие деятельности женских научных организаций.

Государство играет ключевую роль в достижении поставленной цели. Только выбор государственными органами необходимой политики может обеспечить реальную перспективу женского лидерства в науке и высшей школе.

Список литературы

1. Пушкарева Н. Женщина плюс, “История дискриминационных практик в отношении российских женщин-ученых”, №1, 2004г.

2. Золотухин В. Ведомости, пятница. ”Еще и мать” №12 (195).

3. Миронов И. Троцкий вариант №5 (24), 17 марта 2009г.

4. Народное слово. Женщины-ученые и развитие науки, 15.02.2008г.

5. Руковицина М. Итоги конференции Всероссийская научно-практическая конференция “Гендерное образование в России: состояние и проблемы становления”, 17 октября, 2008г.

6. Таницкая М. Информационный Бюллетень Центра Международного сотрудничества СПбГУ ИТМО, декабрь 2005г.

7. Проскурина (Ярович) Феминизация науки как социологическая проблема, 2002г.

8. Винокурова Н.А. Женщины в науке и образовании: гендерное равенство и неравенство - 2009, 299-311.

9. Сычева С. Портрет и статус женщины-ученого / С. Сычева // Независимая газета, 22.11.2006.

10. h**t://w*w.proza.r*/2007/02/267

11. Хоткина З.А. Гендерная асимметрия в сфере занятости // Материалы Первой российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96". М.: МЦГИ, 1997.

12. Емельяновой Т.П, Щавелева М.А. Статья “Социальные представления о женщине –научном работнике”.

Покупка готовой работы
Тема: «Роль женщины в науке»
Раздел: Философия
Тип: Реферат
Страниц: 23
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика