Курсовая работа

«Законность и правопорядок»

  • 44 страниц
Содержание

Введение….3

Законность - важнейшая правовая категория….5

Законность: содержание, признаки.….5

Принципы законности ….7

Гарантии законности …. 14

Понятие и виды гарантий законности.…. 14

Проблемы реализации законности в Российской Федерации …. 15

Причины нарушения законности в РФ ….…18

Трудности реализации российского законодательства.….23

Заключение…29

Список литературы…31

Введение

В настоящее время учёными весьма активно обсуждается проблема формирования гражданского общества и правового государства. Но в условиях системного кризиса переживаемого нашей страной, все эти рассуждения останутся благими пожеланиями без надлежащего уровня законности и правопорядка. Их укрепление – один из путей преодоления правового беспредела и нигилизма, которые стали неотъемлемыми спутниками повседневной действительности.

Законность – атрибут существования и развития демократически организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, образования и функционирования гражданского общества (в том числе его важнейшего элемента – рынка), осуществления демократии, научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата. Законность обязательна для всех элементов государственного механизма, гражданского общества и для всех граждан.

Проблемы обеспечения и укрепления законности всегда были в центре внимания государства и общества. Данная проблематика глубоко исследовалась советскими и исследуется сейчас российскими учёными- юристами (С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.И. Байтин и другие).

Многие выводы, сформулированные советскими учёными – юристами, такими как Н.Г, Александров, В.В. Борисов, М.С. Строгович, не утратили значения и в настоящее время (о понятии и сущности законности, о структуре законности, о её требованиях, о месте законности в системе правовых категорий и др.). В советский период государство вмешивалось почти во все сферы человеческой жизни гражданина, личности, причём оно обеспечивало себе эту возможность изданием и применением соответствующих законов. Поэтому объективной задачей было теоретическое изучение того, как законы и их исполнение работали на тотальное огосударствление личной жизни, общественной деятельности каждой личности; защищали органы государства, должностных лиц от угроз поставить их под контроль общества, граждан; и, наконец, как законы и их исполнение обеспечивали безопасность личности, а также дарованную в ограниченных размерах этой личности свободу. По существу всё это охватывалось понятием “социалистическая законность”.

В период становления демократического правового государства, требуется иной подход к проблемам законности: законность не делится на буржуазную или социалистическую - законность либо есть, либо её нет; в Российском государстве утверждаются идеалы, принципы, концепции правового государства - соблюдение общепризнанных демократических прав и свобод граждан и реальность их судебной защиты; господства права в обществе разделение властей и тд.

В настоящее время, проблемы законности приобретают особую актуальность, поскольку для реально складывающейся ситуации в стране характерны такие негативные явления как девальвация роли закона, бездействие общеправовых принципов и норм, конкуренция источников права, противоречия между различными нормативными актами, наличие множества нормативно установленных федеральными, региональными и местными властями особых прав – привилегий, специальных правовых режимов разного рода правовых исключений и льгот в пользу отдельных лиц, групп, профессий, сфер деятельности, социальных слоёв, территорий и тд.

Российская Конституция2 указывает на законность в ряде статей. Российская Федерация рассматривается Конституцией как демократическое федеративное правовое государство (ст.1). Согласно ст. 4 Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст.15).

Обеспечение законности и правопорядка согласно ч.1 ст.72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Концепция права и правовой законности, содержащаяся в Конституции, является её несомненным достоинством. Вместе с тем многие положения Конституции носят пока декларативный характер. Существует большой разрыв между соответствующими конституционными нормами и фактически складывающейся действительностью.

Строительство нового федеративного государства в России, сопровождаемое “парадом суверенитетов” субъектов Федерации и “войной законов”, ещё далеко от своего надлежащего завершения, от прочного утверждения единой суверенной государственной власти в Российской Федерации, единой системы действующего права, единой законности и правопорядка.

Постсоветское государство и право пока ещё не справляются со своими основными функциями, с утверждением в стране режима законности и правопорядка.

Что такое законность в правовом государстве? Каковы причины нарушения законности в стране? В чём заключаются трудности реализации российских законов? Кто нами правит закон или люди стоящие над законом? Эти и другие вопросы подтолкнули меня к выбору указанной темы.

Целью настоящей курсовой работы является исследование проблем законности в условиях формирования правового государства и гражданского общества.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

• рассмотреть теоретические аспекты законности;

• определить современное состояние законности;

• выявить причины нарушения законности в Российской Федерации;

• выяснить трудности реализации законодательства,

• раскрыть проблему укрепления законности в сфере государственного управления.

Заключение

В последнее время в средствах массовой информации нередко пишут о том, что часть нашего общества стремиться к установлению диктатуры, мечтают о “сильной руке”. Это заблуждение. Просто люди устали от беззакония, нарушения их прав, непредсказуемости осуществляемых государственных мер, неуверенности в завтрашнем дне. Они хотят законности, стабильности и в этих естественных желаниях и стремлениях людей нельзя усматривать мечты о диктаторском режиме.

Законность, порядок, стабильность – вот признак сильного государства основанного на праве. Порядок диктаторского режима имеет иные основания – страх и насилие. И едва ли значительные социальные силы, даже ориентирующиеся на социалистические идеи, захотели бы позаимствовать такие средства упорядочивания общественных отношений.

В нынешней кризисной ситуации аналитики ищут истоки кризисных явлений в экономических просчётах, политическом противостоянии, слабости и раскоординировании различных ветвей власти, неоднородности общественного сознания. Безусловно, эти факторы оказали существенное влияние на возникновении кризиса. Однако следует подчеркнуть основную стратегическую ошибку в деятельности государства, всех его структур, которая породила такие драматические последствия. Она состоит в том, что законность грубо попиралась практически во всех сферах общественных отношений – экономической, социальной, политической, национальной. Такая ситуация вызвала массовое негативное отношение к власти, неверие в реальность провозглашённых принципов и, как следствие, - грубое нарушение законности гражданами.

Неубедительность российских реформ, от которых устала страна, и измучился народ – результат чрезвычайно неэффективного государственного управления. Власть обязана опираться на закон и сформулированную в соответствии с ним единую вертикаль власти.

Россия в ХХI веке – это, прежде всего сильная Федерация с прочно состыкованными, стабильно и плодотворно работающими федеральными и региональными законами. Между тем, в Российской Федерации действует сегодня 70 тысяч документов, и это не считая ратифицированных междугосударственных (международных договоров), кроме того, в правовой системе полтысячи действующих доныне законов Союза ССР1. Мы просто тонем в океане законодательных бумаг, многие из которых, как известно не работают, а иные то и дело вступают в противоречия друг с другом. Такой океан законов, актов, указов нельзя не только изучать, но и понять. Вот еще, почему большинство наших граждан эти законы просто не выполняют, хотя и помнят про устрашающую формулировку: незнание закона не освобождает от ответственности. В лучшем случае “правовой нигилизм” вынуждает сограждан руководствоваться либо традициями, либо своей совестью. В худшем – жить по понятиям.

Между тем, строгое и неуклонное соблюдение и исполнение законов – не менее значимый ресурс национального подъёма, чем экономическая стратегия или социальные программы. Это – важнейший инструмент социально-политических и экономических преобразований, единственно возможный для новой России путь улучшения жизни людей.

Хочется надеяться, что формирующееся в России институты гражданского общества скажут свое слово в упрочнении законности. Гражданское общество должно стать полноценным партнёром государства. Кроме того, правовая политика государства должна быть направлена на координацию всех структурных элементов механизма правового регулирования. Мало принять тот или иной закон, нужно создать “механизм”, обеспечивающий его проведение в жизнь, реализацию правовых норм. Всё вышеизложенное диктует жёсткие требования к науке и практике по разработке и реализации целостной концепции укрепление законности в стране, поскольку без утверждения законности невозможно, обеспечение устойчивости общества.

Хочется верить, что в ближайшем будущем российское общество станет гражданским, а государство правовым.

Список литературы

Нормативные акты.

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2.Федеральный конституционный закон от 12 июля 1994 г. (с изм. от 8 февраля 2001 г.,15 декабря 2001г.) “ О Конституционном суде Российской Федерации” // СЗ РФ. 1994. №13. Ст.1447; 2001. №7. Ст. 607; Российская газета. 2001. 20 дек.

3.Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г.) “О судебной системе в РФ” // СЗ РФ.1997. №1.Ст.1; 2001.№51. Ст.4852.

4.Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. (с изм. и доп. от 31 декабря 1997) “О Правительстве РФ” //СЗ РФ.1997. №51. Ст.5721;1998. №1. Ст.1.

5.Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1996. С.220.

6.Кодекс об административных правонарушениях. М.,1997.С.430.

7.Федеральный закон от 6 октября 1999 г. (с изм. и доп. от 29 июля 2000г., 8 февраля 2001г) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" //СЗ РФ.1999.№42.Ст.5005; 2000. №31. Ст.3205; 2001.№7. Ст.608.

8.Федеральный закон от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации"// СЗ РФ.1999. №26. Ст.3176.

9.Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.11.95 (с изм. и доп. от 10 февраля 1999г., 19 ноября 1999г., 2 января 2000г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.) // СЗ РФ.1995.№47. Ст.4472; 1999. №7. Ст.878; №47. Ст.5620; 2000. №2. Ст.140; 2001. №1.(ч.1) Ст.2; №53. (ч.1) Ст. 5018.

10.Федеральный закон “Об органах федеральной службы безопасности” от 3 апреля 1995г. (с изм и доп. от 30 декабря 1999г., 7 ноября 2000г., 30 декабря 2001 г.) //СЗ РФ.1995. №15. Ст.1269; 2000. №1.Ст.9; №46. Ст.4537; 2001. №53. Ст.5030.

11.Федеральный закон от 24 июня 1993г. (с изм. и доп. от 17декабря 1995 г.,7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г.) “ О федеральных органах налоговой полиции” // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1993. №29.Ст.1114; СЗ РФ. 1995.№51. Ст.4973; 2000. №46. Ст.4537; 2002. №1. Ст.5030.

12.Федеральный закон от 13 января 1996 г. (с изм. и доп. от 16 июля 1997, 20 июля,7 августа, 27 декабря 2000 г.,30 декабря 2001., 13 февраля, 21 марта 2002 г.) “О внесении изменений и дополнений в закон РФ “Об образовании” // СЗ РФ. 1996. №3. Ст.150; 1997.№47. Ст.5341; 2000.№39. Ст.3120; № 33. Ст.3348; 2001. №1.Ст.2; №53. Ст.5030; 2002; №7. Ст. 631.

13.Федеральный закон от 26 июня 1992 г. (с изм. от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 августа 1999 г., 20 июня 2000г., 15 декабря 2001.) // Российская газета. 1992. 29 авг.; СЗ РФ. 1995. №26.Ст.2399; 1999. № 29. Ст. 2736; 2000. №26. Ст. 2736; 2001. №51. Ст.4834.

14.Федеральный закон от 27 апреля 1993. (с изм. от 14 декабря 1995г.) “ Об обжаловании в суд действий и решений нарушивших права граждан” //СЗ РФ. 1993. № 8. Ст. 117; 1995. № 51.Ст.4970.

15.Указ Президента РФ от 10.08.2000 г. N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3356.

16.Указ Президента РФ от 18 октября 1996г. “ Об утверждении Положения о Комиссии по правам человека при президенте РФ” //СЗ РФ.1996.№ 43.Ст. 4886.

17.Указ Президента РФ от 02.08.99 № 954(с изм. от 8 июня 2000 г.) “Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации” // СЗ РФ. 1999. №32.Ст. 4043;2000. №24.Ст.2546.

18.Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. (с изм. от 27июня 2000) “ О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы” // СЗ РФ. 1996. №24. Ст. 2868; 2000.№27.Ст.2821.

19.Указ Президиума Верховного Совета СССР в редакции от 4 марта 1980 г (с изм. от 2 февраля 1988г.) “О рассмотрении обращений граждан в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления”// Ведомости Верховного Совета СССР.1980.№11.Ст. 192; 1988.№6.Ст. 94.

20.Постановление Правительства РФ от 29.11.00 № 904 “Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ” // СЗ РФ. 2000. № 49. Ст. 4826.

21.Постановление Правительства РФ от 03.06.95 № 550 ( с изм. и доп. от 29 ноября 2000г.) "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации"// СЗ РФ. 1995. №24. Ст.2281;2000. № 49. Ст. 4826.

22.Приказ Министерства юстиции РФ от 10.06.00 № 176 “О первоочередных мерах по активизации работы Министерства юстиции РФ по обеспечению единства правового пространства РФ”// Бюллетень Министерства Юстиции.2000. №7.

23.Постановление Конституционного суда РФ от 16.06.98 № 19-П “По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126, 127 Конституции РФ”//Вестник Конституционного суда РФ.1998.№5.

24.Постановление Конституционного суда РФ от 9 января 1998 г. “По делу о проверке Лесного кодекса РФ”.//СЗ. РФ.1998. №3. Ст.429.

Книги, статьи, авторефераты диссертации.

1.Бахрах Д.Н. Вопросы законности в государственном управлении //Правоведение.1993. №2.

2.Выступление при представлении ежегодного Послания Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию РФ 30 марта 1999 г. "Россия на рубеже эпох" // Российская газета.1999. 30 марта.

3.Выступление В.В. Путина при представлении ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 8 июля 2000 г. "Какую Россию мы строим" // РФ сегодня. 2000. №14.

4.Выступление В.В. Путина при представлении ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 18 апреля 2002 г. “России надо быть сильной и конкурентоспособной” // Российская газета. 2002. 19апр.

5.С.3.Высоцкий П.А. О причинах недостаточной эффективности деятельности существующих механизмов по обеспечению конституционной законности. // Бюллетень Министерства Юстиции РФ. 2000. №7.

6.Ефремов А.Ф. Теоретические и практические проблемы законности в Российском государстве: Автореф. дисс. на соискание ученой степени докт. юрид. наук. Саратов, 2001.

7.Зиновьева М.Ю. Понятие гарантий законности и их виды // Вопросы теории государства и права. 1998. №1. С.96.

8.Исаков В. Законотворчество не любит спешки // РФ сегодня. 2001.№10. С.16.

9.Лаврентьев А.Р. Коллизии института юридической ответственности: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. юридических наук. Н.Новгород, 1999. С.22.

10.Общая теория права и государства/ Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С.340.

11.Пиголкин А.С. Язык закона: черты, особенности // Язык закона. М., 1990.С.22.

12.Пыхтин С. Сколько законов нужно России? // РФ сегодня. 2000. №16. С.12.

13.Проблемы обеспечения законности в механизме правоприменения. Волгоград,1991.

14.Строев Е. Вызовы времени и наш ответ. // РФ сегодня. 2001. №11.С 12.

Стучка П.И. Учение о советском государстве и его Конституции. М., 1993. С.221.

15.Становление государственности и местного самоуправления в регионах России. Саратов, 1996.

16.Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. С.523.

17.Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. М., 2000. С 220.

18.Теория государства Теория государства и права /Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1997. 485с.

19.Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.А. Катаева, В.В. Лазарева. Уфа, 1994. С.389.

20.Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия. М., 1994.

21.Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. М., 2000.

22.Тихомиров Ю.А. Укрепление законности в сфере государственного управления // Законность в РФ. М., 1998.

23.Хабриева Т.А. Толкование Конституции РФ: теория и практика. М., 1998.

24.Хлопонин А. Стыдно жить бедно в богатой стране // РФ сегодня. 2001. №19.

25.Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.,1999. С. 480.

26.Щинд В.И. Некоторые вопросы управления в органах прокуратуры (Методический аспект) //Проблемы теории законности, методологии и методики прокурорского надзора: Сборник науч. трудов. М., 1994. С. 27.

Покупка готовой работы
Тема: «Законность и правопорядок»
Раздел: Государство и право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 44
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика